Тизнаос: испанские броневики

    Тизнаос Pamplona №3. В Памплоне строились простые и примитивные броневики — простые грузовики котельным железом либо страницами заводской брони.
    Тизнаос MC 36 на базе грузовика Hispano-Suiza T-69, выстроенный компанией La Sociedad Comercial de Hierros в 1935 году, еще до войны. Таких броневиков существовало пара, экземпляр на снимке оснащен башней от легкого танка Т-26.
    Безымянный тизнаос. Безымянный тизнаос на базе грузовика, обшитого котельным железом (прекрасно видны места неотёсанного соединения страниц), выстроенный на оружейном заводе Овьедо в первой половине 30-ых годов XX века (времена восстания в Астурии).
    Крыша «домиком» защищала от гранат, каковые скатывались с автомобили и взрывались сзади, в то время, когда броневик уже проезжал.
    Тизнаос Ebro №3 (в некоторых источниках — №2). Снят в первые дни войны около сарагосской арены для корриды.
    Эта машина считается самым громадным и тяжелым из всех испанских броневиков 1930-х годов.
    В кино и в действительности. Кадр со съемок документального фильма «Развенчание мифов» (2012).
    На дороге — две кинематографические реплики одного из немногих серийных тизнаосов UNL-35. Аналогичных автомобилей в разных модификациях было произведено более 120 штук.
    Тизнаос Mercier № 2, только-только вышедший из заводского цеха.Тизнаос: испанские броневики
    Примечательно, что он выстроен на шасси другого, разобранного ранее тизнаоса Echevarria. Строили Mercier в Сарагосе, как и Ebro, потому снаружи эти две серии весьма похожи.

18 июля 1936 года мятеж, вспыхнувший за сутки до того в испанских колониях, охватил и метрополию. Националисты подняли восстание в Севилье, откуда уличные битвы перекинулись на другие города — Кадис, Овьедо, Сарагосу. Две трети испанских солдатах поддержали мятежников, в стране воцарился хаос гражданской войны.

Достаточно скоро восставшие начали получать помощь из-за предела: из Италии и Германии пошли самолеты, военная техника, артиллерия. СССР, со своей стороны, помогал испанскому правительству техникой и добровольцами, которая была как запрещено более кстати, потому, что с военной техникой у республиканцев было весьма не хорошо: в наличии имелись десять французских танков FT-17 времен Первой мировой (танковый полк в Мадриде) плюс пять таких же в Сарагосе. Еще было пара древних танков Schneider CA1, три пулеметных Trubia A4, с полтора десятка самопальных бронетракторов Carro de Asalto Landesa и всё.

Ясно, из-за чего в стране обширно распространилось самодельное бронетанковое творчество. По большей части этим занимались отдельные группировки республиканцев, не смотря на то, что на больших фабриках и в мастерских такие кустарные автомобили производились кроме того небольшими партиями.

От Севильи до Гранады Изготовление импровизированных бронемашин в Испании имело поверхностные, но все-таки корни: в 1909 году по августейшему ответу короля Альфонса XIII французской компании Schneider был заказан БТР на базе простого грузовика — для Испанского Марокко, где правительство подавляло восстание местных племен.

Конструктивно броневик воображал собой парижский автобус Schneider-Brilli?, на древесном каркасе которого посредством заклёпок и болтов были нашиты 5-мм бронелисты, по заверениям конструкторов снабжавшие защиту от винтовочных пуль. Откидывающиеся на манер люков скаты крыши имели наклон для противодействия и лучшей защищенности закидыванию на нее гранат.

В кузове размещались два пулеметчика с ручными 7-мм пулеметами Hotchkiss и десять пехотинцев с ружьями, а позади имелось грузовое отделение. Первый экземпляр бронеавтомобиля был доставлен в Испанию 20 июня 1910 года и поступил в распоряжение Артиллерийской автомобильной школы в Карабанчеле. Машина употреблялась для механиков и обучения водителей, и для испытательных пробегов.

В театр войны бронированный грузовик попал лишь в январе 1912 года, где занимался сопровождением и охраной конвоев, эвакуацией раненых, перевозкой пехоты и грузов. Но, военная служба продолжалась недолго: годом позднее броневик перевоплотили в простой грузовик. К 1914 году было собрано два десятка бронемашин, каковые сохранились до самой гражданской войны а также употреблялись в ней националистическими силами Испанского Марокко.

Кроме того, в начале двадцатого века испанское руководство, испытывавшее дефицит средств на закупку зарубежной бронетехники, создало множество проектов броневиков на базе грузовиков. В строй поднялось некое количество Nasch Quad (7-мм бронирование, 4 члена экипажа, 7-мм пулемет «Гочкисс» в башне) и Benz ET3 (8-мм бронирование, 4 члена экипажа, тот же башенный пулемет).

В 1922—1923 годах было выстроено пара броневиков на французском шасси Latil TAR (суммарно 19 автомобилей); виделись в армиях и единичные экземпляры, как, к примеру, бронегрузовик 1922 года на базе «Испано-Сюизы». Испанская любовь к «шушпанцерам» опять проявилась в первой половине 30-ых годов XX века на протяжении восстания басков в Астурии — тогда партизаны применяли пара грузовиков с частичным либо полным бронированием.

Броня крепка

По большей части подобная техника времен гражданской войны в Испании представляла собой обшитые страницами котельного железа либо бронелистами грузовики с бойницами для стрельбы. Автомобили, изготовленные на верфях и крупных заводах, были сделаны чуть лучше и иногда имели кроме того вращающиеся башни с пулеметным оружием. Виделись броневики с башнями от советских танков Т-26 и БТ-5, поставлявшихся испанскому правительству.

Конструктивной изюминкой фактически всех самодельных автомобилей были скошенные крыши, с которых легко скатывались закинутые гранаты либо нерасколовшиеся бутылки с бензином.

Дизайн самодельной испанской военной техники был очень разнообразным — от коробкообразных самоходных ДОТов до обтекаемых «гоночных» броневиков а также бронированных чудовищ, очень органично смотревшихся бы в радиоактивных постъядерных пустошах. По большей части корпус бронемашин повторял конструкцию базисного шасси — грузовика (кабина с грузовым отделением) или автобуса (один громадный кузов); существовали кроме этого варианты грузовика с бронированной кабиной и установленной на открытую грузовую платформу коробкой ДОТа.

Бронирование боевых колесниц частенько делалось с красивыми закруглениями (один из броневиков конструкторы по большому счету умудрились выполнить фактически без прямых углов). Защита колес представляла собой две крайности: совсем открытые с убранными крыльями или полностью закрытые фартуками и бронированными крыльями. Последний вариант ухудшал маневренность за счет повышения радиуса поворота, но давал хорошую защищенность входе боевых действий в городе.

Пространство под машиной и колеса от края бронефартуков до почвы защищались бахромой из обрезков цепей.

Материалом для бронирования помогали заводский и котельное железо бронелисты разной толщины. Время от времени расширить защищенность автомобили пробовали за счет матрасов по бортам — бутылки с зажигательной смесью о них не разбивались, а вдруг и поджигали матрас, то последний сходу отцеплялся. В Барселоне возможно было замечать боевые грузовики, чье бронирование вовсе ограничивалось матрасами по бортам кузова.

За счет широкого внутреннего пространства самодельные бронемашины имели возможность нести солидное оружие, в основном легкосъемное. Иные автомобили «щерились» десятком пулеметов, а иные имели пушечное оружие — к примеру, пара броневиков, собранных филиалом «Испано-Сюиза» в Барселоне на базе грузовика Hispano-Suiza Т-69.

На некоторых бронеавтомобилях (к примеру, UNL-35) устанавливался дополнительный зенитный пулемет, расположенный на шкворневой установке на задней части башенной крыши. А на броневике Ferrol №?2 пулемет украшал кроме того капот. Экипажи бронегрузовиков достигали иногда двадцати человек (!).

Шушпанцер — в серию!

В начале гражданской войны испанские фабрики скоро наладили выпуск бронеавтомобилей — любой по собственному проекту, любой на своем шасси. Производство развернулось в Бильбао, Валенсии, Барселоне, Сарагосе и т.?д. Среди более-менее серийных и без шуток сделанных бронеавтомобилей необходимо отметить броневик Bilbao 32 (Примечательно, что производилась машина по большей части в Систао, но наименование покинули по имени города, где броневик создали).

Шасси для него послужил грузовик Dodge K-32 (но, существовали Bilbao на базе Ford и Шевроле), экипаж автомобили складывался из четырех человек: начальник, шофер и два стрелка — один трудился со стационарным 7-мм «Гочкиссом» в башне, второй стрелял из переносного оружия через амбразуры. Наряду с этим в хватало места еще для пяти пехотинцев. Броневик производился с 1932 по 1936 год и использовался как республиканцами (у которых была 41 машина из 48 выпущенных), так и франкистами.

О нелегкой судьбе броневиков говорит тот факт, что до конца войны сумели дотянуть только семь «Бильбао», а до наших дней сохранился один.

Второй серийный, причем более массовый бронеавтомобиль, UNL-35 (Union Naval de Levante), производился с января 1937 года, причем в разработке принимали участие советские инженеры Николай Алимов (конструкция бронемашины) и Адриан Воробьев (производство бронекорпуса). Корпус был частично сварной, частично клепанный на особых угольниках.

Шасси автомобилям послужили два грузовика — трехосный ЗИС-5 с укороченной на 140 см рамой, обрезанным карданным валом и передвинутыми задними рессорами и, по окончании прекращения поставок из СССР, — двухосные Шевроле и Ford. Многослойное бронирование (7-мм броня плюс внутренний экран из 3-мм железа) c 25?? метров не пробивалось бронебойной пулей. Оружие броневиков выяснилось однообразным у националистов и республиканцев, разнился только его тип: первые устанавливали два 7,62-мм пулемета «Напо», «Максим» либо ДТ, а последние — два 7,92-мм германских MG-13.

Производство UNL-35 длилось всю войну и закончилось лишь в марте 1939 года по окончании разгрома Испанской республики. Всего было выстроено более 120 таких броневиков, из них приблизительно добрая половина — на шасси ЗИС-5. Потом UNL-35 многократно переделывались, поменяли номенклатуру, на них устанавливались пушки от танков FT-17.

В целом UNL-35 и их модификации оставались на вооружении испанской армии до 1957 года.

Подсчету не поддается

В принципе, испанские тизнаосы возможно перечислять вечно. Кроме нескольких мелкосерийных моделей (размер серии обусловливался мощностями завода-изготовителя) существовали десятки, если не много, «самопалов» самого экстравагантного вида. Время от времени нереально кроме того идентифицировать город и тем более мастерскую, где собран тот либо другой тизнаос — тем более до наших дней дошло всего пара автомобилей.

Экстравагантнейшим видом отличалась, к примеру, серия броневиков Pamplona (известно девять автомобилей, различающихся по номерам, объединяет их только то, что сделаны они в городе Памплона), серия бронированных черепах Ebro, строившихся в Сарагосе (точно известно о трех автомобилях), легкие автомобили Ferrol из Балуарте, и Mercier — данный завод строил броневики среди них и на гусеничном тракторном шасси. И это не говоря о многочисленном количестве безымянных самопалов.

Нужно заявить, что огромные размеры делали перегруженные и оттого медленные самодельные бронемашины испанской войны легкой добычей серийных танков и полевой артиллерии, но эрзац-броневики прежде всего предназначались для муниципальных боев и передвижений в тылу, где избежать встречи с подвижным и оснащенным техникой неприятелем было в полной мере реально.

Принцип был несложен: под прикрытием любой брони лучше, чем без нее, — на это и делался расчет обеих противоборствующих сторон. По окончании испанской войны большинство тизнаосов была разобрана, переплавлена либо на разных задворках. Но кое-какие учавствовали и во Второй мировой войны.

Так или иначе, автомобили, дошедшие до наших дней, возможно пересчитать по пальцам одной руки — тизнаосы стали частью истории.

Статья «Броневик по-испански» размещена в издании «Популярная механика» (№123, январь 2013).

Схема бронирования Т32.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Курсы испанского языка

    какое количество знаешь языков, столько судеб живёшь. А вдруг один из них испанский, то живёшь жизнь в радости и восторге. Исходя из этого, быть может,…

  • Испанский сталинград xix века

    21 февраля 1809 года завершилась защита Сарагосы. Данный испанский город в течение шести месяцев выдержал две продолжительных осады французской армии….

  • Тест-драйв броневика тайфун-к: боевой камаз

    Ожидать было нужно недолго. Пара мин. спустя на площадку выехал собственной персоной «КамАЗ-63968», он же «Тайфун-К». Угловатые формы этого…

  • Испанское завоевание португалии

    Португалия и Испания в течении столетий были закоренелыми соперницами и в Европе, и в заморских владениях. Не обращая внимания на намного меньшие размеры…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: