Вестготы: гибель короля и королевства

Окончание цикла статей про королевство вестготов. Прошлые две части возможно прочесть тут и тут.

Разъединённые смутами, последние вестготские короли были беззащитны перед лицом нашествия, и по окончании поражения 711 года вестготское королевство в Испании практически прекратило собственное существование. Фактически все популярные статьи на эту тему сходятся на том, что в 711 году был убит Родерих, последний христианский король Испании, по окончании чего власть вестготов сразу же пала. Но факты показывают, что процесс завоевания полуострова арабами был более сложным, чем принято вычислять.

Опасность надвигается

В собственной превосходной книге «История мусульманских семейств в Испании» историк Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари (1578–1632) приводит три обстоятельства, из-за чего случилось завоевание Испании: воля Аллаха, бесчестье, нанесённое королём Родерихом дочери владыки Сеуты Юлиана («Илиана»), и, наконец, разрушение волшебной силы некоего чудесного талисмана, созданного ещё «греками» чтобы защищать страну от захватчиков.

Но, сам историк в качестве главной обстоятельства именует несколько из перечисленных трёх, а ту, которая ему представляется самая реальной: то событие, что правителем дальних земель и Африки был назначен Муса ибн Носсейр.

В Африке данный арабский завоеватель подчинил берберов, обратил их в ислам и захватил Танжер – основной опорный пункт края, где посадил собственного ставленника по имени Тарик ибн Зейад, которого одни вычисляли вольноотпущенником Мусы, другие свободным человеком из берберского племени.

В то время, когда эти славные деяния были окончены, Муса не без огорчения «не заметил более соперников, на которых возможно напасть». Ахмед ибн Мохаммед аль-Маккари информирует: «В то время, когда он понял, что главные города [африканского] побережья уже забраны, он написал собственному вольноотпущеннику Тарику… и приказал его войску приготовиться к вторжению в почву Андалусии».

В соответствии с второй версии, на Андалусию натравливал арабов правитель Сеуты Юлиан. Своим новым приятелям Юлиан обрисовывал вестготов «ослабленными внутренними беспорядками, сломанными привычкой к роскоши и долгим миром».

Традиционно передают историю о дочери Юлиана по имени Флоринда (либо Ла Кава), которая прибыла к королевскому двору в Толедо. В том месте король Родерих влюбился в неё без памяти (в соответствии с поздним романсам – он подсмотрел, как она моет в ручье волосы, «это чудо золотое», и утратил голову). Не известно почему забрать её в жены Родерих не смог либо не захотел.

Юлиан жаждал отомстить вестготскому королю за бесчестье дочери и поэтому-то и заключил альянс с мусульманами.

Арабская конница (средневековая миниатюра)

Вторая, менее поэтическая, но куда более возможная обстоятельство содержится в том, что Юлиан, разумеется, являлся приверженцем Витицы. Как не забываем, по окончании смерти короля Витицы власть перешла не к его сыну, а к герцогу Бетики Родериху, избранному знатью. Соответственно, приверженцы Витицы и его наследника (либо наследников) перешли в стан оппозиции и начали искать себе союзников среди внешних неприятелей Испании.

В пользу данной версии говорит тот факт, что, пока жив был Витица, Юлиан стойко оборонял от армий Мусы доверенную ему Сеуту (крепость во владениях вестготов в северной части прибрежной полосы Африки), а вот по окончании коронации Родериха Юлиан практически сходу сдал крепость арабам и сделался их лучшим втором.

В 709 году арабы высадились недалеко от порта Альхесирас, причём действовали они совместно с Юлианом. Но тогда ничего больше не случилось – набег была несложной рекогносцировкой.

События взяли развитие через год, в то время, когда в Испанию «посмотрел» отряд из четырёхсот пехотинцев и ста конников под командой Тарика, что «жаждал испытать воинское счастье». Эти пять сотен разграбили плодородную местность в районе Альхесираса, но ни одну крепость не забрали. Они только установили, что в стране имеется большое количество достатков и что захваченные рабы прекрасны.

Попытавшись Испанию «на зуб», захватчики снова удалились.

Вторжение

В 711 году в Испании высадилось значительно более большое войско. Арабский историк перечисляет все сведенья, какие конкретно ему удалось собрать касательно данной высадки. Именуют цифру в семь тысяч людей, и в десять, и в двенадцать.

Все источники сходятся в одном: большинство «армии вторжения» Тарика составляли берберы, а «подлинных арабов» среди них насчитывались единицы: на двенадцать тысяч берберов – всего шестнадцать арабов, либо на десять тысяч берберов триста арабов.

Судов также было не большое количество: говорят, Юлиан сумел отыскать лишь четыре купеческих судна. Они-то и перевозили через пролив войско, совершив пара рейсов.

Родерих и Тарик (миниатюра из средневекового манускрипта)

Высадка случилась 19 либо 20 июня 711 года. На берегу Тарика остановила некая дама, вдова гадателя, и сказала ему, что Испанию, в соответствии с предсказанию, завоюет человек, у которого на левом плече имеется родинка с тёмным волосом. Тарик в тот же час нашёл у себя таковой символ.

Предсказание выяснилось правдивым.

Войско под руководством юлиана и Тарика овладело Альхесирасом.

Потом захватчики двинулись к Кордове. В том месте их встретил племянник короля – одни источники именуют его «Венций», другие – Теодомир (у арабов – Тудмир), которому поручено было защищать приграничье. Ценой поражения он сумел задержать продвижение соперника, а к Родериху (у арабов – Лудхерику) был направлен вестник с сообщением о вторжении.

Арабский историк приписывает вестнику такие выражения: «В отечественную почву вторгся народ, чьи имя, происхождение и страна малоизвестны мне. Я не могу кроме того сообщить тебе, в то время, когда они прибыли – пали ли они с небес либо вылезли из-под почвы».

Родерих сейчас пребывал в Памплоне – сражался с франками и с упрямыми непокорными басками. Было нужно ему покинуть этого неприятеля и обратить внимание на значительно более большую опастность. Король отправился в Кордову и оттуда разослал письма всем вестготским властителям, призывая их забыть распри и объединиться перед лицом нашествия.

Не лишено основания предположение арабского историка о обстоятельствах, по которым кое-какие политические соперники Родериха замыслили предательство. Они делали выводы о вторжении Тарика по прошлым арабским набегам и думали, что Тарик точно хочет только «наполнить руки добычей», а после этого уйдёт. Так пускай же чужестранцы «разберутся» с Родерихом и так избавят сыновей Витицы от узурпатора!

А уж в то время, когда неприятели уйдут, оппозиционная вестготская знать посадит на трон того, кто будет ей угоден.

Битва на Гвадалете

Решающая битва случилась в воскресенье 19 июля 711 года в провинции Кадис. Её именуют в большинстве случаев «сражение на реке Гвадалете». Кое-какие историки считают, что у Родериха, вопреки всему, имелся шанс победить.

Роковую роль для короля сыграло предательство: часть его армий была подкуплена родственниками и друзьями сыновей Витицы.

При описании данной битвы пользуются, в большинстве случаев, красочным рассказом аль-Маккари, забывая о том, что данный добросовестный создатель в большинстве случаев перечисляет все версии события, не пробуя согласовать их между собой, и прибавляет, что как обстояли дела в действительности – ведает только Аллах.

В соответствии с его повествованию, похожему на восточную сказку, вестготский король прибыл на поле боя в корзине с шёлковым навесом, которая была прикреплена между двух мулов. Изнеженный и не сильный, он в кошмаре наблюдал на войско Тарика. Дело в том, что король был потрясён неким сбывшимся предсказанием.

Родерих, если доверять аль-Маккари, заблаговременно знал, как должно смотреться войско, которому покорится Испания («Андалус»).

«Битва на Гвадалете» (живописец Мариано Барбасан, 1882 г., фрагмент)

Некогда – неторопливо повествует арабский создатель – данной почвой обладали умные «греки». Они «обратились к звёздам» и выяснили, что только два народа смогут нарушить их спокойную комфортную судьбу: берберы и арабы. Умная и красивая дочь властителя Кадиса, но, давала слово собственную руку мудрецу, что создаст талисман, талантливый предохранить страну от нашествия берберов.

самые любознательных отсылаем к долгому и витиеватому рассказу арабского историка, а для краткости скажем, что таковой талисман был создан и хранился в королевском дворце в Толедо в особенной «запретной» помещении. Любой новый правитель вешал на дверь данной помещения новый замок. Один лишь безрассудный Родерих сломал все замки и вошёл в помещение.

В том месте и обнаружилось заклинание, помещённое в урны, а на стенах висели изображения вооружённых наездников, «смотревшихся как арабы, одетые в шкуры животных и имеющие вместо тюрбанов локоны нечистых волос». Надпись гласила: «В то время, когда будет разбито заклинание из урны, нарисованные тут люди вторгнутся в Андалус». …Исходя из этого понятен великий кошмар, объявший короля Родериха, в то время, когда вражеские солдаты были точь-в-точь такими, как на картине!

Родерих, в соответствии с аль-Маккари, руководил центром собственной армии, а руководство над левым и правым крылом он поручил двум сыновьям Витицы (имена не названы), в чём и заключалась роковая неточность короля: эти двое возглавляли заговор «в надежде купить трон собственного отца». Они-то как словно бы послали к Тарику вестника с сообщением, что готовы перейти на сторону берберов со всеми армиями – при условии, в случае если тот, подчинив Андалусию, сохранит за ними владения их отца. Тарик предложение принял.

Потом аль-Маккари передаёт, что армия Родериха исчислялась сотней тысяч наездников. Как раз эту цифру обожают приводить в популярных статьях: дескать, маленькая берберская армия свободно разгромила сто тысяч вестготов! Наряду с этим почему-то игнорируется вторая цифра – сорок тысяч, приводимая тем же скрупулёзным аль-Маккари, не отвергающим ни один из вариантов.

И в случае если забрать от сорока тысяч малоизвестное нам число предателей (если доверять тому же аль-Маккари, это практически две трети армии Родериха), то соотношение сил видится пара иным.

Но, направляться признать, что численность армий в средневековье и древности по большому счету неизменно достаточно условна. Примем за данность, что вестготское войско было больше, чем берберское; что берберы были значительно более пассионарны, нежели вестготы, и что Родериха ослабило предательство приверженцев Витицы.

Рассказ арабского историка строится на контрасте: мужественные, одетые в эргономичные кольчуги солдаты Тарика против изнеженных «дикарей» в шикарных доспехах. В случае если прибавить к этому «погубленный талисман», то окажется броская, прекрасная, но вряд ли точная сказка.

Поединок короля и Тарика Родериха (картина XIX века)

Тот же историк информирует, что Родерих в бою был убит. Якобы Родерих на троне под шёлковым балдахином, а Тарик нанёс ему смертельный удар в голову. Кстати, как раз такую смерть приписывают Родериху популярные источники информации: разумеется, авторы этих заметок безоглядно поверили аль-Маккари.

Но данный честный историк тут же прибавляет, что тело короля не нашли: нашли лишь любимого королевского коня, молочно-белого и под золотым седлом, и сандалию, украшенную рубинами и изумрудами, которая застряла в речном иле. Быть может, Родерих утонул? В случае если Тарик зарубил короля, то как зарубленный король ухитрился бежать к реке?

И в случае если король ездил в корзине, то откуда берберам известен верховой конь Родериха?

Аль-Маккари не пробует примирить эти несоответствия и не ищет им разумных объяснений, нормально признавая, что докопаться до истины спустя столько лет фактически нереально.

Смерть королевства

Преданный в решающий момент приверженцами Витицы, Родерих вправду был разбит и с горстью солдат бежал. Преследуя отступающих, захватчики направились к Кордове. На равнинах недалеко от Севильи случилось ещё одно сражение, и вестготы снова потерпели поражение.

Но в Кордове Тарику оказали сильное сопротивление. Гарнизон крепости не разрешал ему перейти Гвадалквивир. Исходя из этого Тарик часть армий покинул под стенками Кордовы, а сам совершил обходной манёвр, переправился через реку в другом месте и отправился прямиком на Толедо, что пал.

Через два месяца осады захвачена была и Кордова.

«Утонувший» Родерих сейчас пребывал в Мериде, где собирал новые войска, собираясь отбить у Тарика Толедо.

Тарик, со своей стороны, обратился с просьбой о помощи к Мусе. В следующем, 712 году тот прибыл в Испанию с сильным войском, состоящим преимущественно из арабов, и повёл его к Мериде. По пути он забрал Севилью и пара вторых крепостей.

Осада Мериды длилась в течение года, но, не обращая внимания на мужество защитников, крепость пала. Данный момент был переломным в психотерапевтическом отношении. Раньше сопротивление арабам было не через чур большим, а часть гражданского населения по большому счету относилась к ним с симпатией: случалось, обитатели открывали арабам ворота городов, и захватчики, покинув незначительные гарнизоны, нормально уходили.

Сейчас же в Севилье вспыхнуло неспециализированное восстание христиан, которое распространилось по завоёванным территориям. Муса оставил в городе собственного сына Абд-аль-Азиза, дабы тот подавил мятеж, а сам направился в провинцию Саламанка, преследуя короля Родериха. Вместе с присоединившимся к нему Тариком, явившимся из Толедо, он настиг короля вестготов около Сегоюэлы.

Король Родерих на поле боя (живописец Марселино де Ункета-и-Лопес, 1858 год)

В сентябре 713 года в том месте же случилось последнее сражение арабов с христианами, в котором последний вестготский король Испании Родерих вправду был убит. Арабское завоевание Испании завершилось.

Предатели, сражавшиеся на стороне арабов, не получили от данной победы желаемых польз. Ни Тарик, ни Муса не склонны были оказывать покровительство этим «союзникам» и дальше, коль не так долго осталось ждать надобность в подобном «альянсе» отпала. Но, известен некоторый граф Фортуний Тараконский, что был прежде всего озабочен сохранением собственного имущества: он с радостью отрёкся от христианской религии и получил от новых господ кое-какие привилегии.

Но были и другие вестготы, каковые не покорились так легко: в Толедо вспыхнуло, на этот раз последнее, восстание против арабов. Муса возвратился в бывшую вестготскую столицу, принудил её к покорности и провозгласил халифа Валида I из семейства Омейядов правителем испанских земель. Владычество вестготов в Испании закончилось.

Буря над Европой. Кочующие племена — 4 серия. Наследие империй


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Вестготы: потерянное королевство

    Начало цикла стетей про королевство вестготов тут. Ответственной задачей вестготских королей, утвердившихся на Пиренейском полуострове, стало обеспечение…

  • Император вестготов

    «Особенный путь» Испании, отличающийся от модели, по которой развивалось европейское Средневековье, во многом определялся тем событием, что на…

  • Дерзость евреев: переговоры с королем абдаллой

    Иордания входит в пятерку стран, с которыми Израилю приходилось сражаться в течении всего периода арабо-израильских войн. Одновременно с этим хашимитская…

  • Образование иудейской хазарии и гибель русколани

    Изменение существа высшей власти случилось в связи с образованием в Русколани замечательной иудейской общины этнически чуждой славяно-арийскому…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: