В) искажения современной науки и ее задачи

Наука, развивающаяся в течение трех последних столетий, сперва медлительно и скачкообразно, после этого скоро и последовательно, движимая общими усилиями исследователей всей земли, стала для нас открытой возможностью и неодолимым роком.

Сейчас наука везде распространена и признана. Любой вычисляет себя причастным ей. Но чистая наука и безукоризненная научная позиция видятся очень редко.

Существует множество научных данных, каковые.

Существует сумма особых навыков, далеких от общей научной значимости; существует и широкая область, где наука смешивается с ненаучными элементами. Но фактически научность, универсальная познавательная направленность, безукоризненная методическая критика и чисто исследовательское познание составляют в отечественном мире только узкую полосу в лабиринте искажений.

Наука не раскрывается каждому без упрочнений. Подавляющее число людей не имеет о науке никакого понятия. Наука доступна только немногим.

Будучи главной характерной чертой отечественного времени, она в собственной настоящей сущности однако духовно бессильна, поскольку люди в собственной массе, усваивая техвозможности либо догматически принимая ходульные истины, остаются вне нее.В) искажения современной науки и ее задачи

В отечественную эру наука пользуется неслыханным признанием. От нее ожидают решения всех неприятностей – всепроникающего познания бытия в помощи и целом во всех бедах. Фальшивая надежда есть по существу научным суеверием, а последующее разочарование ведет к презрению. a…n

Сложилось представление, в соответствии с которому выяснить, основываясь на научных выводах, верное мироустройство, дарующее человечеству счастье и благополучие, есть только актом доброй воли. Тем самым в последние столетия в исторический процесс пробрался новый феномен: рвение, основываясь на знании мира в его целостности (а наличие этого знания в обожествляемой науке не подвергалось сомнению) и руководствуясь лишь рассудком, упорядочить мировое устройство.

Это обычное для людей отечественного времени суеверие заставляет их ожидать от науки того, что она совершить неимеетвозможности. Они принимают псевдонаучные целостные объяснения вещей за окончательное знание; некритично принимают выводы, не вникая в способы, каковые разрешили к ним прийти, и не ведая границ, в пределах которых научные выводы по большому счету смогут быть значимыми. Это суеверие склоняет их к вере в то, что отечественному рассудку дешева вся действительность и вся истина мира, заставляет питать безотносительное доверие к науке и безоговорочно подчиняться ее авторитету, воплощенному в представителях официальных инстанций.

Но когда это суеверное преклонение перед наукой сменяется разочарованием, мгновенно направляться реакция – презрение к науке, обращение к эмоции, инстинкту, влечениям. Тогда все беды связываются с развитием современной науки. Подобное разочарование неизбежно при суеверном ожидании неосуществимого: наилучшим образом продуманные теории не реализуются, самые красивые замыслы разрушаются, происходят трагедии в сфере людских взаимоотношений, тем более непереносимые, чем посильнее была надежда на абсолютный прогресс. a…n

В данной ситуации все дело в том, дабы создать такую науку, которая столь же четко познавала то, что возможно познано, сколь светло осознавала собственные границы. Только так возможно избежать двойного заблуждения – как суеверного преклонения перед наукой, так и неприязни к ней. Предстоящее становление человека в решающей степени определяется тем, удастся ли в течении последующих столетий сохранить науку, углубить ее и вынудить все большее количество людей верно оценить настоящую реальность.

К данной задаче не нужно относиться легко. Настоящая всеохватывающая наука связана с исторически обусловленной глубинной структурой души. Наука покоится на весьма зыбкой базе, продолжительность существования которой в течении последовательности поколений ни за что не может служить для нее гарантией.

Эта наука появляется в столь тесном переплетении разных мотивов, что устранение кроме того одного из них парализует либо опустошает ее. Благодаря этого Сейчас в течении последовательности столетий наука как выражение настоящей научной настроенности всегда была явлением редким, а сейчас, возможно, еще более редким. Господство с шумом утверждающих себя в формировании материального мира результатов науки и распространение по всему земному шару лексикона «просвещенного» мировоззрения неимеетвозможности скрыть того, что наука – это на первый взгляд самое для нас привычное – есть, по существу, самым сокровенным в нашей жизни. a…n

СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНИКА

На данный момент мы все поймём, что находимся на рубеже истории, живем во время, что уже сто лет тому назад сравнивали с закатом древнего мира, а после этого все глубже стали ощущать его огромное значение не только для западной культуры и Европы, но и для всей земли. Это – век техники со всеми ее последствиями, каковые, по-видимому, не покинут ничего из всего того, что в течении тысячелетий человек получил в области труда, жизни, мышления. a…n

Техника – это совокупность действий опытного человека, направленных на господство над природой, цель их – придать жизни человека таковой вид, что разрешил бы ему снять с себя бремя потребности и получить нужную ему форму внешней среды. Как природа меняет собственный вид под действием техники, какое обратное воздействие на человека оказывает его техническая деятельность, т. е. как темперамент его труда, организация его труда и его действие на среду меняют его самого, – все это образовывает главной фактор исторического развития.

Но лишь современная техника сделала ощутимыми роковые следствия этого для человека. По окончании довольно стабильного состояния в течение тысячелетий, в конце XVII I в. в технике и вместе с тем во всей жизни людей случился переворот, быстрота которого все возрастает впредь до этого дня. В первый раз это во всей широте осознал Карл Маркс.

Посредством современной техники сообщение человека с природой проявляется по-новому. Вместе с очень усилившимся господством человека над природой появляется угроза того, что природа, со своей стороны, в неизвестной ранее степени подчинит себе человека. Под действием действующего в технических условиях человека природа делается настоящим его тираном.

Появляется опасность того, что человек задохнется в той собственной второй природе, которую он технически формирует, в то время как по отношению к непокоренной природе, неизменно трудясь в поте лица, дабы сохранить собственный существование, человек представляется нам относительно свободным.

Техника радикально поменяла повседневную судьбу человека в окружающей его среде, насильственно переместила трудовой общество и процесс в иную сферу, в сферу массового производства, перевоплотила все существование в воздействие некоего технического механизма, всю планету – в единую фабрику. Тем самым случился – и происходит сейчас – полный отрыв человека от его земли. Он делается обитателем Земли без отчизны, теряет преемственность традиций.

Дух сводится к свойству обучаться и выполнять нужные функции.

Эта эра преобразований носит в первую очередь разрушительный темперамент. Сейчас мы живем, чувствуя невозможность отыскать нужную нам форму судьбы. Мир предлагает нам сейчас не большое количество подлинного и прочного, на что отдельный человек имел возможность бы опереться в собственном самосознании.

Исходя из этого человек живет или в состоянии глубокой неудовлетворенности собой, или отказывается от самого себя, дабы превратиться в функционирующую деталь автомобили, не думая, предаться собственному витальному существованию, теряя собственную индивидуальность, возможность прошлого и будущего, и ограничиться узкой полосой настоящего, дабы, изменяя самому себе, стать легко заменяемым и пригодным для любой поставленной перед ним цели, пребывать в плену раз и окончательно данных, непроверенных, неподвижных, недиалектических, легко сменяющих друг друга иллюзорных достоверностей.

Тот же, кто содержит недовольство, проявляющееся в вечном тревоге, всегда ощущает внутренний разлад. Он должен постоянно носить маску, поменять эти маски в зависимости от обстановки и от людей, с которыми он общается. Он говорит все время «словно бы бы» и перестает постигать самого себя, поскольку, нося неизменно маску, он в итоге сам уже не знает, кто он.

В случае если человек лишен земли, отзвука собственного настоящего бытия, если он не пользуется больше уважением – так как оболочки и маски не приводят к, – в случае если люди не возвышают его душу взывающим к нему требованием из глубин внутреннего бытия, тогда беспокойство преобразовывается в отчаяние, пророчески прочувствованное и ярко высказанное Кьеркегором и Ницше в их интерпретации современной эры.

В следствии всего этого оборвалась нить истории, прошлое стёрто с лица земли либо забыто в таковой степени, что утеряны все сравнения и возможные аналогии с тысячелетиями истории. a…n

Значимость вопроса – к чему может прийти человек – так громадна, что на данный момент техника стала чуть ли не основной проблемой для понимания отечественной ситуации. Внедрение современной техники во все последствия и жизненные сферы этого для всех сторон отечественного существования не смогут быть переоценены. a…n

То, что мы тут изложили и характеризовали в общем, направляться сейчас разглядеть более детально и представить сильнее. Мы начнем с техники и труда, неизменно свойственных людской существованию, а после этого, прибегая к аналогии, постараемся осознать всю глубину трансформации, привнесенного современными методами и современной техникой труда.

А) Сущность техники

Определение техники. Техника как средство. Техника появляется, в то время, когда с целью достижения цели вводятся промежуточные средства. Яркая деятельность, подобно дыханию, перемещению, принятию пищи, еще не именуется техникой. a…n

Для техники характерно следующее:

Рассудок. Техника покоится на деятельности рассудка, на исчислении в сочетании с предвидением возможностей и с предположениями. Техника оперирует механизмами, превращает собственные данные в отношения и количества.

Она есть частью неспециализированной рационализации как такой.

Власть. Техника – это умение, способы которого являются внешними по отношению к цели. Это умение – свойство делать и владеть, а не созидать и предоставлять расти.

Используя силу природы против силы природы, техника господствует над природой при помощи самой природы. Это господство основано на знании. В этом смысле и говорят: знание – это власть.

Суть техники. Власть над природой обретает суть только при наличии целей, поставленных человеком, таких, как облегчение судьбы, сокращение ежедневных упрочнений, затрачиваемых на условия физического существования, повышение удобств и досуга. Суть техники пребывает в освобождении от власти природы.

Ее назначение – высвободить человека как животное существо от подчинения природе с ее бедствиями, оковами и угрозами.

Исходя из этого принцип техники содержится в целенаправленном манипулировании силами и материалами для реализации назначения человека. Технический человек не принимает преднайденное легко как оно имеется. Он разглядывает вещи под углом зрения их ценности для реализации людских целей и пробует приблизить формы вещей к изюминке этих целей.

Но это еще не исчерпывает смысла техники. Создание орудий труда подчинено идее некоего единства, в частности – единства в рамках неизменно расширяющегося при собственной замкнутости преобразования человеком окружающей его среды. Животное находит уже данной среду, с которой оно, не сознавая этого, неразрывно связано.

Человек, кроме этого пребывая в данной связи, выводит создаваемую им самим среду за границы данной связи, в беспредельность.

Жизнь в среде, частично созданной им самим, есть показателем самой сущности человека. Он чувствует себя в созданной им среде не только благодаря освобождения от потребности, но и в действии на него красоты, формы и соразмерности им сотворенного. Он утверждает собственную действительность, по мере того как расширяет собственную среду.

Виды техники. Мы различаем технику, создающую энергию, и технику, создающую продукты. a…n

Техникой мы именуем всякое оперирование силами и материалами природы для получения нужных вещей и эффектов. Только по аналогии говорят о технике при планомерных действиях другого рода в той мере, в какой они ведут к разного рода устройствам и к механической повторяемости, так, к примеру, при организации людских взаимоотношений, деятельности университетов, попытках влиять на собственный тело и душу.

Открытие и повторяющаяся работа. Техническими мы именуем такие правила, которым возможно учить, каковые возможно аналогично передавать и использовать. В качестве теории техника дает нам способы, целесообразные с целью достижения цели, т . е. такие, каковые, во-первых, соответствуют данной вещи, во-вторых, разрешают не затрачивать лишних упрочнений и обращаться лишь к нужному.

Техника образовывает совокупность открытых человеком действий и приёмов, каковые возможно после этого повторять в любом количестве какое количество угодно раз.

Исходя из этого творческая деятельность, которая ведет к техническим открытиям, сильно отличается от трудовых свершений, где в один раз отысканное только повторяется в ходе чисто количественного накопления.

Искажения. В случае если суть техники пребывает в единстве преобразования среды для целей людской существования, то об искажении возможно сказать во всех тех случаях, в то время, когда орудия и действия перестают быть опосредствующими звеньями и становятся самоцелью, где забывают о конечной цели, и целью, безотносительной по собственному значению, становятся средства.

В том месте, где в повседневном труде суть целого исчезает в качестве перспективы и мотива, техника распадается на вечно многообразные виды деятельности, теряющие собственный суть для трудящегося и обедняющие его жизнь.

В том месте, где способы, допускающие входящие и практическое усвоение в самую сущность технической деятельности, преобразовываются в самоудовлетворяющуюся рутину, это усвоение содействует уже не обогащению судьбы, а ее обеднению. Труд без затрат духовных сил уже не есть нужным средством на работе выросшего сознания и делается самодовлеющим. Человек погружается в состояние, при котором сознание отсутствует либо теряется.

Великий исторический перелом в развитии техники.Техника как умение использовать орудия труда существует с того времени, как существуют люди. Техника на базе знания несложных физических законов с покон веков действовала в области ремесла, применения оружия, при применении колеса, лопаты, плуга, лодки, силы животных, огня и паруса; мы обнаруживаем эту технику всегда, дешёвые отечественной исторической памяти. В великих культурах древности, в особенности на западе, высокоразвитая механика разрешила перевозить огромные тяжести, строить строения, строить дороги и суда, конструировать осадные и оборонительные автомобили.

Но эта техника оставалась в рамках того, что было относительно соразмерно человеку, доступно его обозрению. То, что делалось, производилось мускульной силой человека с привлечением силы животных, силы натяжения, огня, ветра и воды и не выходило за пределы естественной среды человека. Все изменилось с конца XVIII в. Неверно, что в развитии техники ни при каких обстоятельствах не было скачка.

Как раз тогда данный скачок случился, охватив всю техническую сторону людской судьбе в целом. По окончании того как столетиями делались попытки в этом направлении и в мечтах людей формировалось техницистское, технократическое мировоззрение, для которого – сперва медлительно и фрагментарно – создавались научные предпосылки, в XIX в. была осуществлена их реализация, на большом растоянии покинувшая за собой все самые пылкие грезы. Мы спрашиваем, в чем же состояло это новое?

Его нельзя свести к какому-либо одному принципиальному положению.

Самый убедительный ответ гласит: были открыты автомобили – автомобили, машинально создающие продукты потребления. То, что раньше делал ремесленник, сейчас делает машина. Она прядет, ткет, пилит, стругает, отжимает, отливает, она создаёт целый предмет полностью.

В случае если раньше сто рабочих, затрачивая громадные упрочнения, выдували пара тысяч бутылок в сутки, то сейчас машина, обслуживаемая несколькими рабочими, изготовляет в сутки 20 000 бутылок.

Появилась необходимость изобрести такие автомобили, силою которых трудились бы автомобили, создающие продукты. Поворотным пунктом стало открытие парового двигателя (в 1776 г.); за этим показался универсальный двигатель – электромотор (динамомашина в 1867 г.). Полученная из угля либо силы воды энергия направлялась везде, где в ней нуждались.

Древней механике, единственно определяющей в течение тысячелетий состояние техники, противостоит сейчас современная энергетика.

Прошлая механика располагала только ограниченной мощью в виде мускульной силы человека либо животного, силы ветра либо воды, приводившей в перемещение мельницы. Новым было сейчас то, что в распоряжении человека появилась в тысячу крат бо?льшая сила, которую, как сперва казалось, возможно увеличивать до бесконечности.

Подобное развитие техники произошло лишь на базе естественных наук на их современном уровне. Они дали необходимое знание и открыли возможности, немыслимые в рамках прошлой механики. Нужной предпосылкой новой технической действительности стали прежде всего химия и электричество.

То, что скрыто от людской взгляда и раскрывается лишь изучению, дало в распоряжение человека чуть ли не бесконечную энергию, при помощи которой он сейчас оперирует на отечественной планете.

Но чтобы это открытие вышло за пределы досужих снобистских развлечений и занятий, было реализовано в экономике и тем самым стало причиной людской существования, требовалось еще одно условие: свобода современного общества, где нет рабов и допускается свободное соревнование на риск и свой страх. a…n Содействовало этому, во-первых, предоставление кредита, благодаря чему предприимчивые люди приобретали в собственный распоряжение такие финансовые средства, которыми прежде не владели кроме того самые богатые; во-вторых, организация труда, предусматривающая наличие на «рынке труда» свободной, пригодной для любой производственной операции рабочей силы, оплата которой, будучи твердо фиксирована соглашением, составляла при исчислении издержек заблаговременно устанавливаемую сумму. А для обеих названных предпосылок нужно наличие жёсткого созданного права, заставляющего выполнять условия соглашений.

Так началось на Западе техническое и экономическое наступление предпринимателей XIX в., на протяжении которого прошлое ремесло провалилось сквозь землю, за маленьким исключением совсем нужных его отраслей, и любой, кто совершал ненужные в техническом смысле поступки, бессердечно уничтожался. Наряду с этим крушение претерпевали подчас и самые плодотворные идеи. Но время от времени достигался сказочный успех.

В этом ходе происходил собственного рода отбор, в базе которого лежал успех.

Тот, кто не справлялся с тем, что от него требовалось в данной обстановке, объявлял себя банкротом либо увольнялся с должности. В течение некоего времени – на начальном этапе – происходил отбор самых дельных людей.

Так, в происхождении современного технического мира неразрывно связаны между собой естественные науки, организация труда и дух изобретательства. Эти три фактора сообща владеют рациональностью. Ни один из них не имел возможности бы самостоятельно создать современную технику. a…n

Б) Сущность труда

Все, что осуществляется при помощи техники, постоянно требует приложения труда. И везде, где человек трудится, он использует технику. Тип техники определяет темперамент труда.

Трансформации в технике меняют и труд. Принципиальное преобразование техники ведет к принципиальному преобразованию труда.

Только трансформации, случившиеся в XIX в., поставили перед людьми проблему техники и труда. Ни при каких обстоятельствах ранее техника и труд не рассматривались столь разносторонне и основательно.

Сперва мы определим, что такое труд, как такой, и чем он был всегда. Только с приложением для того чтобы масштаба можно понять, в чем состоит специфика труда в новом техническом мире.

Определение труда.Труд возможно выяснен трояко:

Труд как затрата физических сил.

Труд как планомерная деятельность.

Труд как значительное свойство человека, отличающее его от животного: оно пребывает в том, что человек формирует собственный мир.

Во-первых, труд как затрата физических сил. Это напряжение мускулов, которое ведет к изнеможению и утомлению. В этом смысле животное трудится так же, как человек.

Во-вторых, труд как планомерная деятельность. Это – деятельность с определенным намерением и с определенной целью. Напряжение сознательно направляется на то, дабы получить средство для удовлетворения потребностей.

Данный труд уже отличает человека от животного.

Животное удовлетворяет потребности конкретно в мире природы. Оно находит то, что ему необходимо для удовлетворения потребностей, готовым. Человек же может удовлетворить потребности лишь через сознательное и заблаговременно планируемое опосредствование.

Это опосредствование происходит через труд.

Материал для труда человек находит, действительно, в природе, но для удовлетворения его потребностей пригоден не данный существующий в природе, а только переработанный материал.

Животное в силу инстинкта пожирает и уничтожает; труд создаёт орудия, формирует что-то постоянное, продукты, творения. Уже орудие порывает яркую сообщение человека с природой. Перерабатывая предмет, оно предохраняет его от уничтожения.

Для трудовой деятельности не хватает природной ловкости. Настоящее умение обретается знанием неспециализированных правил труда.

Труд возможно физическим и умственным. Умственный труд сложнее физического. Делать то, чему человек научен и что он совершает практически машинально, существенно легче задач умственного труда.

Мы с радостью переходим от творческого труда к труду автоматическому, от умственного к физическому.

В дни, в то время, когда ученый не может к творчеству, он в полной мере может писать рецензии и консультировать.

В-третьих, труд как главный нюанс людской бытия. Он преобразует преднайденный мир природы в мир человека. В этом решающее отличие человека от животного.

Людская среда в ее целостности – неизменно без злого умысла созданный совместным трудом мир. Мир человека, совокупность условий, в которых он живет, вырастает из совместного труда; из этого его разделения организации и необходимость труда.

Разделение труда. Человек неимеетвозможности все мочь. Для каждого процесса нужно особенное умение.

Тот, кто владеет в данной отрасли особыми знаниями, может создавать продукт лучшего качества и в большем количестве, чем неспециалист. К тому же не все располагают материалом и необходимыми средствами.

Исходя из этого совместная трудовая деятельность в обязательном порядке ведет к разделению труда, потому что труд нужным образом складывается из разных операций.

В зависимости от характера труда отличаются друг от друга трудящиеся слои общества. Они разны по собственному типу, по нравам, понятиям и убеждениям о чести. Это – крестьяне, ремесленники, торговцы и т. д. Устанавливается связь между его трудом и человеком.

Организация труда. В том месте, где существует разделение труда, нужен совместный труд. Мой особенный вид труда может иметь суть только в том случае, если я являюсь участником трудовой деятельности в обществе, где в ходе труда совершаются взаимодополняющие операции.

Труд получает суть при наличии организации труда.

Она складывается частично спонтанно без какого-либо замысла под действием рынка, частично же по определенному замыслу при помощи разделения труда. Темперамент общества, по существу, зависит от того, связана ли его организация в целом с замыслом либо со свободным рынком.

Потому, что произведенные при наличии разделения труда изделия преобразовываются из конкретно потребляемого продукта в товар, они должны быть обменены, вынесены на рынок либо распределены между потребителями. Для этого нужна некая абстрактная цена. Она именуется деньгами.

Цена товара в деньгах или вольно складывается на рынке, или устанавливается в соответствии с замыслом.

Сейчас стало совсем очевидным, что от характера труда и его разделения зависят жизнь людей и структура общества во всех ее разветвлениях. Это осознавал уже Гегель, а Энгельс и Маркс создали это положение в собственной теории, имеющей эпохальное значение. a…n

aТруд определяется не только необходимостью удовлетворять совокупность людских потребностей в питании, одежде, жилище и т. д.n Желание трудиться обусловлено осознанием того, что мы участвуем в создании собственной среды. Трудящийся познает самого себя в зеркале того, что им произведено. Его охватывает радость от ощущения, что он живет неспециализированной судьбой с другими людьми в сообща выстроенном ими мире, участвует в создании чего-то прочно существующего.

Но в труде возможно заключено и что-то значительно большее. aЕсть труд, что, не смотря на то, что и имеет внешнее наглядное выражение, но не направлен на удовлетворение ближайших конечных потребностей человека. Таковы мастерство, религия, наука, занимаясь которыми человек отдается служению нескончаемому духовному началу.

Такое значение труда на данный момент практически забыто.n Деление продуктов труда на те, каковые помогают удовлетворению жизненных потребностей, и те, каковые являются предметами роскоши, говорит о поверхностном понимании значения труда. Суть труда существенно глубже. Как раз то, что при подобном делении подпадает под рубрику роскоши – продукты, необязательные для поддержания судьбы, – содержит самое значительное, в частности то, как и в качестве чего человек формирует собственный мир, в котором он поймёт себя, само бытие, свою сущность и трансцендентность.

Таковы краткие замечания о труде по большому счету. a…n

Труд по окончании переворота, совершенного современной техникой.1. Техника уменьшает затраты труда, но вместе с тем усиливает его интенсивность. Техника ставит собственной задачей уменьшить затраты труда.

Работу людских мускулов обязана заменить работа автомобилей, постоянное умственное напряжение – автоматизм аппаратов.

Каждое великое открытие сокращает мышления и напряжение мускулов. Но границей в технической реализации любого открытия постоянно является то, что остается таковой вид труда, что способен выполнить лишь человек, что не может быть заменен техникой, да и то, что часто возникают новые, не узнаваемые ранее виды труда. Так как автомобили все время приходится строить.

А также в случае если автомобили становятся практически независимыми существами, где-то еще – для обслуживания, ремонта и контроля – обязан использоваться труд человека; он нужен и для заготовки перерабатываемого сырья. Так, труд в другие области. Он изменяется, а не устраняется. Где-то остается исконный мучительный труд, заменить что неимеетвозможности никакая техника. a…n

Не обращая внимания на это, в технических возможностях все-таки вправду заключен принцип сокращения труда, физически разрушающего человека, и как раз современная техника связана с осуществлением идеи все большего освобождения человека от бремени физического труда, повышения его досуга для свободного развития его свойств.

2. Техника меняет темперамент труда. Величию творческого созидания противостоит в техническом мире зависимость нетворческого применения результатов этих творческих исканий. Открытие появляется как следствие досуга, неожиданного озарения, упорства, а использование его требует повторяющейся работы, распорядка, надежности. a…n

Полная автоматизация труда оказывает отрицательное действие на много людей, каковые вынуждены всегда повторять одинаковые операции на движущемся конвейере; утомительность этого совсем малосодержательного труда, вызывающего лишь усталость, не делается невыносимым бременем только для людей, совсем тупых от природы. a…n

3. Техника требует достаточно большой организации. Только на больших по собственной величине фирмах возможно достигнута и достаточно экономно осуществлена техническая цель. a…n В этих больших фирмах человек всецело зависит от большой организации, в которой он трудится, и от места, которое он в ней занимает.

Так же как в машинном производстве нет эйфории личного созидания, в том месте исчезает и собственность на орудия ручного труда и производство товаров по личному заказу. Для огромного большинства людей теряется возможность труда, его цель и суть. Происходящее превышает меру людской понимания.

Двойная зависимость труда от автомобилей и от организации труда, которая, со своей стороны, есть собственного рода машиной, ведет к тому, что человек сам делается как бы частью автомобили. организаторы и Изобретатели, занятые созданием новых производственных единиц, становятся редким исключением – они все еще продолжают усовершенствовать машину. Наоборот, все большее количество людей вынуждено преобразовываться в составные части автомобили.

Технизация распространяется все шире от подчинения природы до подчинения всей жизни человека, до бюрократического управления всем – до подчинения политики, кроме того развлечений и игр, каковые проводятся в русле привычных форм судьбы, но уже не как выражение внутреннего импульса. Человек уже не знает, что делать со своим досугом, в случае если его свободное время не заполняется технически организованной деятельностью, разве лишь он склонен, отдыхая, грёзам и дрёме.

Жизнь человека в качестве части автомобили легче всего характеризовать в сопоставлении ее с прежней его судьбой: человек лишается корней; теряет родину и почву, чтобы получить место у автомобили; причем кроме того предоставленный ему дом и надел земли уподобляются автомобилям, они преходящи, взаимозаменяемы – это уже не ландшафт, не прошлое нахождение дома. Поверхность земного шара на отечественных глазах преобразовывается в машинный ландшафт.

Горизонт людской судьбе очень сужается как по отношению к прошлому, так и по отношению к будущему: человек теряет традиции и перестает искать конечную цель, он живет лишь в настоящем. Но это настоящее делается все более безлюдным по мере того, как оно перестает опираться на субстанцию воспоминания и содержит возможности будущего, каковые уже произрастают в нем.

Труд преобразовывается в несложную затрату сил при спешке и постоянном напряжении, по окончании чего наступает изнурение – то и второе остается неосознанным. В состоянии усталости действуют лишь инстинкты, потребность в сенсации и развлечении. Жизнь человека заполняют кино и газеты, он слушает новости и наблюдает фильмы, причем все это носит темперамент механической aусловностиn.

Повышение создаваемых техникой предметов потребления содействует тому, что вся эта масса людей как бы вечно растет, и в течение столетия, в котором мы живем, число людей, заселяющих земной шар, без сомнений, увеличится многократно.

Превращение человека в часть огромного механизма проявляется в попытке осознать сущность человека при помощи так называемых тестов. Проверке подвергаются разновидности личных качеств, после этого люди классифицируются по величинам и числам, находятся в соответствии с взятыми данными по группам, типам, иерархии рангов. И не смотря на то, что человек как личность сопротивляется этому превращению его в заменяемый материал, этому упорядочению посредством рубрик, логика вещей заставляет прибегать во всем мире к этим способам классификации. a…n Классификаторы сами становятся частью механизма. измерения и Аппараты употребляются ими механически. a…n

В) техники и Оценка труда

Оценка труда.с покон веков существуют противоречивые суждения о значении труда. Греки ненавидели физический труд, считая его уделом невежественной массы. Настоящий человек – это аристократ; он не работает, владеет досугом, занимается политикой, участвует в состязаниях, отправляется на войну, формирует духовные сокровища.

Иудеи и христиане видели в труде наказание за грехопадение.

Человек изгнан из рая, он несет последствия грехопадения и обязан в поте лица собственного имеется собственный хлеб. a…n Протестанты, наоборот, видят в труде благословение, a…n в успехе трудовой деятельности – подтверждение избранности[245]. Понятие долга как мирского призвания позднее сохранялось как следствие религиозной концепции и без религии. На данной земле сложилась радость труда, благословение труда, трудовая честь и успешное созидание как мерило людской сокровище. a…n

Сейчас принятие труда обще. Но когда труд стал выражением прямого преимущества человека, утверждением его людской сущности, показался и двойной нюанс труда: с одной стороны, идеал трудящегося человека, с другой – картина настоящей средней трудовой деятельности, в которой человек отчуждает себя распорядком и самим характером собственного труда.

Из данной двойственности появляется импульсивное рвение поменять мир людей, дабы человек, создавая целостность собственного мира, отыскал верный вид собственной трудовой деятельности. Фальшивый, отчуждающий от себя человека, эксплуатирующий его, насильственный труд нужно преодолеть. Мерилом должно помогать то, на что показывал Гегель: «Нескончаемое право субъекта пребывает в том, что он находит самого себя умиротворенным в собственной деятельности и в собственном труде». a…n

Задачи aизменения характера труда с целью утверждения человеческого достоинстваn сводятся к следующему: изменение характера труда в его конкретном осуществлении и в определенных материальных условиях, дабы придать ему бо?льшую человечность; изменение организации труда для привнесения элементов свободы в ее структуру, в подчинения и систему администрации; изменение общества, дабы сделать более честным распределение материальных благ и утвердить значимость каждого человека как личности и по итогам его труда. Все эти неприятности сложились в следствии форм жизни и преобразования труда, которое свершила техника.

Оценка современного труда неосуществима без оценки современной техники. Бремя труда, как такового, делается еще тяжелее с введением современной техники, но, возможно, с ней связаны и шансы на исполнение задач.

Оценка современной техники.a…nТехника открывает перед нами новые возможности и новый мир существования в мире.

а) В первую очередь, – красота технических изделий. Транспортные средства, автомобили, технические изделия повседневного пользования достигают совершенства собственных форм. В техническом производстве в действительности совершается созидание и рост второй природы. a…n Красота удачно выполненного технического объекта не просто в целесообразности, но в том, что эта вещь всецело входит в людскую бытие, a…n в чем-то таком, что разрешает почувствовать в идеальной целесообразности предмета необходимость природы.

б) Потом, техника формирует огромное расширение настоящего ви?дения. Благодаря ей в малом и великом делается зримым то, что скрыто от яркого восприятия человека. телескоп и Микроскоп не существуют в природе, но они открывают перед нами совсем новый мир природы.

Благодаря транспортным средствам техника делает человека чуть ли не вездесущим, он может передвигаться по всем направлениям – в случае если ему не мешает в этом государство, война либо политика – и на месте вникнуть в то, что возможно познано, замечено, услышано. Сейчас перед человеком у него дома поднимается в звуках и образах то, что раньше воспринималось в не хватает отчетливых, фальшивых представлениях, что казалось скудным и фантастическим либо по большому счету пребывало вне сферы знания.

фильм и Граммофон сохраняют в памяти то, что когда-либо происходило. Возможность наблюдения вечно расширяется во всех направлениях и достигает немыслимой ранее тонкости.

в) И наконец, складывается новое мироощущение. Отечественное пространственное чувство расширилось с возникновением современных средств сообщений до пределов отечественной планеты. Перед отечественными глазами – глобус, наполненный ежедневными сообщениями отовсюду.

Настоящее переплетение интересов и сил на земном шаре делает его замкнутой целостностью.

В техническом мире для человека существуют, следовательно, новые возможности, своеобразное наслаждение от достижений техники, расширение благодаря технике знаний о мире, присутствие всей планеты и всех элементов существования в конкретном опыте, переход к легко реализуемому господству над материей, дабы тем самым прийти к чистому опыту в сфере возвышенного. Но на сегодня все это еще редкое исключение. a…n

Намного более нередкое явление – погружение в тщетное существование, безлюдное функционирование в виде части механизма, отчуждение в автоматичности, потеря собственной сущности в рвении рассеяться, рост бессознательности и в качестве единственного выхода – возбуждение нервной совокупности.

aГраницы техники.n Оценка техники зависит от того, чего от нее ожидают. Отчетливость таковой оценки предполагает отчетливое представление о границах техники. a…n

1. Техника – средство, которое должно направляться в некотором роде. a…n Техническое созидание, технические открытия находятся на работе людских потребностей, направляются ими и исходя из этого оцениваются в зависимости от их полезности. a…n Цель должна быть задана, она в большинстве случаев сама собой очевидно и сводится к облегчению труда, к производству продуктов потребления, к массовой продукции. Суть существования техники заключен в ее способности создавать нужные вещи.

Граница техники в том, что она не может быть сама по себе, для себя, но постоянно остаётся средством. Исходя из этого она двойственна. Потому, что техника сама не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла либо предшествует им.

Она может служить во благо либо во зло людям. Она сама по себе нейтральна и противостоит тому и второму. Как раз исходя из этого ее направляться направлять. a…n Направленность техники a…n направляться искать в осознанном этосе.

Человек обязан сам отыскать путь к управлению техникой.

Он обязан четко уяснить себе потребности, проверить их и выяснить их иерархию.

2. Техника господствует лишь над механизмом, над мёртвым, универсальным. Во власти техники неизменно только механически постигаемое. Она преобразует собственный предмет в механизм, а тем самым в машину и аппарат.

Перед лицом нежданно грандиозных удач этих механических возможностей может показаться, что в техническом отношении все выполнимо. Тогда появляется обманчивая уверенность в том, что все возможно сделано.

Подобная абсолютизация техники связана с непониманием действительности, которая в любых ситуациях требует чего-то большего, чем обнажённая техника. a…n Отношение к природе в деле приручения животных и культивирования растений, к человеку – в ходе воспитания и коммуникации, создание произведений духовной культуры, кроме того само изобретение немыслимо на базе одних технических правил. Напрасны старания сделать посредством техники то, что доступно только живому духу. Кроме того в живописи, поэзии, науке, где знание техники как средства нужно, все то, что являет собой не более чем продукты технического умения, остается бесплодным. a…n

Рассудок, господствующий над технической деятельностью, соразмерен только мёртвому, механическому в самом широком смысле этого слова. Исходя из этого влиять на живое техника может только в том случае, если она оперирует им как чем-то, превратившимся в неживое. a…n

То, что создается техникой, носит универсальный, а не личный темперамент. Техника, действительно, возможно использована для какого-либо единичного творения в рамках исторического процесса созидания. Но техника, как таковая, нацелена на массовую продукцию и типичность.

То событие, что границей техники есть ее сообщение с универсальным, возможность ее приложения везде, делает ее дешёвой всем народам. Она не связана с какими бы то ни было культурными предпосылками. Исходя из этого техника сама по себе – что-то, лишенное выражения, безличное, безжалостное.

Будучи создана рассудком, она по самому собственному характеру ограничена сферой однообразного везде рассудка, не смотря на то, что в «духе» открытия и в отдельных формах постоянно ощущается что-то бо?льшее, чем лишь техника.

3. Техника неизменно связана с силами и материалом, каковые ограничены. Техника испытывает недостаток в материале и в силах, которыми она оперирует. Потому, что то и второе дано человеку в ограниченном количестве – уголь, нефть, руда, – техника применяет то, что вернуть она уже неимеетвозможности.

Наступит сутки, в то время, когда

ТОП5 Самых популярных ИНСТАГРАМОВ


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: