Теоритическая часть к государственному квалификационному экзамену 1 страница

по дисциплине «Экскурсоведение»

  1. История развития экскурсионного дела на белорусских почвах.
  2. Сущность, функции и признаки экскурсий.
  3. Классификация экскурсий.
  4. ступени и Этапы подготовки новой экскурсии.
  5. обоснование и Выбор темы экскурсии. Определение её задач и цели.
  6. изучение и Подбор источников информации при подготовке новой экскурсии.
  7. изучение и Отбор экскурсионных объектов.
  8. Разработка маршрута экскурсии. Объезд (обход) маршрута.
  9. Составление экскурсионных текстов. Отличия между контрольным и личным текстами экскурсии.
  10. Формирование «портфеля экскурсовода». Условия отбора наглядных пособий, требования к их оформлению и внешнему виду.
  11. Составление технологической карты экскурсии.
  12. Последняя ступень подготовки новой экскурсии: рецензирование документов, приём (сдача) и утверждение экскурсии.
  13. требования и Сущность методики проведения экскурсии.
  14. Показ, как главный элемент экскурсии. Методические приёмы экскурсионного показа.
  15. Рассказ в экскурсии. Методические приёмы экскурсионного рассказа.
  16. Особенные методические приёмы проведения экскурсий.
  17. Внеречевые средства общения в экскурсионной работе. Классификация жестов.
  18. Техника проведения экскурсии.
  19. проведения и Особенности подготовки обзорных (многоплановых) экскурсий.
  20. проведения и Особенности подготовки исторических экскурсий.
  21. проведения и Особенности подготовки загородных и производственных экскурсий.
  22. проведения и Особенности подготовки природоведческих экскурсий.
  23. проведения и Особенности подготовки литературных экскурсий.
  24. проведения и Особенности подготовки искусствоведческих экскурсий.
  25. проведения и Особенности подготовки архитектурно-градостроительных экскурсий.
  26. проведения и Особенности подготовки музейных экскурсий.
  27. Экскурсия в педагогической практике.
  28. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию.
  29. Определение понятия «экскурсовод». Должностные обязанности экскурсовода.
  30. Главные требования к личности экскурсовода.
  31. Опытное мастерство экскурсовода: сущность, пути и слагаемые совершенствования.
  32. Культура речи экскурсовода.
  33. Планирование экскурсионных одолжений. Изучение спроса в области экскурсионного обслуживания.
  34. Уровень качества экскурсионного обслуживания. Обычные недочёты при проведении экскурсий.
  35. Увеличение эффективности экскурсионной деятельности.

pТеоритическая часть к государственному квалификационному экзамену 1 страница

Ответы к теоритической части к национальному квалификационному экзамену

по дисциплине «Экскурсоведение»

1. История становления экскурсионной деятельности в Республике Беларусь.

Главные этапы развития экскурсионной деятельности:

1) дореволюционный (финиш XIX в. — до 1917 г.) — зарождение экскурсионной деятельности. Первые описания путешествий по Беларуси были размещены в 1853-1856 гг. в издании “Современник” видным этнографом и белорусским публицистом П.М. Шпилевским.

Он совершил изучения географического, филологического, этнографического характера, а итог изложил дешёвым для читательского восприятия языком.

Беларусь в его описании – край богатой истории, гениального народа, самобытной мифологии. Такие труды П.М. Шпилевского, как ”Поездка в западные губернии”, Западнорусские очерки, Белоруссия в характеристических описаниях и фантастических ее сказках и особенно Путешествие по белорусскому краю и Полесью известны многим поколениям белорусов.

Мысль первых организованных поездок на протяжении летних каникул принадлежала преподавателям гимназий Витебска. В 1860-е гг. они вместе с обучающимися старших классов отправлялись в туристические поездки но Западной Двине.

2) коммунистический (с 1917 по 1945 г.). В случае если до Октябрьской революции путешествия, туризм как вид отдыха были доступны только представителям имущих классов, то по окончании 1917 г. темперамент туристического перемещения изменился коренным образом, в него включились широкие веса трудящихся. Центрами туристической работы стали фабрично-заводские клубы.

В 1931 г. в Минске сформировалось Оргбюро Белорусского общества экскурсий и пролетарского туризма (ОПТЭ), а на периферии (в Витебске, Бобруйске, Орше, Жлобине) раскрывались районные бюро. Вопросы отдыха и туризма освещались в журналах и книгах (Асвета, Камунистычнае выхаванне), велось составление экскурсионного путеводителя по БССР. В 1936 г. в Минске открылась Детская туристская станция, а по окончании войны — Республиканская детская туристско-экскурсионная станция, и областные в Могилеве (1946), Витебске и Гродно (1951), Бресте (1953), Гомеле (1957).

3) Современный. Как это ни парадоксально, Беларусь довоенная считалась бесперспективной для туризма. Начиная с 1951 г. обстановка изменилась.

К примеру, Беларустурист — одна из старейших туристических организаций — ведет отсчет собственной деятельности с 23 июня 1951 г. Экскурсионные бюро создавались в Могилеве, Гродно, Гомеле, Витебске, Барановичах.

И в каждом из них прежде всего разрабатывалась обзорная экскурсия но городу, подготавливались и проводились кроме этого исторические, архитектурно-градостроительные, природоведческие, производственные, музейные экскурсии. Главным направлением республиканских бюро экскурсий и путешествий, была военно-историческая тематика. Наряду с этим осуществлялся дифференцированный подход к аудитории (школьники, работники колхоза, молодежь и т.д.).

Классическими становились поезда дружбы, перемещавшиеся между республиками. Аренда теплоходов разрешила выполнять водные путешествия по Днепру, Сожу, Волге. Было освоено более 90 маршрутов.

В конце 1960-х — начале 1970-х гг. развернулась подготовка кадров с высшим образованием. В1975 г. 2000 экскурсоводов проводили экскурсии по 900 темам.

К 1987 г. в совокупности туристическо-экскурсионных организаций Беларуси было создано и проводилось приблизительно 1,5 тыс. экскурсий. Для подготовки экскурсоводов при Минском бюро экскурсий и путешествий были созданы особые направления увеличение квалификации.

С началом перестройки повсеместное введение хозрасчета обернулось кризисом экскурсионного дела. Люди прекратили ездить на экскурсии. Большая часть бюро прекратили заниматься экскурсионной деятельностью, за пара лет экскурсионное обслуживание пришло к полному забвению.

Турфирмы занялись шоп-турами. К началу 1990-х гг. в бюро фактически не осталось экскурсоводов и методистов.

1991 год стал переломным этапом в развитии экскурсионного дела в Республике Беларусь. С обретением национальной независимости и переходом на совсем иные правила национального устройства, ветхие подходы к экскурсионному делу стали неприемлемыми. Те огромные масштабы экскурсионной деятельности, каковые были в СССР, провалились сквозь землю в одночасье.

Показалась неприятность организации собственной экскурсионной программы в Республике Беларусь.

А это потребовало квалифицированных кадров на уровне отдельного страны. Второй проблемой развития экскурсионного дела стала неприятность финансирования экскурсионной деятельности. Огромную роль в развитии экскурсионного дела периода становления национальной независимости Республики Беларусь сыграло расположение нашей страны.

возможность и Открытие границ путешествовать благоприятно отразились на географии экскурсионных маршрутов в Республике Беларусь.

Необходимым пунктом нахождения наших соотечествеников стало посещение соседних Польши и стран Литвы.

Но нарастание социально-финансовый кризиса отрицательно сказалось на развитии экскурсионного дела в Республике Беларусь. Наметился оттекание квалифицированных экскурсоводов в другие сферы деятельности, почти прекратилась методическая работа в экскурсионном бюро, были невостребованными многие тематические экскурсии, начался процесс дисквалификации экскурсоводов, ввиду отсутствия единого координационного экскурсионного центра, и из-за отсутствия какого-либо правового оформления данного вида деятельности. Всё это стало причиной резкому понижению качества того маленького количества экскурсий, каковые ещё проводились в республике.

По мере становления рыночных взаимоотношений стихийное развитие туризма неспешно начало покупать определённые отраслевые показатели. В первую очередь, началось формирование нормативно-правовой базы туризма. Показались нормативные документы, каковые регулировали туристическую деятельность в РБ.

В 1995 г. было организовано Министерство туризма и спорта Республики Беларусь, благодаря которому восстановилась управляемость туристическим сектором страны со стороны страны. Туризм стал деятельностью, подлежащей лицензированию, что должно было повысить уровень качества туруслуг, уровень туристического и экскурсионного обслуживания.

23 сентября 1996 г. была организована Белорусская ассоциация гидов и экскурсоводов-переводчиков. Это необязательная организация, некоммерческое юрлицо. Совещания проводятся раз в тридцать дней, членских взносов нет.

Цель — стратегии и разработка концепции туристическо-экскурсионной деятельности в Республике Беларусь, создание банка данных экскурсионных объектов и маршрутов, проведение и разработка экскурсий.

На данный момент действует Положение «О условиях и порядке проведения опытной аттестации гидов и экскурсоводов-переводчиков». УП «Национальное агентство по туризму» в соответствии с приказу МСиТ РБ от 17.08.2007 года № 802 «О проведении опытной аттестации гидов и экскурсоводов-переводчиков» назначено аттестующим органом.

2. Сущность, функции и признаки экскурсий.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово пробралось в XIX в. и первоначально означало «выбегание, армейский набег», после этого — «набег, поездка». Позднее случилось видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.»3. В современном значении сущность экскурсии — это личное либо в составе группы посещение достопримечательных мест с учебными, познавательными либо иными целями.

В соответствии с последней редакции Закона РБ «О туризме», экскурсия — туристическое путешествие физических лиц на период менее суток, посещение физическими лицами, а также туристами, в познавательных целях туристических ресурсов, вторых объектов, имеющих художественную, историческую и иную значимость, под управлением экскурсовода, экскурсовода-переводчика, иного лица, наделенного правом проведения экскурсий.

Неспециализированными показателями для всех экскурсий являются: а) протяженность по времени проведения; б) наличие экскурсантов (группы либо индивидуалов); в) наличие экскурсовода, проводящего экскурсию; г) наглядность, зрительное восприятие; д) передвижение участников экскурсии по заблаговременно составленному маршруту; е) целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы; ж) активная деятельность участников (наблюдение, изучение объектов).

Каждая экскурсия выстроена на следующих правилах: научность (информация о событиях и явлениях дается с позиций объективной научного стиля и оценки изложения материала), идейность, правдивость, сообщение теории с практикой, доходчивость, убедительность.

С учетом идейно-политической направленности функциями экскурсий являются: информационная, воспитательная, снабжающая содержательность отдыха, общеобразовательная, расширяющая культурный и особый (технический) кругозор, формирующая интересы человека, экономическая, переподготовка (и специализированная подготовка кадров).

Путь развития экскурсии идет по линии трансформации ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, к примеру, поиск лечебных трав. После этого перед ней поднялись научные задачи, такие как обнаружение экспонатов для краеведческого музея.

Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсиями общеобразовательную цель.

Рвение улучшить воспитательную работу, сделать ее более действенной перевоплотили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы. На данный момент экскурсия выступает как что-то законченное, целостное, имеющее собственные признаки и специфические функции, необычную личную методику.

В значительной мере она обогатилась по содержанию, методике преподнесения и формам проведения материала и характеризуется как обязательный атрибут идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Экскурсия – целенаправленный процесс познания окружающей действительности, выстроенный на заблаговременно подобранных объектах, проходящий под управлением экскурсовода в соответствии с темой в конечно воссозданных условиях.

Показ объектов происходит под управлением квалифицированного эксперта — экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, познание исторического события, связанного с этим объектом, подводит экскурсантов к оценкам и необходимым выводам, получая тем самым нужной эффективности мероприятия.

3. Классификация экскурсий.

Классификация экскурсий – это распределение экскурсий по однородным группам в соответствии с свойственными этим группам показателями (параметрами). Любая несколько экскурсий имеет свойственные ей компоненты, особенности и специфику. Группы делятся на подгруппы и потом на классы.

Классификация содействует выделению главных линия экскурсий, определяющих темперамент их разработки, проведения и составления.

Параметры, положенные в базу классификации экскурсий — содержание, тематика, количество и состав участников, место проведения, форма проведения, метод передвижения, длительность, цикличность.

По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (многоплановые, затрагивающие пара тем) и тематические. Со своей стороны тематические экскурсии подразделяются на пара групп, любая из которых потом классифицируется на подгруппы: природоведческие, экологические, исторические, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, производственные.

По количеству и составу участников экскурсии подразделяются на личные, для местных жителей, приезжих туристов, взрослых и школьников, сельских жителей и городских и т. д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения трансформаций в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их длительность.

По месту проведения экскурсии бывают: муниципальные, загородные, производственные, музейные, в пути следования (дорожный обзор), комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По методу передвижения — пешеходные и с применением разных видов транспорта.

Преимущество пешеходных экскурсий пребывает в том, что, создавая нужный темп перемещения, они снабжают благоприятные условия для рассказа и показа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) складываются из двух частей: анализа экскурсионных объектов (к примеру, культуры и памятников истории) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с чёртом памятных мест и памятников, мимо которых направляться несколько.

По форме проведения экскурсии смогут быть разными:

— экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту в один момент на 10—20 автобусах, в каждом из которых трудится экскурсовод. Такие экскурсии смогут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздничные дни и т. д.;

— экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

— экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

— экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

— экскурсия-спектакль.

По цикличности проведения экскурсии подразделяются на единичные (охватывающие одну тему) и тематические (объединенные неспециализированным заглавием).

Длительность экскурсии образовывает от 1 акад. часа (45 мин) до суток.

Кратковременные туры (от 1 до 3—4 дней) именуют маршрутом выходного дня, в них возможно предусмотрено пара экскурсий различной длительности.

4. ступени и Этапы подготовки новой экскурсии.

К процессу разработки новой экскурсии относятся следующие этапы:

1) выбор темы экскурсии;

2) определение её задач и цели;

3) подбор литературных источников;

4) изучение и определение вторых источников информации;

5) ознакомление с фондами и экспозициями музеев;

6) изучение и отбор экскурсионных объектов;

7) разработка маршрута экскурсии;

8) объезд (обход) маршрута;

9) создание контрольного текста экскурсии;

10) отбор дополнительного наглядного материала;

11) выбор методических приёмов;

12) составление технологической карты экскурсии;

13) формирование личного текста;

14) получение заключения о технологической карте и тексте экскурсии;

15) проведение пробной экскурсии;

16) утверждение экскурсии.

Подготовка новой экскурсии проходит три главных ступени:

O Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по данной теме, определение задач и цели экскурсии). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет выстроена экскурсия.

O Яркая разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, складывающейся из нескольких главных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор самые эффективных рассказа и методических приёмов показа на протяжении проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами личных текстов.

O Последняя ступень – прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии начальником экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших собственную тему, до работы на маршруте.

  1. обоснование и Выбор темы экскурсии. Определение её задач и цели.

Тема экскурсии — это основная идея экскурсии, предмет рассказа и экскурсионного показа, стержень, что объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Любая экскурсия должна иметь собственную четко определенную тему. На выбор темы воздействует потенциальный спрос на те либо иные виды экскурсии.

Довольно часто тема подсказывается заказом компании.

Тему экскурсии не нужно отождествлять с ее заглавием (заголовком). В зависимости от состава экскурсионной задач и группы одинаковая экскурсия может иметь пара названий. Это ее имя, а при выборе имени нужно учесть последовательность рекомендаций:

• избегать всякого рода штампов, обезличивающих тему;

• не применять сокращения и аббревиатуры по слогам;

• не использовать зарубежные слова, каковые смогут привести

к двусмысленным ассоциациям.

Неспециализированные требования к заглавию экскурсии:

• индивидуальность;

• точность;

• образность;

• легкость в воспроизведении и запоминании;

• благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций;

• содержательный суть.

Полное удовлетворение этих требований — непростая задача, исходя из этого разработчику экскурсии нужен творческий подход к поиску заголовка темы.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Цель экскурсии – это то, для чего показываются экскурсантам культуры и памятники истории и другие объекты.

Назовем пара целей: воспитание патриотизма, уважения и любви к Отчизне, публично-нужному труду, к вторым народам; эстетическое воспитание, и расширение кругозора, получение дополнительных знаний в разных областях культуры и науки и т. д.

Цель носит характер, а задачи конкретны и локальны. Задачи экскурсии – достигнуть целей методом раскрытия ее темы. На протяжении экскурсионного процесса экскурсовод оказывает помощь экскурсантам заметить объекты, на базе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах нужную информацию (вторая задача), почувствовать величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками анализа и самостоятельного наблюдения экскурсионных объектов (четвертая задача).

6. изучение и Подбор источников информации при подготовке новой экскурсии.

В ходе подготовки материалов по теме экскурсии начинается с тщательного подбора литературных источников. Наряду с этим изучению подлежат следующие литературные источники: указы Президента, Законы и др. нормативно-правовые документы, и особая, научная, учебная, справочная, краеведческая и художественная литература. Помимо этого, осуществляется подбор статей, размещённых в периодической печати.

Работа по подбору литературных источников заканчивается составлением перечня. При большом количестве отобранных изданий перечень возможно поделить на две части: главная литература и дополнительная.

Не считая литературных изданий для подготовки экскурсии громадное значение имеют другие источники информации:

— экспонаты фондов и экспозиций музеев;

— материалы национальных и личных архивов;

— фотодокументы;

— звуко- и очевидцев воспоминаний и видеозаписи участников исторических событий;

— научно-популярные, хронико-документальные, учебные и художественные видео- и фильмы.

Данный этап заканчивается составлением списка источников материалов по теме экскурсии с указанием названия и местонахождения материалов.

При изучении любого источника информации по теме экскурсии рекомендуется применять следующие виды записей:

  • Конспект – краткое логическое изложение произведения, включающее следующие элементы: замысел прочтённого, тезисы, фактический материал. Различают следующие виды конспектов: вольный, тематический, хронологический, комбинированный.
  • Тезис – краткая запись документа (произведения) в целом либо отдельных его частей, в большинстве случаев, словами конспектирующего. Время от времени тезисы смогут составляться в виде ответов на вопросы.
  • Цитата – правильная выдержка (выписка) из произведения (документа). В большинстве случаев делается на отдельных карточках, где не считая самой цитаты ещё указываются: фамилия автора, наименование произведения, место его издания, издательство, год издания. Том, раздел, страница, местонахождение и название библиотеки, архива, музея, где хранится произведение (документ).
  • Выписка – краткая запись самые важных положений, примеров, фактов, формулировок. Выписку делают по окончании прочтения всего документа, в то время, когда уже сложилось неспециализированное чувство.
  1. изучение и Отбор экскурсионных объектов.

Экскурсионный объект – это предмет, по которому возможно делать выводы о характерных чертах (изюминках) определенной эры, о развитии общества в тот либо другой период, о природе страны, состоянии ее науки, культуры, искусства. В качестве экскурсионных объектов смогут выступать: памятные места, которые связаны с историческими событиями; сооружения и здания, мемориальные монументы, которые связаны с деятельностью и жизнью выдающихся личностей, градостроительства и произведения архитектуры, жилые и публичные сооружения, строения предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), строения культурного другие постройки и назначения. Природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заказники и заповедники, и отдельные деревья, реликтовые растения и др.; экспозиции национальных и народных музеев галерей , постоянных и временных выставок; монументы археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.; монументы мастерства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного мастерства, скульптура, садово-парковое и др. мастерство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

  • по содержанию – одноплановые (растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
  • по функциональному назначению – главные, каковые являются основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые на протяжении переездов (переходов) между главными объектами;
  • по степени сохранности – всецело сохранившиеся, дошедшие до наших дней со большими трансформациями, частично сохранившиеся, потерянные.

Экскурсия не должна быть перегружена громадным числом посещаемых объектов, поскольку это увеличивает ее продолжительность и приводит к утомляемости экскурсантов. Комплект объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Рекомендовано включать в обзорную экскурсию 15-20 объектов, а в тематическую – 5-10.

Существует методика балльной оценки объектов на базе определённых параметров, использование которой разрешает отобрать нужные экскурсионные объекты в оптимальном количестве. Экскурсионный потенциал объекта показа при применении данной методики оценивается в баллах с применением комплекта самые существенных параметров: познавательной сокровище, известности, экзотичности, ясности.

По познавательной ценности объекты возможно отнести к монументам интернационального (3 балла), национального (2 балла) и местного (1 балл) значения.

По известности объекты кроме этого возможно поделить на три группы: а) имеющие мировую известность, обширно обрисованные в туристско-краеведческой литературе, отмеченные на туристских картах, схемах, путеводителях (3 балла); б) узнаваемые в республике, отмеченные на туристских и краеведческих учебных картах (2 балла); в) узнаваемые узкому кругу лиц — экспертам, местным обитателям, обрисованные только в особой литературе (1 балл).

Экзотичность экскурсионного объекта определяется частотой встречаемости аналогичных объектов, наличием аналогов в местах постоянного проживания туристов. В зависимости от количества лиц, для которых этот объект представляется экзотичным, оценка может изменяться от 1 до 3 баллов:

3 балла — в случае если объект экзотичен для туристов ;

2 балла — в случае если объект экзотичен для населения республики;

1 балл — в случае если объект экзотичен для маленьких групп населения.

Ясность оценивается через фон и масштабность объекта, его окружающий. Масштабность оценивается от 1 (мемориальная доска) до 3 баллов в зависимости от возможности и размеров объекта его осмотра. Оценка фона определяется в 3 балла, в случае если фон с объектом составляют единый ансамбль (дворцово-парковые ансамбли), в 2 балла, в случае если фон подчеркивает, выделяет объект, и в 1 балл, в случае если фон не имеет значения для осмотра объекта (строение с мемориальной доской).

Кроме этого параметрами отбора смогут выступать: сохранность объекта, информативность, доступность. В наше время развития экскурсионного дела в Республике Беларусь целесообразно учитывать кроме этого такие критерии, как устойчивость к нагрузкам и емкость.

Собранная информация об экскурсионных объектах оформляется в виде карточки форматом 11 х 15 см. Карточка (паспорт) объекта включает сведения, разносторонне характеризующие экскурсионный объект. Ее реквизитами являются:

• наименования объекта: а) начальное; б) современное; в) бытующее в народе;

• список событий, которые связаны с объектом (указываются даты этих событий);

• местонахождение объекта;

• почтовый адрес;

• принадлежность территории, на которой он расположен (предприятие, колхозное либо второе хозяйство и пр.);

• описание объекта (дата сооружения, материал изготовления, стиль (архитектурный, художественный), черта, текст мемориальной надписи);

• информацию об авторах объекта;

• сохранность объекта (дата реставрации, реконструкции, прогнозируемые трансформации);

• отметка об охране объекта (на кого возложена, в то время, когда, чьим ответом);

• безопасно ли его посещение;

• список экскурсий, в которых объект употребляется;

• источники сведений об объекте (литературные, архивные и другие);

• фотографии либо второй иллюстративный материал;

• дата составления карточки, фамилия составителя.

В зависимости от вида экскурсии вероятно дополнение паспорта вторыми сведениями.

Составление карточек (паспортов) объектов завершает этап отбора.

8. Разработка маршрута экскурсии. Объезд (обход) маршрута.

Маршрут экскурсии — это шепетильно созданный путь перемещения экскурсионной группы, который связан с процессом последовательного показа объектов и рассказа о них. Маршрут экскурсии представляет собой самый удобный путь следования экскурсионной группы, содействующий раскрытию темы. Одна из задач маршрута – содействовать самоё полному раскрытию темы.

Экскурсионные маршруты смогут разрабатываться по следующим правилам:

¦ хронологическому — показ объекта сопровождается рассказом о его происхождении;

¦ тематическому — изложение материала в соответствии с темой. Этот принцип прослеживается в большинстве экскурсий, в особенности исторической тематики и литературно-биографических;

¦ комплексному — тематико-хронологическому.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные деятельности и жизни выдающихся людей.

Тунис экскурсии, рекомендации, цены, сентябрь


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: