Влаптях исбомбой: опасная штука»!

    Противотанковая модификация «Штуки» Ju-87G вместо бомб был вооружен контейнерами с 37-мм пушками. При необходимости их возможно было легко заменить на бомбодержатели
    Доктор наук Хуго Юнкерс — исследователь, организатор и изобретатель компании Junkers. Его интересы простирались не только на самолеты, но и, к примеру, на водонагревательные котлы
    В авиации Юнкерс был неутомимым пропагандистом цельнометаллических конструкций
    По окончании прихода фашистов к власти Юнкерс впал в немилость, был отстранен от дел и в 1935 г. погиб. Ju-87 создавался под управлением конструктора Германа Польмана
    Кроме 1000- либо 500-кг бомбы под фюзеляжем самые совершенные модификации Ju-87 имели возможность бы нести бомбы под крыльями — две по 250 кг либо четыре по 50 кг

1939-й год. У СССР с Германией краткий период дружбы — настороженной, но официально декларируемой. Советские эксперты приезжают в Германию, где им показывают успехи инженеров Рейха во всех областях — танкостроении, артиллерии, авиации Увлекательные образцы германской техники возможно закупать для изучения и, быть может, копирования.

Не обходилось без скандалов.

Так, отечественные танковые конструкторы обиделись, посчитав, что по-настоящему современные танки от них скрывают. А в действительности то, что они посчитали устаревшими моделями, и было последним словом германской танковой индустрии — ничего аналогичного Т-34 и КВ у Гитлера не имелось.Влаптях исбомбой: опасная штука"!

У авиационной делегации подобные сомнения также были. Но, побывав на авиационных фабриках, они убедились, что Вилли Мессершмитт и другие авиаконструкторы продемонстрировали им самую новую технику. Соответственно, и урожай приобретённых за валюту «трофеев» был богат.

В руки отечественных испытателей попали практически все имевшиеся у немцев самолеты — истребители, бомбардировщики, разведчики. Причем не только серийные, но и, к примеру, экспериментальный истребитель «Хейнкель-110».

Не обошли вниманием и три различных учебно-тренировочных самолета, и особый рекордный мессершмитт. самые интересные с позиций советских экспертов автомобили заказывались в пяти экземплярах, менее занимательные — в двух либо трех. Были закуплены кроме этого пропеллеры и моторы, свечи впрыска зажигания и системы топлива, авиационные прицелы, авиабомбы и электрооборудование

Только на один аэроплан советская делегация не захотела тратить деньги. Не смотря на то, что немцы уверяли, что пикирующий бомбардировщик Ju-87 вовсю выпускается, отечественные конструкторы посчитали его курьезным пережитком уходящей эры авиации. Для чего изучать вчерашний сутки? «Юнкерс» с его черепашьей скоростью, неубирающимися шасси, ужасной аэродинамикой и некрасивым внешним видом единодушно отвергли.

Кто имел возможность тогда знать, что у этого неказистого самолетика в первых рядах очень насыщенная боевая биография! В том числе и в советском небе

Ju-87, он же «Вещь» (Stuka, сокращение от германского Sturzkampfflugzeug — пикирующий бомбардировщик) стал самым спорным и парадоксальным бомбардировщиком Второй мировой. Нехорошим оружием запрещено прекрасно вести войну — закон, подтверждавшийся неоднократно. А вот «Юнкерс» при всей собственной очевидной технической отсталости был фантастически действенным оружием

Чем полезно пике?

Потом входивший в состав той самой делегации коммунистический авиаконструктор Яковлев в собственных мемуарах назовет снисходительное отношение к Ju-87 громадной неточностью. Действительно, наряду с этим он сошлется на неких «горе-тактиков» — как раз они, мол, не захотели брать «Юнкерс». Возможно, это легко попытка переложить вину на кого-то другого?

Точно так как и сам Яковлев, и его коллеги-конструкторы заявили, что «Вещь» — мягко говоря, не окончательное слово авиационной техники.

Но упоминание о «горе-тактиках» у Яковлева не просто так. Это отголосок предвоенных споров по поводу того, как все-таки самолеты должны атаковать наземные цели — бомбометанием в горизонтальном полете, сбросом бомб в крутом пике либо штурмовым ударом с пологого пикирования.

Советские авиационные эксперты-тактики бомбардировку с пикирования не признавали, а вот их германские сотрудники, напротив, видели в ней хороший метод увеличения эффективности ударных самолетов — потому-то и показался на свет Ju-87. В позиции экспертов Люфтваффе был важный резон. Судите сами!

Допустим, самолет сбрасывает бомбу в горизонтальном полете. Летчик ведет его строго по прямой с постоянной скоростью — а навигатор-бомбардир, глядя в прицел, пробует поймать оптимальный момент для сброса бомб. Но так как идущий на постоянной высоте, с постоянной скоростью и по прямой самолет — легко совершенная мишень для зенитной артиллерии!

А противозенитный маневр не совершишь — любое отклонение самолета от боевого курса угрожает промахом.

Попасть в компактные, малоразмерные цели фактически нереально — через чур громадна непредсказуемость поведения вольно летящих к почва бомб.

А сейчас представьте, что бомбардировщик с высоты нескольких километров пикирует, падает прямо на цель. Пилот может прицеливаться сам, а попасть в таковой самолет из зенитной пушки возможно разве что случайно, да и время нахождения на боевом курсе намного меньше (спикировал, скинул бомбу — и свободен!). Отделившаяся от пикировщика бомба имеет вектор скорости, фактически совпадающий с вектором перемещения идущего на цель самолета.

И попадет она куда нужно с намного большей возможностью, чем мчащаяся к почва по параболе бомба, скинутая из люков «горизонтального» бомбардировщика.

Потому-то в предвоенной Германии уделяли повышенное внимание созданию работоспособной конструкции штурмовика. Сперва это был биплан Хеншель-123, а позже — Ju-87, победивший у соперников особый конкурс рейхсминистерства авиации. Скептицизм советской делегации был не безоснователен — самолет появился в первой половине 30-ых годов XX века и к 1939-му смотрелся архаичным.

Основное, что отличало его от более современных конструкций, — неубирающиеся шасси, от которых везде отказывались.

Организовать уборку шасси было несложно, а улучшение летных черт она давала значительное. Создатели «Штуки», но, предпочли убрать колеса собственного детища в обтекатели-«брюки», к тому же для прочности снабженные подкосами.

Примечательно, что на первом умелом примере самолета, которому потом предстояло бомбить Англию, стоял двигатель Rolls-Royce. В будущем на самолет ставились моторы разработки германских конструкторов, все более и более замечательные. Экипаж складывался из двух стрелка — и человек пилота, защищавшего заднюю полусферу.

Внешний вид «Штуки» вышел достаточно ужасным, но не лишенным грубоватого «боевого» шарма. Рубленые формы, крыло типа «обратная чайка», характерная «борода» радиатора под мотором и пресловутые неубирающиеся шасси — спутать «Штуку» с каким-то вторым самолетом было нереально. Пикируя на цель, юнкерс напоминал хищную птицу, которая, выставив вперед лапы, падала на добычу.

На лапы были похожи «брюки» обтекателей шасси, каковые, но, практически сразу после запуска «Штуки» в серию переделали, заменив на каплеобразные «лапти». Как раз из-за них на Восточном фронте машина возьмёт прозвище «лаптежник» — так с некоторым оттенком презрительности ее будут именовать советские летчики.

Определяющей чёртом Ju-87 была прочность, которую снабжала цельнометаллическая конструкция. Так как в момент выхода из пике перегрузка может быть около пяти и более g — и такую диагностику на прочность планер самолета должен был выдерживать в каждом боевом вылете! Иначе, в кабине самолета сидел пилот, что при таковой перегрузке должен был руководить «Штукой».

И не просто выводить ее из пикирования, а выполнять множество самых разнообразных операций.

Дело в том, что пикирование — экстремальный режим полета, и характеристики самолета в нем должны изменяться. К примеру, при резком возрастании скорости необходимо чтобы не было переохлаждения закрыть шторки радиатора. А в то время, когда на выходе из пике мотор трудится на пределе собственных возможностей, шторки нужно как возможно стремительнее открыть — в противном случае двигатель перегреется.

Потом, на выходе из пикирования, нужно переключать ход винта.

Необходимо кроме этого поменять положение триммеров, влияющих на рули высоты и берущих на себя часть усилий летчика Ну и, само собой, пилоту нужно трудиться ручкой, сектором и педалями газа! В общем, необходимо произвести массу совсем необходимых действий, несмотря на перегрузку, вражеский пламя и быстро приближающуюся почву.

Штурмовать либо пикировать?

Значит, пилот пикировщика должен быть высококвалифицированным экспертом собственного дела. Возможно, потому и не нравился данный тип самолета советским «горе-тактикам». Они были отнюдь не дураками — скорее реалистами.

Подготовку летных кадров в СССР осуществляли, ориентируясь на количество, а не на уровень качества. А не хорошо подготовленный пилот пикировщика имеет через чур много шансов воткнуться в почву — причем кроме того в мирное время, на самой простой тренировке. В СССР думали, что будущее за штурмовиком — самолетом, что атакует с пологого пикирования и поражает наземные цели по большей части пулемётами и своими пушками.

Ил-2, продукт этого направления тактической мысли, был лучшим самолетом в собственном классе (о нем мы писали в №3 за 2004 год). Но, к примеру, совершенно верно скинуть с него бомбу было проблематично. В момент сброса бомб летчик не видел цели — ее закрывал долгий капот самолета.

Прицеливаться он имел возможность только примерно, по нанесенным на капоте рискам.

А реактивные боеприпасы, пушки и пулеметы были действенны только против пехоты и автомобилей — но не против танков. До появления особых противотанковых авиабомб, поражавших громадную площадь, боевая эффективность штурмовиков была не на высоте.

В Германии пилотов готовили весьма шепетильно. В программу подготовки входило кроме того пикирование под углом 90 градусов, другими словами отвесно к почва! Обучась делать таковой прием, летчик легко пикировал на цель в боевых условиях, в то время, когда угол атаки составлял иногда 70−80 градусов.

Иначе, создатели «Штуки» сделали все, дабы уменьшить работу пилота. Самолет был оснащен полуавтоматическими устройствами вывода и ввода из пикирования — они делали за пилота все второстепенные функции, давая ему возможность сосредоточиться на управлении самолетом.

Да, если сравнивать с Ил-2 «Вещь» была фактически не бронирована — но это ей было и не требуется! В пролетающий над головами штурмовик с почвы стреляло все, что имело ствол — от зенитных пушек до парабеллумов. Иное дело — устрашающий пикировщик, что сваливается с громадной высоты, скоро возрастает в размерах, направляясь, думается, прямо на тебя На стойках шасси у «Штук» стоят крыльчатки, каковые вращают воздушные сирены, и пикирующий самолет издает леденящий душу вой.

Вот от него отделяются бомбы и с ужасным свистом (для пущего психотерапевтического действия на них закреплены особые свистки!) мчатся к почва Будет ли в таковой ситуации воинов хладнокровно стрелять в «Штуку» из собственной винтовки либо ринется куда глаза смотрят в отыскивании укрытия? Ответ очевиден. Помимо этого, лобовая проекция пикировщика через чур мелка, дабы в него возможно было попасть с почвы в момент атаки.

закат и Слава «лаптежника»

Уже на протяжении захвата Польши действенные атаки «Штук» создали самолету отменную репутацию, а на протяжении блицкрига во Франции она лишь улучшилась. Второй пикирующий юнкерс, двухмоторный Ju-88, чаще употреблялся в глубине обороны соперника, причем часто как горизонтальный бомбардировщик. Ju-87, владевший меньшим радиусом действия, нацеливался на объекты вблизи линии фронта — и нападал цели на виду у собственных армий, вызывая их бурное одобрение.

В отличие от любых других типов ударных самолетов пикировщик имел возможность поразить точечную цель — танк, паровоз, мост, строение, огневую точку. Совершенной целью для пикирующих бомбардировщиков были суда — не напрасно такое внимание формированию этого класса самолетов уделяли США и Япония, соперничавшие на Тихом океане. Авианосный вариант «Штуки» также был сделан, но собственный единственный авианосец «Граф Цеппелин» гитлеровцы хоть и спустили на воду, но так и не смогли достроить.

Но, пилоты «лаптежников» действовали против британского флота и с береговых баз — причем достаточно удачно. Досталось и отечественным судам

Как свидетельствует лучший пилот «Штуки» Ганс-Ульрих Рудель, как раз ему удалось 1000-килограммовой бомбой потопить коммунистический линкор «Марат». В действительности запрещено конкретно приписать успех как раз Руделю — основанием для этого помогают именно его личные воспоминания «про войну и про бомбежку, про громадный линейный корабль ‘Марат’. Чья как раз бомба попала в погреб с боезапасом и привела к детонации, установить, само собой разумеется, нереально. Но факт остается фактом — по окончании атаки Руделя и его сослуживцев на «Штуках» «Марат» разломился пополам и отправился ко дну

Парадоксальным образом аэродинамическое несовершенство «лаптежника» помогало летчикам. Неубирающиеся шасси и воздушные тормоза делали скорость пикирования довольно малый. Летчик имел возможность осуществлять контроль поведение самолета в пикировании — и при необходимости доворачивал на цель, если она уходила из прицела.

А вот у пилотов советского пикировщика Пе-2 таковой возможности не было — он владел более идеальной аэродинамикой и исходя из этого, не обращая внимания на тормозные решетки, «камнем» падал вниз.

Пикирование на Ju-87 было таким комфортным, что летчики определяли высоту выхода из пике визуально, исходя из размеров наземных объектов. Вследствие этого случались и курьезы В Англии до сих пор сохранилась ветка узкоколейки, по которой курсирует состав — вагоны и паровоз в том месте весьма похожи на простые, лишь мелкие. Об этом, конечно, не знал пилот атаковавшей поезд «Штуки», мелкий паровоз в прицеле ввел его в заблуждение.

Из пике он начал выходить через чур поздно — и врезался в почву! Оказалось, что паровоз сбил самолет Но, для более осмотрительных пилотов Ju-87 была установлена совокупность, звуковым знаком извещавшая летчика о достижении высоты, на которой нужно начать выход из пикирования.

Поражать цели Ju-87 имел возможность отменно. Но «Вещь» была «самолетом чистого неба» — имела возможность функционировать лишь в том месте, где Люфтваффе имели преимущество в воздухе. Сбить Ju-87 было несложнее несложного — потому-то советские истребители вычисляли «лаптежник» второразрядным самолетом.

В момент выхода из пикирования (да и не только) самолет был беспомощен. В отличие от остальных германских бомбардировщиков «Вещь» не имела нижней огневой точки. На Ил-2 ее также не было, но штурмовики летали над самой почвой и подобраться к ним снизу было фактически нереально. А Ju-87 нападал с высоты

Первые важные утраты «Штуки» понесли в «битве за Англию» — английские Спитфайры и Харрикейны существенно сократили их количество. Геринг был должен изъять вооруженные «Штуками» части из состава атаковавших Великобританию сил. На Восточном фронте «лаптежники» были хороши ровно , пока советская авиация не оправилась от утрат первых месяцев войны.

«Тяжеловооруженные юнкерсы держали крейсерскую скорость — около трехсот км/ч. Неожиданно упав на них со стороны солнца, мы надавили на гашетки пулеметов. В перекрестье моего прицела — фаворит первой группы юнкерсов.

Маленькая очередь, еще одна Бомбовоз, словно бы перерезанный надвое, упал вдалеке от гремячьевской переправы. Мой ведомый Виктор Александрюк поджег замыкающий самолет. Из второй группы горящей головешкой вывалился третий пикировщик.

Так вам, пираты!» Так обрисовывает атаку на «лаптежников» Герой Советского Союза Иван Вишняков — но подобного рода эпизоды возможно отыскать фактически в каждой книге воспоминаний советского летчика-истребителя.

Из 59 самолетов, сбитых Александром Покрышкиным, 23 Ju-87, при том, что отечественный известный ас брал на себя самую тяжёлую боевую работу — предпочитал сражаться с истребителями.

Для германских же истребителей-рекордсменов, гнавшихся за повышением личных боевых квитанций, сопровождение бомбардировщиков было непрестижной боевой задачей. Самый подготовленные кадры пикировщиков были выбиты, а новички не могли действовать эффективно. Попытка переделать Ju-87 в противотанковый штурмовик, вооружив его 37-мм пушками, была неудачной.

Летчики калибра Руделя имели возможность прицеливаться не просто в танк, а в его уязвимые места, к примеру в двигатель.

Но таких асов было меньше — и в первой половине 40-ых годов XX века «Штуку» сняли с производства. Части пикировщиков перевооружали истребителями FW-190, под каковые подвешивались бомбы.

А ведь пикирующие бомбардировщики, показавшиеся еще в годы Первой мировой, именно и были истребителями с бомбами! Всё возвратилось на круги собственная

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№32, июнь 2005).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: