Трактовать пространство площади, ее застройку и примыкающие к ней улицы, как единое художественное целое, как ансамбль

СТОЛИЧНЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(Национальная АКАДЕМИЯ)

КАФЕДРА АРХИТЕКТУРЫ Публичных сооружений

С.С. Горин

ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПЛОЩАДЕЙ

Учебно-Программа и методическое пособие-Задание

для разработки курсового проекта «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА»

Москва 2014 г.

С.С. Горин. «Организация муниципальных площадей».

Учебно-Программа и методическое пособие-Задание

для разработки курсового проекта «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА».

Москва. МАРХИ 2014 г. стр. 25.

В учебно-методическом пособии последовательно рассмотрены главные вопросы методики городских разработки и организации площадей курсового проекта «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА».

В учебной части пособия приведены и изложены: главные понятия, исторические предпосылки и размещения площадей и условия создания; этапы их развития и характерные функционально-планировочные, пространственные ответы площадей зарубежом и в Российской Федерации; современная градостроительная классификация площадей; неприятности их состояния и современной эксплуатации; возможности развития существующих площадей в Москве.

В методической части пособия приведены и изложены главные методические положения, которые связаны с последовательностью разработки курсового проекта «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА»: цель и задачи проектирования; предпроектный анализ; правила проектирования при восстановлении, комплексной реконструкции исторически сложившихся и создании новых площадей Москвы.Трактовать пространство площади, ее застройку и примыкающие к ней улицы, как единое художественное целое, как ансамбль

В Программе-Задании на разработку курсового проекта «ПЛОЩАДЬ ГОРОДА» выяснены правила и условия его разработки, состав проектных материалов и сроки его исполнения.

Программа-Задание имеет приложение I:

— в приложении I дан Ориентировочный список площадей Москвы, перспективных для применения в качестве пешеходных публичных пространств и рекомендуемых для разработки курсового проекта;

УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ ПОСОБИЯ

Главные понятия, размещения площадей и условия создания.

Площадь – главной архитектурный элемент планировочной пространственной среды и структуры любого города, оформленный неповторимыми, публично значимыми либо историческими строениями и определяющий его неповторимый и запоминающийся образ. Площадь формируется определенным комплектом функций (где основная – публичная) в виде архитектурно организованного и оформленного пространства.

Наименование – площадь(возможно заимствовано из старославянского и восходит к греческому – plateia, platys – широкий)свидетельствует громадное незастроенное место в пределах города. Пространство площади неизменно и везде являлось главным местом общения для жителей, где оглашались новые законы, торговали, развлекались, планировали для ответа собственных неприятностей.

По большей части площади появлялись в структуре города в местах пересечения торговых улиц, на перекрестках улиц с дорогами, ведущими в другие города, у храмов, крепостных ворот, резиденций правителей. размещение и Типология площадей в структуре города совершенствовались по мере исторического развития его социальных, экономических и культурных потребностей.

Исторические этапы развития и характерные планировочные, пространственные ответы площадей зарубежом.

Со времен Старой Греции известна Агора(греч. agora – площадь) – место собраний, широкая городская территория, которая несла публично-политические, торговые, культурные и зрелищные функции. Эта площадь имела четырехугольную форму и окружалась колоннадами и галереями, сообщавшимися с разными публичными сооружениями. Довольно часто основная агора являлась как бы сборным пунктом при совершении праздничных шествий жителей к храмам.

В каждом греческом городе могло быть пара агор имевших очертания и разное назначение. Примером помогают агоры греческих городов-колоний в М. Азии – Милете, Приене, Ассосе и др. (V – II вв. до н. э.). Южная агора в Милете имела 128 Х 166 м. и 2,12 га.

В столице старой Греции Афинах хорошего периода (V – IV вв. до н. э.) «верхний город» Акрополь, с его идеально организованным святилищем — религиозно-публичным пространством, по сути, являлся основной, главной площадью. И это основное публичное пространство площади-святилища так или иначе было связано уличными коммуникациями с другими публичными пространствами Афин — муниципальными агорами самого разного назначения.

В эру Древнего Рима существовали Форумы(лат. forum – площадь) – открытые площади в историческом центре города, помогавшие для публичных собраний, политических действий, религиозных церемоний, рынков, разных состязаний и пр. В большинстве случаев строилось пара форумов рядом между собой. В центре Древнего Рима (II в. до н. э. — II в. н. э.) лишь императорских форумов, перетекающих из одного в второй, насчитывалось около десятка.

Основной форум в Помпее имел размеры 117 Х 33 м. и площадь 0,39 га.

Обобщая чёрта древнеримских форумов, нужно отметить что, восприняв от греков композицию агор, римляне существенно ее развили. Повторяя прямоугольную форму площади с храмом в глубине, они в первый раз применили принцип совокупности площадей, объединенных одной композиционной осью, но видимых порознь, и ввели полукружия, предвосхитив на пятнадцать столетий появление сложных по абрису барочных площадей.

В Средние века по мере исторического, социально-экономического и культурного развития Западной Европы и особенно Италии торговые, рыночные площади в городах все больше становились их главными жизненными центрами. А где оказался и бурлил активной судьбой товарный рынок, в том месте появлялась биржа, строились церкви, ратуши, строения цеховых общин и т.д. Частенько строениями, образующими и формирующими площадь, были храмы, дворцы административной власти.

На таких площадях постоянно бурлила городская судьба. самые яркие примеры – всем узнаваемая Соборная площадь с баптистерием, собором и «падающей колокольней» в Пизе (XI — XIV вв.) и площадь Синьории с палаццо Веккио – муниципальный ратушей с башней высотой 102 м во Флоренции (XIII — XIV вв.). Площадь данной площади — 0,81 га.

В эти века громадное значение имели и многофункциональные площади, где проходили официальные торжества, народные собрания, турниры и карнавалы. Так в течении нескольких столетий (с XII по XVI вв.) шло развитие-обрамление и расширение-оформление широко известной и изумительной по красоте площади Святого Марка в Венеции — городе на воде. Ее размеры – 175 Х (56+90)/2 м. и площадь 1,28 га.

В эпоху ренесанса в Италии площади городов являлись главными объектами градостроительства. Они имели, в большинстве случаев, прямоугольный замысел с соотношением сторон 4:5, 2:3, 1:2 и спокойную застройку периметра.

Наряду с этим, наровне с прямоугольными, создавались площади трапециевидной а также округлой формы, как похожая на раковину площадь дель Кампо в Сиене (XIV – XVI вв.), где до сих пор в очень праздники в присутствии множества местных туристов и жителей проводятся по средневековым правилам скаковые соревнования на резвых и неоседланных жеребцах.

Одвременно с этим в городах Европы, наровне с торговыми начали появляться и публичные площади перед храмами и дворцами, каковые в XV – XVI вв. становились уже главными площадями. Они довольно часто связывались главными улицами, имели декоративное мощение, находились в чистоте, оформлялись колоннадами, фонтанами, скульптурами и были местом для обнародования национальных и религиозных актов, организации и праздников и проведения торжеств, как во Флоренции.

В этом городе-монументе архитектуры ренесанса заслуживают особенного внимания и пешеходные публично значимые улицы Уффици и Кальцайоли, связывающие главные исторические площади (Синьории и Соборную), где расположены узнаваемые произведения итальянских мастерах.

К финалу ренесанса относится создание по единому замыслу великим Микеланджело Буанаротти (1475-1564) восхитительного ансамбля Ратушной площади на Капитолийском бугре в Риме (XVI в.), которую обрамляют Дворец сенаторов, Дворец Консерваторов и Капитолийский музей.

С конца XVI в. публичная функция площадей начинает неспешно ослабляться и в итальянских городах эти пространства стали создаваться уже не столько для практических целей, сколько для украшения города. Этому содействовало то событие, что города приостановились в собственном развитии и ранее выстроенные торговые и публичные площади с избытком удовлетворяли запросам муниципального населения.

В XVII – XVIII столетиях в эру барокко в Италии показался новый декоративный тип площади. В это время муниципальные площади появлялись в связи с постройкой церквей, дворцов и помогали их декором. Опять, как в средние века, церкви размешались в центре площади либо выступали из фронта окружающих домов.

Еще чаще среди площади ставились монументы, фонтаны, обелиски, монументы. Примером таковой организации площади может служить северная въездная площадь в Рим – дель Пополо (XVII в.).

Барочные площади, в противоположность площадям Восстановления, имели сложный, время от времени неестественный и замысловатый замысел, где частенько использовались красивая кривая, трапеция либо сочетание этих форм.В эру барокко наметилась тенденция к преодолению замкнутости площади, ее открытию для всего города. В этом одно из значительных отличий от замкнутых площадей ренесанса, пространство которых в большинстве случаев воспринималось изолированно от окружающей застройки.

Такова грандиозная по размерам сперва круглая, а позже трапециевидная площадь Святого Петра в Риме с ее разомкнутыми «клещами» колоннад круглой части созданная арх. Л. Бернини (1598-1680) в середине XVII в.

В второй стране Европы — Франции период с XV в. по XVII в. во многом был связан со становлением безотносительной монархии, что повлияло на развитии городов и их планировочной структуре. В это время муниципальные площади кроме этого стали претерпевать сильнейшие трансформации.

К XVII в. замыслы главных площадей французских городов становились верными, строгими, хорошими. Треугольник, прямоугольник, квадрат со срезанными углами – самые популярные замыслы площадей городов Франции в эру расцвета классицизма. хороший пример – Вандомская площадь в Париже по проекту Ж.А. Мансара (1646-1708) в самом финише XVII в.

Вместе с геометризацией замыслов площадей французы усвоили обычный итальянский прием – однотипность формирующей их периметральной застройки. Дома на площадях городов Франции постоянно имели толстые стенки, массивные опоры в галереях, высокие крыши с лесом дымовых труб. Окружающая застройка площадей того времени была выполнена в замкнутых формах, как Королевская площадь — площадь Вогезов в Париже в XVII в.

Позже муниципальные площади, следуя достижениям эры зрелого и позднего итальянского барокко, начинают неспешно связываться с улицами и раскрываться во внешнее пространство муниципальный застройки.

В конце XVII века, под влиянием версальских работ А. Ленотра (1613-1700), в первый раз появляется геометрически верная круглая площадь, а позже и открытая площадь-терраса, взявшие широкое распространение в Европе. Архитектор Н.Ф. Блондель (1618-1686) кроме того вывел оптимальное соотношение высоты застройки круглой площади от ее диаметра, как 1/4.

В середине XVIII в. во Франции показалось большое количество площадей у набережных и мостов. В силу собственного размещения такие площади имели застройку с трех сторон. Венцом данной композиционной тенденции стала площадь Людовика XV — площадь Согласия в Париже в XVIII в., где строения обрамляют лишь одну ее сторону, две другие занимают одну река и – парки Сена.

В начале XIX века в архитектуре классицизма Франции уже господствовал стиль ампир(от франц. ampire – империя), сложившийся во времена правления Наполеона I Бонапарта и покинувший следы имперского обустройства и реконструкции как в центре Парижа, так и во многих других городов в виде возведения триумфальных арок, колонн, дворцов и храмов.

Во второй половине XIX в. шел деятельный и практически неуправляемый рост городов Европы. Во Франции он сопровождался радикальной реконструкцией бароном Ж.Э. Османом (1809-1891) площадей и ряда улиц в центре Парижа, среди которых была и круглая в плане площадь Этуаль либо Звезды.

По окончании реконструкции (без арки и озеленения) она начала занимать участок в 2,33 га.

В десятнадцатом веке появляются известные площади в столицах европейских стран: Лондоне, Берлине, Вене и др. Это были площади-площади и скверы-сады. Грандиозные и камерные, псевдоисторические и эклектичные инсценировки на тему города либо власти, каковые до сих пор приводят к любови у отдыхающих в том месте жителей и восторг у бессчётных туристов, посещающих эти мастерски и со вкусом благоустроенные и озелененные пространства муниципальный почвы, кстати, весьма дорогой и востребованной.

К концу XIX в. многие площади в городах Европы застраиваются, теряя цельность созданных градостроительных ансамблей. Это происходит в связи с нарастанием процесса хаотизации формирования муниципальный пространственной среды и застройки, как неизбежного следствия развития «дикого капитализма», перенаселённости и урбанизации муниципальных образований.

Кроме того кратковременное появление на рубеже XIX и XX вв. в Европе стиля модерн не смогло прервать данный урбанистический процесс. А создание по окончании I Всемирный войны неоклассических, имперских площадей в Германии и Италии 30-х – 40-х гг. вызвало негативную общественную реакцию и только усугубило их отрицание в годы по окончании окончания II Всемирный войны. В течение продолжительного послевоенного времени новые площади в Европе не создавались, а ветхие приходили в упадок, преобразовываясь в транспортные развязки и автопарковки.

Наряду с этим в Соединенных Штатах по окончании «Великой депрессии» и II Всемирный Войны, в то время, когда усилилось национальное регулирование экономики, наметилась социальная стабилизация, а в развитии городов укрепились плановые начала – муниципальные площади стали возрождаться и создаваться снова.Примером может служить реконструкция Филадельфии в 1949 – 1970 гг. На расчищенных от хаотической и ветхой застройки пространствах показались площади–скверы Индепенденс-молл, Пенн-Сентер и др.

В 1958 г. архитекторами Л. Мис ванн дер Роэ (1886-1069) и Ф. Джонсоном (1906-?) был показан хороший пример создания муниципальный площади с фонтанами у подножия сейчас широко известного небоскреба Сигрэм-Билдинг в самом хорошо застроенном районе Нью-Йорка – Манхэттене.

Авторам проекта – гениальным архитекторам было нужно приложить много упрочнений, дабы убедить муниципальные власти в функционально-планировочной, архитектурно-пространственной и художественно-целесообразности и эстетической правильности собственного творческого ответа.

Затем в Нью-Йорке в 1960-е гг. при реконструкции авеню Америки на Манхеттене в соответствии с «Законом о зонировании» перед каждым значимым для города сооружением создавались площади — «плазы», а также в комплексе высотных строений Рокфеллер-центра, Линкольн-центра и др.

Но восстановление феномена площади в его классическом, историческом понимании стало заметно проявляться лишь с 1970-х гг. Восстановление площадей шло в русле неоконсервативных, постмодернистских тенденций, господствовавших в архитектуре второй половины XX в. Площадь тогда довольно часто воспринималась как театрализованное пространство. хороший пример – созданная Ч. Муром (1925-?) в 1979 г. площадь «Италия» в Новом Орлеане.

Только в начале 80-х гг. прошлого века, под влиянием понимания сокровища истории, сохранения культурных и архитектурных монументов и в контексте постмодернистских веяний стал неспешно оживать подлинный интерес к площади, как неотъемлемой части муниципальный среды обитания, одному из основополагающих элементов планировочной и пространственной градостроительной структуры города, и социально ориентированному, открытому публичному пространству.

В конце XX в. и в начале XXI в. регенерация и создание новых ветхих площадей стало уже распространенной практикой для многих городов Европы. Эта тенденция, порожденная «духом времени» и традицией, была связана со рвением эстетически преобразить городскую среду и создать в ней обновленные, благоустроенные и комфортные публичные пространства.

на данный момент возможно замечать собственного рода ренессанс ясных и продуманных во многих отношениях площадей, в создании которых господствуют идеи восстановления классических для Европы видов муниципального публичного пространства. Восстановление площадей порождает множество разных форм, опирающихся на исторические примеры и возвращающие им потерянные функциональные и художественные преимущества. Это реконструкция Трафальгарской площади в Лондоне арх.

Н Фостером (1935), и последовательность обновленных существующих и новых современных площадей в городах Англии, Германии, Австрии, Испании, Италии и др.

Сейчас уже возможно выделить два формирования городских и основных направления развития площадей в развитых государствах Европы:

— первое — всецело исключает транспорт и концентрируется на создании публичного пространства, привлекательного для нахождения в нем как пешеходов, так и туристов и отдыхающих горожан;

— второе — учитывает потребности транспорта и так смягчает его диктат и жёсткое доминирование над пешеходами.

Еще одно направление развития муниципальных площадей, проявляющееся на данный момент — свободные от застройки пространства, создаваемые в новых жилых районах городов Европы. В том месте их организация обычно сводится к созданию площади-парка с неестественным и благоустроенным ландшафтом.

Из истории развития муниципальных площадей в Российской Федерации.

Об габаритах и устройстве площадей в древних, допетровских русских городах до наших дней дошли весьма скудные сведения по обстоятельству полной смерти формировавшей их древесной застройки. Известно лишь, что они имели размеры и неправильные формы, изменявшиеся по окончании каждого громадного пожара и получавшиеся «сами по себе».

Площади появлялись у громадных храмов, у съезжих центров (палат и административных приказных), на перекрестках – «крестцах» улиц, в гостиных дворов (необычные последствия древних агор), в монастырях, у ворот муниципальных стен и крепостных упрочнений.

Соборная площадь Кремля , зародившаяся в первой половине XIV в. при Иване Калите, в XV в. и начале XVI в. была реконструирована (как и целый Кремль) при участии итальянских мастерах ренесанса. Развернув к ней фасадами Грановитую палату, Великокняжеский дворец, они придали пространству основной площади черты регулярности, создали зримый образ единения страны с церковью. И по сей день эта площадь весьма красива из-за постепенного восприятия-раскрытия в следствии обхода ее по периметру.

В конце XV в. князь Иван III, реконструируя Кремль, расчистил от застройки подступы к нему в оборонительных и противопожарных целях. На этом пространстве позднее появились торговые площади и прежде всего Красная, ставшая позже знаком государственности России. Она сейчас имеет размеры 382 Х 88 м. и площадь 2,95 га.

Площади-плацдармы имелись и с внешней стороны воротных башен дорог, ведущих из стенку Китай-города, Белого города (сейчас это Бульварное кольцо) и Скородома-Земляного города (сейчас это Садовое кольцо).

Развитие площадей древнерусских городов шло в общем русле объединительных централизации и процессов власти. У власти показались возможности (не смотря на то, что и ограниченные) регулировать потребность и городскую застройку в открытых и оформленных пространствах с целью проведения пышных церемоний, оглашения собственных указов, общения с народом, наконец (что крайне важно!), упорядочения торговли, введения ее в контролируемые рамки, разрешавшие пополнять казну.

Виды торговых площадей в городах Старой Руси и более позднего периода — базарные, сенные, дровяные, конные, хлебные и т.п.

В Москве и других больших городах на периферии складывались кроме того целые совокупности слободских публичных центров, включавших кроме слободского храма и сьезжей избы еще и площадь для слободского народного схода – органа самоуправления, отдаленного подобия муниципального веча.

Лишь в XVIII в. при Петре I и, в особенности, при Екатерине II, на рубеже барокко и классицизма в русском градостроительстве площадь начала рассматриваться как независимая тема и купила в плане города громадное композиционное значение. Созданная в конце 1762 г. «Рабочая группа о каменном строении Петербурга и Москвы» развернула невиданную в мировом градостроительстве работу по перепланировке городов России на регулярных началах и созданию на этих правилах новых городов.

Управлением России площадь была признана наиболее значимым элементом градостроительной структуры. Это произошло только в условиях «просвещенного абсолютизма», в то время, когда в пору экономического, публичного и культурного подъема жёсткая власть, владея большими ресурсами, имела возможность предпринимать попытки регулирования муниципальный среды. Регулярная планировка с площадями являла собой образ разумно, верно устроенного страны.

Но настоящая перепланировка городов затянулась на десятилетия и увенчалась только частичным успехом.

Совокупность площадей как база публично-пространственного устройства всего города была реализована в Твери, Калуге и, само собой разумеется, в Петербурге, где интерес к архитектуре площадей подогрел конкурс 1779 г. на решение Дворцовой площади. Его победил мастер Ю.М. Фельтен (1730/32-1801).

По окончании доработки и уточнений его мысль была реализована К.И Росси (1775-1849). на данный момент эта площадь имеет размеры 340 Х 230 м. и площадь 6,27 га.

В конце XVIII начале XIX вв. размеры главных площадей в ряде русских городов почти всегда были весьма громадны. Площади в 2-3 га виделись кроме того в маленьких малоэтажных городах и частенько создавали чувство пустынных. В это время, исходя из практики строительства площадей, выработались неспециализированные правила их создания:

— классифицировать площади по их назначению;

— определять расположение и размеры площадей на муниципальный территории сообразно с их функциональным назначением;

— застраивать площади однородными строениями, сосредотачивая на основных площадях публичные и административные строения;

трактовать пространство площади, ее застройку и примыкающие к ней улицы, как единое художественное целое, как ансамбль.

В первой трети XIX в., особенно по окончании Отечественной войны 1812 г. уже в эру ампира, в Российской Федерации развернулось создание муниципальных площадей с принципиально новым, в отличие от предшествующего периода классицизма, подходом, в то время, когда в композициях площадей в большинстве случаев господствовало то либо иное строение, около которого разворачивалось пространство площади.

Мастера русского ампира (А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, О.И.

Бове) трактовали площадь как господствующее пространство и подчиняли ему все, что его окружало. Фасады окружающих строений являлись как бы монументальной рамой площади, как на Театральной в Москве, первоначально спроектированной и реализованной зодчим О.И. Бове (1784-1834).

В XIX в. уже во всех подряд русских городах проектировались главные, главные площади. На них сосредотачивались национальные и публичные сооружения, как в центре Петербурга, где выстроились в ряд главные площади — Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская.

Наровне с главными площадями в городах России сооружались площади соборные, торговые, у застав, везде, где активная выгодность места и городская жизнь говорили о необходимости их устройства.

Наряду с этим концентрация на площадях строений однородного назначения облегчала задачу создания ансамблей. Имея строения более-менее равных размеров, стилистики и родственной тематики, возможно было выдержать силуэт застройки на заданных уровнях, соблюсти неспециализированный для площади масштаб, ввести необходимое единообразие в окраску и пластику фасадов.

Многие рыночные площади оформлялись лишь единообразными арками торговых последовательностей и все-таки создавали хорошее чувство. В полной мере себя оправдали огромные главные площади с свободной серединой и многоэтажной застройкой в столицах, поскольку не нарушали предельного соотношения высоты строений к глубине площади равного 1:6.

Финиш XIX в. и начало XX в. в Российской Федерации характеризуется бурным развитием капитализма, повлиявшим на структуру многих городов, и возникновением новых типов площадей: привокзальных, предзаводских и др.

в течении всего XX в. в городах России, а позже в СССР и опять России и, в особенности, в ее столице Москве, площади развивались в сторону открытых, так или иначе архитектурно организованных, композиционно обособленных пространств, обрамленных историческими и новыми значимыми строениями, зелеными насаждениями. Частенько площадь входила в совокупность вторых открытых городских пространств, предназначенных для пешеходов и передвижения транспорта (проспекты, улицы, набережные, парки, скверы, сады, проспекты и т.д.).

Городская площадь имела возможность иметь как геометрически верную форму, так и сложные неправильные очертания. Время от времени главной площади имела возможность предшествовать аванплощадь. К примеру, расчищенная от застройки Манежная площадь, и площади Революции и Театральная стали предшествовать Красной площади – основной площади нашей страны.

Современная градостроительная классификация площадей.

Журналистам и депутатам Шымкента показали город будущего Shymkent city


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: