«Война» отто дикса

В осеннюю пору 1914 года двадцатидвухлетний студент дрезденской Высшей школы изобразительных искусств Отто Дикс добровольно записался в германскую армию. Последующие годы он практически без перерывов совершил на фронте, стал кавалером Железного Креста, очень многое заметил и пережил. Возвратившись с фронта, Дикс получил репутацию классика германской живописи и создал потрясающие антивоенные работы, каковые именуют шедеврами мирового мастерства ХХ века.

Будущее живописца

Отто Дикс, швеи заводского и сын рабочего, появился в первой половине 90-ых годов XIX века в городе Гера рядом от Лейпцига. Пролетарская семья была не чужда мастерству, и уже в юные годы Отто начал обучаться живописи. В 1910 году он смог поступить в респектабельную Высшую школу изобразительных искусств в Дрездене.

Преподавателем Дикса стал узнаваемый в Германии начала ХХ века скульптор Рихард Гур, но юный человек искал личный неповторимый стиль в духе актуального для того времени модернизма.

Любопытно, что в эру фашизма консервативный Гур скоро освоился и сделал успешную карьеру, тогда как его ученик Дикс подвергся репрессиям.

«Автопортрет мишени», 1915 год. Отто Дикс перед отправкой на фронт
Источник: wikiart.org

В осеннюю пору 1914 года студент Отто Дикс, движимый патриотическими эмоциями, записался добровольцем в артиллерию.«Война» отто дикса Годом позднее юный человек попал на Западный фронт пулемётчиком и совершил в том месте около трёх лет. В 1916 году Дикс принимал участие в битве на Сомме и был награждён Железным крестом II степени, а в 1917 пережил кошмар печально известных боев во Фландрии.

В конце 1917-начале 1918 года он недолгое время был на Восточном фронте, по окончании чего возвратился на запад и весной 1918 года принимал участие в последнем главном наступлении германской армии. В августе 1918 года Дикс был ранен, был послан в тыл, где и встретил перемирие, по окончании чего официально демобилизовался в звании вице-фельдфебеля. В 60-е годы, будучи уже пожилым человеком, Дикс утверждал, что направился на войну, хотя получить собственного рода экзистенциальный опыт:

«Я должен был пережить, каково это, в то время, когда кто-нибудь рядом со мной неожиданно падает, сраженный наповал пулей. Я должен был пережить это лично. Я желал этого. Я же вовсе не пацифист – либо однако пацифист?

Быть может, я был любопытным.

Я должен был заметить всё сам. Я таковой реалист, осознаёте ли, что обязан заметить всё собственными глазами и убедиться в этом. Я должен был погрузиться во все страшные, глубокие глубины лично».

Сразу же по окончании окончания Первой Мировой живописец возвратился к учебе в Высшей школе изобразительных искусств. Не обращая внимания на все экономические трудности и политическую нестабильность послевоенной Германии, он с головой погрузился в творчество и скоро стал одним из самых броских представителей германской богемы. Дикс увлекался самыми передовыми художественными тенденциями собственного времени (к примеру, дадаизмом), начал выставляться за границей.

В первой половине 20-ых годов XX века тринадцать работ Дикса попали на первую выставку современного германского мастерства в СССР.

«Как я смотрелся, в то время, когда был воином», 1924 год. Рисунок Отто Дикса, созданный на протяжении работы над циклом «Война»
Источник: deutsche-digitale-bibliothek.de

20-е годы общепризнанно считаются временем наивысшего расцвета творчества Отто Дикса – звезды германского экспрессионизма. Он купил множество знакомств, а также, среди влиятельных коллекционеров живописи, деятельно занимался не только творчеством, но и преподавательской работой. Его картины пользовались громадным коммерческим успехом.

Дикс жил на два дома, в Берлине и Дрездене (с 1925 года), посещал с выставками Италию, Францию, США и другие страны.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века Отто Дикс стал настоящим участником респектабельной Прусской академии искусств, что являлось символическим признанием его высокого авторитета и славы.

Все изменилось по окончании прихода к власти фашистов. Уже в 1933–1934 годах Дикса заклеймили как представителя «дегенеративного мастерства», более двухсот его работ были изъяты из коллекций и музеев, последовательность картин нацистские функционеры стёрли с лица земли. Дикс покинул преподавательскую работу, переехал в усадьбу на Швейцарии и границе Германии, где жил уединенной незаметной судьбой, удалившись во «внутреннюю эмиграцию».

Как мы знаем, что он пережил кратковременный арест гестапо – к счастью, без важных последствий. В 1945 году уже немолодого живописца мобилизовали в фольксштурм, он опять попал на фронт и ненадолго был во французском плену.

«Автопортрет военнопленного», 1947 год. Усталый и подавленный Дикс в 1945 году
Источник: wikiart.org

По окончании Второй мировой Дикс умудрялся поддерживать дружественные отношения с обоими кабинетами министров поделённой Германии. Он жил в ФРГ, но систематично посещал ГДР, приобретал награды и почетные звания, проводил выставки как на Западе, так и на Востоке. Отто Дикс умер из за остановки сердца во второй половине 60-ых годов двадцатого века.

Сейчас его работы представлены во многих респектабельных собраниях современного мастерства в мире.

Ранние картины о войне

Отто Дикс пробовал заниматься живописью на протяжении Первой Мировой, но имел для этого мало времени и возможностей. Он делал зарисовки конкретно на фронте, но карандашные рисунки и эти эскизы занимательны, в первую очередь, как материал для более зрелых работ, создававшихся в послевоенные годы.

В первые мирные годы Дикс деятельно изображал жертв войны – на какое-то время эта тема стала одной из основных в его творчестве. Покалеченные калеки были мрачной действительностью Первой мировой, в то время, когда медицина имела возможность спасти людям жизнь, но не смогла сохранить их тела. С одной стороны, физическое уродство само по себе завлекало эпатажного живописца-модерниста.

С другой – картины, запечатлевшие катастрофу калек, пробовавших возвратиться к мирной судьбе, имели очевидный социальный и гуманистический подтекст. Достаточно заявить, что по окончании 1933 года эти работы Дикса стали объектом яростного преследования со стороны фашистов как «клевета на храбрецов войны».

1/4

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

«Игроки в скат», 1920 год
Источник: wikiart.org

«Пражская улица», 1921 год
Источник: wikiart.org

«Продавец спичек», 1921 год
Источник: wikiart.org

«Калеки», 1920 год. Картинана основе этого рисунка, была стёрта с лица земли фашистами в 30-е годы
Источник: moma.org

К сожалению, до наших дней не сохранилась картина «Окоп», созданная Диксом в первой половине 20-ых годов двадцатого века и считавшаяся современниками чуть ли не лучшей его работой. Как мы знаем, что живописец запечатлел на полотне ужасающую сцену в германском окопе по окончании артиллерийского обстрела. Картина вызвала авации у ценителей мастерства и вместе с тем подверглась яростным нападкам тех, кто вычислял её позорящей храбрецов-фронтовиков.

Прославленный арт и американский критик-менеджер, первый директор нью-йоркского Музея современного мастерства Альфред Барр в первой половине 30-ых годов двадцатого века назвал эту работу «возможно, самой известной картиной, созданной в послевоенной Европе». А бургомистр Кёльна и будущий канцлер ФРГ Конрад Аденауэр в 1925 году запретил выставлять «Окоп» в собственном городе. Увы, в 30-е годы картина попала в руки фашистов и по окончании показа на «Выставке дегенеративного мастерства» провалилась сквозь землю.

Серия «Война»

В первой половине 20-ых годов XX века Дикс создал серию из 51 офорта, взявшую простое наименование «Война». По мастерству, эмоциональному накалу и шокирующей искренности она стоит в одном последовательности с легендарным циклом Гойи «Бедствия войны». Но в случае если Гойя замечал кошмары ненависти эпохи и взаимного ожесточения наполеоновских войн со стороны, то пугающие офорты Дикса базировались на личном фронтовом опыте автора.

Германский живописец прошёл через преисподняя и перенес на бумажные страницы как раз то, что видел собственными глазами. Историки мастерства отмечают потрясающую точность Дикса в изображении реалий Западного фронта Первой Мировой. Особенно впечатляет чуть ли не болезненное внимание к самым кошмарным подробностям, каковые создатель бесстрашно демонстрирует зрителю. «Оксфордский справочник по мастерству ХХ века» характеризует цикл «Война» так:

«Пожалуй, самый впечатляющий, равно как и самый шокирующий антивоенный манифест в современном мастерстве. Уровень качества настоящей неопровержимой правды, правды самого пошлого ежедневного опыта, равно как и некрасивой действительности опыта психотерапевтического – вот что дало работе силу и убедительность, аналогичных которым не имел ни один современный живописец».

Тяжело отделаться от эмоции, что работа над офортами серии «Война» стала для Дикса необычной арт-терапией, разрешившей бывшему фронтовику продемонстрировать миру то, что пряталось в глубине его души. Незадолго до смерти создатель вспоминал в одном из интервью:

«В юности ты совсем не осознаёшь, как очень сильно на тебя всё это повлияло. Но кроме того годы спустя, как минимум еще десять лет, я опять и опять видел одинаковые самые сны, в которых я обязан пробираться через уничтоженные дома, среди непроходимых руин…»

1/20

Заголовок1

Заголовок2

Заголовок3

Заголовок4

Заголовок5

Заголовок6

Заголовок7

Заголовок8

Заголовок9

Заголовок10

Заголовок11

Заголовок12

Заголовок13

Заголовок14

Заголовок15

Заголовок16

Заголовок17

Заголовок18

Заголовок19

Заголовок20

«Штурмовая несколько в газовом облаке»

«Изрытое воронками поле у Донтриена во вспышках осветительных снарядов»

«Уничтоженный окоп»

«Покойник в грязи»

«Фронтовик в Брюсселе»

«Отравленные газом. Тамлё-ла-Фос, август 1916 года»

«Труп лошади»

«Обед в окопе (высоты Лоретто)»

«Перекличка возвратившихся»

«Череп»

«Переноска раненого в лесу Отлуст»

«Мертвый часовой в окопе»

«Доставка пайков у Пилькема»

«Раненый. Осень 1916 года, Бапом»

«Танец смерти 1917»

«Блиндаж»

«Пулемётный отряд в наступлении. Сомма, ноябрь 1916 года»

«Ночная встреча с безумцем»

«Трансплантация»

«Мертвецы у позиции вблизи Таюра»

Полный цикл офортов «Война» был издан тиражом в 70 экземпляров в виде альбомов, каковые разошлись по частным и музеям коллекциям. Альбом, хранящийся в Национальной галерее Австралии (Канберра), дешёв в сети в виде PDF-файла (https://nga.gov.au/dix/slideshow.cfm).

Триптих «Окопная война»

Создав серию «Война», Дикс сообщил о Первой мировой всё, что желал, и практически десять лет эта тема не игралась заметной роли в его творчестве. Как мы упоминали выше, во второй половине 20-х годов живописец наслаждался популярностью и славой, вышедшими за пределы Германии. Но в мрачной воздухе кризиса Веймарской республики, незадолго до и на протяжении прихода к власти фашистов Дикс возвратился к призракам собственного прошлого.

В то время, когда Германию захлестнул реваншизм, и массовую помощь взяли национал-социалисты, Дикс смело создавал броские антивоенные манифесты.

С высоты отечественных дней триптих «Окопная война» (1932 год) возможно назвать необычным эпилогом темы Первой Мировой в творческой карьере Отто Дикса, неким подведением итогов. Неимеетвозможности не приводить к восхищению мастерство живописца – Дикс блестяще обыгрывает эстетику средневековой и ренессансной религиозной живописи, делая её актуальной для собственной эры.

Заметно явное сходство его работы с шедевром мастера XVI века Матиаса Грюневальда «Изенгеймский алтарь» и известным «Мёртвым Христом» Ганса Гольбейна. Под кистью Дикса смерти и вечные темы жизни, надежды и веры, страдания и искупления выясняются созвучными кошмару механизированной тотальной войны ХХ века.

Очевиден символизм триптиха, слева направо: воины отправляются на фронт, переживают кошмары войны, немногие сохранившиеся возвращаются к себе
Источник: wikiart.org

Уже по окончании установления в Германии нацистского режима, в первой половине 30-ых годов XX века, Дикс создал собственную последнюю громадную работу о Первой мировой – «Фландрия». К сожалению, его отчизна, жаждавшая реванша, стремившаяся отомстить за «национальное унижение» и хотевшая новой войны, так и не услышала данный отчаянный призыв одуматься.

В уведомлении об отставке Дикса с поста учителя дрезденской Высшей школы изобразительных искусств было сообщено, что его работы «подрывают волю германского народа к защите себя»
Источник: wikiart.org

Источники:

  1. otto-dix.de (сайт Фонда Отто Дикса)
  2. moma.org (сайт Музея современного мастерства в Нью-Йорке)
  3. nga.gov.au (сайт Национальной галереи Австралии)
  4. Jones Jonathan «The first world war in German art: Otto Dix’s first-hand visions of horror» https://www.theguardian.com/artanddesign/2014/may/14/first-world-war-german-art-otto-dix
  5. Matzner Alexandra «Otto Dix – Der bose Blick» https://artinwords.de/otto-dix-der-boese-blick/

Is Wikipedia a Credible Source?


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Вечная война на верхнем ниле

    В 1955 году, за год до провозглашения независимости страны Судан, в его южной части разгорелся гражданский конфликт. Население чернокожего юга (по…

  • Фото дня: «арсенал демократии» вступает в войну

    Утром 7 декабря 1941 года японская авиация ударила по американской военно-морской базе Пёрл-Харбор на Гавайских островах, нанеся значительные утраты…

  • Десять с половиной комедий о войне

    Все знают, что на войне происходит мало чего забавного либо развлекательного. Но сатира, ирония и юмор часто не только оказывают помощь пережить тяжёлые…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: