Удар из-под воды: тихая угроза

Отчего же на море мины купили такое огромное значение? Дело в значимости и стоимости каждого судна. Количество кораблей ВМФ в любом флоте ограничено, и утрата кроме того одного может быстро поменять своевременную обстановку в пользу соперника.

Армейский корабль имеет громадную огневую мощь, большой по численности экипаж и может делать очень важные задачи. К примеру, потопление британцами в Средиземном море всего одного танкера лишило танки Роммеля свойства двигаться, что сыграло громадную роль в финале сражения за Северную Африку. Исходя из этого взрыв одной мины под судном играется на протяжении войны куда громадную роль, чем на земле взрывы сотен мин под танками.

«Рогатая смерть» и другие

В представлении многих людей морская мина — это громадный рогатый тёмный шар, закрепленный на якорном тросе под водой либо плавающий по волнам. В случае если проплывающий корабль заденет один из «рогов», случится очередная жертва и взрыв отправится в гости к Нептуну. Это самые популярные мины — якорные гальваноударные.

Их возможно устанавливать при громадных глубинах, и находиться они смогут десятилетиями.

Действительно, у них имеется и значительный недочёт: их достаточно и уничтожать — тралить. Суденышко (тральщик) с маленькой осадкой тащит за собой трал, что, натыкаясь на трос мины, перебивает его, и мина всплывает, по окончании чего ее расстреливают из пушки.Удар из-под воды: тихая угроза

Огромное значение этих морских орудий побудило конструкторов к разработке многих мин иных конструкций — каковые тяжело найти и еще тяжелее нейтрализовать либо стереть с лица земли. Один из самых занимательных видов для того чтобы оружия — морские донные неконтактные мины.

Такая мина лежит на дне, так что простым тралом ее не найти и не зацепить. Дабы мина сработала, совсем не требуется ее задевать — она реагирует на трансформацию магнитного поля Почвы проплывающим над миной кораблем, на шум винтов, на шум трудящихся автомобилей, на перепад давления воды. Единственный метод борьбы с этими минами — применение устройств (тралов), имитирующих настоящий корабль и провоцирующих взрыв.

Но сделать это весьма непросто, тем более что взрыватели аналогичных мин устроены так, что обычно способны отличать суда от тралов.

В 1920—1930-х и во время Второй мировой войны такие мины громаднейшее развитие взяли в Германии, которая утратила целый собственный флот по Версальскому соглашению. Создание нового флота — это задача, требующая многих лет и огромнейших затрат, а Гитлер планировал завоевать всю землю мгновенно. Исходя из этого дефицит судов компенсировали минами.

Таким методом возможно было быстро сократить мобильность вражеского флота: сбрасываемыми с самолетов минами закрывали суда в гаванях, не подпускали к своим портам чужие суда, срывали плавание в определенных районах и по определенным направлениям. По плану немцев, лишив Англию морского подвоза, возможно было создать в этом государстве голод и разруху и тем самым сделать Черчилля сговорчивее.

Отсроченный удар

Одной из самых увлекательных донных неконтактных мин стала созданная в Германии и деятельно использовавшаяся во время Второй мировой германской авиацией мина LMB — Luftwaffe Mine B (мины, устанавливаемые с судов, аналогичны авиационным, но не имеют устройств, снабжающих доставку по воздуху и сброс с громадных высот и на громадных скоростях). Мина LMB была самой массовой из всех германских морских донных неконтактных мин, устанавливаемых с самолетов.

Она была такой удачной, что и германский армейский флот принял ее на вооружение и устанавливал с судов. Флотский вариант мины обозначался LMB/S.

Германские эксперты начали разработку LMB во второй половине 20-ых годов двадцатого века, и к 1934 году она готовьсяк применению, не смотря на то, что германские ВВС приняли ее на вооружение только во второй половине 30-ых годов XX века. Снаружи напоминающая авиабомбу без хвостового оперения, она подвешивалась к самолету, по окончании сбрасывания над ней раскрывался парашют, что снабжал мине скорость понижения 5−7 м/с, дабы не допустить мощный удар о воду: корпус мины изготавливался из узкого алюминия (поздние серии и вовсе из прессованного водостойкого картона), а взрывной механизм воображал собой сложную электросхему с батарейным едой.

Когда мина отделялась от самолета, начинал трудиться часовой механизм запасного взрывателя LH-ZUS Z (34), что через семь секунд приводил данный взрыватель в боевое положение. Через 19 секунд по окончании касания поверхности воды либо почвы, в случае если сейчас мина не появилась на глубине более 4,57 м, взрыватель инициировал взрыв. Таким методом мина защищалась от излишне любопытных деминеров соперника.

Но в случае если мина достигала указанной глубины, особый гидростатический механизм стопорил часы и блокировал работу взрывателя.

На глубине 5,18 м второй гидростат запускал часы (UES, Uhrwerkseinschalter), каковые начинали отсчет времени до приведения мины в боевое положение. Эти часы заблаговременно (при подготовке мины) возможно было установить на время от 30 мин. до 6 часов (с точностью до 15 мин.) или от 12 часов до 6 дней (с точностью до 6 часов). Так главное взрывное устройство приводилось в боевое положение не сходу, а по окончании предустановленного времени, до этого мина была совсем надёжна.

Дополнительно в механизм этих часов мог быть встроен гидростатический механизм неизвлекаемости (LiS, Lihtsicherung), что взрывал мину при попытке извлечь ее из воды. По окончании того как часы отрабатывали установленное время, они замыкали контакты, и начинался процесс приведения мины в боевое положение.

Магнитная смерть

Самое занимательное в минах LMB — это неконтактное взрывное устройство, срабатывающее при появлении в зоне чувствительности вражеского корабля. Самым первым стало устройство компании Hartmann und Braun SVK, взявшее обозначение М1 (оно же E-Bik, SE-Bik). Оно реагировало на искажение магнитного поля Почвы на удалении до 35 м от мины.

Сам по себе принцип реагирования М1 достаточно несложен. В качестве замыкателя электроцепи употребляется простой компас. Один провод соединяется с магнитной стрелкой, второй крепится, скажем, к отметке «Восток».

Стоит поднести к компасу металлической предмет, как стрелка отклонится от положения «Север» и замкнет цепь.

Очевидно, технически магнитное взрывное устройство устроено сложнее. В первую очередь, по окончании подачи питания оно начинает настраиваться на то магнитное поле Почвы, которое имеется в данном месте сейчас. Наряду с этим учитываются все магнитные предметы (к примеру, стоящий рядом корабль), каковые находятся поблизости.

Данный процесс занимает до 20 мин..

В то время, когда вблизи мины покажется вражеский корабль, взрывное устройство отреагирует на искажение магнитного поля, и мина не взорвется. Она мирно пропустит корабль. Это трудится прибор кратности (ZK, Zahl Kontakt).

Он просто повернет смертельный контакт на один ход.

А таких шагов в приборе кратности бомбы М1 возможно от 1 до 12 — мина пропустит заданное количество судов, а под очередным взорвется. Это делается чтобы затруднить работу вражеских судов-тральщиков. Так как сделать магнитный трал совсем нетрудно: достаточно несложного электромагнита на плотике, буксируемом за древесным катером.

Но вот какое количество раз нужно будет протягивать трал по странному фарватеру, неизвестно.

А время-то идет! Боевые суда лишены возможности функционировать в данной акватории. Мина еще не взорвалась, но собственную основную задачу по срыву действий судов соперника уже делает.

Время от времени в мину вместо прибора кратности встраивалось часовое устройство Pausenuhr (PU), которое в течение 15 дней иногда включало и выключало взрывное устройство по заданной программе, — к примеру, 3 часа включено, 21 час отключено либо 6 часов включено, 18 часов отключено и т. д. Так что тральщикам лишь и оставалось выжидать предельное время работы UES (6 дней) и PU (15 дней) и только позже затевать траление. Месяц вражеские суда не могли плавать в том месте, где им необходимо.

Бить на звук

И все же магнитное взрывное устройство М1 уже в первой половине 40-ых годов двадцатого века прекратило удовлетворять немцев. Британцы в отчаянной борьбе за освобождение входов в собственные порты применяли все новые магнитные тральные средства — от несложных до устанавливаемых на низколетящих самолетах. Они сумели отыскать и нейтрализовать пара мин LMB, разобрались в устройстве и обучились обманывать данный взрыватель.

В ответ на это в мае 1940-го германские минеры разрешили войти в дело новый взрыватель компании Dr.

Hell SVK — A1, реагирующий на шум винтов корабля. Причем не просто на шум — устройство срабатывало, в случае если данный шум имел частоту около 200 Гц и увеличивался в два раза в течение 3,5 с. Как раз таковой шум формирует быстроходный армейский корабль большого водоизмещения. На небольшие суда взрыватель не реагировал.

Не считая вышеперечисленных устройств (UES, ZK, PU) новый взрыватель оснастили устройством самоуничтожения для защиты от вскрытия (Geheimhaltereinrichtung, GE).

Но британцы нашли остроумный ответ. Они стали устанавливать на легкие понтоны винты, каковые вращались от набегающего потока воды и имитировали шум боевого корабля. Понтон на долгом буксире тащил быстроходный катер, на винты которого мина не реагировала.

Скоро британские инженеры придумали метод значительно лучше: они начали ставить такие винты в носовой части самих судов. Само собой разумеется, это снижало скорость корабля, но мины взрывались не под кораблем, а перед ним.

Тогда немцы скомбинировали магнитный взрыватель М1 и звуковой А1, взяв новую модель МА1. Данный взрыватель потребовал для собственного срабатывания не считая искажения магнитного поля еще и шума винтов. К этому шагу конструкторов подтолкнул и тот факт, что А1 расходовал через чур много электричества, так что батарей хватало всего на срок от 2 до 14 дней.

В MA1 звуковой контур в дежурном положении был отключен от электропитания.

На вражеский корабль сперва реагировал магнитный контур, что включал в работу звуковой датчик. Последний и замыкал взрывную цепь. Время боевой работы мины, оснащенной МА1, стало намного больше, чем оснащенной А1.

Но германские конструкторы на этом не остановились. В первой половине 40-ых годов XX века компаниями Elac SVK и Eumig было создано взрывное устройство АТ1. Данный взрыватель имел два звуковых контура.

Первый не отличался от контура А1, а вот второй реагировал только на звуки низкой частоты (25 Гц), идущие строго сверху.

Другими словами для срабатывания мины одного только шума винтов было не хватает, резонаторы взрывателя должны были уловить характерный шум работы двигателей корабля. В мины LMB эти взрыватели начали устанавливать в первой половине 40-ых годов двадцатого века.

В собственном рвении одурачить тральщики союзников немцы в первой половине 40-ых годов XX века модернизировали магнитно-звуковой взрыватель. Новый пример стал называться МА2. Новинка не считая шума винтов корабля учитывала и шум винтов тральщика либо имитаторов.

Если она засекала шум винтов, исходящий в один момент из двух точек, то взрывная цепь блокировалась.

Водяной столб

Одвременно с этим, в первой половине 40-ых годов XX века, компания Hasag SVK создала очень занимательный взрыватель, взявший обозначение DM1. Не считая простого магнитного контура данный взрыватель оснащался датчиком, реагировавшим на понижение давления воды (достаточно было всего 15−25 мм водяного столба). Дело в том, что при перемещении по мелководью (до глубин 30−35 м) винты громадного корабля «подсасывают» воду снизу и отбрасывают ее назад.

Давление в промежутке между морским дном и днищем корабля мало понижается, на это именно и отзывается гидродинамический датчик. Так, мина не реагировала на проходящие небольшие катера, а вот под эсминцем либо более большим кораблем взрывалась.

Но к этому времени перед союзниками вопрос прорывания минной блокады Английских островов уже не стоял. Немцам необходимо было большое количество мин, дабы защищать собственные воды от судов союзников. В дальних походах легкие тральщики союзников не могли сопровождать боевые суда.

Исходя из этого инженеры быстро упростили конструкцию АТ1, создав модель AT2. Никакими дополнительными устройствами типа устройств кратности (ZK), устройств неизвлекаемости (LiS), устройств защиты от вскрытия (GE) и другими AT2 уже не оснащался.

В самом финише войны германские компании внесли предложение для мин LMB взрыватели АМТ1, имевшие три контура (магнитный, звуковой и низкочастотный). Но война неотвратимо шла к концу, фабрики подвергались замечательным авианалетам союзников и организовать производство АМТ1 уже не удалось.

Германская донная неконтактная мина LMB

Снаружи мина LMB смотрелась как алюминиевый цилиндр с закругленной носовой частью и открытой задней частью. Диаметр 66 см, протяженность корпуса 174 см, а неспециализированная протяженность с учетом парашютного отсека 298 см. Весила мина 987 кг, из них на боезаряд приходились 681 кг.

В качестве взрывчатки употреблялась смесь гексогена с тротилом либо нитроглицерином, эквивалентная по мощности взрыва 939 кг тротила.

Не считая заряда в корпусе размешались часовой и вспомогательный взрыватель механизм приведения мины в боевое положение со своим гидростатом, а в задней части — главной взрыватель. Все типы взрывателей стандартизировались по крепежу и размерам, так что в мину возможно было установить любой из них. Позади на корпус привинчивался кожух парашюта.

Взрывные устройства мины имели от одной до трех батарей электропитания, что ограничивало срок боевой работы приблизительно одним-двумя годами. В кое-какие мины встраивался самонейтрализатор (Zeit Ein-richtungen, ZE), что замыкал батареи накоротко по окончании 45−200 дней, в следствии чего мина становилась невзрывоопасной. Имел возможность кроме этого встраиваться самоликвидатор (Verzogerung Werke, VW), взрывавший мину через определенное время — от шести часов до шести дней по окончании приведения в боевое положение.

В литературе часто видятся утверждения, что германские донные мины имели возможность сохранять собственную боеготовность в течении 9−11 лет. Вряд ли они соответствуют действительности. Тогда просто не существовало батарей, талантливых сохранять собственную работоспособность столь долгое время.

Вдобавок немцы чуть ли горели жаждой создавать себе послевоенные неприятности с собственными минами. К тому же они осознавали, что при поражения обезвреживать эти мины союзники вынудят их самих (что и случилось в конечном итоге). Действительно, по большей части трудности появлялись с якорными гальваноударными минами, каковые вправду смогут сберигаться в течение десятилетий.

Но это были мины, сконструированные в конце XIX — начале XX века, в то время, когда о вероятной послевоенной минной проблеме никто еще не знал.

Ужасная история крейсера «Киров»

Каковы результаты, в случае если от места взрыва до корабля 20−30 м? Вот характерный пример. 17 октября 1945 года в Финском заливе на мине LMB, лежавшей на глубине 21 м, подорвался коммунистический крейсер «Киров» (война уже закончилась, но так как мина об этом не знала).

Через трещины в днище крейсер принял около 2000 т воды, заклинило приводы поворота трех башен главного калибра, вышли из строя дизель-система и генератор управления артиллерийским огнем, потрескались топливные цистерны, и в горючее попала вода, почему поднялись главные двигатели. Корабль с трудом удалось отбуксировать в док, где «Киров» ремонтировался около года. В доке стало известно, что днище существенно потрескалось в течении 40 м и промято на 55 см.

Любому ясно, какова на протяжении войны цена выведения из строя крейсера на весь год. В случае если б это случилось в боевой обстановке, «Киров» был бы обречен — его бы ударами авиации или прямо на месте взрыва, или позднее в доке.

Где выстроен корабль?

Для магнитного взрывателя М1 было крайне важно, где выстроен корабль. В зависимости от ориентации сборочного стапеля относительно сторон света собираемый на нем корабль получает определенную направленность собственного магнитного поля. Упрощенно говоря, в случае если стапель был расположен на протяжении линий магнитного поля Почвы, шнобель корабля возможно «севером» либо «югом», в случае если поперек — то «полюсами» становятся левый и правый борта.

Соответственно, разные суда по-различному искажали магнитное поле Почвы. Взрыватели М1 выпускались трех вариантов. «светло синий» реагировал на искажение «север-юг», «красный» — на искажение «юг-север», был и сдвоенный вариант, реагировавший на оба. При применения первого либо второго вариантов одни суда имели возможность нормально плавать над миной, под вторыми же она срабатывала.

Имея данные о том, где выстроен корабль, соответственно, зная характеристики его магнитного поля, немцы имели возможность обеспечить надёжное перемещение над минами собственных судов. Получалось что-то наподобие совокупности распознавания «собственный-чужой».

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№65, март 2008).

Д/ф «Оружие Победы» — Истребитель Як-3


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Ответный удар императора карла v

    Турецкая война 1532 года далеко не сводится — как в сенсационных изложениях — к одной-единственной «смелой обороне Гюнса, поменявшей всё». И это не…

  • Передача электроэнергии на большие расстояния 16 страница

    Данный же принцип управляющих перфокарт Бэббидж предполагал применять в собственной вычислительной машине. Над ее устройством он трудился в течение…

  • Герои невидимого фронта

    Шпионы не побеждают войн и обычно не вступают в открытое противостояние, но ни один большой конфликт в историине обошёлся без их участия. Чем больше…

  • Затопление кораблей: методика войны

    БПК «Очаков» пребывал в составе ВМФ России с 1973 по 2011 год, но самую увлекательную собственную миссию выполнил уже по окончании списания. На снимке…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: