Творцы танкового мира: йозеф фольмер

В случае если в Франции и Англии «творцами танкопрома» считаются не конструкторы и сами изобретатели танков, оставшиеся пара в тени, а собственного рода «идеологи брони» Эрнест Суинтон и Жан Батист Этьен, то в Германии как раз конструктор Йозеф Фольмер (Joseph Vollmer, 1871–1955) остался в истории главным «отцом-основателем» танкового производства. Занимателен Фольмер и как создатель множества передовых танковых проектов не только для Германии, но и для других индустриальных государств Европы – Чехословакии, Швеции, Италии а также СССР. Наконец, его необходимо признать одним из лучших инженеров автопрома собственного времени.


Йозеф Фольмер. Источник: http://www.joseph-vollmer.de/

Йозеф Фольмер появился в семье обладателя маленькой слесарной мастерской, рос с двумя собственными братьями среди «железок» и в запахе машинного масла, окончил ремесленное училище, а после этого – респектабельный техникум Mittweida. Ему повезло: инженерную карьеру он начал в автомобильном подразделении Gaggenau и принимал участие в разработке первых «ласточек» германского автопрома – Orient Express. Позднее Фольмер начал работать в AEG и в 1903 году создал первый в мире грузовик марки Durch.

Следующий «звездный час» Фольмера наступил через десять снебольшим лет, в Первую мировую.Творцы танкового мира: йозеф фольмер По окончании того как 15 сентября 1916 года британцы ошеломили немцев первой танковой атакой на Сомме, была создана техкомиссия, в которую вошли наибольшие германские производители «всего, что движется» – Опель, Daimler, Benz и австрийское отделение американской компании Holt Caterpillar, чей трактор послужил «базисным прототипом» кроме этого для британских и французских танков. Для германского танка была собрана несколько – практически сорок инженеров, ее шефом был поставлен Йозеф Фольмер.

Фольмер, как и «папа французских танков» Жан Батист Этьен, сходу начал предлагать руководству разработку легкой, подвижной автомобили, но германское управление (как, но, и французское), напуганное британскими чудовищами Mark I и склонное к гигантизму, сначала сделало ставку на «самый громадный и тяжелый танк». Через год был выпущен монстр A7V: вес – 30 тысячь киллограм, два 100-сильных двигателя Daimler, экипаж – 18 человек!

Обозреваемость была нехорошей, температура в танка при долгом перемещении достигала 60 градусов, загазованность душила (на протяжении марша экипаж сидел на крыше). За размеры, жару в и очень сильно дымившие двигатели A7V взял прозвище «тяжелая походная кухня»; в русском варианте это была бы, предположительно, «баня по-тёмному». Бюджет Германии осилил всего 20 автомобилей вместо 100 по замыслу, но любая носила звучное имя – «Вотан», «Мефисто», «Изольда» и т.д.

Возможно ли винить Фольмера за столь амбициозный, но несовершенный проект? Он был под твёрдым прессингом консервативного германского штаба и создал то, что от него требовалось и понравилось всем впредь до кайзера. Основное – он продвигалпроект легкого танка.

Танк A7V с экипажем. Источник: http://ja.wikipedia.org

21 марта 1918 года у канала Сент-Квентин во Франции случился первый в истории встречный танковый бой: между 13 германскими A7V с одной стороны и британскими Mark IV, и легкими Mark A (Whippet – «Борзая») с другой. Последние уже частично напоминали французские Renault FT-17 и сильно – мечту Фольмера, в частности созданную им модель LK-1. Ту танковую битву можно считать и «боевой ничьей», но германские танки понесли больший ущерб, и британцы приписали победу себе.

Затем германское управление (как, кстати, и французское – по окончании поражения, понесенного французским танковым подразделением от германской артиллерии 16 апреля 1917 года), наконец обратило внимание на проект легких танков LK-1 с массой до 8 тысячь киллограм, экипажем 2–3 человека и вращающейся башней, вооруженной пулеметом (вариант более тяжелого LK-II оснащался кроме этого 57-мм орудием в неподвижной броневой рубке в задней части корпуса). Заказ был визирован германским главнокомандования, но война закончилась поражением Германии раньше, чем был собран первый серийный танк. Первые выпущенные прототипы были позднее куплены Швецией в качестве «тракторов» и послужили базой для развития скандинавского танкопрома.

Танк LK-1. Источник: http://warstar.info

Идеи Йозефа Фольмера были, хотя бы на проектном уровне, пользуются спросом эрой. Он был приглашен одной из ведущих индустриальных государств того времени – Чехословакией – для разработки собственного танка. Фольмер спроектировал на фабриках Skoda последовательность моделей, о которых также грезил в далеком прошлом: это были легкие гусенично-колесные автомобили.

самые удачными были признаны годов 1929 и 1930 модели – соответственно KH-60 и KH-70 (Kolo-Housenka, «колесный грузовик», а цифры 60 и 70 обозначали мощность двигателя).

Оружие – 47-мм противотанковая пушка Vickers либо два 7,92-мм пулемета. Прототип первой был принят чехами, собран первый пример. Проект KH-70 в итоге купила набиравшая индустриальные обороты фашистская Италия.

Дальше опытных образцов дело не пошло, но обе автомобили проложили путь Италии и танкостроению Чехии.

Модификация KH-60s была куплена СССР на заре советской танковой эры и отправилась в копилку отечественной военной индустрии.

Танк KH50-60. Источник: http://ww2photo.se

«Папа германских танков» Йозеф Фольмер прожил 84 года. Ему в собственности более 450 технических патентов. Он был «в седле» до последних дней и погиб сразу после лекции, прочтённой им на заводе «Фольксваген» в Брунсвике 9 октября 1955 года.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: