Ту-160: россия возобновляет производство бомбардировщика

    Фото: Максим Балакин

В марте «ПМ» уже говорила о программе модернизации стратегического турбовинтового ракетоносца Ту-95МС, которая осуществляется в подмосковном Жуковском. Казанский летный завод (КАЗ) им. С.П.

Горбунова, ставший сравнительно не так давно филиалом ПАО «Туполев», — это производственная площадка, где дается новая судьба сверхзвуковой реактивной части отечественной дальней авиации.

Столица Татарстана — родной дом для Ту-22М3 и Ту-160.

Самолет на будущее

Продемонстрированный неоднократно и на авиасалонах, и на парадах, Ту-160 как раз в цеху особенно впечатляюще демонстрирует собственную огромность: думается, что он чуть вмещается во внушительные габариты производственного помещения. Дабы сделать снимок, в который самолет попал бы полностью, отечественному фотографу было нужно забраться по нескольким железным лестницам практически под самый потолок.

В действительности никаких неприятностей с габаритами, само собой разумеется, нет. «Белый лебедь», прозванный так за яркое антибликовое покрытие, строился в 80−90-е годы прошлого века как раз тут, на КАЗ. Это самый громадный и тяжелый в мире боевой самолет, развивающий громаднейшую скорость среди стратегических бомбардировщиков.Ту-160: россия возобновляет производство бомбардировщика

В отличие от гражданской авиации, где гонка и интенсивная эксплуатация за экономическими и экологическими параметрами ведет к стремительному физическому и моральному устареванию техники, военная сфера более консервативна и разрешает значительно продолжительнее пользоваться ветхими наработками. У всех на слуху будущее американского стратегического бомбардировщика B-52.

Данный восьмимоторный монстр, производство которого завершилось приблизительно во времена Карибского кризиса, до сих пор в строю и останется в нем минимум до 2040 года. Действительно, за это время «стратосферная крепость» претерпела около 20 модернизаций и вобрала в себя все последние успехи в области авионики, радиолокации, совокупностей прицеливания.

Если сравнивать с B-52 Ту-160 еще совсем «свежая» машина. «Самолет, не смотря на то, что и спроектирован в прошлом веке, — говорит Борис Найшуллер, директор конструкторского центра КАЗ им. С.П. Горбунова, — но многие технические ответы закладывались в машину на дальнюю возможность и не потеряли собственного значения и поныне.

К примеру, продолжительность полета на форсаже (сверхзвуковой режим) превышает время, которое смогут продемонстрировать современные истребители-перехватчики, самолеты ПВО отечественных потенциальных соперников. Но время не следует на месте, и без модернизации самолет уже неимеетвозможности полностью соответствовать задачам, стоящим перед Вооруженными силами России».

    Фото Самолет так огромен, что при фотографировании его вблизи в кадр попадает лишь какая-то его часть. Что нарисовано на этом фото, можно понять не сходу.

В действительности это фюзеляж Ту-160 в окружении стропил.Фото: Максим Балакин

Все лишь российское

В отличие от ВПК Соединенных Штатов, умело избегающих катаклизмов на собственной территории, отечественная «оборонка», как мы знаем, очень сильно пострадала при распаде СССР и в годы реформ. СССР постоянно стремилось совместить ответ военно-промышленных задач с технологическим развитием союзных республик. Постсоветской России эта политика принесла много неприятностей.

Часть производителей комплектующих осталась за границами России, а также в случае если эти фирмы сохранились, применение импортной продукции для модернизации главных совокупностей оружия очень нежелательно. Но и среди фабрик, оставшихся в пределах РФ, многие поменяли хозяина, перепрофилированы и не имеют ни лицензий, ни компетенций для производства продукции армейского назначения.

Так, перед Объединенной авиастроительной корпорацией и ПАО «Туполев» поднялась задача заново отыскать поставщиков нужного оборудования и, как говорят в авиапроме, скомплексировать все эти решения, вынудить их надежно и бесконфликтно трудиться в составе хорошей конструкции. Все это потребовало научно-исследовательских и умело-конструкторских работ. С применением новых комплектующих был модернизирован первый Ту-160, он прошел комплекс летных опробований.

Затем по уже отработанной технологии в очередь на модернизацию поднялись другие автомобили. на данный момент в рамках данной программы капремонт и комплексно-восстановительное обслуживание проходят два Ту-160, каковые поднимутся в строй до конца этого года. Но это лишь начало.

    Фото системы и Авионика управления Ту-160 будут подвергнуты глубокой модернизации. Но до тех пор пока кабина сохраняет привычную для самолетов 30-летнего возраста стрелочную индикацию.

Быть может, при производстве новых автомобилей покажется «стеклянная кабина».Фото: Максим Балакин

«Замена узлов и систем, каковые производились в рамках кооперации республик СССР либо не существующими сейчас фирмами, это только первый этап модернизации, — говорит Борис Найшуллер. — Следующий этап продления судьбы — глубокая модернизация. Многие элементы конструкции, которые связаны с кабелями, авионикой, электрикой, устарели и физически, и морально.

Они не соответствуют тем задачам, каковые поставлены Сейчас перед дальней авиацией, и снижают эффективность применения новых совокупностей оружия. Исходя из этого на этапе глубокой модернизации предполагается замена фактически всего радионавигационного оборудования, аппаратуры связи, наведения, локации с учетом новейших наработок русском индустрии. Пускай самолетов не так много, но кроме того в ограниченном количестве они смогут решать большие задачи.

По качеству и количеству оружий Ту-160 превосходит пара самолетов Ту-22М3. Покинув планер без громадных трансформаций, мы должны заменить все в и сделать это в сжатые сроки — два-три года. С учетом программы по возобновлению производства, эти задачи становятся более актуальными».

Это будет второй самолет

Ответ о возобновлении производства Ту-160 принято официально, и, в соответствии с недавним сообщениям, Минобороны РФ приступило к дискуссии с Объединенной авиастроительной корпорацией первых контрактов в рамках новой программы. Самолет, что начнут строить, возьмёт наименование Ту-160M2, и, по заявлению управления страны, до 2020 года будет создано и передано армии 50 таких автомобилей.

Кроме полного обновления всего оборудования (которое частично будет унифицировано с перспективным бомбардировщиком ПАК ДА), Ту-160М2 возьмёт новые двигатели (модернизированную версию НК-32) и перспективные крылатые ракеты. на данный момент базисное оружие Ту-160 — стратегические крылатые ракеты X-55 и аэробаллистические ракеты Х-15. Так, второй этап, этап глубокой модернизации существующего парка Ту-160, будет тесно связан с подготовкой к возобновлению производства стратегического бомбардировщика.

«В случае если сказать о Ту-160, что будет производиться, то корпус, планер, подвергнется минимальной доработке, — говорит Борис Найшуллер. — Но самолет станет вторым, по причине того, что он будет по-второму управляться экипажем. Особенное внимание будет уделено совокупностям, снабжающим точность доставки к цели имеющихся у Ту-160 боевых средств. Предполагается использование перспективных материалов, в частности новых алюминиевых сплавов, новых покрытий.

Очевидно, важной модернизации подверглась производственная база. на данный момент мы деятельно используем моделирование и компьютерное проектирование. В случае если раньше для увязки компонентов нового оборудования нам было нужно бы изготовить натуральный макет, а на это требовалось израсходовать рабочее время высококвалифицированных экспертов, громадные производственные площади и уйму сил, то сейчас мы обходимся компьютерным моделированием.

В рамках федеральных целевых программ мы кроме этого приобретаем новые станки, а практически интеллектуальные обрабатывающие комплексы, каковые существенно повышают как точность обработки подробностей, так и производительность труда».

    Фото Ту-22М3 — еще одна часть авиакомплекса ядерной триады. Как и Ту-160, данный бомбардировщик может передвигаться со сверхзвуковой скоростью.

Уступая Ту-160 в совершенстве конструкции, скорости и радиусе действия, Ту-22М3 владеет особыми возможностями по борьбе с надводными целями, в частности авианосными ударными группами.Фото: Максим Балакин

Ту-160 — во многом неповторимый самолет. Он способен выполнять сверхдальние перелеты и, как показал опыт полетов в Венесуэлу, может целые дни пребывать в воздухе (при условии дозаправки).

Одна из его основных задач — преодолевать ПВО соперника, причем делать это двумя методами: либо в форсажном (сверхзвуковом) режиме уходить от преследования перехватчиков (за счет большего временного ресурса полета на сверхзвуке), либо двигаясь на сверхмалых высотах и малых с огибанием неровностей рельефа. Само собой разумеется, с развитием средств ПВО, в частности ракетного оружия, делать такие задачи значительно тяжелее, чем 30 лет назад, но восстановление производства и серьёзная модернизация Ту-160 говорят о том, что потенциал «Белого лебедя» в полной мере соответствует настоящим и будущим задачам обороны страны.

Казанский летный завод

    Фото Фото: Максим Балакин

КАЗ им. С.П. Горбунова — сейчас филиал ПАО «Туполев» — был создан во второй половине 20-ых годов XX века и за период своего существования выпустил 22 модификаций и типа авиационной техники, к числу которых относятся широко узнаваемые самолеты Пе-2, Пе-8, Ту-16, Ту-104Б, Ту-22МЗ, Ту-160, Ил-62М.

На данный момент на заводе осуществляется производство, техобслуживание самолета Ту-214, что был выбран в качестве базисного для многих самолетов особого назначения. Помимо этого, на предприятии производится модернизация и капитальный ремонт стратегического ракетоносца Ту-160, а с 2011 бомбардировщика — и года Ту-22М3.

Статья «Меч в стратосфере» размещена в издании «Популярная механика» (№155, сентябрь 2015).

Казанский авиационный завод готов к серийному производству Ту-160


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: