Употребление запятой между однородными

Участниками предложения

Упражнение 7

Прочтите, укажите однородные члены предложения. Какими участниками предложения они являются, как соединены? Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1. По реке плыли белые пароходы грязно-бурые баржи долгие плоты широкоскулые карбасы (Каз.). 2. Мы вышли из конторы в ворота позже прошли маленькой двор и остановились у закрытых ворот другого (Кор.). 3. Живописцы ботаники либо легко любители природы нашли бы тут [в тайге] неистощимые материалы для наблюдений (Арс.).

4. Солнце сияло и грело но не пекло (Т.). 5. Спит лиса а кур вычисляет (Посл.).

6.Тужит Пахом да не знает по ком (Даль). 7. Имел он не блестящий ум душой не через чур был отважен но был сух учтив и серьёзен (П.). 8. Нужно мной расстилалось голубое небо по которому негромко плыло и таяло сверкающее облако (Кор.).

9. Солнце садилось в травы росы и туманы и шум поезда не имел возможности заглушить птичьего щелканья (Пауст.).

Упражнение 8

Прочтите, укажите однородные члены, соединенные попарно, и однородные члены, соединенные двойными альянсами. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания; двойные альянсы выделите.Употребление запятой между однородными

1. Русский народ смышлен и понятлив усерден и тепёл ко всему благому и красивому (Бел.). 2. Данный край весьма богат торфом и лесами картофелем и сеном ягодами и молоком (Пауст.). 3. На нескончаемом, на свободном просторе движение и блеск гром и грохот (Тютч.). 4. Казачки сидели на земле и завалинках хат и звонко болтали (Л.

Т.). 5. В творчестве Пушкина чувствуется что-то вулканическое, мудрости и чудесное сочетание страстности чарующей любви к судьбе и резкого осуждения ее пошлости (М.

Г.). 6. Как недочёты так и преимущества «Полтавы» были равняется не осознаны тогдашнею публикой и тогдашними критиками (Бел.). 7. Обломов не смотря на то, что был нежен со всеми но обожал его [Штольца] одного (Гонч.).

8. Спали не только леса но и лесные озера (Пауст.).

9. Отечественная горница хоть и мелка но чиста (Ес.). 10. Выступления танцевального ансамбля проходили с громадным успехом как у нас так и за границей (газ.). 11.

Краски и свет в природе нужно не столько замечать какое количество ими (Пауст.). 12.

Точность слова есть не только требованием стиля требованием здорового вкуса но в первую очередь требованием смысла (Фед.).

Упражнение 9

Прочтите, укажите простые предложения с однородными сказуемыми и сложные предложения. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схемы 4, 6 и 8-го предложений.

1. Павел сошел вниз и поднялся рядом с матерью (М. Г.). 2. Хаджи Мурат остановился загорелое лицо его буро покраснело и глаза налились кровью (Л. Т.).

3. Судья с бледным лицом поднял веки скосил глаза на подсудимых протянул руку на стол и черкнул карандашом на бумаге (М. Г.).

4. Пьеса кончилась и я ожидал одобрения похвал восхищений (Станисл.). 5. Слышался лишь удаляющийся шум машины да беззаботное воркование горлинки (Шол.), 6. Не легко складывались слова к тому же беспокойство мешало сказать (И. О). 7. Время от времени мертвой змеей проплывает жердь либо бревно (М.

Г.).

8. Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы либо раздается неизвестный звук, похожий на чей-то голос (Ч.). 9. В народном творчестве скрыты добросовестный писатель и беспредельные богатства обязан ими овладеть. Лишь тут возможно изучить родной язык а он у нас богат и славен (М.

Г.).

Упражнение 10

Прочтите, укажите однородные и неоднородные определения и объясните пунктуацию при них. (Учтите, что в произведениях художественной литературы определения-эпитеты в большинстве случаев бывают однородными: они связаны единством создаваемого впечатления.)

1. Тут были броская гвоздика и красные, оранжевые и желтые лилии (Арс.). 2. Необычный, резкий, болезненный крик раздался внезапно два раза сряду над рекой (Т.). 3. К часу ночи на дворе встал упорный осенний ветер с небольшим дождем (Купр.). 4. Пьер увидел новое, молодое выражение на лице приятеля (Л. Т.).

5. Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький город (Л.). 6. На нем была новенькая светло синий сатиновая рубаха (Н. О.).

7. Лаевский и Надежда Федоровна вошли в собственные чёрные, душные, неинтересные помещения (Ч.).

Упражнение 11

Прочтите, укажите однородные и неоднородные определения, и прилагательные, каковые входят в именную часть сказуемого. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Составьте схему 10-го предложения.

1. Серые землистые лица покрылись пятнами румянца (Сераф.). 2. Время от времени белые чёрные красные минералы собственными отложениями покрывают стены пещер (Ферсм.). 3. Заросшая дорога ведет через ветхий сосновый лес (Пауст.).

4. Ливень был маленький сильный холодный (Троеп.).

5. Наступила дождливая нечистая чёрная осень (Ч.). 6. Она [Маша] привезла из города новые иллюстрированные издания (Ч.). 7. С хорошим эмоцией надежды на новую лучшую судьбу он подъехал к собственному дому (Л.

Т.). 8. Был он таковой большой гибкийчерноусый радостный (М.

Г.). 9. Зеркала по лестнице отражали дам в белых голубых розовых платьях (Л. Т.). 10.

Виден был броский лунный свет (Ч.). 11. Море дремало здоровым крепким сном работника что очень сильно устал за ночь (М.

Г.).

Упражнение 12

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте в каждом предложении грамматическую базу (подлежащее, сказуемое).

С талантом и силой показал себя русский народ в различных областях людской культуры но громаднейшей высоты его творческий гений достиг в литературе. В базе литературы лежит народный язык и народное устное творчество. Русское народное творчество разнообразно обширно.

Внимателен глаз народа и чутко его ухо отзывчиво его сердце чувствителен ум ярка его обращение.

Бессмертны поэтические мудрые пословицы и русский песни героические былины и увлекательные сказки. Пушкин обратился к живому роднику народного творчества и создал русский литературный язык положил начало подлинно русскому эластичному прекрасному стиху и прозрачной правильной прозе. По окончании Пушкина началось стремительное невиданное восхождение русской литературы чья слава в десятнадцатом веке разлилась на всю землю.

Великие русские писатели были сильны собственной связью с родной страной с родным народом (По Н. Михайлову).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: