Творчество булгакова м.а.: между апокалипсисом и возрождением

Михаил Булгаков появился в Киеве в семье доцента духовной академии. Поступил на медицинский факультет Императорского университета, по окончании окончания был призван в армию. Трудился военврачом.

По окончании – земским доктором в Смоленской глубинке (потом об этом в «Записках юного доктора»).

Летом 1919 по поводу. его мобилизовали в РККА, но скоро перебежал на сторону белых и трудился на них во Владикавказе.

В 1920 г. покинул медицину и стал журналистом местной газеты «Кавказ». По окончании разгрома деникинской армии больной тифом Булгаков не смог эмигрировать и остался в СССР, в Москве. Жить было не на что, Начал подрабатывать написанием репортажей и фельетонов.

Литературный дебют лишь в 1924 г.: повесть «Дьяволиада», первая часть повести «Записки на манжетах» и первая часть романа «Белая гвардия». В 1925 г. – повесть «Роковые яйца», на которую обратила внимание критика. Главный герой – доктор наук Персиков, пародийно наделенный некоторыми чертами Ленина.

Желает решить проблему голода и изобретает красный «луч судьбы», содействующий стремительному размножению яиц. Но от «красного луча» рождаются ужасные пресмыкающиеся, создающие угрозу смерти страны. Подтекст очевиден.

В том же 1925 г. Булгаков – повесть «Собачье сердце». В ней – картины постреволюционной России, неустроенность и разруха нового быта.Творчество булгакова м.а.: между апокалипсисом и возрождением Кроме того пес Шарик, жалуется.

Выбор главного храбреца – пса – неслучаен. Булгаков не забывал слова Неприятного, что революционный опыт обречён на провал, поскольку выпустит наружу «звериный русский быт».

Тема опыта – сквозная. О нем пишется посредством гротеска и фантастики, но, в этом Булгаков не был новатором, идет за Салтыковым-Щедриным. Но цель доктора наук Преображенского – не только опыт на уровне тела.

Об этом говорит его фамилия. Ему ответственнее душа. Булгакову, учитывая исторический фон повести, кроме этого серьёзнее душа.

В моде — «чистопородные» пролетарии. Исходя из этого бывшие господа подлежат «уплотнению». Но доктор наук Преображенский защищён собственной известностью.

Это храбрец-резонёр, поскольку может открыто осуждать коммунистов.

Осуждает формулу «кто был ничем, тот станет всем». Согласно его точке зрения, это нереально. Это подтверждает уже упомянутая разруха на улицах.

Но в действительности «разруха не в клозетах, а в головах».

Оппонент Преображенского – некоторый Швондер. Его позиция – забрать и поделить. Для сравнения Преображенский достиг благополучия усердием и умом.

Но, создатель иронизирует и над ним.

Преображенский постоянно отвергал революцию, не смотря на то, что сам ее совершил: создал из ветхого «людской материала» новую личность. Но революция не удалась, потому что доктор наук просчитался с исходным материалом. Его Шариков «беспартийный», но «сочувствующий». Он скоро привык к сложившимся условиям и, более того, начал угрожать Преображенскому и людям, требуя часть имущества.

И Преображенский сворачивает революцию.

На уровне повествования всё окончилось благополучно, поскольку Шариков снова делается псом. Но на уровне судьбы имеется ещё много Шариковых, Швондеров, организаций наподобие Совета Народного Хозяйства… В этом неприятная сатира Булгакова. Напечатать повесть так и не удалось.

В этом же 1925 г. режиссер МХАТа Вершилов внес предложение Булгакову написать на базе «Белой гвардии» пьесу. На протяжении работы над пьесой «Дни Турбиных» он очень сильно отошел от сюжета романа, убрал многих храбрецов. Воздействие стало динамичнее, а основная мысль – катастрофа интеллигенции на протяжении революции – резче. Пьеса имела невиданный успех.

В 1926 г. театр Вахтангова поставил другую пьесу Булгакова «Зойкина квартира» — ужасную буффонаду о нэпмановских воротилах.

Она кроме этого имела успех.

Но в конце 1920-х гг. над головой Булгакова стали сгущаться облака. В «Известиях» показалась статья с просьбой «ударить по булгаковщине». Критике подверглась пьеса «Бег», о ней лично высказался Сталин.

Главрепертком запретил «Мольера». В отчаянии Булгаков пишет письмо Сталину, открыто говорит, что не сможет стать лояльным коммунистическим писателем, поскольку, он сатирик, а сатирик в СССР постоянно посягает на коммунистический строй и без того как он мистический автор. Просил или отпустить его за границу или дать работу режиссера в Художественном театре.

В итоге на квартиру Булгакову позвонил сам Сталин, по окончании беседы сделал его помощником режиссера.

Поставил «Мертвые души», кроме того «Дни Турбиных», каковые обожал Сталин. Но будущее вторых пьес («Мольер», «Ева и Адам») осталась неизменной.

Дал все силы роману «Мастер и Маргарита». Писал его в разгул репрессий, в то время, когда были свержены многие его критики враги – и прежние чиновники. Смотрел за данной дьявольской вакханалией с практически мистическим эмоцией, которое и отыскало отражение в романе.

Главный герой – сатана (Воланд.) Показавшись в Москве, он расправляется с власть имущими, творящими бесправие.

Он расправляется и с мучителями Мастера, жизнь которого имеет множество параллелей с самим Булгаковым. Нетрудно осознать, кто стоял за образом Воланда.

Религиозно-философская концепция романа еще до конца не разгадана. Сам Булгаков был человеком далеким от православия. Всевышний для него – что-то наподобие общего закона либо судьбы.

В создании образа Христа (Иешуа Га-Ноцри) Булгаков руководствовался вымышленными источниками, а не Евангелием. В романе Мастера о Пилате имеется суд, погребение и казнь Иешуа, но нет воскресения. Нет Богоматери. Сам Иешуа не потомок знатного иудейского рода, а бедный сириец, что не помнит собственных своих родителей.

Никто не осознаёт Иешуа с его учением, что «злых людей нет на свете», кроме того его единственный апостол Левий Матвей.

Лишь Воланд осознаёт Иешуа, но не верит в его концепцию.

В романе нет кроме того намека на его соперничество Воланда с Христом. Воланд «часть той силы, что всегда желает зла и всегда совершает благо». И все же Воланд остается сатаной.

Затравленный Мастер лишь в нем находит собственного спасителя.

Но он приобретает от сатаны не свет, а лишь вечный покой.

В 1939 г. у Булгакова находят смертельный болезнь – нефросклероз. В последний год судьбы написал к юбилею Сталина пьесу «Батум» о революционной деятельности молодого вождя. Сталин отыскал ее хорошей, но не дал ни ставить, ни публиковать.

Данный холодный запрет поразил писателя. В последние месяцы судьбы он ослеп.

В 1940 г. Булгаков скончался.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: