Творческий облик бедржиха сметаны

Музыкальная культура Чехии.

XIX век – эра становления национальных культур. Как раз сейчас в европейских государствах отмечено подъёмом национального самосознания, утверждением национальной самобытности. В Чехии, кроме этого как и в других европейских государствах, наступает период так именуемого «национального восстановления».

Оживает чешский язык, и фактически все культурные деятели желают доказать самим себе и миру, что чешская культура «конкурентоспособна» германской и австрийской культуре, каковые в XVII и XVIII столетиях занимали лидирующее положение и в громадной степени направляли развитие опытной музыки в Европе.

Бедржих Сметана (1824–1884) – основатель национальной композиторской школы. Непременно, у него были предшественники, среди которых – Антонин Рейха, «божественный чех», основатель мангеймской школы и преподаватель Г. Берлиоза. Но Рейха создавал музыку в общеевропейском хорошем стиле, не подразумевавшем яркой национальной самобытности.

Б.Сметана стал первым чешским композитором, которому удалось убедительно воплотить национальные традиции в формах и общеевропейских жанрах. Исходя из этого его часто именуют «чешским Глинкой».

I. Содержание музыки Сметаны определяется идеей утверждения национального. Громаднейшее значение в его творчестве покупают темы, раскрывающие самобытность чешской культуры: история Чехии, предания и легенды, красота её природы, великое прошлое её городов.Творческий облик бедржиха сметаны

II. Жанровая база музыки Сметаны. Композитор трудился практически во всех существующих в его время европейских жанрах. Позицию лидера в его творчестве занимают жанр программной симфонической поэмы и опера.

Симфоническое творчество Сметаны отмечено влиянием Ф.Страницы, с которым композитор был лично знаком (что сказалось в тяготении к программности). Ранние симфонические поэмы предела 50-60-х годов — «Ричард III» (по Шекспиру), «Лагерь Валленштайна» (по Шиллеру), «Гакон Ярл» (по Эленшлегеру) – высвечивают интерес композитора к историко-героической тематике. Кульминационным моментом симфонического творчества Сметаны стал цикл симфонических поэм «Моя отчизна».

Эволюция оперы определяется идеей создания жанровой базы для предстоящего развития национальной композиторской школы. Сметана вычислял оперу жанром, что может максимально воплотить национальную идею. Подобно Глинке, он заложил главные направления развития оперы в чешском мастерстве.

Всего он создал 9 опер.

самые значительные из них – «Бранденбуржцы в Чехии» (героико-патриотическая историческая опера), «Реализованная невеста» (комическая опера), «Далибор» (музыкальная катастрофа), «Либуше» (праздничная музыкальная драма).

Большое место в наследии Сметаны занимает жанр фортепианной миниатюры, кроме этого воплотивший национальную идею. интонациями и Национальными ритмами пронизаны его циклы и фортепианные сборники — «Шесть Воспоминания и» характерных «пьес о Чехии в форме полек», «Чешские танцы».

III. Музыкальный язык Сметаны формировался под влиянием двух музыкальных направлений. С одной стороны, это ритмы, интонации, ладовая база, характерные для чешской народной музыки.

Иначе, композитор был знаком с произведениями наибольших представителей европейской музыкальной культуры, их влияние сказалось на его собственном стиле.

Фортепианное творчество Сметаны развивалось под действием традиции виртуозного исполнительства Страницы, в области фортепианного мелодизма, а также в воплощении героико-патриотической идеи, ощущается влияние Шопена. субъективность и Экспрессия музыкального языка инструментальных произведений близка стилю Шумана. В области оперной драматургии Сметана был последователем реформы Вагнера.

Симфонический цикл «Моя отчизна»

Цикл складывается из 6-ти симфонических поэм. В работе над этим произведением композитор применял исторические материалы, предания и легенды. Образы старой Чехии чередуются с поэтическими картинами народных празднеств и природы.

Через целый цикл проходит величия и идея бессмертия чешского народа. В истории чешского симфонизма цикл Моя отчизна занимает такое же серьёзное место, как Реализованная невеста в истории чешской оперы.

Строение цикла:

«Вышеград» – замок в Праге, старый центр чешского страны

«Влтава» – одна из наибольших чешских рек. Первый раздел поэмы изображает спокойное течение реки, второй – охоту на берегах Влтавы; третий, основанный на ритме польки – радостную крестьянскую свадьбу; четвёртый – ночные хороводы русалок. Главная тема поэмы считается неофициальным национальным гимном Чехии.

«Шарка» – старая народная воительница, героиня преданий и легенд.

«В лугах и лесах Богемии» – в данной поэме нет определённого сюжета, она посвящена красоте чешской природы.

«Табор» – южный чешский город, основанный гуситами и помогавший им ставкой на протяжении гуситских войн (XVI век – время отмеченное большим влиянием Чехии на историю Европы. Ян Гус и Иероним Пражский – философы гуманистического направления – находились во главе гуситского перемещения). Основная тема произведения – цитата гуситского гимна «Кто же вы, божьи солдаты?»

«Бланик» – гора в Чехии. Легенда гласит, что в горы спит армия Вацлава Святого, которая проснётся и поднимется на защиту страны в самые тяжёлые для неё годы.

Опера «Реализованная невеста»

Жанр – комическая опера

I. Истории создания. Над оперой Сметана начал работату в первой половине 60-ых годов XIX века. Либреттистом был известный автор Карел Сабина.

Начальный вариант либретто был запланирован на одноактную оперетту. По желанию композитора он был расширен и послужил базой для двухактной оперы, законченной Сметаной во второй половине 60-ых годов XIX века.

Премьера «Реализованной невесты» состоялась 30 мая того же года в Праге и сопровождалась выдающимся успехом. Во второй половине 60-ых годов XIX века композитор существенно переработал произведение. Был частично поменян и дополнен текст, сочинены новые музыкальные эпизоды. В новой редакции опера уже имела три акта.

Наконец, в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века для постановки в Санкт-Петербурге Сметана заменил прошлые разговорные диалоги мелодическим речитативом.

В этом окончательном варианте «Реализованная невеста» ставится на данный момент на мировых оперных сценах.

II. Драматургия оперы соединяет в себе два замысла – лирический (любовь маженки и Еника) и комический (сват Кецал и Вашек). Мысль оперы – воспевание любви, верности, смекалки.

III. Музыкальный язык оперы основан на интонациях и ритмах чешских народных танцев – скочны, польки, дупака, фурианта. Особенное место занимает полько, исходя из этого «Реализованную невесту» именуют оперой-полькой.

Приложение: содержание оперы.

I воздействие: Маленькая чешская деревушка. Крестьяне заканчивают сбор хмеля. На большом растоянии разносятся мелодии их задорных, весёлых песен. Только Маженка не разделяет неспециализированного радости.

Девушку сватают за сына богатого крестьянина Михи — глупого Вашека, а она обожает батрака Еника. Заметив девушку, Еник заботливо расспрашивает ее и, определив о произошедшем, вспоминает.

Маженка разочарована. Она ожидала, что Еник возразит, сообщит, что никому ее не даст, а он только безрадостно покачал головой. Уж не разлюбил ли ее Еник? Так как она так мало о нем знает.

Откуда он пришел в их деревню?

Кто его родители? В ответ Еник говорит, что он сын богатого крестьянина, но из-за мачехи должен был уйти из дома и батрачить в чужих деревнях. Еник успокаивает девушку, уверяя, что обожает ее как прежде. В это же время, к родителям Маженки — Людмиле и Крушине — приходит сват. Он напоминает старикам о контракте, в соответствии с которому Маженка обязана выйти замуж за Вашека.

Крушина заверяет свата, что сдержит собственный слово.

Но его супруга не желает спешить со свадьбой. К тому же нужно задать вопрос и Маженку, желает ли она пойти за Вашека. Сват расхваливает жениха, намекая на достаток будущего тестя.

Но показавшаяся Маженка решительно отказывается выйти за сына Михи.

Тогда Крушина согласится, что при свидетелях подписал контракт с Михой. Женщина в отчаянии. А сейчас на деревенской площади молодежь лихо отплясывает бойкую польку.

Крестьяне радостно празднуют окончание полевых работ.

II воздействие:В корчме собрались юноши. Они выпивают вино, похваливая хмельной напиток. Еник говорит, что любовь посильнее вина. В беседу вмешивается сват Кецал. Согласно его точке зрения, любовь — ерунда, самое серьёзное в жизни деньги. Нет, любовь нельзя продать, отвечает Еник.

На площади появляется расфранченный Вашек; он глуповат, к тому же близорук и заикается.

Вашек в восхищении от того, что женится на Маженке. Но он еще ни при каких обстоятельствах не видел собственную невесту. Пользуясь этим, Маженка издевается над ним.

Разве ему не как мы знаем, что невеста некрасива, сварлива и поклялась извести его? А в это же время имеется в деревне женщина, которая уже давно его обожает. Наряду с этим Маженка показывает на себя. Эйфории Вашека нет предела.

Он готов жениться на данной прекрасной девушке.

Но что сообщит мать? Совсем запутанный Вашек дает слово отказаться от просватанной невесты. А сват Кецал уговаривает Еника забыть Маженку. Так как Еник — бедняк, ему нужна богатая невеста.

Имеется у свата на примете такая женщина.

А за то, что Еник откажется от Маженки, Кецал даст ему отступного. Эти слова заставляют Еника насторожиться. Он придумал, как совершить свата, и, поломавшись для вида, соглашается отказаться от Маженки за триста дукатов. Наряду с этим Еник ставит одно условие: он требует указать в контракте, что Маженка обязана выйти замуж лишь за сына Михи.

Довольный сват кличет свидетелей и подписывает соглашение.

Все возмущены поступком Еника: шутка ли, он реализовал собственную невесту?

III воздействие: В деревню приходит труппа комедиантов. На площади планирует народ, начинается представление. Вашеку приглянулась цыганка Эсмеральда, он пробует с ней заговорить.

Нежданно обнаруживается, что актер, что должен был выступать в роли медведя, пьян.

Директору театра удается посредством Эсмеральды уговорить Вашека выступить вместо него. На Вашека надевают медвежью шкуру. Родители приходят в кошмар, заметив Вашека в роли дрессированного медведя. Вашек объявляет им, что не желает жениться на Маженке. Миха и Кецал подозревают, что это Еник успел сломать все дело. Нужно поскорее вручить ему деньги.

Но и Маженка определит, что Еник реализовал ее.

Женщина обижена. Еник тщетно пробует успокоить возлюбленную. Появляется Миха с женой.

Заметив Еника, он признает в нем собственного старшего сына, что в далеком прошлом ушел из родительского дома. Сейчас по условию Еник обязан жениться на Маженке, к тому же у него имеется и деньги для свадьбы.

Крестьяне смеются над одураченным сватом и весело поздравляют радостных молодых.

2001079 56 Подготовка к ЕГЭ по истории России. СССР в середине 60-х-середине 80-х гг.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: