Тест-драйв бомбардировщика стелс: что придёт насмену?

Пара лет назад администрация белого дома выделила более $6 млрд на разработку нового стратегического бомбардировщика. По оценкам специалистов, всего проект потребует не меньше $120 млрд. Потому, что разработка всё ещё под завесой тайны, редакция Popular Mechanics постаралась представить себе, каким будет новый самолет.

Воздушное пространство над США исчерчено невидимыми траекториями — это магистрали с оговоренными точками выхода и входа, применяемые армейскими самолетами для дозаправки в воздухе. Отечественная магистраль имеет номер 16 и ориентирована по линии «запад — восток». Мы летим на высоте около 8000 м над центральными районами штата Миссури.

Рядом со мной в кабине бомбардировщика-невидимки B-2 сидит пилот, капитан Тимоти Салливан по кличке Шрам.

Мы вышли на маршрут, по которому летают самолеты-заправщики KC-135 Stratotanker. в первых рядах нас ожидает полет в сцепке с одним из них на скорости 720 км/ч. За это время мы должны заполнить под завязку отечественные топливные баки. «Еще шестьминут, и танкеры будут уже в поле отечественного зрения», — говорит Шрам.

Я слышу его голос из динамиков в моем шлеме.

Без переговорного устройства его голос потонул бы в реве двигателей отечественного бомбардировщика, носящего имя Spirit of Georgia.

Чести полетать в кокпите бомбардировщика B-2 удостоилось приблизительно столько же людей, сколько успело побывать в космосе.Тест-драйв бомбардировщика стелс: что придёт насмену? За всю историю космонавтики за пределы отечественной атмосферы вырвалось всего 530 человек. К моменту моего полета, что состоялся в конце 2012 года, только 543 человека поднялись в воздух в кокпите самолета-невидимки Spirit.

Доживем до посадки, и я стану 544-м.

Кабина бомбардировщика-невидимки запланирована на двух пилотов, сидящих бок о бок. Предположительно, в 1980-е, в то время, когда самолет проектировали в компании Northrop Grumman, дизайн устройств индикации смотрелся как последний писк моды. В кабине имеется непритязательного вида туалет — это унитаз из нержавейки, установленный за спинкой правого сиденья прямо рядом с серверами тайной связи.

Конечно, никакой перегородки тут не предусмотрено.

В том месте же, за сиденьями, умещается двухметровая горизонтальная плоскость, на которой возможно устроиться подремать, не смотря на то, что многие предпочитают на полу. Это не редкость нелишним, поскольку время полета В-2 обычно измеряется двузначными числами. «Я способен задремать в любом месте и в любой позе, — говорит Шрам, — а вот в кабине В-2 почему-то мне не спится».

    Благодаря дозаправке в воздухе самолет В-2 способен достигнуть цели в любой точке мира, взлетев с территории США. Новый бомбардировщик возьмёт громадную грузоподъемность и увеличенный радиус действия.

Заправка в воздухе

С расстояния в 15 км стратотанкеры, составляющие в длину целых 40 м, выглядят мелкими точками. Но по мере приближения мы уже четко видим очертания самолета, принадлежащего 128-му авиакрылу топливозаправщиков Национальной гвардии США.

А дальше я замечаю прекрасно отрепетированный танец в воздухе. Который нуждается в дозаправке самолет пристраивается позади и чуть ниже танкера.

Из КС-135 выдвигается телескопическая заправочная стрела. На ее финише — штуцер, что обязан совершенно верно попасть в маленький лючок в обшивке бомбардировщика. Включается помпа, а оба самолета тем временем продолжают полет, совершенно верно согласовывая между собой собственные перемещения.

В то время, когда я выслушивал на протяжении предполетного инструктажа рассказ об этих манипуляциях, все было ясно, логично и рационально, но, когда мы близко подкрались к танкеру и его корма закрыла целый обзор через лобовое стекло, операция дозаправки показалась мне чистым сумасшествием. Притереться на расстоянии в четыре метра к второму самолету и удерживать такое положение 60 секунд за минутой — одна эта идея сама по себе представлялась дикой. Мозг в черепной коробке холодел от кошмара.

Шрам пристраивается у хвоста авиатанкера, и я вижу каждое его перемещение, в то время, когда он корректирует позицию собственного бомбардировщика. И это на расстоянии, в то время, когда до танкера практически доплюнуть возможно. Оператор, управляющий заправочной стрелой, смотрит за нами через маленькое окошечко в хвосте КС-135, и мы видим выражение его лица.

К счастью, уменьшив расстояние между самолетами до предела, мы выходим из территории турбулентности, другими словами отечественный бомбардировщик попадает в стабильный пузырь разреженного воздуха, сформировавшийся за хвостом заправщика.

Заправочный люк самолета В-2 находится в верхней части его фюзеляжа, так что Шрам и не видит, сколь на большом растоянии на данный момент отстоит стрела заправщика от приемной горловины. Ему видны лишь световые сигналы, загорающиеся на фюзеляже заправщика, каковые подсказывают ему, в каком направлении необходимо сместиться. Еще одна подсказка — обрамление лобового стекла.

Пилот в далеком прошлом уже знает, что должно вписываться в эту рамку, в то время, когда он выведет собственный самолет в нужную позицию.

И вот закончены все корректирующие маневры, на экране приборной панели загорается сигнал «стыковка», и по штанге в бомбардировщик полились тонны горючего.

На полных баках В-2 способен пролететь порядка 10 000 км, но в случае если лететь от Миссури куда-нибудь на Ближний Восток и обратно, то в воздухе придется дозаправляться еще пара раз. Я задал вопрос пилота, что же они делают при сильной атмосферной турбулентности либо при вторых погодных проблемах. «А какие конкретно имеется варианты? Заправляемся, — ответил Шрам, и в его голосе звучала не столько бравада, сколько смирение. — Так как без горючего все равно никуда не долетишь».

Самолет-невидимка В-2 по праву считается самым технически идеальным из всех бомбардировщиков мира, но и в нем очень многое необходимо усовершенствовать. Я поинтересовался у соседа по пилотской кабине, чего бы он хотел от нового бомбардировщика, и услышал в собственных наушниках: «Большего радиуса действия. Дабы пореже заправляться».

Противостояние с равными

Война в Афганистане неспешно стихает, и Америка перераспределяет собственные стратегические выговоры. Вместо того дабы подготавливаться к ярким боестолкновениям с слабо вооруженным соперником, ведущим партизанские действия, в Пентагоне задумались о вероятных противостояниях с сильными национальными странами, располагающими в полной мере современным оружием. Среди военных специалистов такие потенциальные соперники именуются «равными» (peer) либо «практически равными» (near-peer) по военной мощи.

В 2011 году администрация Обамы объявила, что Пентагон сейчас больше внимания будет уделять ситуации в Азии, которую нужно вычислять «ключом ко всему тихоокеанскому региону». За этими словами вырисовывается стратегия, направленная конкретно против Китая — самого сильного в мире из «практически равных» соперников.

Данный разворот в стратегическом мышлении вдохнул новую судьбу в программу разработки нового бомбардировщика-невидимки, которую еще в 2009 году закрыл тогдашний глава МинОбороны Роберт Гейтс. Ударный бомбардировщик дальнего радиуса действия может взлетать далеко за пределами доступности для китайских крылатых и баллистических ракет, а его совокупности противорадарной маскировки разрешат преодолеть барьер ПВО, что в этом государстве поддерживается на очень большом уровне. (См. статью «Война невидимок», «ПМ» № 11’2012.) Помимо этого, бомбардировщик может за считанные часы возвратиться на базу, дабы пополнить боезапас, чем выгодно отличается от подлодки либо надводного корабля.

Это преимущество может оказаться очень ответственным в долгих военных кампаниях.

До тех пор пока что война между китайскими (и некоторыми вторыми) разработчиками новых совокупностей американскими ВВС и ПВО ведется лишь под крышами ангаров. На первый взгляд поверхность крыльев и фюзеляжа В-2 думается легко тёмной. А вот старший сержант Джесси Филипс, юный авиатехник, что ни при каких обстоятельствах не занимался ничем, не считая обслуживания самолетов В-2 на базе Whiteman, способен рассмотреть на данной тёмной шкуре сложный рисунок.

В одних местах материал покрытия подобран так, дабы поглощать волны от радиолокатора, в других отражение радиоволн направляется поперек фюзеляжа на его тыльную сторону.

В целом задача таковой облицовки пребывает в том, дабы никакие из отправленных волн не возвратились на устройства соперника. «Мы всегда взаимодействуем с инженерами военно-воздушной базы Тинкер (в том месте расположен основной центр воздушной логистики штата Оклахома), приобретая от них обновленные коррективы и методики в технические данные, — говорит Филипс. — Нам необходимо постоянно держаться на ход в первых рядах в гонках с соперником, потому, что на той стороне они все время пробуют на зубок отечественные средства маскировки». И чем продолжительнее В-2 останется на вооружении, тем сложнее будет таким, как Филипс, держаться на ход впереди потенциального соперника.

Мысль создать новый бомбардировщик в расчете на противостояние с равносильным соперником чуть не захлебывается в потоках критики — особенно со стороны борцов за разоружение. Уильям Хартунг, безопасность темы «и руководитель Вооружения» в Центре интернациональной политики, в собственном февральском выступлении выразил вывод всех этих оппонентов, призвав «закрыть либо сократить финансирование таких проектов, как, например, разработка нового бомбардировщика с ядерными ракетами потому, что такая техника актуальна лишь в условиях холодной войны».

Опасность неожиданного массированного удара ядерными ракетами на данный момент фактически свелась к нулю, так что бомбардировщик, предназначенный для доставки ядерных бомб, вряд ли может рассматриваться как приоритетное направление. Иначе, наличие ядерных зарядов, неизменно поддерживаемых в боеготовности, может оказаться причиной, мешающим перерастанию классической войны в ядерный конфликт.

Таково вывод Эли Якобса, координатора одной из программ в Центре стратегических и интернациональных изучений (CSIS). «Проигрывающая сторона, стремясь положить конец вооруженному конфликту, может дерзнуть и нанести ограниченные ядерные удары», — писал он на сайте CSIS. Имея наготове средства ядерного сдерживания, легче, согласно его точке зрения, будет не доводить обстановку до для того чтобы катастрофического развития.

Но, главным назначением нового американского бомбардировщика станет не сбрасывание ядерных бомб, а применение оружия других типов. ВВС Соеденненых Штатов уточнили эти приоритеты еще в прошедшем сезоне, в то время, когда авиационное управление официально заявило — новый самолет в первую очередь будет рекомендован для доставки неядерных снарядов. Действительно, это противоречит позициям самого Пентагона, что изначально подготовил В-2 для оснащения ядерным оружием еще за пара лет перед тем, как данный самолет был оборудован под классические виды оружия.

Генерал Томас Бассьер, командующий 509-м бомбардировочным авиакрылом, которое базируется на базе Whiteman, знает, что двадцать его самолетов являются очень действенный инструмент, разрешающий оказывать влияние (другими словами ужас) на разные преступные режимы. «Осмелюсь заявить, что большое количество кому отечественные В-2 не позволяют спать по ночам», — говорит он.

    На любой час полета В-2 приходится 55 часов техобслуживания Большинство времени расходуется на восстановление маскирующего покрытия. Аэродромные механики, как, к примеру, сержант Джесси Филипс, легко определят самолеты «в лицо». «У каждого из этих самолетов собственный темперамент», — говорит сержант.

Режим вторжения

Пилоты В-2 в далеком прошлом уже не пользуются в собственной работе классическими прицелами для бомбометания и не жмут на гашетки. В их распоряжении кнопочки и клавиатура. Самолет сам вычислит верный момент для сброса бомбы, учитывая наряду с этим текущую скорость.

Он машинально откроет бомболюк и выпустит снаряд — или из бомбового стеллажа, или из ротационного пускового устройства.

Из официальных сообщений как мы знаем, что В-2 способен скинуть 80 неуправляемых бомб, причем так, что любая из них ляжет не потом 150 м от заданной цели, помимо этого, он может нести до 16 снарядов типа Joint Direct Attack Munition (JDAM) — 900-килограммовых свободнопадающих бомб, каковые перевоплощены в самонаводящиеся. Для этого достаточно было снабдить их управляемыми стабилизаторами, корректирующими курс падающего боеприпаса. При выпуске бомб типа JDAM взрываются пироболты. «Прямо в кабине возможно спиной ощутить, как самолет выстреливает собственный боезапас», — говорит Шрам.

Возможности самолета В-2 были ярко показаны, в то время, когда в марте 2011 года он принимал участие в ночном налете на Ливию. «Мы поразили 45 из 48 рассчетных целей, применяв для этого точное оружие, — поведал нам генерал Джеймс Ковальски, глава «глобального» ударного руководства ВВС. — Все эти цели представляли собой прекрасно защищенные укрытия для самолетов. Вот тут-то Каддафи и осознал, что его укрытия были не так уж и прекрасно защищены, да и по большому счету грубо говоря это были вовсе и не укрытия».

На панели В-2 имеется кнопочка — чуть побольше, чем клавиша ноутбука. На ней написано PEN, что свидетельствует «penetration», другими словами «вторжение». В то время, когда пилот нажимает на эту кнопку, самолет подготавливается к вторжению в защищенное воздушное пространство.

Наряду с этим втягиваются телескопические антенны, строго ограничиваются сигналы, применяемые для связи, выключаются все другие источники, каковые имели возможность бы найти присутствие в воздухе бомбардировщика-невидимки.

Самолет-невидимка — это не просто оптимизированные покрытие и обводы фюзеляжа, поглощающее радарные лучи. Это еще и своеобразная стратегия. Вот пример. Самолет В-2 легче подметить на экране радара, в то время, когда он ориентирован боком к станции наблюдения, но его намного тяжелее найти, в то время, когда он летит прямо на радар.

Исходя из этого пилоты В-2 планируют собственные атаки так, дабы учитывать эту специфику, и траектория их полета представляет собой ломаную линию.

Шрам именует данный прием «пиковым управлением».

Мораль такова: нет до тех пор пока еще таких самолетов, каковые были бы полностью невидимы на экранах радаров, так что чем меньше времени самолет совершит в защищаемом пространстве, тем лучше. Иначе, В-2 не очень-то способен выполнять резкие рывки, сильно набирая скорость. У бомбардировщиков нового поколения будут двигатели, трудящиеся в двух режимах — в экономичном и в разрешающем резкие ускорения. (См. раздел «Двигатель будущего: взор изнутри».)

Прямо тут, в полете Шрам показывает мне, как В-2 может приобретать изображения лежащих под ним ландшафтов, применяя для этого отраженный от почвы радарный импульс. В то время, когда я заявил, что благодаря таким свойствам данный бомбардировщик, по сути, делается самолетом-разведчиком, пилот взглянуть на меня не слишком-то дружелюбно. Думается, я попал ему в больное место.

Как рассуждают пентагоновские стратеги, бомбардировщик, талантливый одурачить вражеские радары, может и просто барражировать во вражеском воздушном пространстве, собирая видеоизображения, перехватывая сообщения соперника и делая функции радиорелейной станции для действующих под ним армий. Действительно, эта мысль изначально пришлась не по душе персоналу базы Whiteman.

В то время, когда я задал вопрос пилота, что он думает об применении будущего бомбардировщика в качестве самолета-разведчика, он ответил мне вежливо-скептической шпилькой, направленной теоретикам из руководства ВВС: «Что, они желают из нас сделать затычку во все бочки? Дабы мы хватались за все, но все делали плохо?»

Вопрос важный, и до сих пор Пентагон не смог на него ответить. «Эти темы до тех пор пока еще сохраняються в тайне, — говорит Ковальски, — а очень многое тут, говоря открыто, просто не додумано до конца».

    У капитана Салливана рост под два метра — это многовато для тесного кокпита, но руководство пошло пилоту навстречу, дав летать. Но произойди катапультирование — он неизбежно зацепится коленями за приборную панель.

Spirit 544 в моих руках

Внезапно, вдруг Шрам задает мне по внутренней связи вопрос: «Желаешь порулить?» Я не сходу согласился. С нами в паре летит еще один В-2, рассекая облака километрах в шести перед нами, он выглядит, как летающая тарелка. Допустим, обстановка обернется самым негативным образом, и я поставлю под угрозу десять процентов всех ударных американских авиационных сил дальнего радиуса действия и так хоть мало, но все-таки нарушу хрупкий баланс оружий.

Сидящий рядом Шрам не выразил никаких сомнений. Пилот его уровня полностью не сомневается в собственной способности исправить любую обстановку, в которую я имел возможность бы завести его самолет. Тем более на таковой высоте.

Помимо этого, Шрам имеет диплом инструктора, другими словами он — один из немногих пилотов ВВС, обученных руководить самолетом В-2 в одиночку, без всякой посторонней помощи.

«Итак, самолет в твоих руках», — говорит он и переключает управление. Левую, нежданно вспотевшую руку я кладу на рукоятку газа, а правую — на джойстик управления. «Переведи отечественную красавицу на другую сторону», — говорит Шрам, имея в виду, что Spirit of Georgia обязан пересечь траекторию ведущего и пристроиться за ним с левой стороны.

Я неуверено сдвигаю влево джойстик и вижу, как наклоняется горизонт. «Храбрее, — говорит пилот, — не опасайся, не сломаешь». Я жму более решительно, и бомбардировщик как бы сам по себе берет влево. Все маневры, совершаемые самолетом, что строили для далёких перелётов и долгой службы, происходят неспешно и медлено.

Spirit of Georgia послушно отзывается на волю пилота, большая скорость образовывает практически 1000 км/ч, но, в то время, когда держишь поводья в руках, он совсем не думается резвой кобылкой.

Мы медлено меняем положение за хвостом ведущего В-2. Поворот закончен, я сглаживаю курс, так что Spirit возвращается к горизонтальному полету, и прибавляю скорость, дабы нагнать ведущего. В моей крови кипит адреналин.

И в данный стремительный миг я ощущаю — вправду, махина мне подчиняется.

Как развивалась схема «летающее крыло»

Июнь 1946 года Летчик-испытатель Макс Стэнли совершает полет на XB-35, дальнем предке нынешнего В-2. в первых рядах эту идею ожидают еще десятилетия технической доводки, пока таковой аппарат не станет достаточно устойчивым в полете, дабы принимать участие в военных действиях.

Ноябрь 1981 года

Компания Northrop Grumman побеждает тендер на разработку бомбардировщика по схеме «летающее крыло».

Февраль 1982 года

Начинаются полеты умелого аппарата Tacit Blue. Эти, полученные при этих опробованиях, будут использованы для проектирования обводов бомбардировщика В-2.

Июль 1989 года

В небе над Калифорнией в первоначальный раз пролетает В-2.

Апрель 1997 года

Должностные лица ВВС заявляют, что сейчас В-2 способен сбрасывать и неядерные бомбы.

Март 1999 года

Два бомбардировщика Spirit наносят удар по Югославии. Наряду с этим употребляются бомбы спутникового наведения. Это первое применение В-2 в настоящих военных действиях.

Октябрь 2001 года

Cамолеты В-2 бомбят Афганистан в ответ на террористические акты 11 сентября 2001 г.

Март 2003 года

Самолеты В-2 открывают военную кампанию Shock and Awe («трепет и Шок») в Ираке. 900-кг бомбы попадают в заданные цели, но Саддама Хусейна убить не удалось.

Февраль 2008 года

На Гуаме из-за отказа датчиков воздушной скорости B-2 терпит крушение. Жертв нет. Как сообщил авиамеханик Томас Андерсон, «для нас эта новость раздалась, как сообщение об убийстве Кеннеди».

Март 2011 года

Три В-2, прилетев из штата Миссури, за один вечер уничтожают прямо на земле все ВВС Ливии.

Февраль 2012 года

Администрация Обамы при формировании бюджета на 2013 г. запрашивает $6,3 млрд под разработку нового бомбардировщика, давая слово его выпуск к 2025 г.

Январь 2013 года

Пентагон подтверждает тот факт, что самолет-невидимка В-2 способен нести снаряд GBU-57. Это 14-тонная бомба, взрывающаяся лишь по окончании того, как прошьет десятки метров цементной защиты.

Каким он будет: специалисты о перспективном бомбардировщике

Избегать неповторимых подробностей

Механики с военно-воздушной базы Whiteman жалуются на то, что куда-то подевались поставщики запчастей к самолету: многих из этих компаний уже нет. «Совокупность направляться конструировать с учетом требований к ее большой долговечности, — говорит один из снабженцев авиабазы, — для В-2 эта неприятность стала настоящим проклятьем».

Сбрасывать топливные баки?

Закрепленные под крыльями одноразовые топливные баки — вызывающее большие сомнения ответ, поскольку они будут превосходно видны на экранах радаров. Однако занимаюший ранее пост главы департамента ВВС Соеденненых Штатов Майкл Уинн внес предложение возвратиться к данной идее, потому, что все-таки большинство полета пролегает в большинстве случаев над дружественными территориями. В то время, когда баки опорожнятся, самолет скинет ненужный балласт, и у него восстановятся все маскировочные функции.

Не только бомбы

На борту у самолета нового поколения будет установлено новейшее, очень экзотическое оружие, к примеру кибернетическое. «Летающая платформа, невидимкой вторгающаяся во вражеское воздушное пространство, начиненная самой передовой авионикой, — при ведения кибернетической войны это легко фантастическая военная машина», — говорит космический аналитик Ричард Абулафия (Teal Group).

Двигатель будущего: взор изнутри

Эластичный режим работы

Главные производители двигателей, такие как PrattWhitney и GE Aviation, на данный момент заняты разработкой двигателей, талантливых поменять режимы работы. «Двигатель обязан подстраиваться под изменяющиеся требования прямо в полете», — говорит Джимми Рид, несущий ответственность за перспективные программы в компании PW. В случае если самолету нужно быстро ускориться, потоки воздуха от вентилятора (на схеме они обозначены зеленым цветом) направляются в обход компрессоров и турбин. Данный режим даст повышенную тягу, но действен он только на высоких скоростях.

Турбинные лопатки

В компании GE созданы композиты с керамической матрицей для применения в самых тёплых территориях двигателя. Это относится к лопаткам и заслонкам в турбинах большого и низкого давления. Чем более большие температуры выдерживает двигатель (очень тёплые потоки помечены оранжевым), тем громадную тягу он выдает.

Цифровое управление

Маленькое изменение вектора тяги дает блестящие результаты. Поворачивая реактивную струю на пара градусов, мы снабжаем более крутые повороты и по большому счету улучшаем поведение самолета в воздухе. на данный момент все авиапроизводители, поставляющие собственную продукцию в ВВС, связывают двигатель с бортовым компьютером самолета.

Взяв команду пилота на маневр, он машинально поворачивает сопло.

Больше воздуха

В современных турбореактивных двигателях формируется два воздушных потока — по внутреннему и внешнему контурам. В одной из программ ВВС рассматривается конструкция с дополнительным третьим воздушным потоком (помечен голубым). В случае если поток от вентилятора направляется не по «зеленому», а по «голубому» направлению, двигатель теряет в мощности, но побеждает в малошумности и экономичности.

Холодный воздушное пространство третьего контура может добавляться в реактивную струю, охлаждая ее и уменьшая ее видимость для датчиков теплового наведения.

Статья «Тест-драйв бомбардировщика «Стелс»: что придет на смену?» размещена в издании «Популярная механика» (№128, июнь 2013).

Северная Корея провела запуск ракеты дальнего радиуса действия


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: