Три жизни ростислава алексеева

Герои войны

За годы работы Алексеев создал замечательнейшее предприятие с развитой проектно-испытательной базой и воспитал много людей, увлеченных одним делом, исходя из этого работы длились, несмотря на бессчётные «палки в колесах». В возрасте 63-х лет конструктор оставался человеком, полным сил, творческой энергии и здорового научного любопытства. Казалось, имеется все слагаемые успеха: талант, ум, здоровье, большой опыт. Но в первой половине 80-ых годов двадцатого века случилась неожиданная катастрофа…

Путь в будущее

Ростислав Евгеньевич Алексеев появился 18 декабря 1916 года в провинциальном городе Новозыбкове Черниговской губернии. В учительницы и сына Российской Империи агронома из захолустья вряд ли имела возможность ожидать карьера ученого и, тем более, ведущего конструктора. Но история известным образом распорядилась судьбой мальчика и страны: по окончании Октябрьской революции в огне Гражданской войны появилась новая держава, где, как сейчас принято сказать, «получили новые социальные лифты».

В июне 1918 года Совнарком создал Национальный индустриальный университет в Нижнем Новгороде. Как раз в том направлении в первой половине 30-ых годов XX века переехала семья Алексеевых. Юный Ростислав поступил на рабфак (рабочий факультет), где подготавливался к поступлению в высшее учебное заведение, подрабатывая чертежником в разных учреждениях.

Вместе с этим мальчик нашёл свойстве к рисованию и поступил в художественное училище.

1935 год стал поворотным в его биографии – Ростислав был зачислен в Горьковский индустриальный университет на кораблестроительный факультет. К четвертому курсу гениального и многообещающего студента переводят в Ленинград на обучение в Военно-морской академии. Но продолжительно проучиться в Северной Пальмире ему было не суждено – из-за скандала с отысканным в его квартире револьвером Ростислава отчислили из академии, по окончании чего он возвратился в Неприятный.

6 июня 1941 года, за 14 дней до вторжения германских армий в СССР, Ростислав женился, а 1 октября того же года защитил дипломную работу, ставшую знаковой не только в жизни Алексеева, но и в истории кораблестроения по большому счету. Работа называющиеся «Глиссер на подводных крыльях» представляла собой теоретическую разработку конструкции полупогруженных судов.

От войны к миру

Не обращая внимания на то, что вовсю полыхала война, юный человек, будучи полезным техническим экспертом, был направлен не на фронт, а на завод «Красное Сормово», где проработал до 1943 года контролером выпуска танков. Как раз так началась его «первая жизнь».

Не отрываясь от ежедневной рутины, Алексеев не оставлял собственного увлечения изобретательской деятельностью и кораблями. В годы войны он внес предложение рационализацию устройства воспламенения бутылок с «коктейлем Молотова» и создал реактивно-инерционный двигатель для ракетных катеров.

Наряду с этим он всегда бомбардировал вышестоящие инстанции предложениями по внедрению судов на подводных крыльях, в итоге добившись успеха – в первой половине 40-ых годов XX века ему выделили помещение и помощников с целью проведения предварительных работ по данной тематике. Помещением был сарай на территории «Красного Сормова» а коллективом – три человека. Так зарождалось будущее Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК).

К осени 1943 года, выполняя режим ожесточённой экономии практически всего, коллективу удалось создать умелый прототип катера А-4, что спустили на воду в заводской гавани. Но довести революционную разработку до боевого применения не удалось – в 1945 году Великая Отечественная война завершилась. Однако, Алексеев продолжал работу – во второй половине 40-ых годов XX века на Черном море прошел опробования катер 123-бис, за что коллектив взял Национальную премию.

Так, была доказана технологичность и практическая применимость полупогруженных судов.

Примечательно, что Алексеев израсходовал премию на первый в жизни фабричный автомобиль «Победа». До этого в его гараже успели побывать два вторых: «Татра» и «Фольксваген», собственноручно собранные конструктором из запчастей со свалок «Красного Сормова». Сам изобретатель именовал их собирательно – «КДФ» (картон, дерево, фанера) с намеком на то, что фирменных деталей в его автомобилях был только нужный минимум.

Эта тяга к ручному труду сопровождала Алексеева всю его жизнь. Будучи маститым конструктором, он постоянно старался пройти целый цикл создания собственных аппаратов «от и до», как бы ставя себя на место токарей, фрезеровщиков, других рабочих и литейщиков.

Успех глиссера

В первой половине 50-ых годов XX века научно-исследовательская гидролаборатория Алексеева была включёна в состав ЦКБ-19, а его работой заинтересовалось Министерство речного флота. Коллектив взял техзадание на разработку речного корабля средней вместимости (до 66 человек пассажиров). Проект стал называться «Ракета».

К 1957 году теоретическая часть работ завершилась, проект передали на верфь, а в следующем году Алексеев с успехом совершил первый в мире корабль на подводных крыльях по совокупности каналов из Неприятного в Москву (это было приурочено к Интернациональному фестивалю молодежи в Москве).

Три жизни ростислава алексеева
«Горьковский буревестник» Р.Е. Алексеев

Источник: www.fps-nn.ru

Публичные опробования «Ракеты» Алексеев совершил с пониманием и большой помпой, как сообщили бы сейчас, маркетинга – в числе первых тридцати пассажиров был основной «ракетчик» страны Сергей Королев, а пилотировал корабль Герой Советского Союза Михаил Девятаев, в годы войны бежавший из фашистского плена на угнанном бомбардировщике. На протяжении опробований «Ракета» развила ураганную для пассажирского судна скорость в 70 км/ч, а растояние от Неприятного до Казани (420 км) была пройдена за всего за шесть часов.

«Ракета» – теплоход на подводных крыльях

Источник: upload.wikimedia.org

Несомненный успех «Ракеты» подвиг большое руководство к ее предстоящему формированию. ЦКБ-19 начинает разработку корабля мореходности и повышенной вместимости – новым проектом стал известный «Метеор». Дюралевый корпус 34 метров в длину, красивые обводы, более доходившие самолету, нежели судну, скорость в 65 км/ч и от 78 до 123 пассажиров при троих участниках экипажа – все это обеспечивало «Метеору» оглушительный успех уже к моменту появления первого примера во второй половине 50-ых годов двадцатого века.

В серию «Метеор» отправился в первой половине 60-ых годов XX века и производился до 1991 года – всего на воду сошли более 400 автомобилей. «Ракеты» и «Метеоры» стали базой скоростного речного и прибрежного морского транспорта СССР, экспортируясь во многие страны мира.

Теплоход на подводных крыльях «Метеор»

Источник: upload.wikimedia.org

По окончании того, как сам Никита Хрущев прокатился на «Метеоре» по Москве-реке, Алексеев взял фактически неограниченные возможности. Каждый год его коллектив, выросший к тому времени до 2000 человек, проектировал, строил, испытывал по десять перспективных моделей. Из ЦКБ-19, а скоро и собственного ЦКБ по СПК вышли многие суда – такие как «Комета» (первый морской транспорт на подводных крыльях), «Восход», громадный «Спутник», рассчитанный на 300 пассажиров (в серию не отправился), «Буревестник» с скоростью и газотурбинным двигателем в 94 км/ч, легкий катер «Волга» и многие другие.

Теплоход на подводных крыльях «Спутник» на постаменте в Тольятти

Источник: upload.wikimedia.org

Алексеев был честно влюблен в собственный детище и, являясь твёрдым приверженцем максимы «практика – критерий истины», взял удостоверение пилота судов на подводных крыльях – это стало «второй судьбой» конструктора.

Теплоход на подводных крыльях «Комета»

Источник: upload.wikimedia.org

Летающие крейсеры Ростислава Алексеева

Не обращая внимания на большой успех глиссеров, идея Алексеева не стояла на месте. Все, что возможно было выгадать за счет интенсивного развития конструкции, конструктор «выжал» из корабля на подводных крыльях. С этого момента повышение скорости лежало в экстенсивной плоскости – игре мощности и увеличении двигателей с тонкостями аэродинамики.

Но это имело возможность дать прирост скорости не более чем в 10-30 км/ч, что Алексеева категорически не устраивало. Глиссер оставался «прикованным» к воде, плотность которой в 800 раз выше воздуха, и подводные крылья имели возможность решить проблему сопротивления среды только частично. Уже в 50-е годы Алексеев обдумывал парадоксальную возможность – запрещено ли вынудить корабль оторваться от воды?

Ответ дал так называемый эффект экрана – воздушная динамическая подушка, образующаяся под крылом при взлете самолета. То, с чем авиаторы боролись, для Алексеева стало настоящим выходом из тупика скорости. Отныне его блестящей головой обладала мысль экраноплана – корабля, талантливого идти над поверхностью за счет нагнетания встречного потока воздуха под крыло.

Из этого машинально выводилась еще более революционная мысль экранолета – корабля, талантливого оторваться от несущей поверхности и превратиться в самолет.

Уже в первой половине 60-ых годов XX века, в то время, когда «Метеор» начал триумфальное шествие по рекам страны, на воду, а правильнее, на лёд притока Волги реки Троцы сошёл первый опытный образец СМ-1. Когда показалось познание того, что СМ-1 способен к устойчивому перемещению над водой, льдом, либо другой довольно ровной поверхностью, Алексеев пригласил помощника Примьера на митинг. Показ окончился полным успехом – ЦКБ по СПК взяло заказ от ВМФ на разработку опытного образца экраноплана.

Им стал известный КМ – «Корабль Макет», названный аналитиками НАТО «Каспийским Монстром» (в правильном соответствии с официальной сокращением). Так началась «третья жизнь» Ростислава Алексеева – создателя первых в мире самолёта и гибридов корабля.

Бюрократическое фиаско

Нужно заявить, что эта «третья жизнь» была далека от постоянного успеха. Дело в том, что тема экраноплана пребывала за пределами того поля, где Алексеев был несокрушимым авторитетом – вне кораблестроения в прямом смысле. «Авиаторы», которым и без того хватало «головных болей», отнеслись к идее скептически, а реализовать ее полностью возможно было лишь при тесном сотрудничестве двух ведомств.

К сожалению, это Алексееву не удалось – весьма не так долго осталось ждать начались межведомственные конфликты, дело доходило до использования и доносов в дискуссиях административного ресурса. Но не обращая внимания на все бюрократические сложности, «Корабль Макет» все же сошел на воду Каспийского моря, где его сфотографировал американский спутник-шпион. Эти, полученные спутником, привели к шоку среди военных НАТО. Вот что писал издание «Джейн Интеллидженс Ревью»:

«…На Каспийском море длятся опробования огромного экраноплана, развивающего скорость 200 узлов. Уверены в том, что данный аппарат выстроен на заводе «Красное Сормово». Он, возможно, имеет длину 400 футов и может нести 800-900 всецело вооруженных воинов.

Считают, что крылья этого экспериментального аппарата создают подъемную силу, которой хватает на подъем до высоты крейсирования, равной примерно 30 футам. По-видимому, аппарат может трудиться в арктических условиях».

У страха были большие глаза – в действительности, характеристики первого экраноплана были куда скромнее. И, однако, «Каспийский Монстр» впечатлял – его протяженность составляла 92 метра, взлетная масса – 544 тонны, большая скорость – 50 км/ч. До создания большого самолета Ан-225 «Мрия», талантливого поднимать космический челнок «Буран», КМ оставался наибольшим летательным аппаратом в мире.

Экраноплан «Орленок» в музее ВМФ

Источник: upload.wikimedia.org

На его базе были созданы ударный экраноплан «экраноплан» и десантный Орлёнок «Лунь» (уже по окончании смерти конструктора). Авария экраноплана «Орленок» на опробованиях 1974 года, на протяжении которой Алексеев лично «извлёк» на базу машину, лишившуюся хвоста, привела сперва к отстранению его от должности начальника ЦКБ, а позже – и от должности заведующего сектором. Но за годы работы Алексеев создал замечательнейшее предприятие с развитой проектно-испытательной базой и воспитал много людей, увлеченных одним делом, исходя из этого работы длились, несмотря на бессчётные «палки в колесах».

Сам Ростислав Алексеев не унывал и занимался живописью, конечно проектированием экраноплана второго поколения. В возрасте 63-х лет конструктор оставался человеком, полным сил, творческой энергии и здорового научного любопытства. Казалось, имеется все слагаемые успеха: талант, ум, здоровье, большой опыт.

Но в первой половине 80-ых годов двадцатого века случилась неожиданная катастрофа. Ростислав Алексеев был очень крепким человеком, и силу собственную соизмерять не привык. Наступил январь 1980 года, и ЦКБ должно было представить рабочую модель пассажирского экраноплана к Столичной олимпиаде.

Испытывать ее предполагалось на базе в Чкаловске (Горьковская область). Пара человек выкатывали машину из ангара, и среди них был Алексеев.

Ассистенты нужно будет расчищать снег, перекрывавший путь к реке, а в то время, когда дорога освободилась, кто-то крикнул: «Отпускай!» Будучи уже немолодым человеком, Алексеев не расслышал крика, руки не убрал, и вся тяжесть аппарата пришлась на него. Травма казалась нетяжелой, и, как говорится, нет ничего, что предсказывало беды, но скоро конструктора было нужно госпитализировать с острыми болями. Стало известно, что Алексеев попросту надорвался – это стало причиной перитониту и его скорой смерти.

Р.Е. Алексеев (1916-1980)

Источник: borshec.ru

Ростиславу Алексееву не суждено было знать, что детище его «третьей жизни» в первой половине 80-ых годов XX века было принято на вооружение ВМС СССР. Экранопланы «Орленок», а позже и «Лунь» должны были строиться серией, доходящей до ста двадцати экземпляров, но «орлят» успели поставить в строй всего четыре штуки, а «Лунь», выпущенный в 1985 году, остался и вовсе в одиночном примере.

Грянувшая скоро перестройка и последовавший за ней распад СССР на долгое время похоронили экранопланы вместе с «Бураном» и многими вторыми фантастическими разработками советских конструкторов. Но, как мы знаем, идея материальна, а идея гения, каким был Алексеев, имеет твердость бриллианта. Уже Сейчас в Российской Федерации было издано постановление о расконсервации проектов экраноплана, и «орлята» должны снова подняться на крыло.

Что из этого выйдет – продемонстрирует время.

How-to guide: Uploading photos on Wikipedia


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся: