Великая пустыня и юго-запад

Скифы и поменявшие их сарматы жили полуоседлым бытом, совмещая земледелие с отгонным скотоводством. Скот их нуждался в сене, по причине того, что в их степях снеговой покров превышал 30 см, что исключает тебеневку (добычу скотом корма из-под снега). Сухие степи их не завлекали, а пустыня.

Но лесостепь и луга сарматы умели осваивать, чуждаясь лишь дубрав и березово-осиновых лесов; в том месте им нечего было делать. Исходя из этого, сопоставив карту распространения сарматских племен I в. и разнотравно-дерновинно-злаковых степей, нетрудно выяснить размеры Сарматии: от среднего Дуная на западе до Яика а также Эмбы на востоке.

Но зауральская Сарматия была периферией их ареала, потому что Причерноморье приобретает дополнительное увлажнение от меридиональных токов черноморского воздуха, Каспий же в то время стоял на полной отметке минус 36 м и его северный берег был расположен южнее параллели 45 градусов 30 мин., не смотря на то, что Узбой в то время впадал в Каспий [+140]. При столь малом зеркале испарение было не сильный и не воздействовало заметно на климат северного берега Каспия.

В то время, когда же наступила великая засуха, сарматы стали покидать берега и восточные степи Каспийского моря.Великая пустыня и юго-запад Они передвинулись за Волгу, а сокращение пастбищных угодий компенсировали расширением запашки зерновых, потому что Римская империя с радостью брала их недорогой хлеб.

Так, восточнее Волги появились свободные от населения пространства, и они стали пристанищем для хуннов, привыкших на собственной отчизне к еще более засушливым степям, нежели полынные, опустыненные степи Северного Прикаспия.

Но настоящая пустыня надвигалась на степь с юга. Полынь уступала место солянкам и саксаулу. Тот ландшафт, что сейчас бытует в Каракумах и Кызылкумах, окружил с севера Аральское море, которое высохло так, что превратилось в болото Оксийское [+141].

И эта местность в III в. была кроме того еще хуже, поскольку бурые суглинки, в отличие от песков, не впитывают дождевую воду, а дают ей испариться, оставляя равнину ровной, как стол.

Засуха не пощадила и Балхаш, что высох так, что дно его было занесено эоловыми отложениями, перекрывшими соленые земли. По окончании засухи, кончившейся в IV в., Балхаш опоздал осолониться [+142]. Обитавшие около него усуни отошли в горы Тяньшаня, а их почвы заняли потомки бессильных хуннов, поменявшие собственный имя на чуйские племена.

юг и Великая пустыня

Все населявшие степи племена в III в. были не сильный. Политическое значение они получили только во второй половине IV в., в то время, когда атмосферная влага снова излилась на континентальные пустыни.

Дабы не возвращаться больше к истории Средней Азии, продолжительное время развивавшейся раздельно от истории Азии Центральной, напомним, что все силы народов Приаралья и Припамирья были скованы войнами с Ираном [+143].

Внешнеполитическое положение Ирана в середине III в. было очень напряженным. Борьба с Римской империей была делом нелегким. По окончании первых успехов, закончившихся пленением императора Валериана в 260 г., персам было нужно перейти к обороне.

Римляне проводили наступление планомерно и последовательно: в 283 г. они забрали у персов контроль над Арменией, а в 298 г. навязали Ирану невыгодный Нисибинский мир.

Гениальный шах Шапур II (309-379) был должен в первую половину собственного царствования тратить силы и средства на отражение наступления хионитов, но к 356 г. хиониты стали союзниками Ирана и под их натиском пала Амида, форпост римлян в Месопотамии.

Успокоение на восточной границе дало персам возможность отразить наступление Юлиана в 361 г. По окончании 371 г. нажим персов на запад ослабел. Из-за чего?

Выясняется, в 368-374 гг. восстал наместник восточной границы, Аршакид, сидевший в Балхе. В 375-378 гг. персы потерпели поражение так сильное, что Шапур кроме того снял войска с западной границы и прекратил войну с Римом; хонны, т.е. хиониты выступили на поддержку восстания, порвав альянс с Ираном; восстание погасло при совсем неописанных событиях, но сразу же за подавление Аршакида в персидских армиях появляются эфталиты, как союзники шаханшаха, в 384 г. Это не может быть случайным совпадением.

В действительности: Балх лежит на границе горной области и иранского плоскогорья около Памира. Задачей персидского наместника было наблюдение за соседними горцами и, возможно думать, до восстания ему получалось мешать их объединению. Но когда это действие закончилось, горные племена объединились и покончили со своим неприятелем, чем и разъясняется их альянс с персидским царем.

Степные хиониты, поддерживавшие повстанца, по всей видимости, были разбиты, поскольку их нажим на Иран с этого времени закончился. С середины IV в. эфталитское царство стало преградой между кочевническими племенами и оседлым Ираном Евразийской степи, а также — среднеазиатскими хуннами. Этим разъясняется, из-за чего Иран больше волновался об упрочнении кавказских проходов, нежели о собственной восточной границе, лишенной естественных преград.

Эфталиты были народ агрессивный, но немногочисленный. Удачи их разъясняются глубоким разложением захваченных ими областей. Будущее их могущества напоминает историю средневековой Швейцарии, устрашавшей Европу , пока Франция и Австрия были в упадке.

Эфталиты совершали собственные губительные набеги, в основном, на Индию, а для государств восточное Памира и Тяньшаня их вмешательство было лишь эпизодом [+144].

В III в. китайцы утеряли влияние на владения к северу от Стенки. Крайним пунктом распространения Китая на запад стал Дуньхуан. Семейство Цзинь вернула часть застенных владений, в частности низовья реки Эдзин-Гол и турфанскую котловину, которая в 345 г. была переименована в область Гаочан Гюнь [+145].

Управление данной отдаленной областью было для китайского правительства чрезмерно затруднительно, и она, конечно, вошла в сферу влияния правителей Хэси.

Другие владения в III в. имели тенденцию к укрупнению: н;) юго-западе создалось государство Сулэ (Кашгар), на юге оно включило Яркенд [+146], на северо-западе — Тяньшань. Хотан усилился и остался единственным владением, тяготевшимк Китаю. Это была не политическая зависимость, а культурная близость, выражавшаяся в регулярных консульствах из Хотана в Китай.

На северо-западе распространилось по северным склонам Тяньшаня княжество Чеши, от оз. Баркуль на востоке, до верховьев р. Либо на западе; на юге Шаньшань объединила все владения от стенку Дуньхуана до берегов Лоб-нора. В центре страны захватил господство Карашар (Яньки), около 280 г. подчинивший себе Кучу и ее вассалов Аксу и Уш [+147].

Но возможно думать, что Карашар стал столицей не монолитной державы, а конфедерации, поскольку на карте Западного Края эры Цзинь помечена граница между Кучей и Карашаром, и в будущем эти оба страны имеют различных правителей, не смотря на то, что и выступают в тесном альянсе. Народ охарактеризован как негромкий и мирный, избегающий общения с чужеземцами, кроме того торговля словно бы бы производится без произнесения единого слова [+148].

Жителей Западного Края обогащала лишь посредническая торговля, поскольку культура шелка была введена в Хотане только во второй половине IV в., откуда перешла в Согдиану в V в. [+149] Все сведения о Западном Крае либо Серике взяты древними авторами не из первых рук, по причине того, что парфяне не допускали прямых сношений между Китаем и Римом [+150]. Возможно парфяне специально дезинформировали римлян, дабы затруднить им сношения с Восточной Азией.

Итак, грандиозная засуха III в. так ослабила степные этносы , Турана, что они проиграли войну с Ираном [+151] и стали жертвой собственных восточных соседей: сперва гуннов, а позже тюркютов [+152].

Примечания

[+114] Иордан. О деянии и происхождении гетов. Иордан вычислял готов потомками гетов, само собой разумеется, ошибочно, стр. 195.

[+115] Дата появления готов на Черном море (очень примерно: время Каракаллы (211 -217). (См.: Вебер Г. Общая история. Т. IV. М., 1893, стр. 449.)

[+116] Гумилев Л. Н. Кое-какие вопросы истории хуннов.// ВДИ. 1960. N 4, стр. 120-125. (Приведена литература.)

[+117] Чужестранцев К.А. Хунну и гунны. // Тр. туркологического семинария. T.I. Л., 1926, стр.

118-119, (внес предложение применить наименование гунны для европейской ветви хуннов, чтобы избежать путаницы.

Использовать же современное китайское чтение иероглифов — сюнну -равно неправильно и антипатриотично).

[+118] Чужестранцев К.А. Указ. соч.

[+119] Maenchen-Helfen О. The Huns and the Hsiung-nu. Bizanion, American Series.III.T.XVII, 1925. P. 222-243; The Legende of the Origins of Huns. ibid., 244-252.

[+120] Гумилев Л.Н. Кое-какие вопросы…// ВДИ, 1960, N4, стр.120-125. Он же. Хунну, стр. 236-249.

[+121] Бернштам А.Н. Очерки истории гуннов. Л., 1951.

[+122] ВДИ. 1952. N1, стр. 101-109; Сов.археол, 1953. T.XVII. стр. 320-326.

[+123] Гумилев Л.Н биосфера и Этногенез Почвы. Второе издание — Л.1989.

[+124] См.: Maenchen-Helfen О. Ор cit. P. 244-252,

[+125] См.: Гумилев Л.Н. Кое-какие вопросы истории хуннов //ВДИ. 1960. N4, стр. 120-125.

[+126] См.: Иордан. Указ. соч., стр. 90.

[+127] В том месте же, стр. 195.

[+128] В том месте же.

[+129] См.: Гумилев Л.Н. Сказание о хазарской дани // Русская литература. 1974, N3, стр. 164-174.

[+130] См.: Гумилев Л.Н. Эфталиты и их соседи в четвертом веке// ВДИ, 1959, N1, сто. 129-140.

[+131] См.: Артамонов М.И. Указ. соч., стр. 103-113 (приведена литература).

[+132] Как раз предки вогулов (манси) в первых столетиях и. э. имели громаднейшую территорию, и этнонимы манси, мадьяр и мишар — всего лишь звуковые варианты одного имени (См.: Чернецов В.Н., Мошинская В.И. В отыскивании старой отчизны угорских народов// По следам древних культур от Волги до Тихого океана. М., 1954, стр. 190.)

[+133] См.: Скржинскдя Е.Ч. Комментарий в кн.: Иордан, стр. 222-223.

[+134] Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений… Т. Ш. Приложения, карта 3 (время Сань-го).

какое количество+135] См.: Гумилев Л.Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века// Вестн. Ленингр. Ун-та. 1966, N18.

[+136] См.: Рихтер В.Г. Донные отложения Кара-Богаз-Гол как индикатор колебаний уровня Каспийского моря// Бюл. МОИП.

Отд. геологии. 1961.

Вып. 1.

[+137] Чернецов В.Н., Мошинскмя В.И. В отыскивании старой отчизны угорских народов, стр. 163-192.

[+138] Сииртя — слово самоедское; используется кроме этого к Заволоцкой Чуди. (См.: Ефименко П.С. Чудь Заволоцкая. Архангельск, 1986, стр. 24. 42, 86; Записки Географического общества. 1864.

N2, стр.

49 (Шаманство в Сибири).

[+139] См.: Серебрянников Б.А. Происхождение чуваш согласно данным языка// О происхождении чувашского народа. Чебоксары, 1957, стр.

41.

[+140] См.: Гумилев Л.Н. История колебаний уровня Каспия за 2000 лет (с VI в. до н.э. по XVI в. н. э.). Колебания увлажненности Арало-Каспийского региона в голоцене., М., 1980, стр.

37-39.

[+141] Гумилев Л.Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века, стр. 85.

[+142] См.: Берг Л.С. Беседа со студентами МГУ. // Вопр. географии. 1951, N3, стр. 68-69.

[+143] Alfheim F., Stiei R. Die Araber in der Alton Welt. Bd. V. Teil 2. Berlin, 1969. 507-525.

[+144] См.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки, стр. 18-19.

[+145] Бичурин Н.Я. Собрание сведений… Т.П. стр.249; Т.Ш. стр.19.

[+146] См.: Бичурин Н.Я. Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии. Чебоксары, 1960. стр.365.

[+147] В том месте же. стр. 557-562.

на данный момент+148] См.: Марцеллин, Аммиан. Вып. II. стр. 188-191

[+149] См.: Hannestac К. Les relations de Byzance avec la Transcaucausie et L’Asie Centrale au V et VI siecles. Byzantion. T.XXV-XXVII. Brixelles, 1957.p.450

[+150] ibid. p. 120.

[+151] См.: Гумилев Л.Н. миграции степени народов и Колебания увлажнения в Юго-Восточной Европе с II по IV вв. // Autes du VII Congres International’ des Sciences Prehisloriques Prague, UNESCO, 1971. p. 951-955

[+152] См. Гумилев Л.Н. Древние тюрки, cтр. 35-37

ГЛАВА IV

В АРЕАЛЕ ЭТНИЧЕСКИХ СМЕЩЕНИЙ (2 часть)

Цивилизация II-IV вв.

Древние историки с радостью и детально обрисовывали события им узнаваемые, причем их осведомленность была достаточно громадна. Но в случае если событий не было, то они и не писали. Так, о появлении хуннов в Прикаспийских степях упомянули два известный географа, а позже — целых двести лет — ни слова, а в конце IV в. целый фонтан сомнительных подробностей и сведений, потому что гунны начали сражаться.

Но коль не так долго осталось ждать так, то значит с 160 г. по 360 г. они жили мирно. Хоть это и не вяжется с привычным понятием о гуннах как о свирепых грабителях, но, по всей видимости, так оно и было.

Растущая пустыня III в. избавила гуннов от южных соседей: грамотных аланов, драчливых хионитов, агрессивных абаров и храбрых готов, а самое основное — от римлян, пребывавших в фазе обскурации. Солдатские императоры, будь то по рождению римляне, как Септимий Север, либо иллирийцы, как Аврелиан либо Диоклетиан, сирийцы — Бассиан Антонин, он же Гелиогабал, фракийцы — Максимин, арабы — Филипп, галлы — Тетрик, зависели от своих легионеров и приближенных, а те предпочитали собственные индивидуальные интересы, корыстные либо карьеристские, национальным, полагая, что раз Рим — вечный город, то заботиться о нем нечего. Куда он денется?

Вот поэтому-то война в империи не затихала. Она шла время от времени на границах с иноплеменниками, время от времени с собственным населением — восставшим и подавляемым, но значительно чаще легионы бились между собой, заставляя начальников под страхом смерти вести их в смертный бой против собственных же боевых друзей и соратников. Ужасная это вещь — субпассионарность.

Но не вес жители Римской империи были субпассионариями. Пассионариев, и очень активных, в III в. начало появляться довольно много, но они поменяли стереотип поведения и, тем самым, выпадали из римского суперэтноса. Эти люди, происходившие от различных предков, разрывали и домашние традиции, и культурные связи с современниками, а также кое-какие взаимоотношения с законностью в том виде, как она понималась в древнем обществе.

К примеру, Римская республика имела возможность возбудить дело о правонарушении, лишь взяв донос от римского гражданина, не раба. Граждане писали доносы довольно часто, кроме того через чур с радостью, так что приходилось их время от времени наказывать за клевету.

А вот люди нового типа, те, каковые становились участниками христианских, митраистских и манихейских общин, заявили предательство нехорошим из вероятных грехов и осуждали Иуду Искариота, не смотря на то, что тот, с простой точки зрения, поступил верно — указал, где отыскать лицо, обвинявшееся в политическом либо, правильнее, идеологическом правонарушении. Взаимовыручка стала поведенческим императивом христиан.

Это было особенно значительно для военной работы, по причине того, что исключало предательство боевого друга либо полководца, что языческие, т.е. безрелигиозные, легионеры перевоплотили в привычку либо прибыльный промысел, потому что, по обычаю, новый император давал солдатам финансовый презент. Вследствие этого поменять власть стало выгодно. Но митраисты, создавшие тайные группы как раз в армии, категорически воспрещали своим участникам обман доверившегося, а христиане шли еще дальше.

И вот из-за чего.

Митраисты были в фаворе у руководства. Культ Непобедимого Солнца исповедовали все солдатские императоры, включая Константина Равноапостольного.

Манихеи умели умело прятаться и притворяться. Их учение, что в базе лежит не вера, а знание, было одновременно и мистическим, и атеистическим. Оно разрешало неправда, что очень облегчало им жизнь, по причине того, что первое время на них наблюдали как на безобидных болтунов.

Лишь Диоклетиан воздвиг на манихеев угнетение, но скоро оно загасло.

А вот христианам досталось! Девять ожесточённых преследований без мельчайший пощады. И однако, число христиан росло, и в легионах они составили самую боеспособную часть солдат, дисциплинированных и верных.

Но вот беда, христианские легионеры категорически отказывались сражаться против единоверцев. В 286 г. Максимин отправил в Галлию Десятый фиванский легион на подавление восстания багаудов.

Легион отказался от проведения экзекуций над христианами. Максимин совершил две децимиации — напрасно! Тогда убили всех остальных [+153].

Но Константину христианские легионеры доставили престол и спасли жизнь. За это он дал в 313 г., эдиктом, веротерпимость христианам, а в 315 г. отменил распятие, как позорную казнь, и приказал сжигать тех иудеев, каковые возбуждают мятежи язычников против христиан [+154]. Так, в Римской империи появилось из одного суперэтноса два, а это уже химера.

Химера — образование хищное, но не устойчивое. Существует она до тех пор, пока не растратит всех достатков, накопленных прошлыми этносами, жившими или порознь, или в симбиозе. Италики, эллины, галлы, иберы и пунийцы покинули такое наследство, что его хватило на сто лет, но оно также кончилось.

Так как страну нужно было защищать от соседей, более пассионарных, чем римляне.

Эти последние по большому счету не желали сражаться; им больше правилось интриговать и предаваться излишествам. Исходя из этого к V в. армия складывалась из наемных германцев, берберов и арабов, а римляне были лишь редкими офицерами, поставленными по связям в сенате, либо фаворитами императора.

Taк же, как от внешних, они не могли защищаться от внутренних неприятелей: манихеев, митраистов и христиан, но те, пренебрегая отвращением язычников, боролись между собой очень деятельно. Особенно христиане! В истории церкви фаза этнического подъема просматривается весьма четко.

В Африке знаменем этнического подъема стал донатизм, в Испании в 384 г. был сожжен гностик-епископ Присциллиан, в Египте заспорили Арий с Афанасием.

Ариане победили и назвали большое количество германцев, для которых арианство, по окончании торжества православия в 381 г., стало знаком противопоставления римлянам. Но в любых ситуациях на востоке империи шел стремительный процесс создания из конфессиональных общин сперва субэтноса, позже этноса, а позже суперэтноса — Византии, поскольку в том месте показался избыток пассионарности.

А на Западе, где его не было, при тех же экономических, социальных и политических условиях, химера разваливалась на части, каковые скоро теряли силу сопротивления. равнодушие и Безразличие были более патогенными факторами, чем фанатизм, драчливость и авантюризм, исходя из этого Византия пережила многие беды, а Западная империя погибла.

Варварство II-IV вв.

В те годы, в то время, когда цивилизация разлагалась, к северо-востоку от римской рейнско-дунайской границы также шло брожение, но с другой доминантой. В середине II в. готы пересекли Балтийское море и погнали перед собой ругов и вандалов до самых устий Дуная. Это был обычный пассионарный толчок, ось которого тянулась до Южной Швеции, через Карпаты, Малую Азию, Сирию, до горной страны Аксума.

Начиная с I в., народы, охваченные пассионарностью, как щепки пламенем, вспыхивали и сгорали в войнах с еще неразложившимся Римом. Две войны вынесли даки, три — иудеи, одну — маркоманы и одну — квады. Но готы, опоздавшие на старте, вышли победителями.

Механизм процесса несложен: римская суперэтническая совокупность разлагалась неуклонно, но медлительно.

Траян и Адриан еще имели возможность побеждать, потому что у них были послушные и умелые солдаты; Марк Аврелий имел возможность лишь удержать границу; Деций и Валериан терпели поражение от готов (251 г.) и от персов (260 г.). и дело не смогло неприятелей, а в слабости римлян. Так как Оденат, араб из Пальмиры, выгнал персов из Сирии, страны, через которую прошел пассионарный толчок. А до этого Сирия была самый развращенной и не сильный из провинций империи.

Откуда же взялась в ней такая сила?

У Одената были лишь народ и помощники, получивший храбрость.

К середине III в. германские племена между Рейном стали и Эльбой образовывать армейские альянсы. Так, на базе древних племен, уже превратившихся в реликты и неспособных отразить наступление римской армии Германика, кроме того по окончании успешного истребления трех легионов Вара в Тевтобургском лесу, появились новые этнические образования с условными заглавиями: франки — свободные, саксы — ножовщики, алеманы — сброд, свевы -бродяги [+155]. Это были организации, созданные только для войны, т.е. военная народовластие, уживавшаяся в Европе с родовым строем, поскольку кое-какие племена сохранили ветхий родовой строй, что не мешало им свирепствовать на неспециализированном уровне.

Тем же толчком была задета территория, населенная предками славян: лугиями и венедами [+156]. Эти не уступили германцам в энергии, а время от времени превосходили их. За маленькое время они распространились до Балтийского моря, а в последующие столетия овладели Балканским полуостровом и добрались до Днепра, где встретились с племенем росомонов [+157].

Позднее восточные славяне и росомоны, они же русь, слились в единый древнерусский этнос [+158], но в III-IV вв. они были лишь союзниками, потому что их общими врагами были готы, победившие римлян и отторгшие у них в 271 г. целую провинцию — Дакию. Кровь лилась в фазе этнического подъема не меньше обильно, чем в фазе обскурации.

Так где же в эту эру — 160-360 гг.. — царил мир? Какой этнос избегал столкновений, потрясавших Европу, Ближний Восток и Среднюю Азию? Кто умел избегнуть кровопролитий, порою тяжёлых и неизменно ненужных?

Лишь те, о ком не вспоминают историки тех лет, не смотря на то, что и знают об их существовании: это гунны. Для них эра мира продолжалась 200 лет, период побед — 95 лет, а гибели и время распада — 8 лет. Соотношение периодов таково, что на него стоит обратить внимание.

Возможно было бы поразмыслить, что древние географы просто не уделяли внимания кочевым народам. Нет! Об аланах информируют Иосиф Флавий, Птолемей и Лукиан, а о гуннах говорит лишь Аммиан Марцеллин, да да и то с чужих слов, каковые стали актуальными только в конце IV в.

Аланы были одним из сарматских племен. Аммиан Марцеллин — создатель IV в., писал о них так: Неспешно ослабив соседние племена нередкими над ними победами, они стянули их под одно родовое имя [+159].

Об этом же информируют китайские географы эры младшей Хань, именуя снова появившееся государство — Аланья [+160].

Территория аланов включала Северный Кавказ и Доно-Волжское междуречье. Хозяйство их было основано на сочетании скотоводства с земледелием, а ремесла и мастерство были на весьма большом уровне. Культура их была продолжением скифской, не смотря на то, что скифов кочевников и царских-скифов сарматы истребили так радикально, что тех по большому счету не осталось, не считая как в степном Крыму.

Последних прикончили готы.

Западные сарматы: роксаланы и язиги — всегда воевали с римлянами на берегах Дуная [+161], восточные, проходя через Аланские ворота — Дарьяльское ущелье, вторгались в Закавказье. Другими словами, аланы 200 лет всегда воевали, а вот о гуннах, их соседях, кроме того успели позабыть. Это не может быть случайностью.

Скорее это историческая тайная.

Каины и авели

А сейчас оторвемся от народов и описаний племён, дабы иметь возможность поразмыслить о вышесказанном. Чтобы не захлебнуться в калейдоскопе сведений, принято отбирать из них точные и выстраивать их по ходу времени. Это нужно, но не хватает, поскольку несложная последовательность не включает причинности, которая лишь и превращает собрание сведений (хронику) в поиск истины (историю).

Для для того чтобы превращения нужна схема, пускай кроме того умозрительная; а таковая имеется и эта схема предложена в Книге Бытия, где обрисован еще старый период цивилизации. Были два брата: Каин — ремесленник и земледелец, и Авель — скотовод. Всевышний предпочел Авеля, за что Каин убил собственного брата, по окончании чего понес наказание изгнанием в страну Нод.

В том месте Каин благополучно женился, и потомки его, не обращая внимания на потоп [+162], проповедуют его концепцию, которую вернее назвать не исторической, а социологической. Содержится она в том, что земледельцы — хорошие, а скотоводов нужно бить.

Да забудет обиду читатель автора за упрощенное изложение целого направления науки, ставшего столь привычным, что обывателю оно представляется единственно вероятным. Это последнее событие самый прискорбно, по причине того, что научная проблематика постоянно требует работы мысли. В первую очередь посмотрим, соответствует ли тезис об извечной неприязни земледельцев и кочевников известным фактам?!

Неприязнь обязана выражаться в больших войнах, сопровождающихся захватом территории.

Так вот, самые ожесточённые войны в Элладе шли между Афинами и Спартой; Фивами и Спартой; Македонией и Фивами, гуманно щадившей Афины. В Риме — война с Тарентом и три пунических -тоже все оседлые жители. Ассирию в 612 г. до н.э. стёрли с лица земли халдеи соседи: и оседлые мидяне-вавилоняне, а не скифы, каковые также принимали участие в событиях, как третья сторона, но, собрав добычи, ушли к себе.

Отличие наглядна.

В средние века Столетняя война шла между в полной мере англичанами и оседлыми французами. Тридцатилетняя война — между протестантами и католиками. Реконкиста в Испании — война с местными мусульманами и чужими из Африки туарегами.

Но приходы туарегов и позже берберов (Альморавидов и Альмогадов) были эпизодами в долгой войне, и к себе в португальцев мавры и Африку испанцев не разрешили войти, а вот земледельческая Испания, облившись потоками крови, стала христианской, не поменяв ни экономики, ни методами ведения хозяйства.

Ссылаются на пример якобы извечной войны Старой Руси с половецкой степью, но это очередной миф [+163]. Говорят о походах монголов в Среднюю и Малую Азию. Да, были походы, но сражаться монголам было нужно с канглами (печенегами) и туркменами.

Нет, не получается постоянной войны злых Авелей против милых и трудолюбивых Каинов. Секрет в чем-то втором. И так как, что весьма интересно!

Данный секрет был очевиден трезвым людям еще до н.э. Супруга хуннского шаньюя Модэ в 202 г. до н.э., в то время, когда хунны окружили ханьского императора у деревни Байдын, в северном Шэньси, дала совет ем

Что делать? Лев Гумилёв: все знают, кто понимает?


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: