Тяга к небу перед лицом смерти

20 мая 1895 г. появился Реджинальд Джозеф Митчелл – создатель легендарного истребителя Spitfire. Страдая от смертельной заболевания, перед смертью он смог воплотить наработки спортивной авиации в уникальном самолёте, сыгравшем важную роль в Битве за Британию и остававшемся на вооружении Королевских ВВС до середины 1950-х гг.

Реджинальд Джозеф Митчелл появился в Батт-Лейн, рядом с городом Сток-он-Трент (графство Стаффордшир). Его родители были преподавателями, папа трудился директором в нескольких стаффордширских школах, а позднее организовал личный печатный бизнес. В семье было большое количество детей: у Реджинальда Джозефа было трое братьев и две сестры.

Один из младших братьев потом стал видным живописцем.

В школьные годы будущий авиаконструктор проявлял интерес к математике и мастерству, но главным его увлечением стало изобретательство. Он придумывал и запускал модели аэропланов. По словам одноклассников, Митчелл был от этого без ума.

В 16 лет Митчелл начал стажировку в машиностроительной компании Kerr, StuartCo., создававшей локомотивы. Вначале он трудился в двигательной мастерской, после этого был повышен до чертёжника. Сейчас он начал посещать вечерние направления инженерной графики, высшей математики и механики.Тяга к небу перед лицом смерти

По окончании окончания стажировки в 1917 г. юный инженер-самоучка поступил на работу в авиастроительную компанию Supermarine Aviation Works, созданную в 1913 г. Ноэлем Биллингом. Компания специализировалась на производстве летающих лодок – гидросамолётов, приспособленных для стремительного перемещения по воде. Штаб-квартира Supermarine пребывала в Саутгемптоне.

Город, расположившийся вюжной части прибрежной полосы Англии, с конца XIX в. был одним из наибольших портов страны и связывался с Лондоном железной дорогой.

Скоро Митчелл женился. В 1918 г. он сделал предложение директрисе начальной школы Флоренс Дайсон. Она была старше его практически на 11 лет и имела хороший источник дохода, но индивидуальные качества молодого изобретателя, лишь начавшего собственный карьерный путь по окончании обучения, побудили её отказаться от работы и выйти замуж.

В следующем году 24-летний Митчелл взял должность главного конструктора, а ещё через год стал главным инженером компании. Во время с 1920 по 1936 гг. он создал 24 летательных аппарата – от истребителей и лёгких самолётов до громадных летающих бомбардировщиков и лодок. Маленькая, но знаменательная карьера выделяет Митчелла среди вторых авиаконструкторов.

Он умел довести работу над проектом до главной точки, по окончании чего передать его вторым на доработку.

Именно поэтому подходу ему удалось создать такое количество самолётов всего за 16 лет. Под управлением Митчелла Supermarine стала одной из немногих английских авиастроительных компаний, трудившихся с прибылью во время финансового кризиса 1930-х гг.

В 1928 г. Supermarine была поглощена компанией Vickers. Репутация Митчелла была такова, что в договоре раздельно оговаривалось: он не должен уходить из компании в течение ближайших пяти лет. Вначале новое управление желало вынудить главного инженера трудиться над проектами совместно со своим ведущим авиаконструктором Барнсом Уоллесом.

У Митчелла были собственные мысли по этому поводу, он избегал контактов с ним – впредь до того, что уходил из кабинета, как-только в том направлении прибывал Уоллес. Скоро новые хозяева Supermarine сдались и разрешили команде Митчелла трудиться в прошлом формате, отозвав собственного изобретателя обратно. Потом Барнс Уоллес прославился созданием специальных авиабомб – прыгающей бомбы Vickers и сейсмических бомб Tallboy и Grand Slam.

Митчелл был неоднозначной личностью. Общаясь с незнакомыми людьми, он в большинстве случаев смотрелся застенчивым. Маленькое заикание усиливало это чувство и, наверное, причиняло ему важные неудобства на протяжении публичных выступлений.

Но в стенках Supermarine Митчелл ощущал жёсткую землю под ногами, для собственной команды он был талантливым и уверенным менеджером. Он прислушивался ко всем своим сотрудникам, разрешая высказывать вывод о разрабатываемых самолётах кроме того младшим чертёжникам. Основной инженер постоянно брал на себя полную ответственность за судьбу проектов, не разрешая осуждать собственных подчинённых никому, не считая себя самого.

Supermarine Stranraer

Самыми успешными разработками Митчела 1920-х и начала 30-х гг. были громадные летающие лодки Southampton и Stranraer. Они поступили в Королевские ВВС Англии. Благодаря этим заказам Supermarine смогла преодолеть финансовый кризис.

Southampton заинтересовал армейских ещё на стадии проектирования: шесть автомобилей было заказано в августе 1924 г., за семь месяцев до первого испытательного полёта, прошедшего в марте 1925 г. Новые гидропланы поступили в шесть эскадрилий Королевских ВВС и оставались в строю до 1936 г., разрешив Британии занять передовое место в морской авиации. Следующие гидросамолёты Supermarine Walrus и Stranraer кроме этого поступили на вооружение английских ВВС и учавствовали в сражениях Второй мировой.

Второй успешной областью деятельности Митчелла стало проектирование скоростных гоночных самолётов, много раз побеждавших в Кубке Шнейдера. Supermarine создавали их до 1931 г. Первый из таких самолётов – мелкий гидробиплан Sea Lion II, победил в заезде 1922 г. Позднее, под влиянием американских гидросамолётов Curtiss, показывавших хорошие результаты в гонках, Митчелл начал разработку моноплана S4.

Сам по себе он не принёс желанного успеха, но отысканные для S4 ответы легли в базу гоночного гидросамолёта S5, вернувшего Supermarine Кубок Шнейдера в 1927 г. Третий и четвёртый самолёты – S6 и S6B – также принесли компании победу в соревнованиях. Supermarine S6B стал вершиной мастерства создания гоночных самолётов для Митчелла. В нем конструктор реализовал самые передовые в то время разработки в области аэродинамики.

Supermarine Sea Lion II

Победитель Кубка Шнейдера во второй половине 20-ых годов XX века лейтенант Сидней Уэбстер и его Supermarine S.5. В центре первого ряда –Реджинальд Митчелл

Для Supermarine, как одного из ведущих строителей гидросамолётов в Англии, было полностью конечно принимать участие в Кубке Шнейдера. Но полученные в состязаниях наработки было сложно приспособить к проектам гражданской авиации. Это событие побудило компанию поменять направление с гражданской авиации на военную.

Скорость есть основополагающим качеством любого истребителя, и опыт Митчелла по проектированию скоростных гидросамолётов прекрасно подготовил его к ответу технических задач для Королевских ВВС.

В 1930 г. министерство авиации Англии выпустило спецификацию F7/30. В ней были обозначены требования для разработки нового армейского истребителя, оснащённого четырьмя пулемётами. Ответом Митчелла стал проект Supermarine Type 224 – моноплан уникальной конструкции с фиксированным шасси, размещённым в «штанинах» обтекателей.

Сердцем автомобили был двигатель Goshawk мощностью 660 л. с., дававший большую скорость 367 км/ч. Двигатель имел испарительную совокупность охлаждения.

Пар конденсировался в передней части крыла, после этого вода планировала в особых резервуарах, пребывавших в «штанинах» шасси. Самолёт был выстроен в единственном экземпляре. Использованные новшества не обеспечили Type 224 преимущества перед более классическими ответами от вторых компаний.

В итоге Королевские ВВС предпочли проект соперников.

Supermarine Type 224

В 1933 г. Митчеллу диагностировали рак. Операция колостомии покинула его с значительной физической проблемой, которую конструктор старался скрыть от своих сотрудников. Не обращая внимания на серьёзную заболевание, Митчелл отказывался разглядывать возможность ухода в отставку.

Практически, всё время работы над Spitfire он знал, что может погибнуть в любую секунду. В декабре 1933 г. Митчелл начал брать уроки пилотирования самолёта, в июле следующего он взял лицензию пилота. Митчелл был одним из немногих авиаконструкторов того времени, обучившихся летать самостоятельно, пускай и в конце судьбы.

Работу над новым проектом – Type 300, что потом стал Spitfire, – Митчелл начал в середине 1934 г. Первоначально в нём также планировалось применять двигатель Goshawk с испарительным охлаждением, исходя из этого конструкция крыла опять включала в себя отсек для конденсации пара, защищённый твёрдым ребром. Первые версии экспериментального двигателя Rolls-Royce PV-12 (потом ставшего известным как Merlin) кроме этого были вычислены на испарительное охлаждение с маленьким резервным радиатором. Всецело жидкостное охлаждение показалось лишь в двигателях Merlin, начиная с версии C. Вместо воды в них употреблялась смесь на базе этиленгликоля, что лучше отводил тепло и разрешал так уменьшить радиаторы.

Первый прототип Spitfire

В начале 1935 г. проект нового самолёта, предложенный Митчеллом, начал напоминать привычный нам Spitfire. Конструктор отказался от излома крыльев около корпуса, как это было в Type 224, крылья стали уже, их эллиптическая форма снабжала высокую подъёмную силу и малое сопротивление воздуха. Усовершенствованная конструкция крыльев разрешила повысить их прочность.

В соответствии с новым требованиям армейских, самолёт должен был нести восемь пулемётов вместо четырёх.

Первый опытный образец нового самолёта был закончен в феврале 1936 г. 5 марта Spitfire в первый раз поднялся в воздух. В следствии инженерных доработок его скорость удалось поднять до 560 км/ч. Министерство авиации Англии заказало постройку 310 истребителей ещё до окончания опробований.

До серийного выпуска Spitfire Митчелл не дожил. Он погиб в своей квартире 11 июня 1937 г. в возрасте 42 лет. За шесть месяцев до этого прогрессировавшая заболевание всё-таки заставила очень способного конструктора уйти в отставку.

В апреле 1937 г. на особом самолёте он был доставлен в Вену, дабы проконсультироваться со экспертом о собственном здоровье. Заболевание уже позволила себе слишком много, и лечение не давало результата. Совершив месяц в санатории, Митчелл отправился обратно в Саутгемптон.

Он не терял интерес к судьбе главного проекта собственной недолгой, но яркой судьбы до самого финиша собственных дней.

Не обращая внимания на отсутствие официальных прижизненных призов, личность Митчелла ярко отпечаталась в сердцах потомков и современников. Практически сразу после смерти его память была увековечена в фильме Лесли Говарда «Первый среди немногих», вышедшем в 1942 г. Позднее его сын Гордон Митчелл написал две биографические книги, говорящие о жизни и работе очень способного авиаконструктора.

A talk on Joseph Mitchell — The New Yorker Festival


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: