Вопрос №6. характеристика методов в обучении истории (обществоведению): классификация и характеристика

Под способами стоит осознавать методы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся в ходе обучения, направленные на достижение его целей. Способы обучения истории различаются по степени самостоятельности и источникам знаний познавательной деятельности обучающихся. Каждый способ предполагает определённую, осознанную цель, совокупность действий, направленных на достижение её, определённые средства и намеченный итог.

Объект способа – ученик, что в один момент есть и субъектом; от его способностей и интересов зависит итог обучения.

В педагогической науке существуют разные мнения по вопросу о классификации способов обучения. Критерием тут выступают логические дороги усвоения знаний обучающимися, источники приобретения этих знаний, степень активности получающих образование их усвоении, форма реализации количества знаний. Ни один способ обучения не есть универсальным.

С середины 60-х гг. была предложена классификация способов по уровням познавательной деятельности школьников, исходящая из возрастания степени самостоятельности обучающихся. Она включает: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, способ проблемного изложения, исследовательский.

Объяснительно-иллюстративный способ содержится в организации осознания и восприятия обучающимися готовой информации.Вопрос №6. характеристика методов в обучении истории (обществоведению): классификация и характеристика Наряду с этим употребляются устное слово преподавателя, изобразительная наглядность, документальные материалы. Данный способ употребляется в старших классах (диалог и монолог). Недочёты этого способа:

1. Притупляет творческие свойства;

2. Теряется интерес к предмету из-за машинальной работы.

Плюсом этого способа есть комплексное применение классических способов. Степень самостоятельности детей большая и уровень познавательной активности также. Чтобы научить ребёнку решения проблем, сперва обучают объяснительно-иллюстративным способом.

Он есть на этом пути первым шагом.

Исследовательский способ используется при ответе проблемных задач. От ученика требуется не только наличие готовых знаний, но и работа по добыванию новых знаний, способы работы ученик находит сам. Задача преподавателя пребывает в конструировании либо выборе учебных неприятностей, предъявление их в организации поиска и определённой системе обучающимися решения проблемной задачи. Недочёты этого способа:

1. Большое количество времени на получение результата;

2. Необходимость систематической подготовки преподавателя по управлению поисковой деятельности обучающихся. Чтобы сохранить их интерес к проблеме, поддержать их уверенность, рационально организовать работу, на уроке поддерживать эту работу адекватными формами внеурочной познавательной деятельности.

В каких случаях необходимо применять исследовательский способ:

1). В то время, когда в учебном материале существует возможность представления разных мнений, т. е. исследователь должен иметь источниковую базу, в которой представлены различные стороны неприятности;

2). В то время, когда имеется соответствующая база. Она складывается из эрудиции, навыка поисковой деятельности, иметь общеучебные умения и навыки (приёмы учебного познания: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция), к этому должен быть готов преподаватель; должна быть возможность коллективной работы.

Плюсы этого способа:

  • Развитие ребенка на базе его личных изюминок;
  • Развитие креативности (творчество);
  • Мотивация детей на учебную работу;
  • Сотрудничество в группе;
  • Сотрудничество с семьёй.

Цели исследовательского способа:

    1. Развитие особых умений у детей: актуализировать несоответствия, обнаружить и формулировать научную проблему, формулировать цель изучения, устанавливать объект и предмет изучения, мочь выдвигать догадки, планировать опыт и его проводить, определять сферу применения результатов изучения. Эта цель реализуется на уроке в виде отдельных элементов (лишь теоретическая), а практическая часть во внутренней работе.
    2. По иерархии целей изучения стоит развивающая, обучающая (изюминкой есть формирование новых знаний повышенного уровня) – это эксклюзивные знания, а после этого воспитывающая: создание условий для самовосприятия и саморазвития обучающихся с одной стороны, иначе для создания взаимоотношений сотрудничества, солидарности с теми людьми, с которыми он сотрудничает (событийный подход).

Частично-поисковый способ – это разновидность исследовательского. Тут происходит постепенное обучение ответу исследовательской задачи. Собственное выражение данный способ находит в эвристической беседе.

Триада эвристических вопросов: что? как? из-за чего? Ученики ищут решения на эти вопросы. Что? – внешние показатели явлений; Как? свойства явлений; Из-за чего? установление Показатели:

  • Знание добывается самостоятельно обучающимися;
  • Преподаватель организует поиск новых знаний посредством разнообразных средств;
  • Обучающиеся пробуют самостоятельно пробуют рассуждать, делать вывод – обсуждение.

Приёмы: создание проблемной обстановке, формирование догадок (предложения учеников), подтверждение догадок, формулирование учебных обобщений и выводов.

Недочёты: 1. Не подготовленность учеников; 2. Не всегда имеется время на это;

    1. Ученики должны обладать этим способом лучше всех.

К страшим классам его применение возрастает.

Способ проблемного изложения употребляется при раскрытии непростых неприятностей. Объяснение преподавателя в этом случае есть примером научного познания. Проблемное изложение сочетается с частично-поисковым.

Обучающиеся смотрят за решением проблемы. Классификация способов проблемного обучения (создатель Скаткин и Лернер):

1. Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный);

2. Репродуктивный;

3. Способ проблемного изложения;

4. Эвристический и частично-поисковый;

5. Исследовательский.

Проблемная задача – неприятность с указанием каких-либо параметров его решения. Схема либо текст, что содержит в себе несоответствие (намерено созданная дидактическая обстановка). База неприятности: несоответствие, нерешенная задача для ребёнка (преподаватель знает), требует рассуждения и размышления от учеников.

Неприятность – сложный теоретический либо практический вопрос, что требует разрешения и изучения. В науке: противоречивая обстановка.

Проблемный вопрос – учебное несоответствие, кажущееся (неестественное несоответствие) либо настоящее (настоящее несоответствие).

Проблемная обстановка – появляется у обучающихся, намерено созданная учебная обстановка, в базе которой лежит независимая деятельность обучающихся согласно решению учебных задач. Дидактический материал содержит несоответствие (дуальная оппозиция). Вариантов задач возможно пара.

Цель: формирование опыта творческой деятельности и на базе умений и творческого усвоения знаний (С.

Смирнов «Задачники по истории»).

04 Методы психологии


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: