Требования к кандидату священства. препятствия к посвящению

Степени низших клириков введены в судьбу Церкви исторически, они не существовали в ней сначала. Но уже в апостольский век в христианском богослужении принимали участие лица, на которых возлагались обязанности, подобные тем, какие конкретно выполняют сейчас церковнослужители. Это были миряне, являвшиеся привратниками храма, блюстителями порядка за богослужением, чтецами, и действовали они под началом диаконов.

Число должностей церковнослужителей со временем возрастало. Неспешно они составили иерархию от высших до низших и тем самым превратились в степени низшей правительственной иерархии Церкви.

Из мирян исполнители церковнослужительских обязанностей переходили в разряд клириков. Данный процесс в латинских Церквах происходил стремительнее, чем в греческих.

Как отмечает Евдоким Ревва, первое неоспоримое известие о субдиаконах на Западе и как раз в Риме дает нам письмо папы Корнилия к Антиохийскому епископу Фабию [1на данный момент. Переписка относится к 250 г. В собственном послании отец Корнилий перечисляет чиновниковов Римской Церкви и среди них упоминает субдиаконов. Он пишет, что в Риме под главенством епископа состояло 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 иподиаконов, 42 аколуфа, и заклинатели, привратники и чтецы [2].Требования к кандидату священства. препятствия к посвящению

По словам доктора наук Н. Суворова, поскольку в Риме прочно держались предания о 7 мужах иерусалимских, как родоначальниках диаконской должности, то, не обращая внимания на огромную численность христианской общины в таком городе, как Рим, Римская Церковь не считала вероятным повысить колличество диаконов, а вместо того создала 7 запасных к ним иподиаконов, либо субдиаконов [3].

К той же эре относится и известное из истории Карфагенской Церкви поставление священномучеником Киприаном исповедника Оптата субдиаконом. В 29 послании в один раз. Киприан за сообщением об этом поставлении пишет, что предварительно он испытал Оптата, имеется ли в нем все то, что должно быть в тех, кто подготавливается к клиру [4].

Значит, иподиакон (субдиакон) в ту пору считался не мирянином, а клириком.

На Востоке иподиаконат в третьем веке взял громадное распространение, но нет источников, относящихся к данной эре, в которых бы упоминались иподиаконы как в полной мере определенная степень низших клириков. Косвенным образом о существовании особенного чина церковнослужителей свидетельствует 10 правило Неокесарийского Собора (314 г.), в соответствии с которому диакон, аще впадет в тот же грех, должен быть низведен в чин несложного служителя Церкви (????????).

Слово иподиакон в первый раз на Востоке видится у Евсевия Кесарийского. Он упоминает о неком иподиаконе Диосполийской общины. В Церковной истории (около 325 г.) Евсевий говорит кроме этого об анагностах (чтецах) и экзорцистах (заклинателях) [5по поводу.

Степени иподиаконов, равно как и чтецов, певцов, заклинателей, упоминаются в Апостольских правилах, в канонах Антиохийского и Лаодикийского Соборов.

В 43 Апостольском правиле читаем: Иподиакон, либо чтец, либо певец, подобное творящий (в 42 Апостольском правиле речь заходит о увлечении и пьянстве азартными играми епископов, диаконов и пресвитеров. — В. Ц.), либо да престанет, либо да будет отлучен. Такожде и миряне. Церковнослужители тут отличаются как от священников, так и от мирян.

На Западе имеются бессчётные источники, свидетельствующие о существовании степени субдиакона в четвертом веке.

В первые два столетия истории Христианской Церкви аколуфат не воображал собой состояния либо чина. В то время, когда же число верующих возросло и иподиаконы были уже не в состоянии выполнять обязанности низшего служения, им в помощь назначались особенные служители — аколуфы.

Слово аколуф (?????????) свидетельствует спутник, служитель собственного господина в пути. Святой Игнатий Богоносец именует Реоса избранным мужем, что мне последует (?????????) из Сирии по окончании того, как он отверг мир [6].

Первоначально аколуфы, как низшие служители, помогали принимать жертвенные подарки — вино и хлеб, следили за чистотою священных сосудов, выполняли обязанности, подобные тем, каковые несут сейчас алтарники.

Кое-какие авторы усваивают аколуфам и несение вторых обязанностей. Германский ученый Крюм уверен в том, что аколуфы сопутствовали со светильниками диаконам, направлявшимся просматривать Евангелие, т.е. были свещеносцами (ламподариями) [7]. Второй создатель, Зайдл, считает, что аколуфы составляли почетный караул епископа [8].

Подобно отечественным алтарникам, они в первые века христианства не поставлялись в особенную степень и не причислялись к клиру.

На Западе аколуфов, как и иподиаконов, уже в III столетии начинают причислять к клирикам, что очевидным образом вытекает из процитированных выше строчков из письма Римского епископа Корнилия к Антиохийскому епископу Фабию.

На Востоке аколуфы упоминаются у Евсевия в рассказе о Никейском Соборе, на что, как он пишет, прибыло более 250 епископов, имея при себе священников, диаконов, аколуфов и многих вторых [9]. Одни авторы думали, что Евсевий говорит об аколуфах западных епископов, другие — что под аколуфами Евсевий подразумевает всех по большому счету епископских слуг, составляющих свиту, а не церковнослужителей особенной степени [10].

По крайней мере, в 24 правиле Лаодикийского Собора, содержащем список священнослужительских и церковнослужительских степеней, не упоминаются аколуфы; Не подобает освященному лицу, от пресвитера до диакона, и позже кому-либо из церковнаго чина, кроме того до иподиаконов, либо чтецов, либо певцов, либо заклинателей, либо дворников, либо из монашескаго чина, в корчемницу входити.

Степень экзорцистов, либо заклинателей, восходит к тем христианам апостольского века, каковые, независимо от того, являлись они священниками либо мирянами, владели особенной харизмой — бесплатно заклинания злых духов. В эру преследований (I — начало IV вв). данный дар был распространен среди христиан. Св.

Иустин Философ в Беседе с иудеем Трифоном говорит: Мы, верующие в распятого при Понтии Пилате Иисуса Христа Господа отечественного, заклинаем всех демонов и нечистых духов, и держим их в отечественной власти [11]. Ориген писал: Тех (т.е. демонов. — В. Ц.). многие из христиан прогоняют из одержимых не при помощи каких-либо измышлений, волшебного либо медицинского мастерства, но лишь простыми заклинаниями и молитвой, и притом такими, каковые может использовать и самый простой человек, как по большому счету простецы (???????) делают это [12].

Упоминание простецов без сомнений говорит о том, что данный дар в век Оригена не был связан со служением в клире, но на Западе заклинание уже в начале III столетия, а, быть может, и еще раньше, становилось делом клириков.

Тертуллиан писал: Сами еретические дамы, как они смелы! Они осмеливаются учить, спорить, делать экзорцизмы, давать слово исцеления а также крестить [13]. Осуждая еретичек за их поползновения на выполнение обязанностей, не характерных дамам, Тертуллиан тем самым выразил, возможно, господствовавшее в православной Африканской Церкви убеждение, что заклинание — это дело мужчин и, возможно, клириков, потому, что деланию экзорцизмов отведено место рядом с совершением и учительством крещений.

Св. Павлин Ноланский (V век), говоря об иерархическом служении св. пресвитера Феликса, писал: В первые годы он являлся лектором, позже занял ступень, служение которой было в том, чтобы голосом веры заклинать злых и изгонять их священным словом [14]. Обращение тут идет, без сомнений, о служении экзорциста. Св.

Феликс умер в 256 г., следовательно, заклинателя экзорциста и ступени (чтеца) он состоялся в начале либо, по крайней мере, в первой половине III века.

На Востоке же только в IV столетии экзорцитат институализируется. Это связано было с тем, что по мере угасания харизматических даров росло число случаев бесчинных злоупотреблений практикой выполнять заклинания, исходя из этого Церковь вынуждена была закрепить соответствующее служение за определенной степенью клириков.

В 24 правиле Лаодикийского Собора экзорцисты причисляются к церковному чину, а в соответствии с 26 правилу того же Собора лицам, не поставленным епископом, не разрещаеться выполнять заклинания в частных и церквах зданиях.

Совершение огласительных заклинаний стало со временем составной частью чинопоследования Таинства Крещения, совершаемого епископом либо пресвитером. Исходя из этого наконец отпала необходимость в особенном чине экзорцистов. На Востоке эта степень кроме этого провалилась сквозь землю из судьбы Церкви.

На Западе же она сохранилась, не смотря на то, что и потеряла сообщение с действиями, соответствующими собственному заглавию.

Появление чина чтецов (лекторов) связано с чтением Священного Писания за богослужением. В первые века истории Христианской Церкви просматривать в храме имели возможность все члены Церкви — миряне и священнослужители, но потом соответствующее служение закрепилось за лицами, в особенности искусными в чтении. Эти лица были подчинены диаконам и были включены в состав низшего клира.

В конце II столетия лектор (по-гречески — анагност) делается должностным лицом в Церкви. Различные авторы неодинаково отвечают на вопрос о том, было ли это связано с учреждением особенной степени в иерархии церковнослужителей. Так, доктор наук В.Н.

Мышцын, основываясь на том, что чтец формально поставлялся, а перед поставлением подвергался строгому опробованию, делает вывод о его принадлежности к клирикам [15].

Западный ученый Виланд уверен в том, что чин чтеца наряду с этим не поменял по существу собственного светского характера, но чтецы были включены в состав официально служащих лиц, иными словами, чтец — это должность, а не сан [16].

Существование чтецов в третьем веке на Востоке подтверждается Дидаскалией. В ней читаем: Простая часть приношений уделяется епископу, одна часть дается вдовам, вдвойне против этого диаконам, в случае если хотят почтить пресвитеров, то им должно дать, как и диаконам, вдвойне против вдов, и наконец, в случае если имеется лектор, то и он приобретает вместе с пресвитерами [17].

Замечание св. Павлина о том, что до поставления в заклинатели Феликс являлся чтецом, говорит о существовании этого чина на Западе уже в начале III века. В середине III века о лекторах (чтецах) как об особенной церковнослужительской степени пишут уже Римский епископ Корнилий и священномученик Киприан Карфагенский.

В 26 Апостольском правиле чтецы причисляются к клиру. В четвертом веке чтецы упоминаются в 10 правиле Антиохийского и 24 правиле Лаодикийского Соборов, а 10 правило Сардикийского Собора требует, дабы кандидаты епископства предварительно проходили служение чтеца, пресвитера и диакона.

Низшая из существующих сейчас церковнослужительских степеней в Католической Церкви — это остиарии, привратники (по-гречески — ???????). В первые три столетия христианской истории не было особенной степени остиариев. Как на Западе, так и на Востоке обязанности привратника возлагались на мирян, а после этого — на иподиаконов (субдиаконов).

На Востоке еще в середине IV века обязанности привратников выполняли иподиаконы; 22 правило Лаодикийского Собора предписывает им не оставляти церковных дверей.

Позднее, быть может, во второй четверти IV века, как вычисляет Е. Ревва, иподиаконам были приданы особые церковнослужители, составившие личный церковный чин [18]. В 24 правиле Лаодикийского Собора говорится уже о привратниках как об особенной степени церковного чина. Правила Лаодикийского Собора являются, в сущности, синопсис канонов разновременных Соборов Фригийской области, исходя из этого в них смогут быть отражены различные стадии в истории становления церковных университетов.

На Западе в IV столетии остиариат получает значение клирикальной степени, а IV Карфагенским Собором (398 г.) был установлен порядок посвящения в остиарии.

Таково происхождение степеней низших клириков, любая из которых сохранилась и поныне в Католической Церкви латинского обряда. Аколуфы, экзорцисты, лекторы и остиарии сейчас не выполняют тех обязанностей, каковые соответствовали бы их заглавиям и каковые вправду связаны были с этими степенями в древности.

При совершении богослужения в католических храмах прислуживают миряне, в особенности довольно часто мальчики. Но для занятия степени иподиакона требуется предварительно пройти все четыре низшие степени. Низшим степеням предшествует у католиков так называемая тонзура — пострижение.

Оно пребывает в том, что на темени выстригается кружок, что обязан в дальнейшем оставаться выстриженным и разрешает отличать католического клирика от мирянина.

В древности данный обычай был распространен во Мировом Церкви; в Старой Руси у духовных лиц на темени также выстригалось гуменце.

Классическая католическая теория всем церковнослужительским степеням усваивает апостольское происхождение, разглядывая каждую из них как производную от диаконского служения. Исходя из этого в Католической Церкви, в отличие от Православной, церковнослужители не отделяются от священников, причем последовательное поставление в каждую из этих степеней в обязательном порядке.

В Православной Церкви, как мы знаем, степени низших клириков не считаются богоучрежденным университетом. Если сравнивать с IV веком, в наши дни в Православной Церкви осталось меньше степеней низших клириков — лишь чтецы и иподиаконы; причем, поставление в обе эти степени обыкновенно совершается в сутки диаконской хиротонии, а в современной Сербской Церкви по большому счету нет церковнослужителей-клириков. Но, у нас также обязанности чтецов обыкновенно выполняют миряне, не взявшие поставления по чину хиротесии, а также дамы.

Чин певца на Западе не вошел в иерархию клириков; однако на Востоке некое время певцы посвящались в собственную степень и причислялись к клирикам.

В апостольский век пение в христианском богослужении было неспециализированным, всеобщим. Но скоро всеобщее пение начало заменяться хоровым. И на Востоке, и на Западе хоровые певцы не составляли особенного состояния в Церкви и были, без сомнений, мирянами.

Совместно в тем, не считая хоровых певцов в пении принимали участие особенные певцы, выполнявшие соло (попеременно с народом либо хором, так именуемые cantores (??????)). Большая часть историков уверен в том, что первоначально cantores (певцы) причислялись к чтецам, а в первой половине IV столетия отделились от них как особенный чин. Псалмы в храме читались нараспев либо пелись, исходя из этого те, кто просматривал либо пел их, выполняли служение чтеца особенного рода.

Отделение певцов от чтецов в качестве особенной степени зафиксировано в 15 каноне Лаодикийского Собора: Не считая певцов, пребывающих в клире, на амвон в

Древние восточные церкви. Документальный фильм


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Степени церковнослужителей

    Степени низших клириков введены в судьбу Церкви исторически, они не существовали в ней сначала. Но уже в апостольский век в христианском богослужении…

  • Священная и правительственная иерархии

    Наиболее значимым актом поставления на священные степени для священников есть хиротония (рукоположение). Чтобы хиротония была настоящей и законной,…

  • Препятствия духовного характера

    Они связаны или с недочётами веры у ставленника, или с его нравственными пороками, или, наконец, с отсутствием нужных знаний. Вера кандидата священства…

  • Избрание на священные степени

    Поставление на священные степени, — по словам доктора наук И.С. Бердникова. — складывается из двух посвящения: и моментов избрания [1]. Избрание в Старой…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: