Древнерусская литература появляется с происхождением страны, письменности и основывается на книжной высокоразвитых формах и христианской культуре устного поэтического творчества. Громаднейшую роль играется в ее формировании народный эпос: исторические предания, смелые сказания, песни о воинских походах.
Княжеские дружины в Старой Руси совершали бессчётные воинские походы, имели собственных певцов, каковые слагали и пели песни-славы в честь победителей, величали воинов и князя его дружины. Фольклор для старой литературы был главным источником, что давал образы, сюжеты, через фольклор проникали в нее художественные поэтические средства народной поэзии, и народное познание окружающего мира.
Фольклорные жанры входили в состав литературы во все периоды ее развития. Письменность обращалась к таким жанрам народного творчества, как предания, пословицы, славы и плачи. И в письменности, и в фольклоре, в особенности в летописании, употреблялись ветхие классические образные выражения, знаки, иносказания.
Многие предания в летописи по своим мотивам близки к былинным, в них употребляются, как и в народном эпосе, поэтические образы неприятелей-великанов, ужасных чудовищ, в поединок с которыми вступают храбрецы, образы умных дам. Кроме того в исторических жанрах призывы, прославления, плачи близки к народной поэзии. Характерна для литературно-фольклорных связей и близость к смелому эпосу.
Образ Бояна, пение славы князьям, песенность и ритмичность строя, применение повторов, преувеличений, родство образов храбрецов с былинными богатырями, широкое применение народнопоэтической символики (представление о битве как о посеве, молотьбе, о свадебном пире) характерно для древнерусской литературы. К символическим образам близки сравнения храбрецов с кукушкой, горностаем, Буй-Туром. Природа в старой литературе, как и в народной поэзии, печалится, радуется, оказывает помощь храбрецам.
Характерен мотив превращения храбрецов, как в сказках, в птиц и животных. Употребляются однообразные ясно-изобразительные средства: параллелизмы («солнце светит на небесах — Игорь князь в русской почва»), тавтология («трубы трубят», «мосты мостить»), постоянные эпитеты («борзый конь», «тёмная почва», «зелена трава»). Иносказательна обращение храбрецов, символичны картины видений.
Наличие художественных средств в отдельных произведениях говорит об их близости к народнопоэтической совокупности.
Сообщение с фольклором ощутима практически в каждом произведении старой литературы, где-то они более заметны, где-то менее. Кое-какие жанры близки к песенным лирическим жанрам народной поэзии — это славы и плачи, в них народный язык, интонация и народные образы («о, светло яркая и красно украшенная»).
В XVI и особенно в XVII столетиях старая литература все более сближается с народным творчеством. Это разъясняется как неспециализированными социально-историческими факторами развития русского страны, так и необычным характером литературы этого времени. Появляется новый демократический читатель — селянин, мужик, купеческий сын, служилый человек.
Сама литература делается более демократичной и отходит от сдерживающих ее развитие канонических норм. В ней начинается светское начало. Автор сейчас владеет большей свободой художественного творчества, правом на выдумку.
Появляются новые жанры: бытовые и сатирические повести, новые темы, новые храбрецы. Древние книжники в собственных произведениях применяют живой разговорный язык и более обширно обращаются к фольклору.
Сатирические бытовые повести воображают обработку сказочных сюжетов, близки к народному поэтическому творчеству в обрисовке действующих лиц, комических обстановок, напоминающих сказочный комизм.
Близость к фольклору отражается и в обрисовке действующих лиц. Так, имя Ерша Ершовича напоминает сказочные имена — Ворон-Воронович, Сокол-Соколович, Змей-Змеевич. Как в народных сказках, в старой литературе представлен образ бедного, но находчивого и умного мужика, одурачившего судью («Повесть о Шемякином суде»).
Кроме этого в литературе этого времени сюжет произведения берется из народных русских лирических песен («Повесть о Горе-Злочастии»), где Горе преследует замужнюю даму либо хорошего молодца. Само наименование народное. Образы Молодца и Горя создаются в традициях народного творчества: те же художественные приемы — параллелизмы, постоянные эпитеты, сравнения, что присутствуют в фольклорных произведениях.
Стих близок к былинному.
Многие древние писатели были очень близки к мастерству устного слова. Древнерусская повествовательная литература соотносилась с жанрами народного творчества.
В средние века фольклор дополнял литературу, это были, по словам В.П. Адриановой-Перетц, «две тесно спаренные области». Совокупность литературных жанров дополнялась рядом фольклорных, существовала параллельно с фольклорными жанрами.
Но между древней литературой и фольклором существует и более глубокая сообщение: классические образы, сравнения, метафоры восходят к неспециализированным генетическим корням.
Удивительные статьи:
- Выполнение простых изделий из бисера
- Переход от первобытности к цивилизации
- Вступительное слово учителя. л. н. толстой отрицал возможность научного познания законов исторического процесса и склонялся к мысли
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Воспитательное и познавательное значение древнерусской литературы
На огромных просторах люди с особой остротой чувствовали и ценили собственный единство — и прежде всего единство языка, на котором они говорили, на…
-
Основные этапы развития древнерусской литературы
Вопрос периодизации древнерусской литературы до сих пор совсем не решен. без сомнений, этапы развития древнерусской литературы тесно связаны с этапами…
-
Развитие исторической прозы в турецкой средневековой литературе
Теоретическая часть: 1. Особенности турецкой исторической прозы. 2. Жизненный и творческий путь Ахмеда Ашыкпашазаде. 3. Творчество Мехмеда Нешри. 4….
-
Влияние переводных произведений на русскую литературу xi-xvii вв
Хроники. Среди первых книг и первых переводов, привезенных на Русь из Болгарии, были и византийские хроники. Хрониками, либо хронографами, именуются…