Творцы танкового мира: жан батист этьенн

Очерк о выдающемся французском артиллеристе, математике, стратеге военной авиации и зачинателе танковой индустрии

Генерал Жан Батист Этьен
Источник: http://p0.storage.canalblog.com

Генерал Жан Батист Эжен Этьен (Jean Baptiste Eugene Estienne, 18601936) прославился не только как один из вдохновителей мирового танкопрома. Pere des Chars (Папа танков), как именовали его на родине, Этьен был собственного рода Ломоносовым от артиллерии. Эксперты вычисляют его одним из великих баллистов не только в теории, но и на практике: на протяжении Первой Мировой немцы поражались, как батареи Этьена фактически без пристрелки кинжально накрывали их позиции и огневые точки.

Он создавал прецизионные инструменты, одним из первых развивал фронтовые телефонные линии (для коррекции огня артиллерии), онсоздатель весомых математических работ (в частности, по теореме Паскаля). Наконец, Этьена признают создателем военной авиации: назначенный в 1909 году начальником авиационной группы, он взялся приспособить авиацию под артиллерийские потребностиснова же, для корректировки огня внизу, на земле, а заодно начал думать и о оружии самих аэропланов.

Артиллерийское мышлениеосновное отличие Этьена от его соперника, Эрнеста Суинтона, развивавшего английский танкопром и, нужно признать, мало опередившего француза.

Творцы танкового мира: жан батист этьенн

Суинтон видел в танке в первую очередь наступательное оружие, предназначенное для прорыва заградительных преодоления и линий окопов соперника, а Этьенсредство огневой мощи, предназначенное в первую очередь для пушек и подавления пулемётов.

Грубо говоря, Суинтон видел танк при помощи пехоты, а Этьенпехоту при помощи мобильного артиллерийского орудия. Практически сразу после начала войны, 26 августа 1914 года, Этьен писал: Победителем в данной войне будет тот, кто первым подвезет к нужному месту 75-мм орудие.

Летом 1915 года Этьен выяснил, что французская компания Schneider разрабатывает средство прорыва заградительных линий на базе американского гусеничного трактора Holt. Эрнест Суинтон, в то время, когда думал о новом оружии, также в первую очередь отыскал в памяти об этом тракторе, так что американца Бенджамена Хольта, его изобретателя, также возможно смело причислить к творцам мира танков.

Этьен начал писать письма главнокому французской армии маршалу Жозефу Жоффру, продвигая собственную идею, но понимания сначала не отыскал. Он видел необходимость в создании легкой, маневренной автомобили и с данной идеей обратился на компанию Рено (Renault), к ее хозяину Луи Рено, но снова получил отказ, мотивированный полной загрузкой армейскими заказами.

Лишь настойчивые встречи с Жоффру, и известия о том, что британцы уже вовсю занялись реализацией идеи танка, наконец возымели итог: заказ на 400 танков Schneider CA1 был размещен в феврале 1916 года. Через три месяца французская оружейная компания FAMH взяла заказ на другой тип танка, созданный под управлением полковника Эмиля РимайлоSaint Chamond. Как и Шнейдер, он был без башни и вооружен 75-мм пушкой.

Обе автомобили сходу показались Этьену через чур тяжелыми и неповоротливыми: Сен-Шамон весил 23 тонны, Шнейдер13,5. Этьен продвигалидею создания легкой и более маневренной автомобили, и наконец Рено, благодаря упрочнениям Этьена, занялось разработкой танка Renault FT.

французский танк Saint Chamond
Источник: http://p0.storage.canalblog.com

В это же время и самого Этьена, и его проекты ожидало тяжёлое опробование. 16 апреля 1917 года новый главноком Робер Нивель отдал приказ Этьену, в ту пору командующему Особой Артиллерией (Artillerie Speciale), кинуть в бой не хорошо подготовленные к фронтовым действиям тяжелые танки. Результат был плачевным: мастодонты были хорошими мишенями для германской артиллерии.

Они были стёрты с лица земли, начальник танкового подразделения погиб.

На фоне успеха первой танковой атаки англичан на Сомме 15 сентября 1915 года французская трагедия при Берри-о-Бак смотрелась еще и позором. (Интересный факт: еще до военных действий британцев на Сомме французское честолюбие погнало Этьена в Лондон убеждать союзников не использовать танки , пока французы не выпустят собственныедля пущего результата неожиданности). Лишь заступничество приятеля Этьена, маршала Петена, спасло того от смещения с поста.

Но нет худа без хороша. Эта трагедия открыла дорогу легким танкам. До тех пор пока руководство приходило в себя, пока Этьен, покинув практику, снова занялся теорией (ему в собственности тактическая разработка действий танков маленькими группами при сотрудничестве с другими родами армий), фабрики Рено делали заказ, все-таки пробитый Этьеном: был налажен выпуск двухместных легких танков Renault FT-17, весивших около 6 тысячь киллограм.

На этих танках в первый раз показалась вращающаяся башня.

Не смотря на то, что она не имела привода, ее возможно было вращать на шаровом погоне вручную и фиксировать в любой нужной позиции. Машина была весьма успешной. Она превосходно продемонстрировала себя в 1918 году на протяжении успешного наступления в Шато-Тьери, по окончании чего выпуск FT-17 наладили ударными темпами.

французский танк Renault FT-17
Источник: http://fr.wikipedia.org

В танковой гонке, пожалуй, стоит признать британцев первыми, но при сравнении вкладов Этьена и Суинтона в танковое дело француз, само собой разумеется, в громадном выигрыше: его индивидуальные теоретические и практические разработки по применению танков на войне имеют принципиальное значение. Помимо этого, французы в этом соревновании забрали явный реванш: не британский Mark I, похожий на старого ящера, в частности шустрый французский FT-17 стал неспециализированным прототипом для всех последующих видов танковрусских, американских, итальянских да и британских также.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: