Война диаспоры и восстание бар-кохбы

В 75 году Иосиф Флавий создал первый написанный на арамейском языке вариант «Иудейской войны». Данный текст создатель послал иудеям Вавилонии, дабы трагическая гибель и ужасная судьба единоплеменников послужила им предостережением. Иудеи диаспоры не оказали иудейским повстанцам той помощи, на которую они рассчитывали, ограничившись только посылкой на фронт добровольцев.

Но через поколение территории диаспоры стали ареной новой схватки иудеев с Римом.

Иудея по окончании подавления восстания

Долгая война иудеев за независимость от Рима завершилась трагедией. Иерусалим был уничтожен, а Храм — центр религиозной и политике иудейского народа — сожжён. На руинах города был основан армейский лагерь, в котором разместился Х Стремительный легион.

Вместе с некоторыми запасными отрядами он должен был защищать порядок в стране.


Денарий Веспасиана с изображением пленённой Иудеи

В случае если до войны Иудея управлялась прокураторами из наездников, то сейчас во главе провинции поставили наместник из сенаторского сословия, что по совместительству кроме этого руководил легионом. Остатки местного самоуправления воображал Синедрион в Ямнии, что делал роль арбитра в религиозных и светских спорах.Война диаспоры и восстание бар-кохбы Он кроме этого был в праве назначения на второстепенные судебные и административные должности.

Завоёванную страну Веспасиан заявил собственной собственностью. За право пользоваться собственными наделами обладатели должны были платить особенную подать в императорскую казну. Почвы, принадлежавшие обитателям Эммауса, конфисковали и распределили среди 800 колонистов из отставных армейских.

Подать, которую прежде иудеи платили в размере двух драхм в год в пользу Иерусалимского храма, Веспасиан вынудил вносить в казну храма Юпитера Капитолийского, а практически также в императорскую казну.

Эти поборы приводили к большому недовольству иудейского населения Римской империи не столько из-за их тяжести, сколько из-за их дискриминационного характера.

Диаспора

Со времён завоеваний Александра Великого в восточной части Средиземноморья существовала бессчётная иудейская диаспора. В солидном числе иудеи жили в Вавилонии, Малой Азии, в Египте и Сирии. Много их было кроме этого в Киренаике, на островах Эгейского моря, в Греции а также в Африке, Испании и Италии.

В Египте их жило свыше миллиона человек.

Из них около 100 тысяч — в Александрии, где они населяли два городских района из пяти.

Древняя Александрия, современная реконструкция

Среди иудеев диаспоры были госслужащие, солдаты, ремесленники, крестьяне, реже торговцы либо ростовщики. Живя в чужой среде и неизменно контактируя с иноверцами, египетские иудеи неспешно эллинизировались. Арамейский язык выходил из потребления, заменяясь греческим.

Большая часть упомянутых в надписях на папирусах лиц носили греческие имена.

Из-за закрытого характера общин отношения иудеев с соседями в местах их компактного проживания часто были конфликтными. В 38 году в Александрии случился один из первых известных погромов. Римский наместник Аквилий Флакк сначала отстранился от пресечения злодеяний, а после этого под влиянием погромщиков принял последовательность репрессий, включая насильственное выселение иудеев в ветхий квартал, обыски в их зданиях, запрещение субботы, помещение императорских изображений в синагогах и т. д. Посланное иудеями к Калигуле консульство с жалобой на случившееся не имело успеха и привело лишь к новым издевательствам.

С началом восстания в Иудее в 66 году в Александрии случились новые беспокойства. По окончании смерти нескольких людей александрийские иудеи взялись за оружие. Наместник провинции Тиберий Александр ввёл войска на территорию иудейского квартала и привёл к подкреплению из соседней Ливии.

Воины убивали всех встречных без разбора, грабили жилища, а после этого их поджигали. В течение нескольких суток кровавого кошмара на улицах города было убито до 50 000 человек.

Фреска из иудейской синагоги в Дура-Европосе показывает образ судьбы, внешний вид и одежду месопотамских иудеев

Репрессии, обрушившиеся на иудеев по окончании подавления восстания, затронули кроме этого и египетских иудеев. В 73 году был закрыт старейший и наибольший иудейский храм в стране, расположенный в так именуемом Онийском округе, а его достатки были конфискованы. Репрессиям по подозрению в сочувствии к восставшим подвергся последовательность известный лиц иудейской общины, их собственность кроме этого конфисковали.

Восстание в Месопотамии

Восстание иудеев диаспоры в 115–117 годах очень слабо освещено в источниках. Кассий Дион, Евсевий Кесарийский и Павел Орозий обрисовывают разрозненные события, каковые в сумме дают картину широкомасштабных беспокойств, фактически в один момент прокатившихся по практически всем восточных провинций Римской империи. Главным центром повстанческого перемещения, по-видимому, были иудейские общины Вавилонии, после этого оно распространилось в западном направлении.

Началу восстания конкретно предшествовала война, которую в 114–116 годах император Марк Ульпий Траян вёл против вести войну. Эта война ознаменовалась широкомасштабными римскими завоеваниями на территории Армении и Месопотамии.

Уже в 115 году громаднейшее сопротивление римлянам оказала Адиабена, правители которой за 100 лет до того приняли иудаизм, и Нисибис, населённый в основном иудеями. В 116 году, в то время, когда римская армия, заняв Вавилонию, вышла к берегам Персидского залива, в её тылу вспыхнуло восстание. Его подняли обитатели Нисибиса, Нагардеи, Ктесифона, Селевкии-на-Тигре, и вторых городов только что завоёванных областей.

Мавританские наездники на рельефе колонны Траяна в Риме.
Лузий Квиет происходил из Мавритании и сражался в римской армии во главе собранной из его соотечественников мавританской конницы. На протяжении Дакийской и Парфянской войн мавританские наездники стяжали себе громкую славу умелых и ожесточённых бойцов

Восстание купило очень страшный для римлян темперамент. Поддерживая действия мятежников, на север Месопотамии вторглась парфянская армия, которая перерезала растянувшиеся на 600 км римские коммуникации. Парфянам удалось победитьотправленному против них Лаппию Максиму, причём сам он пал на поле битвы.

Лузий Квиет, второй римский полководец, действовал более решительно и удачно. В конечном счете ему удалось захватить и сжечь дотла центры восставших Нисибис и Эдессу.

Тем временем Эруций Клар вернул под римский контроль Селевкию-на-Тигре, устроив наряду с этим резню среди населения. Тысячи иудеев поплатились судьбой за участие в беспокойствах.

Восстание в Киренаике, Египте и на Кипре

Ещё одним очагом восстания стала Киренаика, откуда оно распространилось на Египет. Собственного предводителя, которого Евсевий именует Лукой, а Кассий Дион — Андреем, мятежники провозгласили царём, что говорит о мессианских ожиданиях в их среде.

Восстание сопровождалось истреблением эллинизированного населения. Согласно данным Кассия Диона, от рук мятежников погибло не меньше 220 000 «язычников», страна была опустошена, и её было нужно заселять заново при помощи колонистов. Партизаны не только убивали, но и пытали собственных жертв: заставляли их биться между собой наподобие гладиаторов, бросали диким животным, сдирали с них кожу и подпоясывались их кишками.

Разрушению подвергались языческие храмы Аполлона, Артемиды, Деметры, Плутона, Изиды и Гекаты, каковые потом было нужно восстанавливать.

Территории, охваченные восстанием Диаспоры

Из Кирены партизаны двинулись в направлении Египта. Их отряды начали появляться в равнине Нила, попадая на юг впредь до Фив. Египетский наместник Марк Рутилий Луп имевшиеся у него XXII Дейотаров и III Киренаикский легионы послал для защиты переправы через Нил у Мемфиса, а против главных сил повстанцев выставил только не сильный заслон к западу от Александрии.

Восставшие легко опрокинули эти силы.

Остатки разбитых отрядов наместника отошли в Александрию и напали на иудеев города. Те в ответ кроме этого взялись за оружие. Им на помощь пришли единоплеменники из сельской местности.

На пара дней Александрия перешла в руки восставших.

Греческому населению было нужно, запершись в собственных кварталах, сражаться за судьбу. Часть города была серьёзно уничтожена.

В один момент с началом восстания в Киренаике за оружие взялись иудеи на Кипре. Они выбрали своим предводителем некоего Артемия и по примеру собственных киренаикских единоплеменников стали вырезать нееврейских соседей. В следствии последовавших после этого боевых действий погибло около 240 000 человек, уничтожена была столица провинции Саламин.

Наконец, и в самой Иудее кроме этого вспыхнуло восстание, во главе которого находились бежавшие из Александрии братья Папос и Юлиан.

Подавление восстания

Для восстановления порядка в охваченных восстанием провинциях Траян в 117 году отправил в Египет и Киренаику Квинта Марция Турбона с VII Клавдия легионом, всадниками и боевыми судами. По окончании ожесточённых битв, стоивших судьбы тысячам мятежников, Турбону удалось вернуть во вверенных ему провинциях порядок. О судьбе царя восставших Луки-Андрея ничего неизвестно.

Самый возможно, что он погиб либо казнён вместе с множеством собственных последователей.

В один момент Луций Север вернул порядок на Кипре. Иудеев изгнали с острова и в будущем им под страхом смертной казни запрещалось ступать на его берег. Руководство в Иудее поручили ожесточённому Лузию Квиету, начальнику мавританской конницы, в основном важному за подавление восстания в Месопотамии.

За маленький срок ему удалось рассеять отряды повстанцев, закрыть их в Лидде и путём лишений и голода вынудить сложить оружие. Предводители восставших и множество их последователей были обезглавлены.

Медная статуя Адриана, найденная в Телль Шалеме (Израиль), в лагере VI Металлического легиона

Не смотря на то, что римлянам в итоге удалось совладать с восстанием и забрать под контроль отпавшие от них было территории, одним из его последствий был отказ Адриана от территориальных приобретений, сделанных его предшественником. Когда Адриан вступил на престол, он срочно подписал мирный договор с парфянским царем, вернув Хосрову завоёванные области и вернул ранее существовавшую на территории Месопотамии совокупность буферных царств под управлением местных династов.

Восстание Бар-Кохбы

Солидную часть правления Адриан совершил в разъездах по империи. Два раза, в 122 и в 129–131 годах, он посетил восточные провинции. На протяжении путешествий император обширно субсидировал городское строительство.

Среди иудейского населения провинций обширно распространились слухи о его намерении вернуть Иерусалимский храм, но подтверждения они не взяли.

В 130 году Адриан посетил лежавший в руинах Иерусалим. По его приказу на месте ветхого города основали новый, что должен был стать колонией выходивших в отставку ветеранов Х легиона. По имени создателя городу желали присвоить имя Элия Капитолина.

Его украшением, по плану императора, должно было стать святилище Юпитера Капитолийского, воздвигнутое на вершине Храмовой горы. Строительство его на священном месте наровне с введённым запретом на обрезание очень обидело религиозные эмоции иудеев и стало предпосылкой для их нового выступления.

В отличие от восстания 116–117 годов, стихийного выражения протеста, в этом случае иудеи в течение последовательности лет энергично подготавливались к борьбе. В соответствии с сообщению Кассия Диона, они специально не хорошо изготавливали оружие, которое им заказывали римские власти, дабы сохранить его у себя, как клиент его забракует. Иудеи кроме этого усиливали горные пещеры и соединяли их между собой подземными ходами на случай бегства от преследователей.

Во главе подготовки к восстанию стоял умелый фаворит Симон Бар-Косиба, взявший от своих последователей имя Бар-Кохба («Сын звезды»), показывавшее на мессианский темперамент его фигуры. Громадное значение для распространения восстания имела помощь этих представлений со стороны признанного фаворита духовенства Рабби Акивы. Именно поэтому выступление мятежников превратилось в фанатичную борьбу на уничтожение.

Элия Капитолина, выстроенная Адрианом на месте уничтоженного Иерусалима.
Городская планировка соответствует эллинистическим градостроительным традициям и так же, как и прежде отражается в планировке современного Ветхого города в Иерусалиме

Восстание началось в 132 году в Модиине, где за 300 лет до того вспыхнуло восстание Маккавеев. Ярким толчком к выступлению, в соответствии с легенде, послужило наступление римских воинов на свадебную процессию. Затем беспокойства скоро охватили всю провинцию.

Партизаны умело использовали партизанскую тактику и одержали последовательность больших удач. Под их контроль перешли большую территорию.

Успеху восстания содействовала недооценка серьёзности обстановки со стороны римского наместника Тинния Руфа. Его неудачи неспешно встревожили императора, и в 133 году в провинцию с подкреплениями прибыл сирийский наместник Публий Марцелл. Его появление кроме этого не смогло поменять положения дел в пользу римских армий.

На время под контроль восставших перешёл кроме того Иерусалим, где Бар-Кохба официально провозгласил себя царём Израиля.

Осознав серьёзность обстановки, Адриан кинул на подавление восстания все силы. Кроме размещавшегося на территории Иудеи X Стремительного легиона ко мне перебросили VI Металлический и XXII Дейотара легионы, и вексилляции девяти вторых легионов из соседних провинций, не меньше 12 ал конницы и 3 вспомогательных когорт. Так, численность собранной в Иудее римской армии превышала 60 000 человек.

Во главе этих сил в декабре 133 года был поставлен лучший полководец империи Секст Юлий Север, которого в спешном порядке отозвали из Британии. Севера сопровождал Квинт Лоллий Урбик, бывший до того наместником Нижней Германии, и Гатерий Непот, наместник Аравии. Не обращая внимания на такое скопление сил, борьба продолжительно велась с переменным успехом.

Перед тем как одержать решительную победу, римский полководец выдержал 54 сражения.

Считается, что к этому времени относится утрата XXII Дейотара легиона, что уничтожили восставшие.

Император Адриан, попирающий побежденного варвара.
Музей римской цивилизации, Рим

В 135 году к фронту боевых действий прибыл сам император Адриан. К тому моменту Север разгромил повстанцев, Бар-Кохба с остатками собственных солдат был закрыт в крепости Бетар (на данный момент Хирбет аль-Яхуд), где самоотверженно выдерживал продолжительную осаду.

Израильские учёные в первой половине 60-ых годов двадцатого века нашли в пещере Нахал Хебер неподалеку от Мёртвого моря 15 писем, посланных Бар-Кохбой своим последователям Ионафану и Масабале. Последнее из них датируется ноябрём 135 года (незадолго до падения цитадели восставших). Эти письма подтверждают образ Бар-Кохбы как жёсткого, властного человека, авторитарного фаворита, что представлен в Талмуде.

По легенде Бетар пал 11 июля 136 года, в тот же сутки, в то время, когда был уничтожен Иерусалимский храм.

Бар-Кохба и все его приверженцы, сопротивлявшиеся до последнего, погибли в сражении. С падением Бетара кровопролитная война закончилась. Римляне без громадного труда стёрли с лица земли последние небольшие отряды мятежников, скрывавшихсяв пещерах в районе Мёртвого моря.

Последствия восстания

Римляне с неслыханной жестокостью расправились с побеждёнными. Кассий Дион информирует о разрушении 50 городов и 985 сёл. От рук римских воинов погибло 580 000 человек, практически столько же было уведено в рабство либо погибло от голода и болезней.

Почва лишилась собственных садов и деревьев, которыми она прежде славилась, и напоминала пустыню. Тела погибших мятежников власти запретили хоронить. Только по окончании продолжительного времени это произошло.

Римляне казнили 8 поддержавших восстание участников синедриона, среди них Раби Акибу, чье тело было растерзано металлическими клещами.

Мозаика из Галилеи, изображающая трофеи и Давида, забранные им у Голиафа

Римский гарнизон провинции был существенно усилен. В дополнение к Х Стремительному легиону, чей лагерь пребывал в Иерусалиме, ко мне перевели VI Металлический легион, взявший новую стоянку недалеко от эль-Леджуна неподалеку от старого Мегиддо. Иерусалим перестроили в Элию Капитолину, а иудеям под страхом смерти запретили приближаться к городу.

Литература:

  1. Bar Kokhba reconsidered. Peter Schafer (editor). Tubingen: Mohr: 2003.
  2. Bloom J. J. The Jewish Revolts against Rome, A.D. 66–135. A Military Analysis. – London, 2010. – 286 p.
  3. Eshel H. The Bar Kochba revolt, 132–135 // The Cambridge History of Judaism. Vol. 4. W.D. Davies, L. Finkelstein, S.T. Katz (eds.). Cambridge University Press, 1984, pp.105–127.
  4. Лившиц Г. М. Классовая борьба в восстания и Иудей против Рима. К проблеме социально-экономического строя римских провинций. Минск, 1957, 435 с.
  5. Ранович А. Б. Восточные провинции Римской империи в I – III вв. – М.: Издательство АН СССР, 1949. – 273 с.
  6. Фолкнер Н. Апокалипсис, либо Первая иудейская война. М.: Вече, 2006, 480 с.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: