«Тринадцать» против басмачей: в жизни и на экране

85 лет тому назад, 6 августа 1931 года, у никому не известного туркменского колодца Ербент мелкий отряд красноармейцев принял неравный бой с басмачами. Эти события легли в базу известного фильма «Тринадцать» Михаила Ромма, а позднее — и ещё нескольких кинокартин.

«Восток дело — узкое»

Казалось бы, к концу 1920-х годов басмачество в Средней Азии совсем ушло в прошлое. Но тут началась коллективизация, коренным образом перевернувшая всю страну.

Командированные из центра «красные» эксперты далеко не всегда были привычны со спецификой региона. А население «на местах» имело возможность просто не знать, что «белого царя» уже давно нет, и подчиняться нужно совсем вторым людям.

Классический уклад кочевников приводил к тому, что всю работу по хозяйству делали женщины и дети. А мужчины занимались настоящим делом — набегами на соседей. В аналитических материалах ГПУ констатировалось: «Разведение каких-либо культур в полосе песков нереально».

Кроме того командующий Среднеазиатским армейским округом Дыбенко волей-неволей задавался вопросом: «Необходимо ли в Кара-Кумах иметь десятки тысяч семей скотоводов, из которых не меньше чем 80% трудовой людской силы совсем не употребляется ни для какой работы?». В случае если, само собой разумеется, не считать «работой» грабёж: «Чем лучше скотовод может грабить и выполнять вооружённый налёт, тем более он прославлен и известен».

«Тринадцать» против басмачей: в жизни и на экране
53-я дивизия армий НКВД. Начальник с пистолетом-пулемётом Томпсона. 1930 год, район Памира
http://siberia-miniatures.ru/

А советские органы на местах в первую очередь были заняты земледельческими хозяйствами —особенную заботу приводило к выращиванию хлопчатника. Лишь 10 июня 1931 года было принято распоряжение о передачи в госимущество и перераспределении пастбищ и колодцев в кочевой полосе Туркмении. агитация и Разъяснение фактически отсутствовали.

Неудивительно, что неожиданное столкновение кочевников и идей коммунистов привело к всевозможного недовольства — впредь до открытого неповиновения, откочёвки либо кроме того восстания. А тут ещё в целом последовательности мест не хватало продовольствия — в некоторых районах замысел по снабжению скотоводов хлебом был выполнен всего на 18–20%. Не говоря уже о других бессчётных «недочётах в работе и перегибах местного совпартаппарата» — срочном (всего за пара часов) сборе налогов в неподходящее время, взяточничестве, незаконных арестах, бочек и чрезмерной мобилизации скота для воды…

В итоге тысячи кочевых хозяйств ушли за кордон. Быстро появился множество группировок восставших — как местных обиженных, так и наведывавшихся из зарубежа либо сбежавших из Казахской республики. К концу июня на территории Туркмении действовало более чем двух тысяч басмачей.

Они грабили караваны, захватывали и жгли машины, налетали на кишлаки, склады и кооперативы, пункты сдачи хлеба, часто убивали любых представителей власти (включая дам) и несложных работников колхоза, отбирали партбилеты. А при опасности скрывались в глубине пустыни, в противном случае кроме того в Афганистане и Иране. В случае если басмачей начинали настигать ОГПУ, Красная армия, милиция либо добровольцы, восставшие с радостью шли на мирные переговоры, отдыхали и при первом же благоприятном случае брались за старое.

Отряд милиции
http://siberia-miniatures.ru/

Деятельно орудовали басмачи и в центральной Туркмении, где грунтовые и дорогиотсутствовали совсем, исходя из этого двигаться приходилось по тропам. В большинстве случаев грузы и люди перемещались на верблюдах, реже — на лошадях. В полосе песков не было ни рек, ни ручьёв — лишь водяные ямы и колодцы.

В районе одного из таких колодцев и разыгралась драма, позднее неоднократно обессмертившая себя в кино. У колодца Ербент отряд бойцов и милиции 2-го Туркменского полка под руководством оперработника Карпова был застигнут неожиданно бандой в 350 басмачей во главе с Какабаем, Акдыр Ханом и Гельды Ветче. Примечательно, что незадолго до этого Какабай был главой Ербентского совета и участником ЦИК Туркменской ССР.

Численность осаждённых, по различным источникам, колебалась от 30 до 45 человек. В соответствии с официальной трактовке событий, бойцам приходилось добывать колодезную водупосредством скрипучего колеса — и басмачи стреляли на звук. Последовательности осаждённых неспешно таяли. В то время, когда прибыла помощь, в живых осталось лишь два человека.

При помощи авиации подоспевшим отрядам удалось отбросить и рассеять басмачей, Какабай был схвачен и осуждён.

В пропагандисткой литературе численность осаждавших басмачей возросла до трёх тысяч.

Расчёт ручного пулемёта ДП-27. Кадр из фильма «Тринадцать»
imfdb.org

Нужно признать, что этим бойцам ещё относительно повезло — в апреле того же года отряд Э. Н. Цейтлина из состава 85-го дивизиона армий ОГПУ численностью в 52 человека при трёх ручных пулемётах и одной винтовочной мортирке арестовал пара десятков местных обитателей за сообщение с восставшими. Спустя пара дней у колодца Коймат несколько попала в засаду — причём отряд необязательной милиции, убив начальника, перешёл на сторону басмачей. По окончании трёх дней боя окружённые были стёрты с лица земли всецело.

Эти победы окрылили басмачей, но и советская власть не сидела сложа руки. Решающие битвы предстояли в осеннюю пору, но это уже совсем вторая история.

Путь на экран

В середине 30-х годов начинающий коммунистический режиссер Михаил Ромм должен был делать картину о манёврах Красной армии. Неожиданно Ромма позвал глава «Союзкино» Борис Шумяцкий — грубо говоря, глава советского кинематографа. И сказал, что «один товарищ, кто как раз — не имеет значения», взглянул голливудский фильм о битве в пустыне и сказал, что хорошо было бы снять в том же духе о отечественных пограничниках. «Одним товарищем», как нетрудно додуматься, был товарищ Сталин.

Кадр из фильма «Потерянный патруль»

Фильмом, что заметил Сталин, была картина 1934 года «Потерянный патруль» (The Lost Patrol). Снял его легендарный в недалёком будущем режиссёр вестернов Джон Форд. По сюжету, на протяжении Первой Мировой маленькой английский патруль на территории Месопотамии (нынешнего Ирака) попадает в осаду в оазисе среди пустыни.

Мельчайшее шевеление воинов ведет к метким выстрелам невидимых среди песков арабов. Отряд тает на глазах — а спасения всё нет…

Со съёмками картины «Потерянный патруль» связано пара любопытных фактов. В частности, исполнитель ключевой роли вправду вести войну в тех самых местах. А конкретно на протяжении съёмок фильма в пустыне Юта температура окружающей среды доходила до 65 градусов, исходя из этого актёрам приходилось трудиться не более двух часов в сутки.

Кроме этого необходимо подчеркнуть, что картина и сама по себе была ремейком английского немого фильма 1929 года.

Сейчас же «Потерянный патруль» на коммунистический лад предстояло снять Ромму. Любопытно, что режиссёр кроме того не имел возможности взглянуть данный фильм сам — картину уже послали обратно в Соединенных Штатах. Но ему в общем пересказали сюжет, и Ромм принялся за дело.

Съёмки в пустыне

Весной 1936 года начались съёмки. В отыскивании прекрасных видов Ромм со съёмочной группой приехал на станцию Репетек в глубине Каракумской пустыни. Условия местности в том месте были очень жёсткими.

Как-то раз около данной станции заблудилась научная сотрудница. Спустя трое дней блужданий по однообразным на вид барханам постаралась вскрыть себе вены стеклом от часов. Но загустевшая от жары кровь не разрешила ей умереть — и на четвёртые дни ещё живую девушку нашли практически в ста шагах от железной дороги.

Пулемётчик. Кадр из фильма «Тринадцать»
imfdb.org

Из Репетека съёмочная несколько переехала в мелкий аул Чогонлы, в 18 км от Ашхабада. Актёры намерено тренировались стрелять из пулемётов и винтовок, бросать гранаты, ездить на лошадях. Басмачей игрались туркменские работники колхоза.

Фильм консультировали начальники, имеющие обширный опыт борьбы с басмачами.

На протяжении съёмок было нестерпимо жарко, температура превышала сорок градусов. От жары плавилась плёнка, а в кинокамеру всегда набивался песок. Ежедневно на машинах по песку привозили полторы тонны воды и столько же льда — но всё равняется мало кто имел возможность выдержать такую температуру. От перегрева вся съёмочная несколько заболела дизентерией.

Через месяц из пяти человек административного состава остался один, остальные выбыли по заболеванию.

Один из актёров временно помешался и оправился лишь по пути Москву. Пара раз актёры поднимали вопрос о прекращении съёмок. Под конец из 52 человек на ногах осталось 18.

Не обращая внимания на все старания, часть сцен было нужно доснимать в павильоне в Москве. Но однако с трудом фильм был завершён.

«Тринадцать» стали классикой советского кино — и одним из немногих фильмов-истернов (по аналогии с вестернами). Рождённая в муках картина кроме того взяла широкое признание на Западе.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века голливудский режиссер Золтан Корда снял официальный ремейк «Тринадцати» — фильм «Сахара», номинированный на три премии «Оскар». Хамфри Богарт, сыгравший ключевую роль танкиста, во главе пёстрой группы воинов различных народов сражался против фашистов в Ливии. А в 1995 году вышла ещё одна «Сахара» — ремейк фильма 1943 года.

Так будущее одного отряда окончательно вошла в историю кино.

литература и Источники:

  1. http://www.imdb.com/
  2. http://www.imfdb.org
  3. РГВА, ф. 25895, оп. 1, д. 611.
  4. Аннаоразов Дж. Восстание туркменских кочевников в 1931 г. Вопросы истории. — 1968. — №5. — С.36–53. Цит. по: http://istorja.ru/
  5. Зевелев А. И., Поляков Ю. А., Чугунов А. И. Басмачество: происхождение, сущность, провал. — М.: Основная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981.
  6. Красная Армия и ВМФ на экране: Сборник статей коллектива аспирантов Высш. гос. ин-та кинематографии под общ. управлением Н. М. Иезуитова. — Москва; Ленинград: Мастерство, 1938.
  7. Ромм М. И. О себе, о людях, о фильмах. М., 1982.
  8. «Совсем секретно»: Лубянка — Сталину о положении в стране (1922–1934 гг.). Т. 9. М. – 2013.

Схватка с басмачами


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: