Украинские банки избавят от проблем по-новому

Сравнительно не так давно Национальный банк заговорил о реализации очередного пункта оздоровительной программы — создании санационного банка — финучреждения, специализирующегося на работе с проблемными активами. Окажет помощь ли банк нехороших активов запустить кредитование на полную мощь.
Первая семь дней осени порадовала новшествами, призванными поставить финучреждения Украины на ноги. Среди них намерение НБУ создать санационный госбанк, специализирующийся на работе с проблемными активами.
Планируется создать особую госструктуру, которая не будет осуществлять операции, каковые проводит простой банк.
Делу — время
Уровень нехороших долгов — неработающих активов — в украинских банках зашкаливает, а государство до сих пор не определилось — ликвидировать либо восстанавливать собственными силами работу проблемных банков. По словам исполнительного директора Украинской национальной ипотечной ассоциации (УНИА) Алексея Пилипца, фактически 100% ипотечных кредитов в Украине — проблемные. Да и остальные сегменты кредитования пребывают не в лучшем состоянии.

В случае если Национальный банк не примет меры, финансовая система утонет в токсичной безысходности.
Во всемирной экономике существует два подхода к реанимации финсектора: дополнительное национальное финансирование банков с целью увеличения ликвидности финансовой системы и создание отдельного санационного банка, что аккумулирует проблемные активы.Украинские банки избавят от проблем по-новому Лишь решившись на один из этих вариантов, возможно поднять украинские финучреждения с колен и соответственно возродить кредитование.
В соответствии с Закону Украины О внесении трансформаций в кое-какие законы относительно особенностей реализации мер по денежному оздоровлению банков (принят 24.07.2009 г.), НБУ отныне может создавать санационный банк. Работа с проблемными финансовыми учреждениями может вестись методом создания на базе государственного банка санационного банка, которому будут передаваться не проблемные, а качественные активы банков с временной администрацией, причем параллельно с депозитами этих банков, — делится своим видением выхода из ситуацииглава дирекции Национального банка по надзору и банковскому регулированию Василий Пасичник.
По словам специалистов, работа небанковского финучреждения, специализирующегося на работе с проблемными активами будет напоминать компанию, которая обязана заниматься реанимацией работы (санатор либо временная администрация) и коллекторскую компанию (возвращать проблемные кредиты). Конечная цель — восстановление обычного функционирования банка для предстоящих действий (слияние с каким-либо государственным банком, продажа стратегическому инвестору), — говорит аналитик АЦ Стратагема Юрий Григоренко. — По сути это та же временная администрация, но под громадным госконтролем и без предоставления банковских функций.
Как гласит закон, депозиты проблемных банков, будут передаваться в один момент с качественными активами санационному банку. Операция будет осуществляться в рамках Гражданского и Хозяйственного кодексов, — вычисляет помощник главыДиамантбанка Валерий Олейник. — Процесс передачи активов de facto будет процессом передачи прав требования.
И все бы ничего, лишь для чего токсичному банку трудящиеся активы?! Перевод качественных активов противоречит идее санационного банка, — говорит Юрий Григоренко. — Это механизм развала работы проблемных банков и лишения их законных обладателей собственности. Он утвержает, что кроме того при передаче равного количества качественных пассивов и активов появляется неприятность: качественных активов возможно мало, потому банк останется с одними пассивами.
Санационный банк не получает деньги, а минимизирует убытки по токсичным активам. Такие задачи смогут быть реализованы методом перевода проблемных активов банков в особый инвестиционный фонд.

В свое время Швеция, Бразилия, Аргентина нехорошие активы банков заменила ценными бумагами ИФ, — говорит аналитик ИФ Интерфон Виктория Кернеш. — Благодаря данной операции финучреждения взяли возможность не начислять огромные резервы по кредитам и тем самым высвободили миллиарды гривен на кредитование. По словам специалиста, инвестфонд в отличие от банка имеет больше шансов по взысканию долгов, помимо этого, такая операция разрешит растянуть реструктуризацию нехороших долгов на долгое время, улучшив текущую ликвидность финсектора.
Согласно точки зрения специалистов, результативность работы особой национальной структуры по проблемным активам возможно будет оценить через несколько месяцев, в крайнем случае, через полгода. Санационный банк, по словам денежного аналитика Astrum Investment Management Ярослава Стецика, трудится по принципу хедж-фонда: проблемные активы покупаются с громадным дисконтом, а реализуются по более большой цене, в то время, когда улучшается платёжеспособность предприятий и экономическая ситуация растет. Банкир Валерий Олейник уверен, что эффективность данного механизма будет зависеть от уровня менеджмента санационного банка, и создания благоприятного законодательного поля для деятельности новой организации.
Берем опыт в расчет
Санационный банк как европейское изобретение, было апробировано на протяжении кризисов во Франции, Германии, Англии, Швеции. В Соединенных Штатах такая программа обязана получить в скором будущем. В свое время Швеция, израсходовав на создание полугосударственной структуры в виде ИСИ(Университеты совместного инвестирования) — так именуемого нехорошего банка — 4% ВВП, сумела избавиться от токсичной ипотеки, ставшей причиной экономического спада.

Страны СНГ отказались от лоббируемой МВФ идеи создания санационных банков, — говорит Юрий Григоренко. — По причине того, что для реализации аналогичной идеи нужен определенный уровень банковской и денежной культуры.
Создание банка нехороших активов в свое время деятельно обсуждалось в Украине, но проект был забракован, как не соответствующий духу времени. По словам Виктории Кернеш, сейчас для Украины может стать нужным опыт Аргентины, которая в конце 90-х столкнулась с проблемой ликвидности финансовой системы и падением курса песо по отношению к доллару. Тогда санационный фонд не только спас аргентинскую финансовую систему, но и вывел ее на уровень стабильного роста через два года по окончании кризиса, — говорит аналитик.
Действительно, в этих украинских реалиях обеспечений того, что санационный банк реанимирует финансовую систему, нет. Дело в том, что латание дыр проблемных банков может со своей стороны продырявить государственный бюджет. Это громадные средства, минимум 3-5 млрд. грн. для каждого банка в отдельности, — растолковывает Юрий Григоренко. — А возможности государственного бюджета по реабилитации деятельности банка очень ограничены, поскольку не считая финансирования капитала необходимо еще заняться реструктуризацией его внешних долгов и вливать дополнительный капитал для восстановления работы финучреждения.
Не выдерживает критики принцип организации небанковского учреждения, занимающегося проблемными активами. Во всемирной практике финучреждения очищаются методом продажи собственных проблемных активов с дисконтом нехорошему банку, — говорит денежный аналитик Astrum Investment Management Ярослав Стецик. — В Украине же желают соединить все проблемные банки, а правильнее их части в один банк, подкрепив активы депозитами, но остается вопрос: как законно отделять качественные активы с частью депозитов от банка, оставляя другую часть депозитов с проблемными активами?
А как же вклады?
Вопрос защиты заинтересованностей вкладчиков в связи с созданием санационного банка поднимается еще более остро, нежели при введении временных администраций в проблемные банки. Так, депозиты, замороженные в финучреждениях с ВА, смогут еще передать в облюбованный правительством РодовидБанк либо в национальный Ощадбанк, а вот кому передадут вклады из небанковской структуры?! Санационный банк не будет участником Фонда гарантирования вкладов населения, — утверждает аналитик АЦ Стратагема.

Неужто опять все пропало!
Появляется вопрос: не создается ли санационный банк лишь вследствие того что режим временных администраций не оправдал доверия, изжил себя как неэффективное средство?! Не напрасно же Национальный банк отозвал лицензии двух временных администраторов, продемонстрировавших неудовлетворительные результаты работы, и грозится дальше чистить последовательности нерасторопных?!
Непременно, банк нехороших активов в праве на судьбу. Но своевременен ли он? Хватит ли у желания и государства средств очистить финансовую систему от мертвых активов?!

Не кидается ли Национальный банк в собственном намерении по- стремительному оздоровить финучреждения страны из огня да в полымя?!
Слить все проблемные активы в один банк будет просто. А как их оценивать, что с ними делать дальше?! Кто ответит?

Через чур очевидно просматриваются в санационном банке лазейки для противозаконных махинаций, через чур похож он на кладбище надежд мелких украинцев.

Банка | Реальная мистика


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0 ленты. Комментарии и трекбеки закрыты.

Comments are closed.