Творцы танкового мира

Во Франции в Первую мировую главным ангелом и «зачинателем-хранителем» танкостроения был выдающийся артиллерийский инженер Жан-Батист Этьен. Он, как и его британский «соперник» Эрнест Суинтон, убеждал высшее военное руководство в перспективности танкового проекта и давал разработчикам полезные рекомендации. Но, в отличие от Германии и Великобритании, где работы производились централизованно, французская «танковая идея» взрастала из различных источников.

Жюль-Луи Бретон. Источник: http://en.wikipedia.org

Еще в конце 1914 – начале 1915 годов Эжен Брийе (Eugene Brillie), уже снискавший известность как один из создателей автомобильной марки Gobron-Brillie, при спонсорской и продюсерской помощи известного инженера-химика и влиятельного политика (кстати, анархиста и социалиста), участника парламента Жюля-Луи Бретона (Jules Louis Breton (1872–1940), начал создавать тяжелую колесную машину для преодоления заградительных линий колючей проволоки. Армейские посоветовали Бретону обратиться в компанию Schneider, которая начинала выпуск гусеничной совокупности траков по лицензии американской Holt Manufacturing Company.

Нужно подметить, что гусеничный трактор Holt стал «первопредком» всех танковых проектов в Ветхом Свете. Скоро случилась встреча Бретона с Этьеном, рекомендации которого и стали причиной созданию первого французского танка – Schneider CA1.Творцы танкового мира Это была 13,6-тонная машина с экипажем из 6 человек, вооруженная 75-мм пушкой и двумя пулеметами Гочкиса.

И пушечное оружие, и 60-сильный двигатель были кроме этого созданы компанией Schneider.

Танк Schneider CA1. Источник: http://en.wikipedia.org

Машина была еще очень несовершенной, но Бретон весьма гордился ею и страшно обиделся, в то время, когда наверху она начала считаться «проектом Этьена».

Следующий, столь же несовершенный, но куда более грандиозный проект стал результатом столкновения этих двух французских честолюбцев: Бретон пригласил для разработки бронированного чудовища, которым он решил поразить соперника, Эмиля Римайло (Emile Francois Leon Rimailho, 1864–1954), в ту пору не меньше авторитетного, чем Этьен, артиллерийского эксперта, что удачно совершенствовал многие модели французских пушек. Плодом их общих усилий стал танк Saint Chamond – грозная на вид 22-тонная машина с экипажем из 8 человек, оборудованная 90-сильным двигателем, вооруженная 75-мм пушкой и четырьмя (!) пулеметами.

Танк Saint-Chamond. Источник: http://gallica.bnf.fr

Во Франции это столкновение инженерных амбиций закончилось плачевно. Не доведенные «до ума» автомобили были брошены в бой 16 апреля 1917 года и потерпели сокрушительный разгром. Но, оба первых французских танка позже частично реабилитировали себя: в мае 1917 года 12 «Сен-Шамонов» и 19 «Шнейдеров» прорвали оборону германских армий на плато Лаффо, а в октябре действенно поддержали наступление 6-й французской армии.

Последняя же атака «Сен-Шамонов» летом 1918 года была очень неудачной: практически все автомобили были стёрты с лица земли германской артиллерией. Сохранившимся моделям «Сен-Шамонов» и «Шнейдеров» предстояло «выйти в тираж» и выполнять функции транспортеров. На смену им пришла новая модель – легкий танк Renault FT-17.

Легкий танк, фактически, и был «изначальной мечтой» Жана Батиста Этьена, но руководство делало ставку на внушительные автомобили, и лишь в то время, когда эта ставка была бита неприятелем, дорога «легкому проекту» была, наконец, открыта. Вклад Этьена в его осуществление велик, но своим успехом проект обязан, в первую очередь, Луи Рено (Louis Renault, 1877–1944), одному из основателей известной компании.

Луи Рено. Источник: http://www.renaultoloog.nl

Он был не только промышленником, но и гениальным инженером. Сын предпринимателя, он еще в юные годы дневал и ночевал в мастерской паровых автомобилей, копался в двигателях Panhard. Во второй половине 90-ых годов XIX века он создал собственный первый автомобиль, позднее запатентовал двигатель.

Получив от армии в мае 1916 года танковый заказ, Луи Рено сам без шуток занимался проектом, озадаченный соотношением веса и мощности автомобили.

Только на последнем этапе разработок идеи были доведены до окончательных проектных чертежей одним из лучших инженеров Рено – Родольфом Эрнст-Мецмаиром.

Танк Renault FT-17. Источник: http://proorujie.com

Renault FT-17 стал первым танком с башней кругового вращения (оно производилось вручную) и с компоновкой, принятой за эталон: отделение управления – в первых рядах, боевое – в центре, моторное – позади. Танк весом 6,8 т и с экипажем всего 2 человека был оснащен 35-сильным двигателем компании Рено и вооружен 37-мм пушкой. Всего этого выяснилось достаточно для FT-17, дабы стать практически лучшим танком Первой мировой и удачно принимать участие в битвах в самых ландшафтах и разнообразных условиях.

Не перечесть государств, каковые его закупали и производили по лицензии (среди них и США – на фабриках Форда). В самой Франции было выпущено около 3500 штук. Итальянцы эксплуатировали собственный вариант FT-17 – FIAT 3000 – кроме того во Вторую мировую войну, впредь до высадки союзников на Сицилии!

И отечественный первый танк – КС («Красное Сормово») – был также практически правильной копией FT, а следующая модификация – Т-18 – уже стала серийной, учавствовала в битвах на КВЖД и успела мало повоевать в начале Великой Отечественной.

Будущее самого создателя танка, Луи Рено, была печальной. На протяжении оккупации Франции все руководящие должности в его компании захватили немцы из Daimler-Benz, а по окончании освобождения страны как раз Луи Рено был «крайним». Заслуги перед отечеством, Орден Почетного Легиона, поставки во французскую армию в двух войнах не помогли: Луи Рено обвинили в коллаборационизме, кинули в колонию, где до смерти избили.

А скоро, в конце 1944 года, государство, скоро забывшее, что открыло неприятелю столицу и сдало территорию практически без сопротивления, совершило, как и ранее немцы, «рейдерский захват» его компании, национализировав ее.

10 Weirdest Things On Wikipedia


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Синайский танковый разгром

    6 октября 1973-го Сирии войска и года Египта напали на Израиль. Началась война Судного дня. Одной из самых броских страниц этого конфликта стало танковое…

  • Пасынки люфтваффе: авиация

    Работа по конвоям Экипаж Piaggio P.108B на фоне собственной автомобили Fw 200 Condor He 177 Greif «Грифон», вступив в строй, принимал участие в битве…

  • Зенитные ракеты во вьетнаме: первая кровь

    Ровно полвека назад, 24 июля 1965 года, у вьетнамского местечка Бави Шонтэй в 50 км к западу от Ханоя боевой реактивный самолёт F-4C Фантом был в первый…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: