Триумф британских крейсеров

Результаты боя стали очень показательными. С одной стороны, британцы всецело вернули престиж флота, расквитавшись с немцами за поражение у Коронеля. С другой – статистика попаданий и выстрелов удручала. «Инвинсибл» выстрелил 513 снарядов главного калибра, из которых цели достигло от 30 до 40.

На «Инфлексибле» истратили 661 боеприпас с приблизительно таким же результатом, что дает неспециализированный процент попаданий ниже 6%.

Заставляла задуматься и замечательная живучесть германских бронированных судов. Дабы разрешить войти на дно не самые новые броненосные крейсера, потребовалось в среднем 35 попаданий главным калибром!

Неуловимые крейсеры фон Шпее

Всего два дня прошло с момента разгрома британской эскадры адмирала Кристофера Крэдока при Коронеле. Крейсера «Гуд Хоуп» и «Монмут» упокоились на дне морском, а победоносный отряд графа Максимилиана фон Шпее в составе броненосных крейсеров «Шарнхорст», «Гнейзенау», и легкого «Нюрнберга» пришел в Вальпараисо для пополнения и ремонта запасов.

По закону нейтральные государства не могли принимать в порт более трех судов противоборствующих сторон, исходя из этого «Дрезден» и «Лейпциг» отправились в Мас-э-Фуэра. Основная задача, поставленная перед германским адмиралом, была выполнена: крейсеры стёрли с лица земли препятствие на пути в Атлантический Океан.

Триумф британских крейсеров
Броненосный крейсер «Шарнхорст», 1909 год
Источник: Eric W. Osborne. Cruisers and battle cruisers: an illustrated history of their impact – ABC-CLIO, 2004

Сейчас Королевское Адмиралтейство Англии лихорадило. Неудачная операция по блокированию германского крейсерского соединения фон Шпее, приведшая к смерти двух множества и кораблей моряков вместе с адмиралом Крэдоком, наложилась на неприятные последствия боя трех броненосных крейсеров «Абукир», «Кресси» и «Хог» с единственной германской субмариной U-9, закончившегося смертью всех трех английских судов.

Максимилиан фон Шпее (1861–1914)
Источник: wikipedia.org

Первый морской лорд принц Людвиг Александр Маунтбеттен, 1-й маркиз Милфорд Хевен просил об увольнении, а его место занял Джон Арбетнот Фишер. Начальником штаба при Маунтбеттене был адмирал Фредерик Доветон Стэрди – создатель путанных распоряжений и приказов, приведших эскадру Крэдока к смерти при Коронеле. Фишер терпеть не мог Стэрди, и того «прописали виноватым», послав искупать вину во главе новой эскадры, которая должна была повторно перехватить неуловимого Максимилиана фон Шпее.

Джон Арбетнот «Джэки» Фишер (1841–1920), Первый морской лорд с 1914 года
Источник: wikipedia.org

Адмирал Фредерик Доветон Стэрди (1859–1925)
Источник: wikipedia.org
Английская эскадра выходит на охоту

В этом случае для охоты отрядили куда более представительный костюм сил, если сравнивать с тем, что достался несчастному Кристоферу Крэдоку. Его ядро составляли линейные крейсера «Инвинсибл» и «Инфлексибл» («Непобедимый» и «Несгибаемый») – новейшие суда, введенные в строй в 1908–1909 гг. Они имели хороший движение в 25,5 узлов и замечательное оружие – 8 пушек Мк-Х калибра 305 мм в двухорудийных башнях.

Основной бронепояс в 152 мм дополняли 64-мм бронеплиты, закрывавшие крюйткамеры, внутренние скосы броневой палубы в 51 мм и, фактически, палуба толщиной от 20 до 60 мм. На их фоне «Шарнхорст» и «Гнейзенау» с их 8-ю 210-мм орудиями – главная сила фон Шпее – смотрелись бледно. Помимо этого, изношенные продолжительным крейсированием автомобили не могли выдавать паспортной скорости в 23,5 узла, что было бы сопоставимо с 25-ю узлами британцев.

По оптимистическим оценкам, большая скорость германских судов равнялась 18–19 узлам.

Линейный крейсер «Инвинсибл», 1908 год
Источник: freepages.misc.rootsweb.com

Линейный крейсер «Инфлексибл»
Источник: freepages.misc.rootsweb.com

Англичанам необходимо было «выдавить» эскадру фон Шпее в Атлантический Океан – под пушки линейных крейсеров. Не обращая внимания на приказ прорываться к берегам метрополии, фон Шпее был достаточно умелым и осмотрительным адмиралом, дабы не подставлять собственные суда заведомо сильнейшему неприятелю. Задачу «выдавливания» англичане решали масштабно.

Из Японии вышла эскадра из 3-х броненосных крейсеров в направлении Панамского канала, дабы блокировать вероятный прорыв немцев с данной стороны.

К мысу Горн (южная оконечность Америки) отправился линейный крейсер «Австралия», а в Карибском море курсировала эскадра в составе броненосца «Глори» и крейсеров «Ланкастер», «Бервик» и «Конде». К тому же, к базе на Фолклендах возвращался броненосец «Канопус», не успевший к сражению при Коронеле из-за собственного малого хода. Всего к операции было привлечено около 30 судов.

Броненосный крейсер «Гнейзенау»
Источник: moremhod.info
Неточность германского адмирала

Максимилиан фон Шпее осознавал, что продолжительно «просидеть» в портах Чили ему не дадут, т.к. логика подсказывала начало полномасштабной облавы. Иначе, о правильных перемещениях английских судов он знать не имел возможности в силу отсутствия исчерпывающих разведданных. Руководство вычисляло крейсирование в Тихом океане малопродуктивным и потребовало возвращения в Атлантический Океан, где и должны были развернуться главные боевые действия.

Фон Шпее совершил некое время в ожидании, дабы 15 ноября разрешить команду выдвигаться. В Мас-э-Фуэра он покинул вооруженный транспорт «Принц Эйтель Фридрих» для имитации радиообмена эскадры. Встретившись с легкими крейсерами, несколько отправилась к мысу Горн через залив Сен-Квентин.

По причине штормовой погоды, характерной для этих широт, Южную Америку удалось обогнуть только 1 декабря.

У островов Пиктон, Леннокс и Нуэва в Атлантике немцам удалось захватить угольный транспорт и пополнить запасы горючего. Все эти маневры задержали эскадру до 6 декабря. Наряду с этим особенной альтернативы у фон Шпее не было, т.к. горючее на крейсере «Дрезден» доходило к концу.

Бронепалубный крейсер «Дрезден» — единственный сохранившийся корабль из эскадры фон Шпее. Фото из Библиотеки Конгресса США, отдел фотографий и эстампов (digital ID) ggbain.16727

На армейском совете 6 декабря командующий довел до офицеров эти разведки, в соответствии с которым, на Фолклендской базе нет судов неприятеля – якобы крейсерская эскадра адмирала Стоддарта ушла к Африке. Он внес предложение воспользоваться моментом и произвести бомбардировку инфраструктуры, и захватить в плен губернатора. О приближении отряда Стэрди фон Шпее не знал.

Эскадра фон Шпее на рейде Вальпараисо. Фото сделано перед уходом судов к Фолклендам. На заднем замысле видны «Шарнхорст», «Гнейзенау» и «Нюрнберг»
Источник: firstworldwar.com
Англичане идут на перехват

В действительности, выступление «Инвинсибла» и «Инфлексибла» закрывала продуманная операция по сохранению секретности. 11 ноября линейные крейсера стартовали из Девенпорта. 17 ноября они приняли уголь на островах Зеленого мыса (западная оконечность Африки), и в тот же сутки разведка перехватила радиограмму немцев.

Из ее анализа стало очевидным расположение эскадры фон Шпее в заливе Сен-ее направление и Квентин на мыс Горн.

Тогда Стэрди приказал выдвигаться к побережью Бразилии, где у островов Аброльс было назначено рандеву с эскадрой адмирала Стоддарта (броненосные крейсеры «Корнуолл», «Кент», «Карнавон», лёгкие крейсера «Бристоль» и «Глазго»). Встреча состоялась 26 ноября 1914 г. Стэрди рассчитывал вести бой на громадных расстояниях, где 210-мм боеприпасы немцев не воображали опасности его судам. Совершили учебные стрельбы на дистанции в 60 кабельтовых, каковые продемонстрировали не в полной мере утешительные результаты: из 32-х выстрелов главным калибром «Инвинсибл» добился одного попадания в неподвижную мишень, а «Инфлексибл» — трех.

Броненосный крейсер «Кент»
Источник: wikipedia.org

Броненосный крейсер «Карнарвон»
Источник: wikipedia.org

Броненосный крейсер «Корнуолл»
Источник: wikipedia.org

Стэрди кроме этого издал подробную инструкцию для капитанов судов: вести бой на дистанции 10–12 тыс. ярдов и идти на сближение лишь по окончании уверенной пристрелки. Броненосным крейсерам в бой с германскими «одноклассниками» не вступать, пока те не будут без шуток повреждены. При попытки отрыва легких крейсеров соперника, преследовать силами броненосных и легких крейсеров, оставляя основные силы неприятеля под ответственность линейных крейсеров.

Британцам оставалось выяснить точку пересечения с соперником.

Бронепалубный крейсер «Глазго»
Источник: wikipedia.org

Бронепалубный крейсер «Бристоль»
Источник: wikipedia.org
Встреча у Фолклендов

Нужно заявить, что Фолкленды были очень возможным пунктом встречи. Английское руководство намеренно распускало слухи об уходе всех судов с баз в Порт-Стэнли и Порт-Уильям, что было практически правдой. В Порт-Стэнли оставался броненосец береговой обороны «Канопус», что посадили на мель, создав, так, неподвижную батарею.

Шанс, что фон Шпее потеряет таковой прекрасный шанс, был мал и, как продемонстрировали последовавшие события, трюк с частичной дезинформацией в полной мере удался. В случае если же эскадра немцев не показалась бы, тогда британцам следовало идти в сторону мыса Горн для перехвата и поиска.

7 декабря Стэрди привел суда на Фолкленды в Порт-Стэнли, где распределил вахты дежурных и зоны ответственности судов. Крейсеры грузили уголь и воду, в то время, когда в 7–50 утра 8 декабря с наблюдательного поста пришло сообщение: «Вижу дымы двух судов». Стэрди дал немедленную дробь погрузке и приказал выходить в море.

В 5–30 утра на германских крейсерах сыграли боевую тревогу и развили движение в 18 узлов. Эскадра держала курс ост-норд-ост, по касательной приближаясь к мысу Пемброк, скрывавшему гавань Порт-Стэнли. В 9–00 шедший головным «Гнейзенау» приблизился достаточно, дабы не только заметить дымы над портом, но и разглядеть мачты, по окончании чего стало ясно, что сведения об уходе эскадры Стоддарта были «дезой».

Но, фон Шпее не через чур опасался английских броненосных крейсеров, убедившись в превосходстве выучки собственных экипажей на протяжении недавнего боя при Коронеле. В то время, когда же наблюдатели «Гнейзенау» сказали, что светло различают характерные трехстоечные мачты, каковые могли быть лишь на линейных крейсерах, капитан корабля капитан-цур-зее (капитан 1 ранга) Меркер им просто не поверил, сказав фон Шпее, что имеет визуальный контакт с бронесноцем «Канопус» и броненосными крейсерами.

Схема боя у Фолклендов 8 декабря 1914 года
Источник: wunderwafe.ru
Погоня

В 9–25 «Канопус» открыл бой залпом по «Гнейзенау», по окончании чего фон Шпее решил не принимать боя, приказав сделать разворот на норд-ост. Приблизительно к 11–00 германские суда организовали походный ордер: головным шел «Гнейзенау», за ним «Нюрнберг», «Шарнхорст», «Лейпциг» и «Дрезден» мателотом. Англичане спешно разводили пары и устремились в погоню.

Вышедший первым крейсер «Глазго» пребывал в постоянном визуальном контакте с германской эскадрой, которая отвернула сильно на юго-восток.

С него осуществлялась корректировка курса главных сил. «Инвинсибл» и «Инфлексибл» шли полным ходом и к 12–40 приблизились на расстояние синхронного выстрела.

В 12–50 заговорили пушки: носовые орудия линейных крейсеров вели пламя по мателоту германской эскадры. Но, на дистанции 80 кабельтовых шансов на накрытие цели практически не было – боеприпасы ложились с недолетом. Фон Шпее мастерски забрал левее британских судов, поднявшись под ветер, так что дым очень затруднял наведение.

Пристрелка по всплескам была затруднена, исходя из этого двадцать залпов не дали англичанам никаких результатов.

Однако, вопрос накрытия «Лейпцига» главным калибром был только вопросом времени. 305-мм боеприпасы воображали смертельную угрозу для легкого крейсера. Помимо этого, фон Шпее превосходно осознавал, что изношенные автомобили его судов не разрешат оторваться от британцев, в которых к тому времени со всей ясностью выявили «Инвинсибл» и «Инфлексибл».

Исходя из этого фон Шпее дал единственно вероятный приказ: легким крейсерам уходить самостоятельно на полной скорости, броненосным крейсерам – принять бой. «Нюрнберг», «Дрезден» и «Лейпциг» ушли на юг, а «Шарнхорст» и «Гнейзенау» — на северо-восток. Броненосные крейсеры «Кент» и «Корнуолл», и легкий «Глазго» из эскадры Стоддарта без сигналов ринулись в преследование (их капитаны в точности соблюли инструктаж не вступать в бой с броненосными крейсерами), «Карнарвон» же остался с главной эскадрой, преследуя«Шарнхорст» и «Гнейзенау».

Последний бой графа фон Шпее

В 13–20 начался бой. 210-мм артустановки немцев отличались высокой дальнобойностью – 82 кабельтова, практически не уступая английским Мк-Х с их 85 кабельтовыми. Но броню линейных крейсеров они имели возможность осилить только с 70 кабельтовых, в то время как англичане поражали неприятеля на любом расстоянии.

Превосходство в весе бортового залпа британских крейсеров было подавляющим.

Однако, великолепно подготовленные расчеты фон Шпее были страшным соперником. В 13–44 Стэрди самонадеянно сократил расстояние до 65 кабельтовых, по окончании чего «Инвинсиблу» досталось первое попадание. Было нужно безотлагательно набирать расстояние до 80 кабельтовых, благодаря чего бой временно утих.

К тому времени английские комендоры выпустили 210 снарядов, не нанеся важных повреждений «Шарнхорсту» и «Гнейзенау».

Линейный крейсер «Инфлексибл» ведёт пламя. Фото из коллекции автора

В 14–05 британский флот снова отправился на сближение, в то время, когда оказалось, что фон Шпее сильно развернул эскадру на юг под прикрытием дымов. Преследование продолжалось сорок мин., в 14–45 суда снова были на дистанции настоящего залпа, и бой возобновился. Фон Шпее решился на отчаянный ход – идти на сближение с сильнейшим соперником, дабы задействовать 150-мм орудия.

Расстояние сократилась, и сражение закономерно достигло предельного напряжения.

Германские комендоры стали с уверенностью накрывать неприятеля, но и англичане пристрелялись. Отличие в калибрах была решающим причиной. К 15–10 «Гнейзенау» взял боеприпас под ватерлинию и под гнетом забортной воды накренился.

Тогда же состоялся маленький, но драматический разговор фон Шпее и Меркера. С гюйса «Шарнхорста» родным взрывом сорвало адмиральский вымпел, и с «Гнейзенау» запросили сигналами флажков – «из-за чего спущен флаг и жив ли адмирал»? Фон Шпее ответил, что он жив, по окончании чего последовало лаконичное сообщение: «Вы были правы».

Так командующий признал собственный верность позиции и роковую ошибку Меркера, не хотевшего идти на Фолкленды на протяжении армейского совета.

К 15–30 положение германских судов из тяжелого превратилось в отчаянное. «Шарнхорст» утратил третью дымовую трубу, почему упала ход и тяга снизился. «Гнейзенау» кроме этого утратил в темпе в следствии затопления котельных. Оба крейсера имели большие потери в артиллерийской прислуге и, фактически, артиллерии. 305-мм боеприпасы выламывали бронирование бортов, с уверенностью поражая как вспомогательные 150-мм орудия, так и пушки главного калибра.

Фон Шпее разрешил приказ развернуть суда непострадавшим левым бортом, чтобы включить в сражение всю сохранившуюся батарею. Но положение не изменилось. Замечательные линейные крейсеры, благодаря возросшему превосходству в скорости, выбирали направление и дистанцию атаки, а могущество 305-мм орудий не оставляло немцам шансов.

В 16–00 «Шарнхорст» утратил еще одну трубу и существенно осел. Крейсер охватили пожары, а его орудия сохранились не более чем наполовину. Однако, флаг на крейсере не спускали, ведяпламя, кроме того в то время, когда к «Инфлексиблу» присоединился «Карнравон».

В 16–17 «Шарнхорст» замолчал, не спустив, но, флага. Крейсер начал заметно крениться, а после этого опрокинулся на борт и затонул. Выслать шлюпки для спасения тонущих британцы не могли, поскольку велибой с «Гнейзенау».

В ледяной воде декабрьской Атлантики погиб целый экипаж вместе с графом Максимилианом фон Шпее.

В это же время, «Инвинсибл» сражался с «Гнейзенау» один на один. Меркер удачно увел корабль под ветер, скрывшись в дымах британской эскадры. Видимость упала, что усугубилось начавшимся дождем.

Однако, в то время, когда «Инфлексибл» и «Карнарвон» подошли к месту боя, будущее германского крейсера была решена.

Около 17–15 «Гнейзенау» дал последнее попадание в бронепояс «Инвинсибла». По-видимому, затем боеприпасы главного калибра у немцев иссякли. К 17–30 движение упал до 8 узлов и Меркер, осознав, что бой совсем проигран, застопорил автомобили.

Флаг реялнад обреченным крейсером, что огрызался из 150-мм орудий. Пламя длился до 17–50, в то время, когда крен «Гнейзенау» достиг критических параметров, впредь до воспрещения работы пушек. Стрельбу задробили и на английских судах, т.к. было ясно, что крейсер гибнет.

В 18–00 «Гнейзенау» ушел под воду с поднятым военно-морским флагом.

Британцы же приступили к спасательной операциинемцев. Выловить из воды удалось около 300 человек, многие из которых скоро погибли от переохлаждения. Выжило только 187 германских моряков.

Спасение тонущего экипажа «Гнейзенау»
Источник: britishbattles.com

Сражение легких судов кроме этого стало напряженным и драматичным. Сперва немцам получалось держать расстояние, но сказался важный износ автомобилей. «Нюрнберг» частично лишился хода и был казнен с крейсера «Кент», уйдя под воду в 19–30. «Лейпциг», принявший бой с «Корнуоллом» и «Глазго», погиб в 20–45. Спастись смог только «Дрезден», на котором по занятному стечению событий служил будущий шеф разведки Фашисткой германии Франц Вильгельм Канарис.

Противоречивые итоги триумфального боя

Результаты боя стали очень показательными. С одной стороны, британцы всецело вернули престиж флота, расквитавшись с фон Шпее за Коронель. С другой – статистика попаданий и выстрелов удручала. «Инвинсибл» выстрелил 513 снарядов главного калибра, из которых цели достигло от 30 до 40.

На «Инфлексибле» истратили 661 боеприпас с приблизительно таким же результатом, что дает неспециализированный процент попаданий ниже 6%. Заставляла задуматься и замечательная живучесть германских бронированных судов.

Дабы разрешить войти на дно не самые новые броненосные крейсера, потребовалось в среднем 35 попаданий главным калибром! А ведь «Гранд Флит» рассчитывал вступить в бой с полноценными германскими дредноутами, каковые были защищены и вооружены куда основательнее! Но, теоретическим изысканиям на базе боевой статистики положила финиш мрачная практика Ютландского сражения 1916 года.

Завершая рассказ о Фолклендском бое, упомянем характерный факт: в битве погиб не только Максимилиан фон Шпее, но и два его сына. Нужно полагать, граф был достаточно состоятельным человеком, дабы избрать для детей любую другую, более надёжную судьбу, нежели будущее армейского моряка. Будучи адмиралом, он не направил сыновей на надёжную штабную работу, для чего имелись все возможности.

Фон Шпее был на передовой, и два его сына поделили участь отца, что самым хорошим образом говорит, если не обо всей германской аристократии того времени, то лично о моральных качествах адмирала.

World of Warships британские крейсеры — обзор перед патчем 0.5.13 Новый честный Бредос


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: