В результате закона аналогии получаются неправильные формы: хотишь, хочите

Вопрос 38

В зависимости от того, какие конкретно средства употребляются для образования новых слов, слова возможно распределить на две группы:

1) слова, образованные морфологическим методом (посредством разных морфем);

2) слова, образованные неморфологическим методом (без помощи морфем).

Морфологический метод

1. Аффиксация (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный).

2. Сложение (сложение слов, сложение баз посредством соединительной гласной, сложение + суффиксация, сложение сокращённых баз).

Неморфологический метод

1. Морфолого-синтаксический (метод перехода одной части речи в другую).

2. Лексико-синтаксический (сращение).

3. Лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы).

В словообразовании конкретных частей речи самый распространёнными являются те либо иные методы. Так, в словообразовании имён существительных преобладают приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный способ и способы сложения. Имена прилагательные чаще образуются приставочным и суффиксальным методами.

Глаголы чаще образуются приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным методами. Бессуффиксным методом образуются лишь существительные от прилагательных и глаголов.В результате закона аналогии получаются неправильные формы: хотишь, хочите

Словообразовательная модель – это определенная морфонологическая разновидность в словообразовательного типа. Соответственно, слова калужский и томский входят в состав одной словообразовательной модели, а слова калужский и архангельский – нет.

Вопрос 39

В морфологии вероятно неоднозначное потребление термина грамматическая форма. Во-первых, грамматическая форма может пониматься как слишком общий пример в отвлечении от конкретных слов: форма прилагательного ед. ч., женского рода, И. п. Эта форма возможно представлена в различных словах: красная, древесная, неинтересная.

Второе использование термина – в значении формы конкретного слова: форма И.п. ед.ч. существительного поясницы. Для терминологического разграничения вводится понятие словоформы. Словоформа – конкретное слово в какой-либо грамматической форме: в саду – это словоформа слова сад.

В содержании словоформы различают пара моментов.

Во-первых, выделяют лексическое значение,

во-вторых – словообразовательное (либо деривационное) значение, которое, с одной стороны, участвует в формировании лексического значения, а с другой — несет данные о частеречной принадлежности слова. К примеру, в слове преподаватель словообразовательное значение лица выражено суффиксом –тель, что кроме этого сигнализирует о том, что это слово – существительное.

В-третьих, в слове выделяют грамматические реляционные значения, каковые выражаются или флексией (окончанием), или вторыми методами (см. об этом ниже). К примеру, в слове преподаватель грамматические значения рода, числа, падежа выражаются нулевым окончанием.

Грамматические значения противопоставлены лексическим по методу выражения значений: грамматические значения имеют регулярное выражение в виде аффиксов, время от времени самих корней (явление супплетивизма), повторов (редупликации), несегментных единиц, служебных слов либо сочетаний независимых слов. Лексические значения лишены для того чтобы регулярного выражения.

Грамматические значения имеют абстрагированный темперамент и свойственны последовательности слов, а не одному слову. Абстрагированный темперамент грамматических значений проявляется, например, в таких примерах, где значение предметности – частеречной характеристики существительных — обнаруживается у слов, корни которых высказывают воздействие –движение, бег. Грамматическое значение повторяется в ряде слов, лексическое – лично.

Разглядим подробнее методы выражения грамматических значений. Различаются синтетические и аналитические методы.

При синтетическом (несложном) методе грамматические значения выражаются при помощи морфем – реляционных, формообразующих а также корневых.

При аналитическом (сложном) методе грамматическое значение выражается сочетанием слов – знаменательного и служебного либо знаменательного и знаменательного, и редупликацией, порядком слов и интонацией.

Грамматические значения смогут выражаться различными корнями, таковой метод именуется супплетивизмом: хороший – лучше, плохой – хуже, я – мне. Не считая названных синтетических способов, употребляется еще ударение и внутренняя флексия.

Внутренняя флексия – грамматическое средство, представленное чередованием фонем (историческим, либо грамматическим), служащим для выражения грамматических значений: в английском tooth (зубы) — teeth (зуб), man (мужчина) – men (мужчины). Ударение является единственным средством разграничения форм ед. ч. Р. п. и мн. ч. И. п. у слов пбруса – парусб, лэга – лугб.

Аналитические методы, воображающие собой сочетание двух слов, знаменательного и служебного, наблюдаются в примерах: буду писать, написал бы. В примере я ходил, ты ходил, он ходил категория лица выражена отдельными независимыми словами – местоимениями. Вторым средством выражения грамматических значений есть редупликация.

Это явление пребывает в повторении либо слога, либо корня, либо целого слова.

К примеру, еле-еле, чуть-чуть.В некоторых языках редупликация распространена достаточно обширно. К примеру, в отдельных языках Африки редупликация есть средством выражения множественного числа, в индоевропейском праязыке редупликация употреблялась для выражения значения длительности в глагольных базах. Различная интонация разграничивает предложения со значением побуждения и вопроса: Направо? – Направо!

В примерах два часа и часа два порядок слов воздействует на выражение значения конкретного и приблизительного времени.

Словоформы одного слова составляют парадигму. Парадигмы смогут быть полными и частными, полными и неполными. Парадигмы многих слов оказываются сверхсложными.

К примеру, падежная парадигма существительного складывается из падежных словоформ единственного и множественного числа.

Падежные формы, объединенные грамматическим значением единственного числа либо значением множественного числа, являются частными парадигмами в полной парадигмы. Полная парадигма может складываться из двух, трех, четырех и более частных парадигм. К примеру, полная парадигма прилагательного состоит по крайней мере из пяти частных . В парадигме слова может отсутствовать какая-либо личная парадигма.

К примеру, у собирательных существительных отсутствуют формы множественного числа. Такие парадигмы именуют неполными.

Грамматическое значение — это значение выступает как добавочное к лексическому значению слова и высказывает разные отношения: к вторым словам, к лицу, совершившему воздействие, к факту действительности, ко времени, к информируемому…

В большинстве случаев слово имеет пара грамматических значений:

Беру – глагол, настоящего времени, изъявительного наклонения, первого лица, единственного числа, несовершенного вида, невозвратный.

1. синтетический – в случае если выражение грам. значения в самом слове. От греч. synt

Задание 6. Словосочетание


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: