Воинствующий буддизм

Герои войны

В средневековой Японии практически шесть столетий существовал феномен, аналогов которому не было во всём мире. Буддийские монахи, приверженцы, казалось бы, самого миролюбивого религиозного учения, на поле боя не уступали самураям. С их помощью свергались императоры, а во время Сэнгоку, «Эру воюющих провинций», кое-кто из них получил такую военную и политическую мощь, что смог основать собственное княжество.

Первые монахи-солдаты

В Японии для обозначения монахов-солдат существует два термина. Первый из них, «сохэй», дословно возможно перевести как «воинствующий монах» либо «священник-воинов». Второе наименование, «акусо», обозначает «злого монаха».

Последнее наименование весьма интересно тем, что обрисовывает этих людей не просто как солдат, в частности как злодеев, разорявших окрестности и деревни городов. В отличие от своих европейских аналогов, японские монахи-солдаты сражались не чтобы доказать превосходство собственной религии, а только для политического влияния того либо иного храма. Кроме того во время Сэнгоку, в то время, когда новые популистские секты вступили в конфронтацию с классическими буддистскими учениями, их конфликты были завязаны на политике, а не на отличии в понимании того, как достигнуть просветления.


Монах-солдат в полном боевом облачении, вооружённый нагинатой (постановочное фото XIX века)
Воинствующий буддизм
http://www.japwar.com

Дабы внести ясность, необходимо подчеркнуть, что такая агрессивная ветвь буддизма существовала лишь в Японии. Попав в эту страну, по одной версии, из Китая в пятом веке, по второй – из Кореи в шестом веке, она стала частью местного культа называющиеся синтоизм. Синтоизм чтит громадный пантеон божеств, либо ками.

Первые буддисты на данной почва заявили центральную фигуру собственного учения воплощением всех ками, тогда как синтоисты стали считать Будду одним из ками. Императорская семья, которая кроме этого считалась частью божественного пантеона, деятельно содействовала распространению нового учения. Именно поэтому первая столица островной империи, Нара, стала центром японского буддизма.

Монахи имели в этом городе огромное влияние. Самыми статусными храмами в регионе считались Тодайдзи и Кофокудзи. Но тогда новая религия ещё не имела в регионе военной составляющей.

В первой половине 90-ых годов восьмого века случилось одно из самых ответственных трансформаций в жизни Японии. Согласно решению императорской семьи столица была перенесена в Киото. За шесть лет до этих событий монах по имени Саитё, утомившийся от суеты столичной судьбе, удалился в район Киото, где на священной для синтоистов горе Хиэй основал буддийский монастырь Энрякудзи.

По окончании переноса столицы в Киото данный монастырь получил от императора защиты «Храма государства и статус мира» и со временем стал самым привилегированным в Японии.

Тут проводились религиозные обряды всей киотской знати, что снабжало Энрякудзи громадные доходы. Основанная в этом горном монастыре буддийская школа Тэндай из-за статуса собственной обители не подчинялась управлению монастырями, каковые базировались в Наре. Во всей Японии настоятелей храма назначал лично император, но на Энрякудзи это не распространялось, поскольку, кроме влияния, данный храм имел огромную общину, талантливую отстоять собственные интересы с оружием в руках.

Сохэи-лучники
http://subscribe.ru

Такое положение дел приводило к недовольству со стороны монахов из Нары, но практически 200 лет это проявлялось только в виде небольших стычек между монахами, без смертей и оружия. Но в 969–970 годах случился последовательность распрей, на протяжении которых монахи как из Нары, так и из Киото применяли оружие и стали убивать собственных оппонентов. По окончании этих событий настоятель столичного храма приказал держать на горе Хиэй постоянную армию.

Потому, что данный же человек в первой половине 70-ых годов десятого века по окончании стычки со собственными соседями из киотского храма Гион запретил монахам носить оружие и использовать силу, многие историки склонны считать, что в качестве армии употреблялись наёмники из крестьян либо обедневших дзи-самураев. Как бы то ни было, как раз 970 год считается периодом появления воинствующих монахов.

В первой половине 80-ых годов десятого века конфликт вспыхнул уже в самой горной обители: школа Тэндай разделилась на две враждующих фракции. До 1039 года кровопролития получалось избегать, но по окончании того как главу одной из фракций прописали настоятелем Энрякудзи, три тысячи обиженных монахов ворвались в Киото. Они окружили дворец регента Ёремити Фудзивара, что в то время был фактическим правителем Японии, и настойчиво попросили назначения настоятеля из их фракции.

Получив отказ, монахи забрали дворец штурмом и устроили резню, не щадя никого. Затем сохэи из горного монастыря ворвались в покои регента и силой вынудили подписать соответствующий указ. Монахи-солдаты обеих фракций ещё неоднократно нападали друг на друга и объединялись для того, дабы дать отпор буддистам из Нары.

Монах-солдат Нэгоро-но Комизуча, вооружённый канабо – разновиднотью тяжёлой дубинки, оснащённой шипами
http://nihon-no-katchu.com

В конце XII века, на протяжении гражданской войны Гэмпэй, в армиях как правящего клана Тайра, так и их соперников из рода Минамото имелись подразделения воинствующих монахов, причём как те, так и другие об этих бойцах отзывались только с лучшей стороны. Изначально главе клана Тайра Киёмори удалось переманить на собственную сторону монахов из школы Тэндай. Минамото же поддержали монахи из Нары, но данный регион размешался через чур на большом растоянии от Киото, и они опоздали прийти на помощь Мотихито Минамото, которого окружили в монастыре Мии-дэра, близь горы Хиэй.

Киёмори, обиженный поступком монахов из Нары, приказал сжечь их монастыри. Он кроме этого стёр с лица земли монастырь Мии-дэра, что дал убежище Мотихито. Но в случае если с Мии-дэра особенных неприятностей не появилось, то в Наре всё было не так легко.

В том направлении отправился отряд из 500 человек, которым было приказано не использовать принуждение беспричинно, но монахи из Нары напали сами и убили 60 самураев.

Головы этих несчастных позже были развешаны около пруда у храма Кофукудзи в качестве назидания и демонстрации доблести местных сохэев. Киёмори в порыве бешенства послал в Нару ещё больше солдат и сжёг город до основания. Такая же участь постигла и все буддийские монастыри бывшей столицы, а многих монахов обезглавили.

Монахи-солдаты в сражении при Удзи, 1180 год. Живописец Уэйн Рейнольдс

По окончании того как победивший в войне Гэмпэй клан Минамото снова отстроил монастыри Тодайдзи и Кофукудзи, их монахи уже не принимали активного участия в военных действиях, безвозвратно потеряв прошлее влияние. В это же время, монастырь Энрякудзи развивался . Его деятельность не исчерпывалась только войной и религиозными обрядами.

В 80-х годах XIII века данный монастырь осуществлял контроль около 90% процентов производства саке в Киото.

Энрякудзи кроме этого был монополистом в делах, которые связаны с взысканием и ростовщичеством долгов на территории столицы. Но не только Киото был под влиянием секты Тэндай – сохэи с гор обладали громадным числом недвижимости на всей территории Японии. Императорская семья опасалась бешенства горных монахов как огня.

Кроме того сёгун предпочитал без сильной потребности не вступать с их настоятелем в несоответствие.

Фактически бесконечная власть горы Хиэй продлилась впредь до эры Сэнгоку (1476–1603 гг.).

Оружие, мотивация и экипировка

Перед тем как продолжить рассказ о монахах-солдатах, нужно мало ознакомиться с их обмундированием, оружием, и обстоятельствами, по которым люди выбирали для себя подобный путь. Благодаря литературным и изобразительным источникам, дошедшим до наших дней, мы можем приблизительно представить, как смотрелись монахи-солдаты.

Основной частью их костюма было кимоно жёлто-коричневого, шафранового либо белого цвета. Поверх кимоно надевалась куртка из узкой полупрозрачной ткани. На ногах были или белые соломенные сандалии и носки, или надетые поверх носков гетры и древесные сабо (гета).

Бритую голову сохэя покрывал капюшон либо белая лента – хатимаки.

Что касается защиты, то она могла быть как самой простой, в виде панциря с кожаными либо железными пластинами, перевязанными шёлковыми шнурами, так и более дорогой, в виде полноценного самурайского облачения.

На переднем замысле – легендарный монах-солдат Сайто-но Мусасибо Бэнкэй
http://nihon-no-katchu.com

Кроме классических клинков и луков, громадной популярностью среди сохэев пользовалась нагината. Это оружие складывалось из долгого меча наподобие меча, что насаживался на долгое древко. Форма меча могла быть различной. Видятся образцы, где меч немногим меньше древка, но поздние нагинаты имели относительно маленькое лезвие при удлинённом древке.

Нагината превосходно доходила как для боя с пешим соперником, так и для сражения с наездником.

В последнем случае при помощи этого оружия лошади подрезали сухожилия – наездник падал, и его добивали.

По словам летописцев, многие сохэи крепили к доспехам флаги с сутрами либо буддийскими знаками. Кроме этого видятся упоминания о том, что на протяжении боя монахи просматривали мантры, призывая Будду. Представьте себе монаха, облачённого в доспехи, раскручивающего нагинату и звучно просматривающего сутры – вероятнее, он создавал на соперника яркое впечатление!

Монахи-солдаты стали одними из первых, кто взял на вооружение аркебузы. Так как в средневековой Японии применение огнестрельного оружия было нереально без строгой дисциплины, возможно сделать вывод, что сохэи имели хорошую организационную структуру.

Монахи-солдаты школы Хокке-сю обороняют Киото от Икко-икки, 1528 год. Живописец Уэйн Рейнольдс

Что касается обстоятельств вступления в секты воинствующих монахов – как и при с ранними асигару, они были разными. Многие, в особенности во время Сэнгоку, были действительно верующими и вычисляли такое служение своим долгом, но виделись и те, кто разбогатеть либо прятался от правосудия за стенками храма. Не обращая внимания на все императорские распоряжения, ни даймё, ни сам сёгун не решались портить отношения с сохэями и потребовать у них выдачи того либо иного человека.

Особенный интерес воображают монахи-самураи. Эти бойцы значительно чаще сражались в составе регулярной армии даймё, но делали это по религиозным соображениям. Но пребывали и те, кто вместо служения господину выбирал путь монаха-солдата – такие самураи были в рядах общины Икко-икки, о которой будет поведано потом.

Монахи-солдаты во время Сэнгоку

В то время, когда Япония погрузилась в пучину междоусобной резни, в стране начали появляться новые и всё новые буддийские секты. Они не имели ничего общего со ветхими школами буддизма, поскольку распространяли собственные учения среди крестьян и воспитывали не монахов, а настоящих фанатиков, готовых без колебания дать жизнь за убеждения. Большая часть из приверженцев новой волны воинствующих монахов были участниками секты Синсю – не смотря на то, что именовать их монахами не совсем правильно, поскольку они не являлись ими официально, но ревностно выполняли все надеющиеся ритуалы, и их набожность имела возможность соперничать только с боевыми навыками.

Потом фанатики образовали общину называющиеся Икко-икки. Это наименование имеет два перевода. Первый – «альянс верных», а второй – «восстание верных».

По многим причинам фавориты общины в конце XV столетия были вынуждены бежать из Киото на север провинции Кага.

Тут они совершили то, о чём раньше никто не имел возможность и поразмыслить. Собрав новых последователей, монахи Икко-икки вступили в войну с двумя враждующими между собой самурайскими кланами, разбили их и основали собственное собственное государство. Это первенствовалав истории Японии провинция, власть в которой принадлежала не самурайскому сословию.

После этого Икко-икки распространила собственное влияние за пределы провинции Кага и на протяжении многих лет стала силой, с которой необходимо было принимать во внимание.

Но фанатики допустили неточность. В собственном рвении увеличить территорию влияния они вклинились в почвы Иэясу Токугавы. Тот, не хотя участи Каги, вступил с ними в войну.

На счастье Иэясу, к моменту первого сражения в первой половине 60-ых годов XVI века большая часть самураев из секты Синсю предпочло клятву верности даймё своим религиозным убеждениям и выступили на его стороне. С этого момента война для оставшихся в Икко-икки крестьян получила классовый оттенок.

Кроме самураев, на стороне даймё выступила его личная буддийская секта Дзёдо-сю. С их помощью Токугава сохранил свои земли и подорвал авторитет Икко-икки.

В это же время, монахам из Энрякудзи надоело, что сперва в Киото пришли фанатики-крестьяне Икко-икки, а сейчас в том месте объявились фундаменталисты из секты Лотоса. Исходя из этого как-то ночью они очень тихо спустились с гор и перебили всех бойцов Лотоса, а их храмы сожгли. Совсем секту Лотоса добил Нобунага Ода, что во второй половине 60-ых годов шестнадцатого века завладел столицей.

Нобунага кроме этого не нравился монахам с горы, исходя из этого они объединились с двумя враждебными для него кланами – Асаи и Асакура.

Но этим они подписали себе смертный решение суда.

Тренировка монахов-солдат в монастыре Негородзи, около 1570 года. Живописец Уэйн Рейнольдс

29 сентября 1571 года Нобунага Ода оцепил гору силами 30 тысяч солдат. После этого он начал сжимать кольцо, сжигая всё на своём пути. Так как в Хиэй не было ни неестественных, ни естественных упрочнений, к вечеру уже сам монастырь Энрякудзи был охвачен пламенем.

Целый последующий сутки воины занимались охотой на сохранившихся.

В соответствии с примерным подсчётам, за два дня штурма горы Хиэй погибло 20 тысяч её обитателей. Кто-то из летописцев написал: «Со временем на горе снова выросли деревья и показались постройки, но боевой дух покинул эти места окончательно».

Через девять лет кровопролитной войны перед Нобунагой Ода сдались и монахи-солдаты из Икко-икки. По личной просьбе императора он не стал казнить главу этого перемещения, а забрал с него клятву, что он и его фанатики будут правильно помогать императорской семье.

Финиш эры сохэев

По окончании смерти лорда Нобунаги к власти пришёл Хидэёси Тоётоми. Монахи Икко-икки, верные клятве, выступили против его неприятелей, чем и заслужили благосклонность нового правителя. Последним прибежищем сопротивления был Негородзи и соседствовавшие с ним монастыри.

Тут оставались последние представители секты Тэндай, каковые поддерживали Иэясу Токугаву. По различным подсчётам, общее колличество армий в этом районе составляла от 30 до 50 тысяч людей. Хидэёси послал в том направлении 60 тысяч солдат.

В то время, когда правительственные армии подошли к городу, воины получили приказ сжечь постройки в Нигородзи, а всех, кто спасается от пожара, убивать на месте. К тому времени большинство монахов уже скрылась в замке Ота. Хидэёси осознавал, что при штурме монахи смогут дать сильный отпор, исходя из этого отправился на хитрость. По приказу Тоётоми Хидэёси была уничтожена близлежащая плотина. Вода подтопила замок и стёрла с лица земли в том месте все запасы провизии.

Начался голод, и гарнизон сдался.

Около 50 самых верных участников секты Тэндай, не в силах терпеть позор, сделали себе сэппуку. Всем самураям остекли голову, а крестьян, детей и женщин отпустили.

Сохэй в схватке с самураем
http://samuraiantiqueworld.proboards.com

На этом закончилась эра воинствующих монахов в Японии. По окончании «Эдикта о разделении» все сохэи, среди них и те, кто выжил по окончании уничтожения собственных монастырей, больше не могли стать простыми монахами, кроме этого как и не могли заняться земледелием, исходя из этого они были вынуждены вступить в ряды первой опытной японской армии. Они, как и асигару, потом стали младшей прослойкой самурайского общества.

Перечень использованной литературы:

  1. Stephen Turnbull, «Japanese warrior monks, 949–1603» — «Warrior» № 70, 2003, UK, Osprey Publishing ЛТД.
  2. Трубникова Н. Н. «Монахи-солдаты». Электронный источник.
  3. «Сохэи». Электронный источник.

Суфий про буддистов: эти атеисты не понимают что Будда пытался спасти их души от адских миров(планет


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Вселенная преподобного эванса 2 страница

    Галлей был необыкновенной личностью. На своем долгом и плодотворном жизненном пути ему доводилось быть морским капитаном, картографом, доктором наук…

  • Глава 13. music for the masses

    Глава о том, из-за чего Гор не желал на долгое время задерживаться в Лондоне, о том, что связывало его с Марком Кнопфлером, и как с его помощью на…

  • Возлюбившие войну

    В соответствии с общепринятому точке зрения, образ девы-воительницы начал проникать в массовую культуру в 70-х годах XX века, поскольку как раз в это…

  • Неправильные войны

    Война – ужасное дело, и с этим ненужно спорить. Но в истории существует множество вооружённых распрей, каковые в противном случае как «необычными»…