Тест-драйв танка пантера

    «Тише, тише давай!» — руководит сотрудник музея, не смотря на то, что мы и без того ползем как черепаха. Танк не рекомендован для езды по асфальту — по земле значительно комфортнее.

С одной стороны необычно: СССР досталось пара сотен трофейных «Пантер» — как конкретно на протяжении войны, так и по ее окончании. Первый PzKpfw V употреблялся армиями Красной армии уже в осеннюю пору 1943 года на Курской дуге (в 59-м отдельном танковом полку). Но в эксплуатации трофейноймашины были как достоинства, так и недостатки.

Преимущества танка заключались в прекрасном оружии: германская 75-мм пушка KwK 42 разрешала поражать цели на намного больших расстояниях, чем имело возможность любое советское орудие подобного класса. Вследствие этого германского зверя собирались использовать в качестве истребителя танков.

Был кроме того издан официальный документ — «Краткое руководство по применению трофейного танка T-V («Пантера»). Но жизнь внесла собственные коррективы. «Пантера» была через чур сложной в эксплуатации и неудобной в ремонте — катастрофически не хватало запасных частей (правильнее, их не было вовсе), к тому же танк потребовал намного более отличного горючего, чем советские автомобили.Тест-драйв танка пантера

Исходя из этого трофейные «Пантеры» широкого применения не взяли и употреблялись только эпизодически (в отличие от предшественников Pz. III и Pz. IV).

В принципе, схожие недочёты «Пантер» отмечали и германские танкисты: танк был сыроватым, недоведенным до идеала, и процент технических отказов среди Pz.V был выше, чем среди вторых германских автомобилей.

    Камуфляж «Пантеры» выдает в ней один из танков 5-й танковой дивизии СС «Викинг», но это фантазия реставраторов: в советское время все трофейные танки были перекрашены в зеленый цвет.

А по окончании войны «Пантеры» в Альянсе были совсем не необходимы. Их применяли по-различному. По большей части — для расстрела целей на протяжении испытаний и учений на полигонах. Иные на переплавку.

В итоге сохранился лишь один подобный танк, что сразу после войны целенаправленно передали в Музей боевых автомобилей (сейчас — Центральный музей бронетанкового оружия и техники в Кубинке).

В том месте, в покое и благополучии, PzKpfw V Ausf. G и достоял до наших дней — как ни необычно, именно это сделало машину вправду неповторимой.

Все родное

Как уже упоминалось, в мире сохранилось 29 «Пантер», из них 12 — модификации G. Как раз такая машина хранится и в Кубинке. Больше всего танков во Франции — аж семь штук, по шесть сохранилось в Соединенных Штатах и Англии.

    Циммеритовая обмазка бортов — уникальная, с военных времен. Циммерит предназначался для защиты от магнитных мин В осеннюю пору 1944 года от таковой обмазки отказались, что также оказывает помощь в датировке «Пантеры».

В то время, когда танк находится в походном положении, особый зажим удерживает пушку в горизонтальной позиции. Ходовая часть «Пантеры» конструкции Генриха Эрнста Книпкампа благодаря шахматному порядку опорных катков разрешала танку двигаться весьма медлено и равномерно распределять нагрузку на грунт. Иначе, сложность конструкции приводила к множеству неприятностей при ремонте.

Неприятность в том, что история данной конкретной «Пантеры» малоизвестна, и отследить ее фактически нереально. Эксперты из Кубинки ведут изыскания, но пока понятны только само собой разумеющиеся факты: это одна из 300 трофейных автомобилей, доставшихся СССР, и изготовлена она не ранее марта 1944 года (в том месяце модификация G отправилась в серию) и не в 1945-м (по причине того, что на поздних автомобилях G была поменяна форма маски орудия).

В принципе, возможно было бы выяснить принадлежность машины по ее камуфляжу: у немцев было очень много камуфляжей, впредь до того, что вопрос о покраске решал начальник подразделения, единого стандарта на это не существовало. Но все трофейные автомобили бессердечно перекрашивали в зеленый цвет — исходя из этого изначального камуфляжа не сохранилось. Сейчас «Пантера» покрашена в цвета 5-й танковой дивизии СС «Викинг» (правильнее, в одну из разновидностей камуфляжа данной дивизии), но это скорее фантазия реставраторов, чем исторически точная реконструкция.

Вот тут-то и кроется уникальность. Фактически, не считая окраски, все в танке — родное. По большому счету все, на 99% (заменили разве что истертые поршневые кольца и еще кое-какие «расходные» подробности).

Родная коробка передач, двигатель Maybach HL 230P45, органы управления, магнето, устройства — кроме того ключ зажигания уникальный, кроме того кожа на сиденьях и родное циммеритовое покрытие (обмазка брони). Большая часть зарубежных экземпляров отреставрировано более современно — заменены силовые агрегаты, траки, элементы внутреннего пространства. «Пантера» же из Кубинки разрешает совершенно верно представить себе, как смотрелся танк тогда.

По большому счету, если бы не необходимая для музейного экспоната демилитаризация, танк имел возможность бы сражаться хоть на следующий день. Он не просто на ходу — он готов к активным действиям. Трудятся система и двигатель охлаждения, ничего не подтекает.

Само собой разумеется, имеется определенная усталость металла — все-таки «Пантере» уже почти 70 лет. Но хорошие условия хранения и весьма качественная реставрация сделали собственный дело — танк как словно бы только что с конвейера.

заботы и Труды

У реставрации «Пантеры» было два главных этапа. Первый — в 1990-х, в то время, когда полвека пребывавшую «на приколе» машину перебрали подетально и поставили на ход. В архиве музея сохраняются снимки той реставрации — танк, разобранный, как детский конструктор.

Уже тогда эксперты отнеслись к технике с должным пиететом: ничего не было выкинуто, любая подробность аккуратно приведена в совершенное состояние и возвращена на законное место.

Но время шло, и пара лет назад на протяжении преобразований музея было решено довести танк, что наподобие как официально был на ходу, до ума. Сразу же обнаружились подводные камни. «Пантера» завелась, но в совокупность смазывания начала попадать вода, другими словами появились трещины в масляной магистрали либо разошлись прокладки, но в любом случае стало ясно, что двигатель требует капремонта.

В самом музее соответствующего оборудования не было — все-таки тут необходимы инструменты и станки высокой точности, плюс как минимум испытательный стенд, и Maybach отправился на ЗИЛ, где его разобрали на части — так же, как десять лет назад сам танк. Износившиеся подробности, не подлежащие реставрации, заменили, все вычистили, привели в хорошее состояние и прогнали на испытательном стенде — немцы в 1944-м не сделали бы лучше. Параллельно с ремонтом двигателя в Кубинке шла реставрация танка — исправлялись неточности, сделанные мастерами в 1990-х, добавлялись какие-то элементы, сломанные траки заменили на уникальные, отысканные поисковыми машинами на местах боев и сохранившиеся фактически в совершенном состоянии.

В мае 2013 года машина была закончена. Нужно заявить, что изначально была мысль сделать идеальный, «картиночный» музейный экспонат, как для книжки по эксплуатации танка. Другими словами навесить целый шанцевый инструмент (в запасниках достаточно уникальных кирок и немецких лопат), запасные траки на особые крючья, изготовить и разместить в масштабную копию боеприпаса и оформить танк в знаках и цветах культовой танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер».

Но от данной идеи было нужно отказаться по необычной обстоятельству — танк был так востребованным, что тащить дальше с окончанием реставрации было легко запрещено. Он потребовался и на фестивале «Поле боя», и на вторых военных шоу — само собой разумеется, единственная в стране «Пантера», к тому же и на ходу. А шанцевый инструмент навешивать не стали, по причине того, что при таких условиях танк было нужно бы поставить за ограждение на большом расстоянии от визитёров музея.

Мало ли кому саперная лопатка пригодится — не уследишь. Но и без дополнительной навески «Пантера» внушает уважение.

Персональный опыт

В то время, когда «ползаешь» по танку, забираешься вовнутрь, дотрагиваешься до органов управления, ощущения совсем другие, нежели в то время, когда ветхие фотографии. В он весьма несложен — вопреки распространенным преданиям о невероятном комфорте и кондиционерах, предлагавшихся германским танкистам. Аскетичная, весьма хорошо скомпонованная, достаточно неудобная в военная машина.

Единственная уступка — набитые конским волосом и отделанные натуральной кожей мягкие сиденья (к слову, «тридцатьчетверки» время от времени выходили с фабрик по большому счету без сидений, танкисты подкладывали под себя свернутые ватники).

Но в остальном — машина для боя, а не для отдыха. Поражает уровень качества сборки. Оно германское — как раз в том смысле, какой мы вкладываем в это слово сейчас, другими словами совершенное: фаски сглажены, уголки ровненькие, точность монтажа потрясающая.

Наряду с этим прогрев термосифонного подогревателя для запуска двигателя зимний период осуществлялся посредством паяльной лампы, что в рамках технологичности конструкции и общей сложности смотрится достаточно дико.

Но, на еще более идеальных «Тиграх» было так же.

    Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. D (количество — 2) Нидерланды: танк-монумент в БредеШвеи?цария: Panzermuseum Thun в городе Тун

Снаружи танк увлекателен огромным числом каких-то крепежей, подробностей, назначение большинства которых с первого взора совсем неясно. Ну прекрасно, вот тут очевидно крепилась лопата, тут — запасной трак для гусеницы, а это что? Вещь в том, что, в то время, когда танк поступал в распоряжение экипажа, танкисты фактически постоянно модернизировали его по собственному усмотрению.

Снаружи приваривались крепежи, к примеру, для касок, разного инструмента, не входящего в изначальный боекомплект, кроме того иногда коробки для шинелей либо личных вещей, «багажники». Исходя из этого, в случае если поставить рядом пять «Пантер», вряд ли найдутся хотя бы две однообразные.

В то время, когда забираешься в танк в первый раз, первые пять мин. опасаешься наступить на какой-нибудь элемент, опасаешься дотронуться до чего-либо в: это же музейный экспонат, ему 70 лет, с ним необходимо очень осторожно Только позже приходит осознание: это же танк. Он же выдерживает попадание боеприпаса. Какой вред смогут причинить ему твои кроссовки?

Вот тогда, в то время, когда поймёшь, что это замечательная военная машина, а не экспонат за стеклом, начинаешь относиться к машине совсем в противном случае. Как танкист.

    Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. G (количество — 12) Англия: по одному экземпляру в Bovington Tank Museum (Бо- вингтон) и Defence College of Management and Technology (Шраи?венхэм).

США: по два экземпляра в US Army s National ArmorCavalry Museum (Форт-Беннинг) и Patton Museum of Cavalry and Armor (Форт-Нокс).

Нидерланды: Oorlogsmuseum Overloon в Оверлоне. Российская Федерация: Центральныи? музеи? бронетанкового оружия и техники в Кубинке. Франция: Muse?e des blinde?s de Saumur (Сомюр).

Бельгия: Танки-монументы в Уффализе, Селле и Гранмениле.

Позже танк отправился. Рычание, гул, дым — 45 т непробиваемой мощи. Чувство, в принципе, такое же, как и от современных танков.

Изменились броня, оружие, силовые установки, но психотерапевтический эффект остался тем же, что и 70 лет назад. Наряду с этим «Пантера» находится за гранью понятия «музейный экспонат».

Она не предназначена чтобы находиться за стеклом, — она обязана двигаться. Фактически, что она совершает благодаря праздникам военным и различным фестивалям. Однако чрезмерным нагрузкам танк не подвергают — мы также ездили только по ровным поверхностям, для чего лезть на рожон.

Но мы-то знаем, что «Пантера» может всё.

    Сохранившиеся «пантеры»: AUSF. A (количество — 15) Франция: два экземпляра в Muse?e des blinde?s de Saumur (Сомюр), один в Overlord Museum (Кольвиль-сюр-Мер), два танка-монумента в Па- риже и один экземпляр на свалке техники в городе Мурмелон-ле-Гран.

Германия: по однои? машине в Deutsche Panzer- museum Munster (Мунстер) и Auto- und Technik- museum Sinsheim (Зинсхаи?м). США: по одному экземпляру в US Army s National ArmorCavalry Museum (Форт-Беннинг) и Military Vehicle Technology Foundation (Портола-Валли). Англия: три автомобили в частном собрании The Wheatcroft Collection и одна в частном собрании RexRod Cadman Collection.

Канада: Canadian War Museum в Оттаве.

В Кубинке еще достаточно неповторимых танков, каковые весьма хочется поставить на ход, перевоплотить из стационарных экспонатов в живые автомобили. Техника обязана трудиться — в этом случае, само собой разумеется, на мирном поприще. «Пантера» — один из многих танков в реставрационном последовательности, и потому хранителям музея — успеха!

Благодарим за помощь в подготовке материала Центральный музей бронетанкового оружия и техники МО РФ и отечественного консультанта Андрея Черняева

Статья «Прокатиться на «Пантере»» размещена в издании «Популярная механика» (№135, январь 2014).

Музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке| Сила | Телеканал Страна


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: