Учебник истории для общеобразовательных учреждений

Вопросы теории

Схема 1. Главные структурные компоненты книжки истории

ТЕКСТОВЫЙ КОМПОНЕНТ
ГЛАВНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ
Повествовательный Документы Определение терминов
Описательный Отрывки из художественной литературы Подписи к иллюстрациям
Объяснительный Пояснения в скобках
Проблемно-обобщающий Биографические справки
У ЧЕ Б НИ К
задания и Вопросы Фотографии Оглавление
Шрифтовые выделения Репродукции картин Рубрикации
Пункты параграфов Картинки, иллюстрации Сигналы-знаки
Даты, термины Точные изображения Указания
Таблицы Картосхемы, карты, схемы Рекомендуемая литература
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ АППАРАТОРИЕНТИРОВКИ
ВНЕТЕКСТОВЫЙКОМПОНЕНТ

Содержание книжки подразделяется на главный (теоретический и фактический), дополнительный (документы, отрывки, справки) и пояснительный (подписи, определения, примечания, комментарии) материал.Учебник истории для общеобразовательных учреждений Ядро главного текста составляют знания о понятиях и важнейших идеях, теориях, методах деятельности. При анализе содержания книжки на протяжении подготовки к уроку преподавателю принципиально важно распознать главные, базисные знания.

Это образовывает приблизительно треть содержания книжки.

При объяснении на уроке две трети образовывает дополнительный материал, призванный ярко и убедительно раскрыть базисные знания.

Как уже отмечалось, целый материал в школьных направлениях истории неимеетвозможности излагаться одинаково детально. В большинстве случаев, развернутое изложение сочетается в книжке с конспективным. Главные факты даются детально, образно, дополняются иллюстрациями и документами.

Сведения, нужные для связи между главными фактами, излагаются в виде краткой справки, делая учебник менее сложным.

Сложность текста книжки возможно предметной, логической и языковой. Сложность исторического содержания зависит от насыщенности текста понятиями, терминами, выводами теоретического характера. Согласно мнению ученых, для понимания текста книжки необходимо, дабы количество дополняющих предложений было в четыре раза больше, чем базовых.

Базовые нужны для понимания последующего материала.

К внетекстовым компонентам книжки относятся иллюстрации, задания и вопросы, документы, и указатели. схемы и Иллюстрации книжки употребляются для образов прошлого. Они раскрывают содержание книги средствами образной и знаковой наглядности.

иллюстрации и Текст занимают по отношению друг к другу неодинаковое положение. Дополнительные иллюстрации употребляются лишь в сочетании с работой над текстом. Свободные иллюстрации не связаны с текстом, исходя из этого самоценны и их возможно применять для описания и разбора самостоятельно.

В таких иллюстрациях, в большинстве случаев, содержится какая-то задача, неприятность.

В отличие от дополнительных иллюстраций равноправные не смогут существовать без текста, исходя из этого работа с ними может идти лишь параллельно. Дополнительные же иллюстрации возможно и не применять.

Главную часть методического аппарата книжки составляют задания и вопросы к параграфам. Они оказывают помощь обучающимся сознательно и глубоко усвоить содержание урока, а преподавателю позволяют руководить учебной деятельностью учеников. В большинстве случаев вопросы бывают различной сложности, что разрешает дифференцировать работу обучающихся.

В книжках истории используются три главных метода группировки учебного материала: 1) хронологический, при котором материал излагается в последовательности совершавшихся во времени событий; 2) тематический, в случае если проводится объединение фактов в однородные по содержанию комплексы; 3) географический, в то время, когда последовательно освещается история отдельных народов и стран. Ни один из указанных способов не видится в книжках в «чистом» виде, любой из них употребляется в том либо другом сочетании с другими методами.

Хронологическая последовательность изложения в направлениях общей истории проявляется много раз: или в порядке следования разделов либо глав, или в изложении материала в главы либо параграфа. Но, потому, что в направлениях общей истории изучается история многих народов и стран, она неизбежно сочетается с географической группировкой материала: в истории Старого мира географический принцип размещения материала проявляется в порядке следования разделов по истории Востока, Рима и Греции.

Хронологический и географический правила сочетаются с тематической группировкой материала, неспециализированного для многих государств: к примеру, в истории Средних столетий — это темы о городах, христианской церкви и крестовых походах, географических открытиях и т. п.; в Новой истории — темы о интернациональном рабочем движении, интернациональных отношениях, войнах.

При освещении истории одной страны в рамках определенного исторического периода кроме этого появляется необходимость тематической группировки материала методом раздельного, последовательного изучения отдельных сторон судьбы общества.

Практикум

Задание 1.1) Отыщите в книжке по истории Средних столетий примеры применения правил хронологического, страноведческого, тематического характера. Для анализа применяйте темы «Крестовые походы», «Византия в эру потрясений», «Арабский халифат», «Средневековая Япония», «Реконкиста в Испании», «Хозяйственный подъем в Европе», «горожане и Город», «Начало культуры Восстановления». Какие конкретно правила преобладают в других темах книжки?

2) Каким методом в книжке излагается понятийный материал? В каком случае преобладает дедуктивный путь, а в каком индуктивный? Каким методом в книжке реализуется мысль обогащения главных понятий курса истории? На данный вопрос окажет помощь дать ответ текст книжки.

3) Выясните главное назначение компонентов дополнительного текста: документов, отрывков из художественной литературы, дополнительных сведений автора.

Как именно дополнительный текст возможно применять на уроках истории? 4) Какую роль играется пояснительный текст в работе преподавателя? Продемонстрируйте на конкретных примерах. 5) Обратите внимание на задания и вопросы книжки. Где они помещены?

Как они учитывают познавательные возможности обучающихся? 6) Для чего нужны шрифтовые выделения текста? Где и как они представлены в книжках?

7) Что в большинстве случаев знают под методическим аппаратом книжки? Оцените уровень качества методического аппарата разглядываемого книжки. Какие конкретно элементы в нем отсутствуют?

Сравните методический аппарат книжек для младших и старших классов, что в них неспециализированного и каковы отличия? 8) Просмотрите аппарат ориентировки книжки: оглавление, рубрикации, сигналы-знаки, указатели, рекомендуемая литература, хронологическая таблица, словарь. Каково назначение каждого компонента аппарата ориентировки?

Как преподаватель на уроках применяет данный аппарат?

9) Выясните назначение иллюстративного материала. Как возможно применять на уроке современные фотографии, изображения и репродукции картин исторической эры? Приведите примеры.

10) Чем отличаются картосхемы, схемы, таблицы и карты в темах книжки? Приведите примеры. К какому компоненту книжки истории относятся таблицы?

Задание 2. направляться проанализировать один из книжек истории и занести эти результатов анализа в таблицу по следующим направлениям:

Таблица 1.

Основныеструктурные компоненты книжки Хозяйственнаяжизнь Социальныеотношения Государственныеструктуры Культура
Текст(ссылка на страницы книжки)
описательно-повествовательный,объяснительный, обобщающий, дополнительный, пояснительный
Внетекстовыекомпоненты
Методическийаппарат: вопросыи задания, шрифтовые выделения в тексте, таблицы, инструктивно-методическиематериалы
Аппарат ориентировки: оглавление, рубрикации, сигналы-знаки,указатели, рекомендуемая литература, иллюстрации, фотографии, репродукциикартин, карты, схемы

Задание 3. Ответьте на вопросы и выполните практическую работу: 1) Какие конкретно типы текстов преобладают в разбираемом вами книжке? Назовите темы, разделы, в которых большая часть тех либо иных текстов. Дайте оценку главного текста книжки. 2) Какие конкретно правила положены в базу изложения материала книжки?

Приведите примеры. 3) Выявите уровень качества методического аппарата книжки. Какие конкретно компоненты методического аппарата отсутствуют в книжке?

Как преподаватель может восполнить данный пробел?

4) Проанализируйте уровень качества иллюстративного материала книжки. Какие конкретно иллюстрации преобладают в разделах, темах? 5) Как синхронна сообщение иллюстраций с главным текстом книжки?

Выявите, каких иллюстраций больше: связанных либо не связанных с текстом.

6) Как разные компоненты книжки снабжают изучение однородного по характеру материала? Проследите по направлениям анализа в таблице. 7) Дайте неспециализированную оценку книжки с позиций возможностей действенной работы преподавателя и обучающихся.

Выясните главные недочёты.

8) Преподаватель требует, дабы учебник на протяжении опроса был закрыт. Верно ли это требование?

Выводы:

1. Обсуждение главных линия книжек нового поколения: отказ от единой концепции; в базе книг — персонифицированная история; преобладание образной совокупности над понятийной; усиление представлений и роли фактов; многоуровневая совокупность образов; новая совокупность заголовков; дополнительный текст равноправен с главным, есть независимым источником знаний (но может привести к информационной перегруженности текста); дается новый пояснительный текст, изменение иллюстративной метасистемы; многоуровневость и новизна методического аппарата; диалогичная направленность книжки.

2. задания и Вопросы для сравнения и анализа книжек: 1) Как текст книжки соответствует познавательным возможностям учеников? 2) В каком виде представлены источники? 3) Что нового показалось в пояснительном тексте?

4) Что изменилось в методическом аппарате? Какие конкретно виды заданий представлены и как именно? Какие конкретно имеются инструктивно- методические материалы? (Схемы, памятки, тексты самоконтроля.) 5) Каковы особенности иллюстраций?

В чем суть применения настоящих (документальных) иллюстраций? 6) В чем оригинальность, эффективность и полезность аппарата ориентировки? Для ответа разглядите ориентиры в тексте, условные символы, выделения, словари, указатели, перечни литературы.

7) Каков же, на ваш взор, лучший учебник нового поколения? Обоснуйте собственный ответ.

Запись вебинара от 21.02.2017 Правила описания объекта закупки и конкретные показатели товара


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: