В отечественной войне 1812 года

Сборник сценариев

Областного фестиваля народного творчества

«И ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА…»,

Посвящённого 200-летию Победы

В Отечественной войне 1812 года

г. Рязань

2012 г.

Сценарий проведения молодёжного светского бала

В рамках областного фестиваля народного творчества

«И ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА…»,

Посвящённого 200-летию Победы

в Отечественной войне 1812 года

сцена и Зал бывшего летнего клуба Дворянского Собрания торжественно украшены: на сцене – баннер с изображением бального зала XIX века. В зале на стенах размещается областная тематическая выставка красивых произведений живописцев – любителей «Время славы и репродукции» и восторга портретов рязанцев – храбрецов Отечественной войны 1812 года. На балконе – Громадной Герб России.

Перед началом бала, пока съезжаются гости, на сцене выступает ансамбль скрипачей «Камертон» Рязанского музыкального колледжа им. Г. и А. Пироговых, начальник Ольга Воробьева, создающий торжественную воздух бала.В отечественной войне 1812 года Гости занимают места в зале.

14.00.– Звучат торжественные фанфары, возвещающие о начале бала. Примерный хореографический ансамбль «Акварель» Новомичуринской детской школы искусств, начальники Николай и Жанна Шичкины выполняет «Полонез».

Аня Яльцева:

И опять зеркала нам отражают время:

Древний дом, на лестницах ковры…

Гусар уж едет, он ставит ногу в стремя,

Мы спешим с ним на бал.

Бал славной той поры.

Блестящий полонез играются музыканты,

И веет колдовством от чудной их игры.

Нам дарит новые и красоту таланты,

Сзывает в данный зал

Бал славной той поры.

Церемониймейстер:

Мы приглашаем вас на бал!

На праздник судьбы, света и музыки!

И продолжается праздник от восхода солнца до восхода солнца –

Мы приглашаем вас на бал!

государыни и Милостивые государи! Мы рады приветствовать вас в этом красивом зале. Сейчас мы окунёмся в прошлую судьбу, в эру XIX века.

И отечественный молодёжный светский бал мы посвящаем 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года.

По светским условиям бала представляю Вам почётных гостей и предоставляю слово: Первому помощнику главы комитета по туризму и культуре Рязанской области Попову Виталию Юрьевичу; директору Рязанского областного научно-методического центра народного творчества, заслуженному работнику культуры РФ Шаповской Елене Михайловне.

Церемониймейстер:

Открылся бал.

Кружась, летели

Четы младые за четой

Одежды роскошью сверкали

А лица свежей красотой…

Так писал о балах русский поэт Александр Одоевский. Бал – это игра и лицедейство, ревность и кокетство, страсть и любовь.

Артист Рязанского музыкального театра Алексей Свиридов выполняет романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Средь шумного бала», концертмейстер – Евгений Антипов – солист Рязанской областной филармонии, лауреат интернационального конкурса.

Церемониймейстер: Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Средь шумного бала» выполнил артист Рязанского музыкального театра Алексей Свиридов, концертмейстер – Евгений Антипов – солист Рязанской областной филармонии, лауреат интернационального конкурса.

А на данный момент мало исторических фактов. Начало русским балам было положено при Петре I Указом об ассамблеях, другими словами собраний – балов от 28 ноября 1718 года. Главным развлечением на ассамблеях были танцы.

Не танцевать светскому человеку того времени, а тем более женщине, было немыслимо. «Умение танцевать и хореографический талант составляли успех и ценное качество не только на паркете, но время от времени и на поприще служебной карьеры.

Бал являлся красивым развлечением, но потребовал громадных физических и эмоциональных сил. На балу требовалось безукоризненно смотреться, осуществлять контроль слово и каждое движение и наряду с этим казаться естественным, приветливым и радостным.

На ассамблеях Петра I и на дворянских балах при Екатерине II ни один танец не пользовался таковой популярностью, как прославленный менуэт, являющийся общепризнанным примером салонного танцевального мастерства.

«Менуэт – это король танцев и танец королей»,– так назвали его историки танцевального мастерства. Считалось: «кто прекрасно танцует менуэт, тот всё делает прекрасно».

Многие учителя танцев полагали, что для выработки и выправки осанки грациозных манер нужно продолжительное время обучать воспитанников как раз менуэту и не торопиться с разучиванием новых танцев , пока менуэт не будет исполняться безукоризненно.

И по сей день вы заметите данный блестящий танец.

Студенты 4 курса, группы 812 «а» кафедры хореографии Рязанского заочного университета (филиала) Столичного национального университета культуры и искусства выполняют «Менуэт».

Церемониймейстер: События Отечественной войны 1812 года, потрясшие современников, оказали огромное действие на последующее развитие всей Европы и России. Они на долгое время остались в народной памяти, вдохновили многих поэтов, живописцев, композиторов, запечатлены и в бессчётных монументах на местах сражений.

Один из участников данной войны – композитор Александр Алябьев. Он был ранен при взятии Дрездена. Но и по окончании войны он остался на военной работе и сочинялмузыку.

Для всех участников бала звучит романс А. Алябьева на стихи А. Бистрома «Я вижу образ твой» в исполнении Алины Побегайло.

Романс А. Алябьева на стихи А. Бистрома «Я вижу образ твой» выполняет Алина Побегайло – учащаяся Новомичуринской детской школы искусств, концертмейстер Светлана Узких, учитель Раиса Качура.

Церемониймейстер:

У русского царя в чертогах имеется палата:

Она не золотом, не бархатом богата;

Не в ней бриллиант венца хранится за стеклом;

Но сверху донизу, во всю длину, кругом,

Собственной кистию свободной и широкой

Ее разрисовал живописец быстроокой.

Тут нет ни сельских нимф, ни невинных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,

Ни плясок, ни охот, – а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные агрессивной отваги,

Толпою тесною живописец поместил

Ко мне глав народных отечественных сил,

Покрытых славою прекрасного похода

И вечной памятью двенадцатого года 1.

Церемониймейстер: Это стих Александр Сергеевич Пушкин посвятил событиям 1812 года. В летопись военной истории золотыми буквами вписаны и имена рязанцев – участников этих сражений. В отечественном зале расположены репродукции картин – портретов храбрецов Отечественной войны.

Разрешу себе поведать об одном из них.

Александр Дмитриевич Балашов – национальный и армейский деятель, генерал-адъютант. Георгиевский кавалер. В начале войны 1812 года Александр I отправил его для переговоров с Наполеоном.

Утром 11 июня в местечке Россиены прибыл к французским аванпостам и был принят Мюратом, после этого Дану. Наполеон приказал русскому послу направляться Вильно и в том месте 18 июня дал личную встречу Балашову, что передал письмо Александра I с предложением «Если Вы согласны вывести собственные войска с русской территории, я буду вычислять, что всё случившееся не имело места, и достижение договоренности между нами будет ещё вероятно».

Наполеон внес предложение: «Будем договариваться тут же, на данный момент, в самом Вильно, поставим собственные подписи, и я возвращусь за Неман». Это унизительное предложение было отклонено. Напоследок французский император задал вопрос, каков самый маленький путь к Москве.

Балашов ответил: «Карл XII шёл через Полтаву».

По возвращении был назначен состоять при Александре I. Балашов явился одним из основных организаторов народного ополче-ния в Отечественной войне 1812 года. Принимал участие в переправе через Неман, в сражениях при Люцене, Бауцене, Дрездене, Кульме и Бриенне. Его прочили в губернаторы Парижа, но назначение не произошло.

После этого делал последовательность дипломатических поручений. С 4 ноября 1819 года

_____________________1 Во всех предложенных сценариях приводится отрывок стихотворения А.С. Пушкина – «Полководец». Потом – рассказ об одном из храбрецов-рязанцев, участнике Отечественной войны 1812 г. Вероятен рассказ о втором храбрец.

по 19 марта 1828 года – губернатор Рязанской и одновременно Тульской, Тамбовской, Воронежской, Орловской губерний с центром генерал-губернаторства в Рязани. Много сделал для экономического и культурного развития рязанского края. Ему удалось пресечь многие возмутительные злоупотребления властей, повысить эффективность местного самоуправления, улучшить здравоохранение и благоустройство в губернии.

Пускай подвиги всех храбрецов войны 1812 года останутся в памяти народной!

А мы возвращаемся к нашему балу: на паркете – падеграс.

Падеграс – бальный танец, что был сочинён в Российской Федерации в конце XIX века русскими балетмейстерами Е.М. Ивановым и А.П. Бычковым.

Участники школы танцев Губернского бала, начальник – Алексей Лавренёв, выполняют падеграс.

Церемониймейстер: Полька – древний чешский танец, что свидетельствует «добрая половина». Жизнерадостность, игривость, лёгкость содействовали триумфальному шествию польки в мире. А участники школы танцев Губернского бала приглашают всех на «Польку-тройку».

«Полька-тройка» исполняется всеми участниками бала.

Церемониймейстер:

Мы рады поздно либо рано

Услышать звуки фортепиано.

Для вас поёт Полина Митькина.

Полина Митькина – учащаяся Новомичуринской детской школы искусств выполняет романс А. Гурилева, на стихи С. Любецкого «Домик – крошечка», концертмейстер – Светлана Узких, учитель – Раиса Качура.

Церемониймейстер: Отрывок из повести в стихах «Детство Лермонтова. Воспоминание о первом бале» просматривает Аня Яльцева.

Аня Яльцева просматривает отрывок.

Церемониймейстер: На отечественном балу мы ещё раз желаем возвратиться к полонезу – праздничному танцу-шествию. Как сказал Ф. Лист – данный танец был «постоянной выставкой блеска, славы, значения».

Ансамбль бального танца «Элегия» Путятинской детской музыкальной школы, начальник – Галина Козлова выполняет «Полонез».

Церемониймейстер: В исполнении Марии Федосовой раздастся «Менуэт».

Мария Федосова, учащаяся детской музыкальной школы № 1 г. Рязани выполняет «Менуэт» В.А. Моцарта, концертмейстер – Любовь Джас, учитель – Лариса Якубовская.

Церемониймейстер: А на данный момент – царь танцев, неоценённый воодушевитель, без которого бал не бал, без которого танцующие тщетно ищут то, для чего приехали: разнообразия, весёлости, отсутствия всякой техники, хорошей шутки, неожиданных эффектов. Это танцевальная игра, где трудятся не одни ноги, но изощряется, в особенности, остроумие. Это – котильон.

Студенты 4 курса, группы 812«а» кафедры хореографии Рязанского заочного университета (филиала) Столичного национального университета культуры и искусства выполняют «Котильон».

Церемониймейстер: В рамках областного фестиваля народного творчества «И вечной памятью двенадцатого года…» сейчас раскрывается областная тематическая выставка красивых произведений живописцев-любителей Рязанской области «Время восторга и славы». Многие авторы представленных произведений присутствуют тут. Они на собственных полотнах смогли воссоздать это «время восторга и славы», невиданного самоотвержения и народного сплочения во имя защиты священного Отечества.

А потому имеется надежда, что память об этом времени, об этих людях окажет помощь нам и сейчас.

Мне хотелось бы пригласить ко мне хозяйку отечественного бала, директора Рязанского областного научно-методического центра народного творчества, заслуженного работника культуры РФ Елену Михайловну Шаповскую и первого помощника главы комитета по туризму и культуре Рязанской области Виталия Юрьевича Попова.

Проходит церемония награждения. Вручаются памятные подарки и дипломы живописцам-любителям, участникам областной выставки «Время восторга и славы», и всем отдельным исполнителям и коллективам – участникам молодежного светского бала.

Церемониймейстер: Для вас, храбрецы отечественного бала, поёт Алина Бычкова.

Алина Бычкова – учащаяся Новомичуринской детской школы искусств выполняет «Песню Ильиничны» из музыки к катастрофе Н. Кукольника «Князь Холмский», концертмейстер – Светлана Узких, учитель – Раиса Качура.

Церемониймейстер: Тарантелла – это южно-итальянский народный танец.

Его имя случилось от названий города Таранто и паука тарантула, что всех заставлял танцевать под собственную дудку.

В исполнении Новожиловой Татьяны раздастся «Тарантелла» А. Вьетана.

Татьяна Новожилова – учащаяся детской музыкальной школы № 1 г. Рязани выполняет «Тарантеллу» А. Вьетана, концертмейстер – Любовь Джас, учитель – Лариса Якубовская.

Церемониймейстер: И опять на отечественном балу поёт Алина Побегайло.

Романс М. Глинки на стихи Е. Ростопчиной «Северная звезда» выполняет Алина Побегайло – учащаяся Новомичуринской детской школы искусств, концертмейстер Светлана Узких, учитель Раиса Качура.

Церемониймейстер:

Однообразный и бездумный,

Как вихорь судьбы юный,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.

Не смотря на то, что вальс имел громадный успех и создавал настоящий фурор при многих дворах Европы, в начале ХIХ века официальное отношение к вальсу было очень осмотрительным – на балах вальс разрешалось танцевать не более 10 дамы: объятия и минут кавалера в танце считались не в полной мере подобающими. Но остановить вальс было уже нереально, и в то время, когда в 1815 году по окончании победы над Наполеоном в Вене проходил конгресс союзников-победителей, на всех балах самозабвенно танцевали вальс – чарующий, чудесный, блестящий!

Участники примерного хореографического ансамбля «Акварель» Новомичуринской детской школы искусств, начальники Николай и Жанна Шичкины выполняют «Медленный вальс».

Церемониймейстер: Вальс противопоставляется хорошим салонным танцам как однообразный, страстный, сумасшедший, страшный. Но как раз в вальсе кавалер и дама – одна танцующая пара, кружащаяся в едином достаточно сложном перемещении. Как земной шар вращается около солнца, так и вальсирующая пара вращается около себя и быстро мчится по «орбите танцевального зала».

Ансамбль бального танца «Элегия» Путятинской детской музыкальной школы, начальник – Галина Козлова выполняют «Вальс».

Церемониймейстер: Давайте еще раз услышим красивые звуки «Мелодии» в исполнении ансамбля «Камертон».

Ансамбль скрипачей «Камертон» Рязанского музыкального колледжа, начальник – Ольга Воробьева выполняет «Мелодию» А. Лосланда.

Церемониймейстер: Сейчас культура светских балов снова оживает; танцевальные вечера, балы и салоны становятся всё более популярными. Как и раньше, на них видятся, знакомятся и общаются. Танцы, блиставшие в прошлых столетиях и исторически исполняемые на балах, снова занимательны и актуальны, благодаря собственной доступности, элегантности и красоте.

В Рязани уже четыре года проходит Губернаторский бал.

И я опять приглашаю на паркет участников школы танцев Губернского бала.

Участники школы танцев Губернского бала выполняют «Вальс».

Церемониймейстер: «Фигурный вальс» по праву относится к танцам бальной классики. Изучая его, исполнители проходят нужную «школу» пластики, покупают хорошую осанку, мягкость, легкость вращения, прекрасные перемещения рук.

Участники школы танцев Губернского бала выполняют «Фигурный вальс».

Церемониймейстер: «Венский вальс» – элегантный и очаровательный. Вальс наводит на мысли о залитых броским светом бальных залах. Вальс окрашен ностальгией по эре, безвозвратно ушедшей в прошлое; он до сих пор остаётся знаком утончённости и знатности.

Участники примерного хореографического ансамбля «Акварель» Новомичуринской детской школы искусств, начальники Николай и Жанна Шичкины выполняют «Венский вальс», к ним присоединяются все участники бала.

Церемониймейстер:

Как дивно музыка звучала!

Шампанского в честь завершенья бала!

Шаповская Е.М.:

А у меня, приятели, второе предложенье –

Шампанского!!! И бала продолженье!

Церемониймейстер: Тогда ещё мало истории. Слово бал пришло в русский язык из германского, что переводится как «мяч». В старину, в Российской Федерации хозяйка бала выбирала понравившегося ей мужчину, дарила ему мяч, и в ответ он устраивал бал.

И, я думаю, очень символично, что сейчас мы передаём эстафету по проведению следующего бала Алексею Витальевичу Лавренёву, как организатору IV Губернского бала, что состоится 25 февраля на паркете громадного зала клуба «Былина».

Е.М. Шаповская передаёт мяч из живых цветов
А.В. Лавренёву и хочет успешного проведения бала.

Церемониймейстер: На этом отечественный бал окончен, и я объявляю разъезд! Прощайте, дамы и господа! И до новых встреч!

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: