Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Примечание: упражнения выполняются по выбору учителя, смогут употребляться на практических занятиях и рекомендоваться для исполнения домашнего задания.

Упражнение 1

Прочтите статью Юрия Равнина «Как пишется «парашют»? (см. Приложение 4) и ответьте на следующий вопрос: какие конкретно трансформации создатель вычисляет нужными внести в новый «Свод правил русского правописания. Орфография.

Пунктуация»?

Упражнение 2

Прочтите статью Юрия Равнина «Не могу молчать. Еще раз о новом Своде правил русского правописания» («Орнебургский Университет». – 2004. — № 15 (728) (см. Приложение 5) и ответьте на следующие вопросы:

1. Из-за чего в начале 21 века в стране появилась необходимость подготовить новый Свод правил русского правописания?

2. Кто учавствовал в обсуждении и разработке нового Свода правил русского правописания?

3. По каким обстоятельствам новый Свод правил русского правописания не стал действующим?

4. Поясните вывод автора статьи по поводу нового Свода правил русского правописания.

5. Приведите примеры, подтверждающие то, что новый Свод правил русского правописания нужен.

6. Докажите, что новый Свод правил русского правописания не являлся реформой русского.

7. Какие конкретно вопросы правописания на сегодня остаются спорными, в том числе и в СМИ?Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Упражнение 3

Прочтите статью Юрия Равнина «Парашют через «у», но «мышь» с мягким знаком» («МК»)(см. Приложение 6) и ответьте на следующие вопросы:

1. Из-за чего русский язык в начале 21 века был в центре внимания СМИ и общественности?

2. Каково отношение современных студентов к вероятным трансформациям в правилах правописания?

3. Поразмышляйте над тем, как интересуются студенты русским литературным языком либо предпочитают ему собственный молодежный сленг.

4. Какова возможность развития русского? В каком направлении он будет развиваться?

Упражнение 4

Прочтите статью Юрия Равнина «И все-таки он хороший. Еще раз о новом Своде правил русского правописания» («Журналист». – 2002. — № 8. – С. 91-92) (см. Приложение 7) и ответьте на следующие вопросы:

1. Из-за чего создатель статьи поднимает вопрос о новом Своде правил русского правописания в издании «Журналист»?

2. Чем, по вашему точке зрения, приведён к спору автора с рядом журналистов, по поводу нового Свода правил русского правописания?

3. Какие конкретно примеры, видящиеся в современных печатных СМИ, приводят к протесту автора статьи?

4. Из-за чего создатель уверен в том, что предлагаемый новый Свод правил русского правописания есть хорошим? Приведите примеры.

Упражнение 5

Прочтите статью Юрия Равнина «Малограмотность и её обстоятельства (о культуре письменной речи обучающейся молодежи)» (Нравственно-эстетическое воспитание обучающейся молодежи: Пути совершенствования. Материалы конференции. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. – С. 15-18.) (см. Приложение 8) и ответьте на следующие вопросы:

1. Из-за чего на современном этапе развития общества неприятность грамотности современных россиян являетося особенно актуальной?

2. Какие конкретно неточности допускает современная молодежь, согласно точки зрения автора статьи?

3. Приведите примеры неточностей, допускаемых журналистами первого курса. Проанализируйте это.

4. Поведайте о обстоятельствах низкой грамотности современной обучающейся молодежи.

5. Поразмышляйте над тем, что направляться делать чтобы обстановка с грамотностью современной молодежи улучшилась?

Упражнение 6

Прочтите и объясните, как средства орфографии разграничивают значения слов, их форм, предложений.

1. Посветить кому-либо — посвятить кому-либо. 2. Рассказы об Орле — рассказы об орле. 3. Выступление охотника Удалова — выступление охотника удалого.

4. Нет трех метровых досок — нет трехметровых досок.

5. В то время, когда к ней не позвонишь, она злится. — В то время, когда к ней ни позвонишь, она злится. 6. Вид у него был не здоровый. — Вид у него был нездоровый.

Упражнение 7

Перепишите, обозначив состав следующих слов, растолковывая их написание с учетом правил русской орфографии.

Приморский, шефство, белизна, подписчики, безводный, посвящение, просвещение, заметят, расслышать, кожаный, соломенный, передавать, отключит, с покон веков, влево.

Упражнение 8

Прочтите и укажите проверочные слова:

1) для написания корней:

далекий, даль, вдалеке; равнина, далеко, долинны; примирять, примирение, мирный; примерять, измерение, примерка; развиваться, развивать, развитие; развеваться, развеять; низ, низший, низенький; большой, высь, верховный;

2) для написания приставок:

выстроить, погасить, поиск; сгибать, сдать, спеть, срезать; округлить, огибать, оклик;

3) для написания суффиксов:

храбрость, наглость, радость, злость; березовый, осиновый, сосновый;

4) для написания окончаний:

в пьесе, в драме, на пояснице, в стране; у пекарни, из пустыни, у почвы; в тоннеле, на якоре, на корабле; в области, в шинели, на грани, в степени.

Упражнение 9

Прочтите и укажите написания, основанные на фонетическом принципе. Какие конкретно правила их регулируют?

1. Подписка, подписать, роспись, расписка. 2. Отставить, отбросить, разбросать, расставить 3. Играться, заиграть, отыграть, искать.

Упражнение 10

Прочтите и укажите слова, каковые нельзя разбивать переносом. Остальные слова перепишите, разделивчерточками для переноса и засунув пропущенные буквы.

I. Ветеран, галерея, олень, фойе, мастерство, искусный, подбежать, войска, истина, подлинный, коммуна,
расчет, рассчитывать, объед…нение, иждивенец, преддверие, надстройка, йод, ион, свободный, приставить,
предъявлять, р…весник, ощущать, уч…ствовать, шествие, гуманизм, добрый, неотъемлемый, разоблачать,
съезд, вернуть, вск…чить, напр…жение, чрезвычай
ный, выжженный.

II. Подл…нный, эхо, просв…щенный, посв…щенный,
аттестовать, оккупация, пессимизм, безыдейность,
обаяние, обоняние, объективный, разыскивать, просл…вление, атака, укус, контрабандист, по-французски, карьера, адъютант, мировоззрение, интеллигенция, будущее, зажужжать, брезжить, расшить, поссориться, отщ..пенец, змея, кристаллический, кристальный, колоннада, колонка, колонна, ресурсы, ветреный, безветренный, подбросить, возжечь, вызжженный.

Упражнение 11

Прочтите и объясните потребление прописных букв. Перепишите п. II, подчеркивая прописные буквы.

I. Опера «Снегурочка» композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, князь Всеволод Громадное
Гнездо, созвездие Громадная Медведица, Каспийское море, озеро Байкал, Ярославская область, город Ростов-
на-Дону, проспект Маршала Жукова, площадь Труда,
взоры Фамусовых, угодничество Молчалиных, быть
чьим-либо ментором, экскурсия по Подмосковью, Северный полюс.

II. Приветствие Президента, Правительство России, встреча с Храбрецами Соцтруда, выступление Храбреца СоветскогоСоюза, обращение Маршала СССР, ветераны ВОВ.

III. Пресс-конференция в МИДе РФ, встреча Нового года, Сутки работников сельского хозяйства, Куликовская битва, Дворец спорта,Дом медицинских работников, Горьковский автомобильный завод, участник гражданской войны, ректорат Столичного станкоинструментального университета, деканат инженерно-экономического факультета Костромского технологического университета, заслуженный деятель культуры, народный преподаватель СССР, академическийНебольшой театр (Небольшой театр).

Упражнение 12

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Объясните потребление прописных букв.

1. Няня повествует ему о подвигах отечественных (А, а)хил-лов и (У, у)лиссов, об удали (И, и)льи (М, м)уромца, (Д, д)обрыни и (Н, н)икитича, (А, а)леши (П, п)оповича, о (П, п)олкане-богатыре (Гонч.). 2. Ей хотелось обучаться либо, лучше, знать не обучаясь, он взялся быть ее (М, м)ентором (Герц.). 3. Неужто представители ру…кого общества все (Ф, ф)амусовы, (М, м)олчалины, (С, с)офьи, (3, з)агорецкие, (X, х)лестоковы, (Т, т)угоуховские и им подобные? (Бел.) 4. Полуостров (К, к)рым за у…ким перешейком как бы на островесреди (Ч, ч)ерного моря…

Складчатый (К, к)рымский хребет тянется на протяжении (Ю, ю)жного берега полуострова тремя грядами (Mux.). 5. В (П, п)олтавской битве, 27 июня 1709 г., (Р, р)усские войска под предводительством Петра (П, п)ервото разгромили (Ш, ш)ведскую армию (Э. С).

6. Я м…чтал написать книгу о творческой работе (М, м)осковского (X, х)удожественного театра (Станисл.).

7. Станиславский — великий (С, с)оветский режиссер, актер, теоретик и педагог театра, (Н, н)ародный артист СССР.8. Каждый год 7 мая у нас отмечается (Д, д)ень радио…

Упражнение 13

Перепишите, раскрывая скобки.

Храбрая (О,о)легова дружина, (Г,г)рибоедовская Москва, (Ф,ф)амусовское общество, (Л,л)ермонтовская проза, (Н,н)екрасовская поэма, (И,и)горевы солдаты, (С,с)уворовские победы, (К,к)утузовская тактика, (Н,н)аташино горе, (П,п)етины сверстники, (Щ,щ)едринские персонажи, (Ч,ч)еховскпе пьесы, (А,а)хиллесо-ва пята, (М,м)енделеевские чтения.

Словарь по теме

Орфография – термин греческого происхождения (orthos – верный, grapho – пишу), т.е. правописание.

Орфография – это система правил, включающих в себя написание слов и их значимых частей (т.е. морфем), слитное, раздельное и дефисное написание слов, потребление на письме больших букв, перенос части слова с одной строки на другую.

30% работ генподрядчику. Деревянное многоэтажное домостроение. Новый свод правил.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: