Война красных роботов: darpa по-коммунистически

    Подпись Ленина создавала волшебное воздействие, и Владимиру Бекаури удалось создать личный университет
    «Особенное техническое бюро по армейским изобретениям особого назначения», а сокращенно «Остехбюро»
    Мало кто знает, что первая АПЛ показалась задолго до известного «Ленинского комсомола». Само собой очевидно, появилась она в стенках «Остехбюро»
    Тяжелый бомбардировщик ТераБайт-1: по окончании принятия его на вооружение в СССР стали создаваться первые авиационные бригады тяжелобомбардировочной авиации.

Не считая сухопутного выпускался кроме этого поплавковый вариант ТераБайт-1П. Производство их закончилось в 1932 г.
Снятые с оружия, они еще продолжительное время употреблялись в качестве транспортных самолетов, именовавшихся Г-1.

    Всего самолетов этого типа было выстроено 216
    В «Остехбюро» проектировался «телемеханический» самолет, что имел возможность в телеуправляемом режиме лететь по сигналам радиомаяков. На вооружение «телемеханический РД» должен был поступить именно во второй половине 30-ых годов XX века. Стартовав с подмосковного аэропорта Монино, эта машина имела возможность доставить полтонны взрывчатки в любую точку Северного полушария — на 30 лет раньше межконтинентальных самолетов-снарядов «Снарк», «Буран» и «Буря»

Война красных роботов: darpa по-коммунистически

Летом 1920 года случилась встреча В.И. Ленина с безвестным изобретателем Владимиром Бекаури. Визит был серьёзным и тайным, посему сведения о нем, конечно, не вошли в бессчётные труды, посвященные биографии великого вождя революции. Разговор шел о совокупности электрической сигнализации для металлических сейфов.

Известно, а также на недавних примерах, что борцы за гласность и свободу, придя к власти, засекречивают все, что возможно и что запрещено.

Электрическая сигнализация на сейфах показалась Ленину «архиважной».

Военно-тайный темперамент

Средства на сигнализацию были выделены. Действовала совокупность безотказно, и сейчас вождь мог быть спокоен за собственные тайны. Но Бекаури не унимается и опять обращается к Ленину, но на этот раз с предложением создать телеуправляемое оружие, талантливое сокрушить флот и армию любого империалистического страны.

Вождь не забывал о сейфах и с ходу подмахнул обороны Совета и мандат труда. Полномочие гласил: «Дан изобретателю Владимиру Ивановичу Бекаури в том, что ему поручено осуществление без промедлений его, Бекаури, изобретения военно-тайного характера». Подпись Ленина создавала волшебное воздействие на военных и совслужащих, и Бекаури удалось создать личный университет — «Особенное техническое бюро по армейским изобретениям особого назначения», а сокращенно «Остехбюро».

«Остехбюро» передали строение по адресу: Петроград, ул. Госпитальная, д. 3/8. На 3-м этаже этого строения Бекаури устроил себе кабинет. (Кстати, на данный момент его занимает директор ЦНИИ «Гранит».) В «Остехбюро» переводят лучших петроградских экспертов в области радиотехники, электрических автомобилей и т. д. А 7 февраля 1922 года ему передают завод Пеко, переименованный в «Красный изобретатель».

Персональная эскадра

18 августа 1921 года Бекаури издает приказ № 2, в соответствии с которому в «Остехбюро» было образовано 6 отделений: особое, авиационное, подводного плавания, взрывчатых веществ, электромеханическое и экспериментальных изучений. Так, Бекаури брался за задачи, посильные лишь целой группе научно-исследовательских университетов. И результаты не вынудили себя ожидать.

В сентябре 1922 года в умелом бассейне в Петрограде Бекаури совершил опробования мин ВУ, управляемых звуковым знаком. В один момент началось формирование воздушной и морской эскадры (!) Остехбюро: в декабре 1922 года завод «Красный летчик» передал для опытов самолет № 4 «Хендли Пейдж», в феврале 1924-го ВМС передали тральщик «Микула», а чуть позднее эсминец «Сибирский стрелок» (переименованный в «Конструктор») и корабль «Инженер».

На 1925/26 денежный год «Остехбюро» выделено 3571 млн. рублей, включая 1 миллион, выплаченный лично Бекаури. На 4 февраля 1927 года в «Остехбюро» числилось 447 человек, из них 78 кандидатов и членов в участников партии. Для того времени это был громадный коллектив.

Кроме того такие гиганты, как Обуховский и Путиловский фабрики, имели к 1917 году не более 40 проектантов.

Рекорд дальности

Нежданно Бекаури загорелся идеей тяжелого самолета. Сначала желали заказать его в Англии, но заказ сорвался, и в начале 1924 года он был размещен в ЦАГИ. Проектирование тяжелого бомбардировщика, взявшего наименование АНТ-4, а позднее — ТераБайт-1, было поручено Андрею Туполеву.

В 1925 году Бекаури поручил ЦАГИ начать работы по проектированию четырехмоторного военного самолета ТераБайт-3РТ3, что снова же поручили Туполеву. Позднее самолет взял обозначение АНТ-6 и ТераБайт-3. Самое увлекательное, что руководство ВВС первое время не знало о работах ни над ТераБайт-1, ни над ТераБайт-3.

Научно-технический комитет ВВС показал интерес к АНТ-6 только в июне 1926 года.

В июне 1937-го Чкалов, Беляков и Байдуков на самолете РД выполнили рекордный перелет из Москвы в Соединенных Штатах (Портленд) через Северный полюс, покрыв расстояние около 10 тысяч километров за 63 часа 25 мин.. Месяцем позднее второй самолет РД выполнил новый рекордный перелет Москва — Сан-Джасинто, 11,5 тысяч километров за 62 часа 17 мин..

Продолжительное время историки ломали голову — для чего нищей стране потребовалось тратить большие ресурсы для установления рекордов? Версия о том, что рекордные самолеты возможно было применять в качестве бомбардировщиков, не выдерживала критики. РД был тихоходной и маломаневренной махиной, развивавшей скорость всего 246 км/ч, а для старта ей требовалась цементная полоса длиной 3−4 км.

Увидим, что тогда все армейские самолеты действовали с грунтовых аэропортов.

Самолеты-роботы

Автору удалось отыскать в архиве документ, раскрывающий основное назначение самолетов РД. Выясняется в «Остехбюро» проектировался «телемеханический» самолет, что имел возможность в телеуправляемом режиме лететь по сигналам радиомаяков. На вооружение «телемеханический РД» должен был поступить именно во второй половине 30-ых годов XX века.

Стартовав с подмосковного аэропорта Монино, эта машина имела возможность доставить полтонны взрывчатки в любую точку Северного полушария — на 30 лет раньше межконтинентальных самолетов-снарядов «Снарк», «Буран» и «Буря».

Торпеды

Но радиоуправляемыми самолетами Бекаури не ограничился. Тут же появилась мысль приделать радиоуправление к торпедам и морским минам. Бумага с волшебной подписью Ленина делала собственный дело: во второй половине 20-ых годов XX века в распоряжение «Остехбюро» был передан ленинградский завод «Торпедо».

Для торпед и сбрасывания мин для «Остехбюро» закупили в Англии два торпедоносца Blackburn Swift и два германских гидросамолета ЮГ-1 конструкции Юнкерса. Позднее употреблялись бомбардировщики ТераБайт-1 как в колесном, так и в поплавковом вариантах. Для собственной авиации «Остехбюро» взяло пара аэропортов.

Сведения о созданных по данной программе радиоуправляемых торпедах «Акула-1» и «Акула-2» сохраняються в тайне до сих пор. Известно только, что с 26 августа по 30 октября 1935 года «Остехбюро» удачно совершило их заводские опробования в Петрозаводской губе. По итогам заводских опробований «Акулу-2» решили передать на войсковые опробования.

Управление торпедами производилось с самолета.

Первая АПЛ

Мало кто знает, что первая АПЛ показалась задолго до известного «Ленинского комсомола». Само собой очевидно, появилась она в стенках «Остехбюро». Было, действительно, одно «но»: сокращение расшифровывалась не как «ядерная», а как «независимая подлодка».

Для их разработки в начале 1934 года в «Остехбюро» был создан особый отдел. Руководил им инженер Ф.В. Щукин. В отделе в 1934—1936 годах параллельно проектировались: независимое подводное особое судно (АПСС); независимая подлодка (АПЛ); радиотелеуправляемая подлодка и малая подлодка водоизмещением 60 т.

АПСС представляла собой сверхмалую (надводное водоизмещение 7,2 т, подводное — 8,5 т) подлодку, вооруженную одним носовым неподвижным торпедным аппаратом. Управлялась АПСС двумя вариантами: простым (единственным участником ее экипажа) и дистанционным.

В последнем случае прорабатывалась возможность управления АПСС с так называемых «водителей» — надводных судов либо самолетов. «Волновое управление» должно было осуществляться посредством установленной на этих «водителях» особой аппаратуры «Кварц», созданной экспертами того же «Остехбюро». В «телемеханическом» варианте АПСС вместо торпеды несла установленный на ее месте заряд взрывчатки весом 500 кг.

В том же 1935 году, в то время, когда проектирование АПСС было завершено, приступили к постройке лодок на Ленинградском судостроительно-механическом заводе № 196 «Судомех». Были выстроены сходу две лодки проекта, каковые во второй половине 30-ых годов двадцатого века проходили заводские опробования. Увы, дальше заводских опробований дело не пошло.

Куда после этого провалились сквозь землю оба примера АПСС — остается только предпологать.

Подводный пигмей

На том же заводе была выстроена и независимая подлодка «Пигмей». Надводное водоизмещение «Пигмея» составляло 18,6 т, протяженность — 16 м, ширина — 2,62 м. Скорость надводная — 5 узлов, подводная — 6 узлов. Дальность плавания экономическим ходом 290/60# миль (540/110 км). (По другим сведеньям дальность плавания экономическим подводным ходом составляла 18 миль — 33 км.) Предельная глубина погружения — 30 м. Автономность — 3 дней.

Экипаж — 4 человека. «Пигмей» был вооружен двумя 450-мм торпедными аппаратами (бортовыми, с открытым хранением торпед) и одним 7,62-мм пулеметом.

Лодку по железной дороге доставили в Севастополь, где она в октябре 1936 года под условным наименованием «Подлодка ‘Остехбюро’ прошла опробования. Руководил «Пигмеем» лейтенантБ.А. Успенский.

Опробования продемонстрировали, что управление «Пигмеем» по радио с самолета фактически нереально, и его стали испытывать как простую сверхмалую подлодку с экипажем на борту.

Не обращая внимания на последовательность распознанных недочётов «Пигмея», управление ВМС РККА решило о постройке серии из 10 сверхмалых подводных лодок этого типа со сдачей первых шести до конца 1936 года, а всей серии — во второй половине 30-ых годов XX века. Пара «Пигмеев» начали строиться на «Судомехе» в Ленинграде, но так и не были «доведены до боеспособного состояния».

К началу ВОВ АПЛ «Пигмей» официально числилась за наркоматом ВМФ как умелая подлодка. В строй она официально не вводилась, в состав какого-либо из флотов не зачислялась и хранилась на берегу. По одним данным, АПЛ «Пигмей» так и оставили на бывшей Севастопольской базе «Остехбюро» в Балаклаве, по вторым — перевезли в Феодосию, где установили на территории испытательной базы морского оружия народного комиссариата ВМФ.

Летом 1942 года «Пигмей» был в руках немцев. В августе 1942-го лодку с громадным интересом осмотрели итальянские офицеры — начальники сверхмалых подводных лодок типа СВ, базировавшихся в Балаклаве. Судьба лодки малоизвестна.

Итак, ни одна телеуправляемая подлодка, равно как и телеуправляемый самолет, так и не поступили на вооружение РККА. Самого же Бекаури и его «Остехбюро» ожидал печальный финиш. Но об этом в следующей статье.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№30, апрель 2005).

Война будущего с огромными боевыми роботами. Игровой фантастический фильм Titanfall 2


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: