Воспитательное и познавательное значение древнерусской литературы

На огромных просторах люди с особой остротой чувствовали и ценили собственный единство — и прежде всего единство языка, на котором они говорили, на котором пели, на котором говорили предания глубокой старины, опять-таки свидетельствовавшие об их целостности, неделимости. В тогдашних условиях кроме того само слово «язык» получает значение «народ», «нация». Роль литературы делается особенно большой.

Она помогает той же цели объединения, высказывает народное самосознание единства.

Она есть хранительницей истории, преданий, а эти последние были собственного рода средствами освоения пространства, отмечали значительность и святость того либо иного места: урочища, кургана, селения и проч. Предания информировали и стране историческую глубину, были тем «четвертым измерением», в рамках которого воспринималась и становилась «обозримой» вся широкая Русская почва, ее история, ее национальная определенность. Ту же роль игрались летописи и жития святых, рассказы и исторические повести об основании монастырей.

Вся старая русская литература, впредь до XVII века, отличалась глубоким историзмом, уходила корнями в ту почву, которую занимал и столетиями осваивал русский народ. Русская и Литература почва, русская и литература история были теснейшим образом связаны. Литература была одним из способов освоения окружающего мира.Воспитательное и познавательное значение древнерусской литературы

Недаром создатель похвалы ярославу и книгам Умному писал в летописи: «Се бо сущность рекы, напояющие вселенную…», князя Владимира сравнивал с земледельцем, вспахавшим почву, Ярослава же – с сеятелем, «насеявшим» почву «книжными словесы». Писание книг — это возделывание почвы, и мы уже знаем какой — Русской, населенной русским «языком», т.е. русским народом. И, подобно труду земледельца, переписка книг извечно была в Киевской Руси святым делом.

Тут и в том месте кидались в почву ростки судьбы, зерна, всходы которых предстояло пожинать будущим поколениям.

Потому, что переписывание книг — святое дело, книги могли быть лишь на самые серьёзные темы. Все они в той либо другой мере воображали «учение книжное». Литература не носила развлекательного характера, она была школой, а ее отдельные произведения в той либо другой мере — поучениями.

Чему же учила старая русская литература? Покинем в стороне те религиозные и церковные вопросы, которыми она была занята. Светская стихия старой русской литературы была глубоко патриотичной.

Она учила деятельной любви к отчизне, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недочётов общества.

В случае если в первые века русской литературы, в XI– XIII столетиях, она призывала князей прекратить раздоры и твердо делать собственный долг защиты отчизны, то в последующие — в XV, XVI и XVII столетиях — она заботится уже не только о защите отчизны, но и о разумном национальном устройстве. Вместе с тем в течении всего собственного развития литература была тесно связана с историей. И она не только информировала исторические сведения, а стремилась выяснить место русской истории во всемирной, открыть человечества существования и смысл человека, открыть назначение Русского страны.

Русская сама Русская и история почва объединяла все произведения отечественной литературы в единое целое. В сущности, все монументы русской литературы, благодаря своим историческим темам, были значительно теснее связаны между собой, чем в новое время. Их возможно было расположить в порядке хронологии, а все в целом они излагали одну историю — русскую и одновременно мировую.

Теснее были связаны между собой произведения и в следствии отсутствия в старой русской литературе сильного авторского начала. Литература была традиционна, новое создавалось как продолжение уже существовавшего и на основании тех же эстетических правил. Произведения переписывались и переделывались.

В них посильнее отражались читательские требования и читательские вкусы, чем в литературе нового времени.

Книги и их читатели были ближе друг к другу, а в произведениях посильнее представлено коллективное начало. Старая литература по характеру создания и своего бытования была ближе к фольклору, чем к личностному творчеству нового времени. Произведение, раз созданное автором, после этого изменялось бесчисленными переписчиками, переделывалось, в разной среде получало разнообразные идеологические окраски, дополнялось, обрастало новыми эпизодами.

Без старой русской литературы нет и не могло быть творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, нравственных исканий Л.Н.

Толстого и Ф.М.

Достоевского. Русская средневековая литература есть начальным этапом в развитии отечественной литературы. Она передала последующему мастерству богатейший опыт открытий и наблюдений, литературный язык.

В ней соединились идейные и национальные изюминки, были созданы непреходящие сокровища: летописи, произведения ораторского мастерства, «Слово о полку Игореве», «Киево-Печерский патерик», «Повесть о Февронии и Петре Муромских», «Повесть о Горе-Злочастии», «Произведения протопопа Аввакума» и многие другие монументы.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: