Вавилония в xviii в. до н. э. общая характеристика законов хаммурапи

Имущественные отношения

Законодательству Хаммурапи известны контракты:

• аренды;

• имущественного найма;

• личного найма;

• займа;

• купли-продажи;

• хранения;

• товарищества;

• мены;

• поручения.

Громадную роль в земельных отношениях того времени играется аренда почвы, исходя из этого в Законах Хаммурапи имеется последовательность статей, посвященных аренде — поля, сада, еще не освоенной почвы.

В Законах Хаммурапи упоминаются разные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, и ответственность при утраты либо смерти нанятого имущества.

При помощи соглашения личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, докторов, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок зарплатыэтих лиц и их ответственность за результаты труда.

Изюминкой законодательства Хаммурапи в отношении контракта займа (как финансового, так и натурального) есть рвение оградить должника от кредитора и не допустить долговое рабство. Законы детально регулировали следующие положения:

• ограничение большого срока отработки долга тремя годами;

• ограничение процентов, взимаемых ростовщиком;

• ответственность кредитора при смерти должника в следствии плохого обращения с ним.Вавилония в xviii в. до н. э. общая характеристика законов хаммурапи

Соглашение купли-продажи кроме этого был весьма распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество. Купля-продажа регламентировалась следующими положениями:

• продажа полезных предметов (почвы, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях;

• продавцом мог быть лишь хозяин вещи;

• продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной.

семья и Брак

Бракзаключался на базе письменного соглашения между отцом невесты и будущим мужем и был настоящим лишь при наличии этого соглашения. Главой семьи был супруг. Замужняя дама владела некоей правоспособностью: она имела возможность иметь собственный имущество, сохраняла право напринесенное ею приданое, была в праве на развод, имела возможность наследовать по окончании мужа вместе с детьми.

Но права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась жёсткому наказанию; в случае если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену. Будучи главой семьи, папа имел над детьми сильную власть: он имел возможность реализовывать детей, отдавать их в качестве заложников за собственные долги, отрезать язык за злословие на своих родителей.

Наследование. Не смотря на то, что закон и признает наследование по завещанию, преимущественным методом наследования есть наследование по закону. В качестве наследников выступали:

• дети;

• усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление де-

тей);

• внуки;

• дети от рабыни-наложницы, в случае если папа признавал их собственными.

Папа не имел права лишить наследства сына, не совершившего правонарушения.

наказание и Преступление

перечня понятия и Общего преступления всех деяний, каковые будут считаться преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации возможно выделить три вида правонарушений:

• против личности;

• имущественные;

• против семьи.

К правонарушениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Детально рассматриваются разного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости.

Раздельно отмечается причинение побоев.

Среди имущественных правонарушений законы именуют кражу скота, рабов. Хорошими от кражи правонарушениями считаются грабеж, укрывательство рабов.

Правонарушениями, подрывающими устои семьи, законы вычисляют прелюбодеяние (неверность жены, и лишь жены) и кровосмешение. Кроме этого преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть.

Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды.

Главными видами наказаний являлись:

• смертная казнь в разных вариантах — сожжение, утопление, посажение на кол;

• членовредительские наказания — отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;

• штрафы;

• изгнание.

При определении наказания за правонарушения, идеальные против личности, законодатель руководствовался принципом талиона — мера за меру, в то время, когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему.

Т.е. по принципу талиона – виновного постигает та же участь, что и потерпевшего (если они оба равного социального положения).

Наказаниями за имущественные правонарушения были смертная казнь, членовредительство либо штраф, многократно превышающий цена похищенного. При неуплаты штрафа виновного казнили. Правонарушения, подрывающие базы семьи, кроме этого наказывались смертной казнью (за прелюбодеяние) либо членовредительством — к примеру, отрубанием руки сыну, ударившему отца.

Ведение процессов по гражданским делам и уголовным осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами помогали свидетельские показания, клятвы, и ордалии (к примеру, опробование водой, регламентированное законодателем). В соответствии с нормам процессуального права судья обязан был лично изучить дело.

Поменять собственный ответ судья не имел возможности на грани лишения должности и крупного штрафа без права возвращения к ней.

Вавилония в XVIII в. до н. э. Неспециализированная черта законов Хаммурапи

Конечно, что для Вавилонского страны стало неприемлемым древнее право Шумера, восходящее ещё к законодательной деятельности царей III династии Ура. Необходимость создания нового свода законов для собственного страны сознавал уже второй царь I вавилонской династии — Сумулаилу, о законах которого упоминают документы его преемников.

Царь Хаммурапи своим законодательством постарался оформить и закрепить публичный строй страны, господствующей силой в котором должны были явиться небольшие и средние рабовладельцы. Какое громадное значение придавал Хаммурапи собственной законодательной деятельности, видно уже из того, что он приступил к ней в начале правления; 2-й год его царствования назван годом, в то время, когда “он установил право стране”. Действительно, данный ранний сборник законов не дошёл до нас; узнаваемые науке законы Хаммурапи относятся уже к концу его царствования.

Эти законы были увековечены на громадном тёмном базальтовом столбе. Наверху лицевой стороны столба изображён царь, стоящий перед всевышним Солнца Шамашем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части.

Первой частью есть широкое введение, в котором Хаммурапи объявляет, что всевышние передали ему царство для того, “дабы сильный не притеснял не сильный”. После этого направляться перечисление благодеяний, каковые были оказаны Хаммурапи городам собственного страны. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, и города по среднему течению Тигра и Евфрата — Мари, Ашшур, Ниневия и др.

Следовательно, базальтовый столб с законами Хаммурапи был воздвигнутим уже по окончании победы над Римсином и подчинения стран, расположенных по среднему течению Тигра и Евфрата, т. е. в начале 30-х годов его правления. Нужно считать, что копии законов были изготовлены для всех больших городов его царства. По окончании введения следуют статьи законов, каковые, со своей стороны, заканчиваются обстоятельным заключением.

Монумент сохранился, в общем, прекрасно. Только статьи последних столбцов лицевой стороны были стёрты. Разумеется, это было сделано по повелению эламского царя, перевёзшего по окончании собственного вторжения в Двуречье данный монумент из Вавилонии в Сузы, где он и был отыскан.

На основании сохранившихся следов возможно установить, что на выскобленном месте было начертано 35 статей, а всего в монументе насчитывается 282 статьи. На основании разных копий, отысканных в раскопанных древних библиотеках Ниневии, Ниппура, Вавилона и др., возможно вернуть солидную часть стёртых с лица земли эламским завоевателем статей.

Законы Хаммурапи охватывают бессчётные правовые вопросы современного ему вавилонского общества.

Первые 5 статей (нумерация статей установлена современными учёными) посвящены вопросам судопроизводства.

Статьи 6—13 определяют наказание за кражу и показывают методы установления кражи.

Статьи 14—20 направлены против рабов и кражи детей и против укрывательства беглых рабов. Тут же устанавливается размер приза за поимку беглого раба.

В статьях 21—25 рассматриваются разнообразные случаи грабежа.

Статьи 26—41 регулируют обязанности и права солдат, причём особенно подробно разбираются вопросы их землевладения.

Статьи 42—47 определяют права и обязанности лиц, арендующих почву.

Следующие пять статей (48—52) устанавливают пределы права ростовщика на урожай заложенного ему поля.

Статьи 53—56 налагают кару за небрежное применение ирригационной сети.

Статьи 57—58 защищают обладателей полей от ущерба, наносимого стадами.

Статьи 59—66 решают разные вопросы, которые связаны с владением садами, среди них и вопрос о праве ростовщика на урожай сада его должника.

Следующие статьи, находившиеся в уничтоженных столбцах надписи, были посвящены частично вопросам владения строительными участками и домами, частично разным видам ростовщичества.

К ним примыкают статьи 100—107, говорящие о торговцах — тамкарах и их ассистентах.

Корчмы, являвшиеся вместе с тем и притонами, рассматриваются в статьях 108—111.

долговому праву и Праву хранения, связанному с обеспечением займа личностью участников семьи должника, посвящены статьи 112—126.

Большое место (статьи 127—195) занимает домашнее право. Отдел, содержащий статьи 196—225, устанавливает размер кары за телесные повреждения.

Статьи 226 и 227 оберегают рабовладельца от умышленного уничтожения клейма на принадлежавшем ему рабе.

Вопросы, связанные с работой судостроителей и архитекторов, разглядывают статьи 228—235.

Различные виды найма обстоятельно разобраны в статьях 236—277.

Последние статьи содержат распоряжения о рабах.

Законодательство Хаммурапи, как и законодательство Исина, Ларсы и Эшнунны, не содержит указаний на вмешательство всевышних. Исключение составляют только статьи 2 и 132, допускающие по отношению к человеку, обвинённому в колдовстве, либо к замужней даме, обвинённой в прелюбодеянии, использование так именуемого “божьего суда”. К далёкому прошлому восходят распоряжения о каре за телесные повреждения в соответствии с принципу “око за око, зуб за зуб”.

Законодательство царя Хаммурапи расширило использование этого принципа и по отношению к доктору за повреждение при неудачной операции и к строителю за неудачную постройку; в случае если, к примеру, обрушившийся дом убивал хозяина, то умерщвлялся строитель, а вдруг в этом случае погибал сын хозяина, то умерщвлялся сын строителя.

Законы царя Хаммурапи надлежит признать одним из самых больших монументов правовой мысли древневосточного общества. Это первый знакомый нам во глобальной истории подробный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, личную собственность, эксплуатацию человека человеком.

Изучение законов Хаммурапи в связи с сохранившимися царскими и частными письмами, и частноправовыми документами того времени даёт возможность выяснить публичный строй Вавилонии, а вместе с тем и направление мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве. В законах Хаммурапи отчётливо проступает классовый темперамент законодательства Вавилонского царства. Государство установлением жёстких наказаний защищало рабовладельцев от “строптивого” раба.

За телесное повреждение, причинённое чужому рабу, требовалось, как и по отношению к скоту, возмещение убытка его хозяину. Виновный в убийстве раба давал вместо его хозяину другого раба. Рабы, подобно скоту, имели возможность продаваться без каких-либо ограничений.

Домашнее положение раба наряду с этим не учитывалось. При продаже раба закон беспокоился только о том, дабы охранить клиента от обмана со стороны продавца.

Законодательство защищало рабовладельцев от кражи рабов и от укрывательства беглых рабов. Смертная казнь угрожала не только похитившему, но и укрывателю раба. Ожесточённая кара угрожала кроме этого за уничтожение символа рабства на рабе.

В отдельной рабовладельческой семье в большинстве случаев имелось от 2 до 5 рабов, но засвидетельствованы случаи, в то время, когда число рабов достигало нескольких десятков.

Частноправовые документы говорят о самых разных сделках, которые связаны с рабами: купле, дарении, мене, передаче и найме по завещанию. Рабы пополнялись при Хаммурапи из “преступников”, из пленных, и приобретённых в соседних областях. Средняя удельная стоиость раба составляла 150—250 г серебра.

3.Социальный состав тут значительно сложнее, чем предполагалось раньше, в особенности тяжело выяснить его в двух главных груп: авилум и мушкенум. Об-щество складывалось из двух главных классов-рабов: и сословий рабовладельцев. Невольники – это в большинстве случаев военнопленные, но закон знает и долговое рабство, оно ограничивалось тремя годами.В состав господствующего класса-сословия входила вершина знати: царь и его приближенные, жрецы, полководцы, тамкары и другие госслужащие.

В общинах – старосты, члены совета старейшин, в городах – главы кварталов. Авилум, по направляться, «сын мужа» – это полноправный человек. Охране судьбы, здоровья, защите его имущественных заинтересованностей посвящена большая часть законника.

Общинники-земледельцы являлись главной массой производителей материальных благ.К угнетенному классу-сословию относились рабы, рядовые общинники, мушкенумы.

Последние – это бедняки, служащие царя, страны, от которого они приобретали средства производства и жилье, изгои. Мушкенум – вольный человек, он имел какие-то права, но лишь , пока с тоял на национальной работе и делал собственные обязанности. ЗХ ставит мушкенума в приниженное положение, если сравнивать с авилумом, в охране его жизни, защите имущества и др.

Авилум за телесные повреждения второму авилуму отвечал по показателю талиона (равное за равное).

Но в случае если авилум выколол глаз мушкенуму, ударил его по щеке, сломал ему кость, выбил зуб, причинил в следствии побоев выкидыш его дочери, то подвергался штрафу (ст. ст. 200, 201, 211). В случае если же авилум ударил дочь другого авилума и причинил ей выкидыш, то платил штраф.

Если она погибла, надеялось убить дочь виновного – (ст. ст. 209, 210). В случае если мушкенум погиб в драке от неосторожного удара, то штраф был меньше, чем за смерть авилума.

Мушкенум меньше платил доктору за лечение.

4. По ЗХ брак считался разновидностью контракта. В большинстве случаев он заключался между родителями невесты и жениха, согласие последних не требовалось. Да и вряд ли такое согласие имело правовое значение.

В случае если учесть, что девочек выдавали замуж с 7–8 лет. Действовало правило: нет договора – нет семьи и брака. «В случае если человек забрал жену и не заключил с ней письменного контракта, то эта дама не супруга» (ст. 128).

Допускался брак свободного с рабыней и свободной дамы с рабом, в случае если последний служил во дворце либо был в услужении у мушкенума. Дети от таких браков считались свободными (ст. ст. 175, 176).

При смерти их отца добрая половина наследства принадлежала хозяину раба. Будущий зять платил выкуп, обменивался с тестем подарками. Дочери надеялось приданое.

Закон уже отказывался от прошлого брака как вида сделки купли-продажи.

подарки и Приданое давали будущей жене кое-какие гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа либо развода (не считая случаев, в то время, когда она обвинялась в разгульном образе судьбы либо предосудительном поведении).

Супруг имел возможность, в случае если того захочет, выделить жене часть наследства наравне с долей собственных сыновей. В случае если же дети притесняли собственную мать, выгоняли ее из дома, то она имела возможность забрать приданое, уйти от них, но теряла собственную долю наследства. Забрав приданое эта дама имела возможность выйти замуж за человека, «что ей по сердцу» (ст.

172). Она была в праве покинуть мужа, взять развод и возвратиться к отцу, в случае если ее супруг «гулял, весьма унижал. А она берегла себя и греха не совершала, либо же она люто возненавидела супруга.

Сообщив ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142)».

Во втором случае дело о разводе надлежало разглядывать в том квартале, где дама живёт.

Закон предусматривал кое-какие гарантии даме с детьми, в случае если ее покинул сожитель. Мужавилум, покидая ее, должен был выделить на воспитание детей половину собственного имущества. В случае если дети достигали совершеннолетия, их мать имела возможность взять собственную долю наследства, равную части любого сына наследника (ст.

137).

Она имела возможность выйти замуж за человека, «что ей понравился». В этом случае усматривается один из первых и старейших видов алиментных обязательств.

Супруга имела возможность уйти к второму, в случае если ее супруг попал в плен и не покинул ей денег на жизнь (направляться. 134). Но если он возвращался из плена, то супруга обязана была возвратиться к нему, а дети «должны идти за собственными отцами».

В случае если мужавилум кинул семью и убежал из собственного селения, а позже возвратился, то его супруга не обязана была возвращаться к нему. Авилум имел возможность покинуть жену, если она была бездетной и не имела возможности рожать. В этом случае ей возвращались приданое и выкуп либо мина серебра (ст. ст. 138, 139).

Мушкенум при таком разводе платил полмины.

По тем временам сумма очень большая. При бездетной жене супруг имел возможность привести в дом наложницу, но он не вправе забрать наложницу, в случае если его супруга привела ему рабыню, родившую детей.

Закон подробно определяет положение супругов, их права на наследство и т. д. Мужавилум имел возможность дать собственную жену в долговую кабалу, в случае если в брачном договоре она в письменной форме не оградила себя от таковой напасти (ст. 151). При серьёзной заболевании жены супруг имел возможность забрать вторую жену. Супруг имел возможность выгнать жену, если она разоряла семью, была мотовкой.

Унижала преимущество супруга. Приданое ей не возвращалось (ст. 141).

В случае если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а супруг имел возможность жениться на другой (ст.

141). Следовательно, развод для мужчины был вероятен в любое время. Вместе с тем закон говорит о некоей правоспособности замужней дамы.

Супруга авилума была в праве распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела достаточно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере защищал ее честь и преимущество. В случае если авилум без оснований обвинил чужую жену в аморальном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст.

127).

Изнасилование чужой жены либо девушки, живущей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).

В случае если супруг обвинял собственную жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, супруга, дав клятву собственной непорочности, имела возможность покинуть его и возвратиться в дом отца (ст. 131). В качестве второй, очень жёсткой альтернативы доказательства собственной невинности супруга имела возможность подвергнуть себя водной ордалии.

Утонувшая считалась виновной.

За распутное поведение жену следовало утопить, кинуть в реку, если она, не дождавшись супруга из плена, не хранила собственного достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) либо «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129).

Жену за убийство мужа сажали на кол (ст.

153). Ее имели возможность приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично.

По ЗХ, положение дам-вавилонянок, если сравнивать с законами шумеров, ухудшалось. Женщина имела возможность оказаться на улице и в публичных местах лишь в сопровождении собственных родственников, в противном случае ее вычисляли «гулящей». При изнасилования таковой девушки мужчина имел возможность освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял ее за «гулящую».

В случае если дочь не вышла замуж, папа имел возможность передать ее храму на положение блудницы, что не считалось зазорным и постыдным.

В более привилегированном положении пребывали жрицы, состоящие при храме. Но в том месте большие должности приобретали дочери влиятельных своих родителей. Права других служителей и жриц богини любви Иштар в сфере имущественных взаимоотношений мало чем отличались от прав авилум.

ЗХ предусматривал громадную власть отца семейства над детьми. Он имел возможность реализовать собственных детей в рабство, в долговую кабалу, дать дочь в храм в качестве жрицы любви, где она становилась девушкой легкого поведения, торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием.

В случае если сын ударил собственного отца, ему отрубали пальцы (ст. 195). В случае если приемный сын отрекался от своих своих родителей, каковые его вскормили и воспитали, ему отрезали язык.

Папа имел возможность лишить сына наследства, предварительно взяв санкцию суда.

Так, ЗХ не только закрепил и сохранил громадную власть хозяина дома как главы патриархальной семьи, но и усилил ее. Быть может, что традиции и обычаи шумеров, аккадцев, других народов и аморитов, не зафиксированные в ЗХ, содержали иные установления в области брачно-домашних взаимоотношений.

5. VIII. Суд по Законам Хаммурапи

Ведение процессов по гражданским делам и уголовным осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Историки уверены в том, что суды проводились как в царском дворце, куда приводили пойманных преступников, так и в храмах перед изображениями всевышних. В ведении любого

суда пребывало рассмотрение многих дел — в области гражданского,уголовного, домашнего (а также о наследстве, усыновлении, разрешении в некоторых случаях повторного брака) права. Инициатива в возбуждении того либо иного дела постоянно исходила лишь от одной из заинтересованных сторон,которая должна была выступить в суде с обвинением либо претензией.

Суд носил состязательный темперамент, причём бремя доказывания полностью лежало именно на заинтересованных сторонах, участниках процесса — обвинителе либо обвиняемом и истце либо ответчике, и на их свидетелях. Доказательствами помогали свидетельские показания, клятвы, ордалии (опробование водой). При рассмотрении многих исков было в обязательном порядке наличие свидетелей (в делах, касающихся получения и уплаты денег) либо документа с печатью, подтверждающего совершение определённых сделок и операций либо определённые отношения (при передаче каких-либо сокровищ для продажи была необходима необычная «расписка» с печатью о получении денег; при заключении брака необходим был письменный контракт, в противном случае брак считался недействительным); при дарении имущества, а также между родственниками; при обеспечениях мужа жене, что она не может быть дана в заложники за его долги; о назначении приданого дочерям и «вдовьей доли» жене; о передаче

скота пастуху). В некоторых случаях требовалось наличие и свидетелей, и документа

Может ли женщина дать развод мужу?


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Общая характеристика законов хаммурапи

    Сельское хозяйство Месопотамия (а в переводе на отечественный язык — Междуречье), расположена между двумя большими реками — Евфратом и Тигром, каковые и…

  • Законы хаммурапи и вавилонское общество

    Держава Хаммурапи была централизованной бюрократической империей, все нити управления ею пребывали в руках царя. Храмовые хозяйства были слиты с…

  • Семья и дети в древнем египте

    Основное место в жизни каждого египтянина занимала семья. Семьи были громадными. В первую очередь замужества дама всегда рожала детей и довольно часто…

  • Либертины, латины, перегрины, колоны, рабы

    Правовое положение либертина (вольноотступника) было обусловлено правовым положением лица, отпускавшего его на волю: в случае если это лицо было…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: