Термины из области социальной жизни

Для второй половины XX в. свойственны дискуссии, касаsющиеся наиболее значимых неприятностей истории доклассового общества. Дискутировались неприятности периодизации, определение социальной ячейки, место матриархата (либо материнского рода), переходного периода от доклассового общества к классовому. В дискуссиях участвовали многие советские этнографы: С. П. Толстов, Ю. В. Бромлей.

Д. А. Ольдерогге, М. О. Косвен, Н. А. Бутинов, Ю. И. Семенов, Ю. П. Аверкиева, А. И. Першиц, Л. П. Потапов, Н. Н. Чебоксаров, В. Р. Кабо, Л. А. Файнберг, М. В. Крюков и др. Нельзя сказать, что спор породил истину, но позиции стали более определенными.
Необходимость пересмотра прошлых положений, в особенности периодизации доклассовой истории, предложенной Л. Морганом (дикость, варварство, цивилизация), которая основывалась на определенном комплекте предметов материальной культуры, форм семьи, была позвана несоответствием новых этнографических Данных моргановской схеме, что и предвидел Ф. Энгельс. Представление о матриархате как о периоде социально-политического господства дамы не подтверждалось настоящими фактами. Обязательность вступления в законный брак за пределами собственного рода и поселение в роде жены либо мужа (случаи Раздельного поселения супругов не были зафиксированы и выводились как гипотетические) свидетельствовали о том, что члены одного рода ни при каких обстоятельствах не могли совместно вести хозяйство.Термины из области социальной жизни Необ-

-63-

ходимо было отыскать какую-то иную социально-экономическую ячейку доклассового общества, близкую по собственной структуре определяющим явлениям классовых формаций. Преобладание патриархальных элементов в культурно отсталых обществах (австралийские аборигены, калифорнийские индейцы и т. п.), считавшихся эталоном самых ранних этапов людской истории, ставило под сомнение изначальность и глобальную распространенность материнского рода, что путали с матриархатом. Наконец, появление во время патриархата, независимого периода доклассовой эры, элементов раннеклассового общества потребовало определения его места в общей периодизации людской истории.
В связи с этими проблемами, дабы не возвращаться к обоснованию определенной точки зрения при характеристике терминов, затрагивающих дискуссионные сюжеты доклассового общества, разумеется, направляться высказать кое-какие мысли. На протяжении дискуссии почему-то редко обращались к очень серьёзному наблюдению Ф. Энгельса, на основании которого им был сделан вывод о двух видах производства: “С одной стороны — производство средств к судьбе: предметов питания, одежды, жилища и нужных для этого орудий; с другой — производство самого человека, продолжение рода… Чем меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а следовательно, и достаток общества, тем посильнее проявляется зависимость публичного строя от родовых связей” 2 .
При низком уровне производства в доклассовом обществе сам человек как часть производительных сил воображал огромную сокровище, и второй вид производства имел равное с первым, если не большее значение. В TV эру, дабы добыть материальные блага, человек должен был стать участником какого-либо коллектива, поскольку и труд, и собственность на средства производства, и полученный продукт были неспециализированными.

Зависящий от коллектива .индивидуум принимал эту зависимость как естественное состояние и не вспоминал о ее сущности. Что же объединяло этот коллектив, имеющий данную неспециализированную собственность? Территория?

без сомнений, поскольку люди не жили в безвоздушном пространстве. Совместный труд? без сомнений, как следствие производственной деятельности людей.

Коллективы, существовавшие в условиях отсутствия классов, сословного и классово-сословного неравенства, не могли конструироваться в противном случае, чем по естественным показателям, т. е. по родственным отношениям.
Выражением последних и явился род, что, будучи университетом, регулирующим половые взаимоотношения в коллективах, связанных родным родством, образовывал базу порядка большинства (исключением, быть может,

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 26.

-64-

являлись все изолированные народы, а также австралийские аборигены, индейцы Калифорнии и другие, социальное развитие которых пошло иным методом, в стороне от столбовой дороги истории ) народов Ветхого и Нового Света доклассовой эры. Род, так, есть главной социальной ячейкой доклассового общества, он конструировал коллективы людей, определяя и их совместный труд, и их неспециализированную собственность.
В родовой структуре на первое место выступают родственные отношения, что затрудняет восприятие рода в качестве социально-экономической ячейки, кроме того при наличии таких его ответственных экономических функций, как наследование и родовая взаимопомощь лишь в его пределах. Ф. Энгельс, разглядывая род как социальную ячейку доклассового общества, обращая внимание на существование и “коммунистического домашнего хозяйства”, и “домашних общин”, знал о выделении К. Марксом доклассовой “архаической общины”.

Вместе с тем Ф. Энгельс, говоря об осуществлении родом экзогамии, при которой в хозяйственной деятельности родового коллектива постоянно будут принимать участие лица из вторых родов (пришедшие в него по браку), ни при каких обстоятельствах не передавал общине прерогатив рода как основной социально-организующей совокупности общества. Пересмотр аналогичного положения и практически, и теоретически не оправдан. На самом же деле любой член общины в первую очередь должен был являться членом определенного рода.

Регулируя браки, род кому-то разрешал стать сообщинником, а кому-то — нет. Более того, наследственные права участника рода, и право на родовую взаимопомощь определялись не его настоящим вкладом в хозяйство собственного рода, поскольку он имел возможность хозяйствовать (учитывая экзогамию) и в пределах другого рода, а только его родовой принадлежностью. В доклассовом обществе сложилась такая обстановка, которая предопределила решающую структурную роль рода в самом существовании этого общества.

Община либо иные родные ей структуры были только формой хозяйствования коллективов, организованных по родовым показателям, а в рода по парным, не имеющим независимого экономического статуса семьям. В то время, когда, по образному выражению Ф. Энгельса, семья “встала” против рода, т. е. в то время, когда она стала моногамной, социально и экономически свободной, она взорвала родовую совокупность, дав простор как следует иным отношениям — классовым 3 .
По какой линии имели возможность строиться родственные отношения в таком естественным методом грамотном обществе? Таких линий всего две — материнская либо отцовская, либо более корректно (учитывая таинство рождения) — женская и мужская. В семейно-брачных отношениях в эру тысячелетней истории

3 См.: в том месте же. Т. 19. С. 400—421; Т: 21. С. 69, 162.

-65-

доклассового общества реально осязаемыми были связи по материнской линии, родственные отношения и строились по ней, и естественным, начальным оставался род, основанный на признании родства по матери, т. е. материнский род. Чем же тогда могла быть приведена к потребности переменить счет родства с материнского на отцовский? Вряд ли альтруистическим жаждой отцов иметь права на собственных детей.

Для аналогичного “пересчета” необходимы были экономические основания, т. е. такая экономическая возможность, которая разрешила бы из неспециализированного коллектива участников рода, владевших правами и равными возможностями, выделить детей, имевших необыкновенное право на имущество либо другие социально-экономические привилегии отца. Иными словами, нужен был таковой этап публичного развития, в то время, когда среди прежде равноправных чле нов сообщества появляется имущественное неравенство, т. к. в то время, когда наступает финиш доклассовой эры и начинается классовая история.
Рассмотренные выше значительные функции рода не имеют прямых параллелей в разных классовых формациях, исходя из этого ставится под сомнение справедливость соотношения так называемой первобытнообщинной формации с формациями классового общества. Ни по длительности, ни по характеру производственных взаимоотношений доклассовая эра не может быть сопоставлена с рабовладением, феодализмом либо капитализмом. Ее параллелью, но на наибольшем уровне развития людской общества есть бесклассовая эра — эра коммунизма. Недаром В. И. Ленин именовал доклассовое общество первобытным коммунизмом, а Ф. Энгельс собственный изучение “Происхождение семьи, государства и частной собственности” завершил цитатой из Моргана, что общество, идущее на смену капитализму, “будет восстановлением — но в высшей форме — свободы, братства и равенства древних родов” 4 .
Таковы кое-какие предварительные замечания к группе приводимых потом понятий из области социальной судьбе.
Матриархат(сочетание лат. mater — мать и греч. — власть, букв. “власть матери”) понимается как “господство дам”. Имеется в виду таковой период в истории , в то время, когда дамы находились на вершине социальной структуры и из них выбирались вожди. Такое простое представление, не считая легендарных сообщений древних авторов об амазонках, не соответствует этнографическим данным.

В современной этнографии под матриархатом понимается период господства материнского рода, в котором публичная значимость людей и их права определялись родством по женской (материнской) линии. Исполнителями племени и власти рода были значительно чаще мужчины—члены данного рода по женской линии.

4 В том месте же. Т. 21. С. 178.

-66-

Патриархат (от греч. — папа) значительно чаще понимается как “господство мужчин”. В этнографии это период перехода от доклассового общества к классовому, характерный конституированием рода по отцовской линии родства при сохранении пережитков материнского рода (матриархата).

Хронологически период происхождения патриархата сходится с отделением скотоводства от земледелия для многих народов, но, учитывая разнообразие хозяйственной деятельности людей, правильнее будет определять время происхождения патриархата показавшейся экономической потребностью пересчета с материнской линии родства на отцовскую. Патриархат в равной степени (как каждая переходная форма) возможно и последней стадией доклассовой и начальной стадией классовой эры.
Род —главная социальная ячейка доклассового общества. Альянс родных родственников, ведущих собственный происхождение от общего предка. В Античности русскому слову “род” соответствовал термин “гене”, из этого понятие вентильный, гентильная организация — родовой, родовая организация.
Материнский род—альянс родных родственников, связанных родством по линии матери. Отцовский род — альянс родных родственников, связанных родством по линии отца. В западноевропейской литературе синонимом отцовского рода есть термин “клан” — так именовалась отцовско-родовая организация у шотландцев.
Экзогамия(от греч. — снаружи, вне и — брак, букв. “брак вовне”) — значительный показатель рода. Беспрекословное соблюдение принципа экзогамии сыграло ключевую роль в хозяйственной и семейно-брачной жизни участников рода. Эндогамия (от греч. — в и — брак, букв. “брак в”) — серьёзный показатель племени не только как первой этнической общности, но и как высшей формы социальной организации доклассовой эры.
Д. А. Ольдерогге высказал очень уникальную идея о том, что экзогамии предшествовала форма обязательно-предпочтительного брака, которую он назвал эпигамией (от греч. —смешанный брак). Эпигамия, согласно точки зрения Д. А. Ольдерогге, устанавливала защиты и отношения взаимопомощи, и обязательства обоюдных браков между двумя первобытными группами, что имело своим естественным результатом как экзогамию (запрет браков в собственной группе), так и эндогамию, (обязательства брака в пределах двух либо большего числа дружественных групп).
Племя,осуществляя эндогамию, было высшей макроструктурой, объединявшей и этнически, и хозяйственно микроструктуры — рода, пребывавшие в силу экзогамии как раз в племени в постоянных связях по двум видам производства.
Фратрия(от греч. ) — подразделение племени, объединяющее пара взаимобрачных родов, каковые большей ча-

-67-

стью случились первоначально из одного рода. Самая первичная форма племени — сочленение по крайней мере двух родов. Время от времени термин “фратрия” ошибочно используется как аналог рода.

Учитывая факт непременного действия экзогамии, Н. А. Бутинов внес предложение выделить в рода особенную микроструктуру — родовое ядро, сплоченную группу родных родственников, противостоящих инопланетянам в род по браку.
Так как в следствии брака часть участников рода постоянно находится вне рода, то род осуществляет собственную хозяйственную деятельность через особенную форму хозяйствования — общину. Появившаяся в доклассовую эру коллективная форма хозяйствования — община претерпевала в собственном развитии те же трансформации, каковые были свойственны и для истории людской общества.

Первичная форма общины, названная К. Марксом “первобытной, либо архаической, общиной”, отражает темперамент, свойственный всему доклассовому обществу коллективной собственности и коллективного производства на продукты труда и средства производства. Такая община строится по родственному показателю (родному либо по браку), и в советской этнографии ее именуют кроме этого родовой общиной.

Появление имущественного неравенства, разрушение исключительности кровнородственных связей и происхождение связей территориальных стали причиной преобразованию родовой общины в сельскую, либо земледельческую (по К. Марксу), которая уже характеризуется дуализмом собственности — коллективной собственностью на землю, угодья, пастбища и личной собственностью отдельных семей на все средства производства. Семьи обладают участками пахотной почвы либо пастбищ, выделяемыми общиной, и сами распоряжаются произведенным продуктом. В таком виде сельская община, появившаяся на заре классового общества, дожила в ряде государств до наших дней. Традиции сельской общины были характерны дореволюционной русской деревне 5 . Так как подобные сельской общине социальные структуры существовали практически у всех народов и не только у жителей и земледельцев сел, то в советской этнографии показались термины, подобные термину “сельская община”: соседская община (выделены территориальные связи), кочевая община (у скотоводов), деревенская община, аульная община, аильная община (по типу поселений — деревня, аул, аил) и т. п.
неоднородность и Сложность условий публичного развития при переходе от доклассовой к классовой эре неизбежно должны были породить какие-то промежуточные формы общины. Такими общинами, не отличающимися по собственному главному содержанию—дуализму собственности, но в структуре которых родственные связи еще превалируют над территориальными,

5 В том месте же. Т. 19. С. 400—421

-68-

являются семейно-родовая, соседско-большесемейная и подобные им общины.
Долгое сохранение родственных связей отражалось на формировании отдельных социальных структур классового общества, значительной чертой которых была группировка выделившихся из рода родственных семей. К числу таких формирований относится многочисленная семья — несколько родственников, связанных неспециализированным хозяйством, имеющая собственного главу и включающая в себя представителей нескольких поколений.

М. О. Косвен в 1931 г. внес предложение термин “патронимия”, что толковался им как несколько громадных либо малых семей, появившихся в следствии разделения и разрастания одной патриархальной домашней общины, сохраняющих в. той либо другой мере и форме хозяйственное, публичное и идеологическое единство и носящих неспециализированное патронимическое (т. е. образованное от собственного имени главы разделившейся семьи) наименование. Патронимия, как и род, экзогамна.

В зарубежной этнографии синонимом патронимии есть линедж (от англ. lineage — преемственная сообщение, родство). Тенденция к созданию новых терминов, соотносимых со структурами, не отличающимися по собственному функциональному назначению и содержанию от уже известных типов, к сожалению, очень распространена, не смотря на то, что и не всегда оправдана.
Альянс племен — временное объединение родственных либо соседствующих племен, образованное в первую очередь для отражения угрозы нападения неприятеля. Во многих случаях альянсы племен, появившиеся в оборонительных целях, продолжали собственный существование, но уже в социально-экономических заинтересованностях входивших в них племен (ирокезская лига, конфедерация криков и др.). В большинстве случаев по окончании устранения военной угрозы альянсы распадались.

Альянсы племен появились во время перехода к классовому обществу, что стал называться периода военной народовластии, в то время, когда наровне с простым избирательным вождем возрастает социальная роль полководцев, выбираемых демократическим методом участниками племени либо совета племен. Эти альянсы можно считать предтечей страны, а их военных предводителей — праобразом королевской, княжеской власти.
племя и Род как социальные организмы потребовали собственного, особенного управления, и потому, что их функции были разны, для племени главы и наименования рода направляться применять разные термины.
В конце XX в. сложилось особенное направление в науке — потестарная (от лат. potestas — власть) этнография, которая изучает властвования и традиционные отношения власти в доклассовых и раннеклассовых публичных организмах. В зарубежной науке аналогом данной субдисциплины есть политическая этнография, исследующая все университеты вождества, начиная с родовых.

-69-

Старейшина — избирательный глава рода, довольно часто совмещающий светские функции и духовные. Он смотрит за строгим соблюдением обычаев и традиций рода, является представителем племени и рода.
Старец — очень почетное лицо старшего поколения в роде, толкователь и хранитель родовых традиций.
Вождь — высшее выборное лицо в племени либо альянсе племен. Функции вождя племени — управление хозяйственной деятельностью, разрешение межродовых споров, отстаивание заинтересованностей племени во вне, управление армейским делом. Светские и армейские функции племенного вождя во время военной народовластии, в большинстве случаев, делились между двумя равноправными избирательными вождями.

Нужно еще раз выделить, что вождь воображал светскую власть, а старейшина — и светскую, и духовную, по крайней мере до той поры, пока в родовом коллективе не показалось особенное сословие жрецов, либо шаманов. За редким исключением, в доклассовом обществе культы носили не племенной, а родовой темперамент.
Одной из серьёзных неприятностей потестарной этнографии остаётсянеприятность власти как бы порученной коллективом и власти поднявшегося над коллективом (от имени коллектива). Л. Е. Куббель видел в данной проблеме различие между вождём и лидером. Фаворит был человеком, выделившимся по личным, опыту и личным способностям. Он и преобразовывался в вождя, т. е. фаворита более либо менее постоянного, не “привязанного” по собственному положению к той либо другой потребности коллектива. “Не следует забывать,— подчеркивал Куббель,— о том, что выдвижение фигуры личного вождя бывало, как неспециализированное правило, неразрывно соединено со складыванием привилегированного положения в той группе и обществе, к которой данный вождь принадлежал По происхождению” 6 .
Совет рода,либо родовой совет,— собрание всех равноправных участников рода либо старцев для ответа серьёзных дел, которые связаны с судьбой данного коллектива.
Совет племени,либо племенной совет,— собрание старейшин родов племени для ответа хозяйственных дел либо межродовых взаимоотношений, и собрание всех полноправных участников племени по феноменальным предлогам (война, переселение, стихийное бедствие и т. п.).
В жизни доклассового общества ключевую роль игралась инициация (от лат. initiatio — совершение таинств) — везде распространенный обряд девушек и посвящения юношей (простой возраст — 12—15 лет, время от времени и более) в полноправные участников рода, переход в группу взрослых, сопровождавшийся

6 Куббель Л. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1985. С. 98.

-70-

часто ритуальным пролитием собственной крови. Формы инициации у различных народов разны, но публичный суть одинаковый. У иудеев инициация именуется барницве, у индусских брахманов вторым рождением считается сутки получения белого шнура — знака касты, у мусульман совершеннолетие не имеет особенной регламентации, если не считать обязательности соблюдения поста в рамазан.

Современные религии восприняли инициационный обряд — причастие, конфирмация у христиан и др.

Социальные университеты прошлого строились, опираясь на простое право — классический народный правопорядок, регулирующий взаимоотношения между обществом и человеком в конкретном этническом коллективе.
Необычными социальными университетами у некоторых народов явились тайные альянсы, появившиеся как религиозные межродовые, позднее межэтнические секты, но в будущем превратившиеся в организации, преследующие социально-политические цели в противовес племенной либо второй официальной власти, и мужские дома, бывшие первоначально местом поселения мужчин, пришедших в род по браку, и ставшие позднее публичной структурой, отстаивающей интересы чужеродцев в роде их жен.
В этнографии довольно часто употребляются понятия: половозрастное деление — отражающее начальное публичное разделение коллектива людей в хозяйственной и социальной судьбе по полу и возрасту; сословие — означающее группу лиц, связанных наследственной профессией и особенным (чаще юридически закрепленным) положением в обществе; каста (лат. kastus — чистый) — являющаяся замкнутой эндогамной публичной группой, со обычаями и своими установлениями, осознанием и наследственной профессией неспециализированного происхождения; символ собственности (время от времени употребляют термин “тамга”; пришедший в русский язык из тюркских языков), характеризующий особую мету на предметах либо втором имуществе (к примеру, на скоте), принадлежащем роду либо отдельному его участнику.
Происхождение той организации, которую именуют кастой, до сих пор остается невыясненным. Многие характерные ее черты и особенно заглавия в таковой хорошей кастовой стране, как Индия, говорят о происхождении каст из древних племен.

Лекция 1.4. Основные термины и понятия


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: