Восстание тайпинов: младший брат христа против конфуция

В первой половине 40-ых годов XIX века, следующем по окончании Первой опиумной войны, в сёлах неподалеку от потрясённого «заморскими варварами» Кантона появилась ещё одна секта либо тайное общество. Таких обществ и тайных союзов – религиозных, политических, мафиозных, а обычно всё это совместно и разом – в Китае издревле было очень много. В эру империи Цин они выступали против маньчжурского господства, за восстановление ветхой, уже ставшей легендой национальной семействе Мин: «Фань Цин, фу Мин!» (Долой семейство Цин, восстановим семейство Мин!).

В конце XVIII века, одно из них – самое известное по «мафиозному» имени «Триада» – подняло восстание против маньчжуров на Тайване и в южных приморских провинциях. Так закончился практически вековой период относительного социального мира в империи. На рубеже XIX столетия в северном Китае буддийское тайное общество «Байляньцзяо» (Белый лотос) возглавило громадное крестьянское восстание, продолжавшееся практически девять лет.

Характерно, что по окончании подавления восстания, в 1805 году, взбунтовались те, кто его подавлял – сельское ополчение «сянъюн» и ударные части добровольцев «юнбин», потребовавшие вознаграждения по окончании демобилизации. К ним примкнули новобранцы армий «зелёного знамени», выступавшие в протест нехорошего снабжения. Вырезать умелых воинов маньчжуры уже не могли и, дабы утихомирить армейский мятеж, раздали бунтовщикам почвы из казённого фонда.

Вся первая добрая половина XIX столетия прошла в Китае под знаком непрекращающихся провинциальных беспокойств, разрозненных бунтов и мятежей тайных национальных меньшинств и обществ. В 1813 году последователи секты «Небесного разума» кроме того штурмовали императорский дворец в Пекине. Восьми десяткам нападающих удалось прорваться в покои императора, но они были перебиты маньчжурскими гвардейцами из «Цзинь-цзюнь-ин», дворцовой стражи.

Но новая секта либо новое тайное общество отличалось от прошлых тем, что было основано на преломлённом в китайском сознании христианстве.

Китайский брат Иисуса Христа

Сын зажиточной сельской семьи Хун Сюцюань трижды ездил в Кантон, посвятив первые 30 лет судьбе попыткамсдать пресловутые экзамены на чиновничью должность. Именно там он познакомился с китайскими переводами христианских проповедей и книг, а перегруженный конфуцианской схоластикой жестокое разочарование и мозг в классическом миропорядке (провал на экзаменах означал финиш мечтам о карьере) породили сперва духовный кризис, а подом прозрение, иллюминацию и религиозно-политическую экзальтацию, ставшую началом государства и нового учения.

Восстание тайпинов: младший брат христа против конфуция
Национальные экзамены на чиновничий чин, средневековый китайский рисунок.
Общегосударственная совокупность экзаменов существовала в Китае более чем тысячелетия впредь до 1905 года

Подобно святым Хун, по окончании третьего провального экзамена, ставшего для него финишем прошлой судьбе, 40 ночей и дней стоял одной ногой в гробу, бредя стихами, в которых смешивал христианские элементы с классическими китайскими. Выздоровев, он уже не думал о сдаче экзаменов, а собирался поменять мир. Так как он уже был братом Иисуса Христа…

К счастью для нового мессии, у него были весьма практичные последователи, как выяснится в близком будущем, наделённые недюжинными организаторскими и армейскими талантами. Таков был Ян Сюцин, сын нищих крестьян из соседней провинции Гуанси, поменявший много занятий и появлявшийся безработным по окончании того, как по результатам опиумной войны центр зарубежной торговли переместился из Кантона в Шанхай.

Ян вряд ли до конца верил в то, что глубокоуважаемый им преподаватель Хун — брат Иисуса и родной сын Иеговы, но это не помешало ему заявить себя вторым младшим братом всевышнего-сына. И уж тем более, подобно всем пассионарным личностям, он честно вычислял себя ничем не хуже Христа либо маньчжурского императора.

Всего же нового нового государства и основателей учения (вправду нового – не напрасно Новую историю Китая начинают с этого восстания) было шестеро – преподаватель, бедный, ростовщик, землевладелец, крестьянин, рудокоп. Самого различного социального происхождения, профессий и образования, все они были «хакка» — дети бедных кланов. «Хакка», практически – «гости», потомки древних переселенцев, которых с покон веков ненавидели и притесняли коренные кланы.

И века совместной судьбе не сгладили, а углубили эту неприязнь. Тут вмешалась исконная борьба за главное средство выживания – за почву, весьма похожая по социальной природе на ту, что через пять десятилетий породит в южной части России между казаками и «иногородними» громадную кровь гражданской войны. Эта громадная кровь – ставшая ещё большей благодаря огромным весам населения – зальёт и восставший Китай.

Китайский рисунок на библейскую тематику. Преломлённое в средневековом китайском сознании христианство выяснилось способно породить и не такие сюжеты…

Дети «хакка» создали общество «Байшандихуй» – общество Отца Небесного, в котором переплелись христианское учение о справедливости и древние китайские утопии о общей гармонии, призывы к национальному восстанию и социальному равенству против инородной маньчжурской семейства. По сути это первенствовалав новой истории версия «теологии национального освобождения». В дополнение к Ветхому и Новому заветам, они написали собственную, «третью часть» Библии – Последний завет.

Во второй половине 40-ых годов XIX века Хун Сюцюань приехал в Кантон к протестантским миссионерам из америки, дабы принять обряд крещения. Но это были уже не те христиане первых столетий, что сокрушили рабовладельческую империю Рима – испугавшись необычного китайца, американский священник отказался его крестить.

Богоискатели не сходу превратились в повстанцев. Местные власти гоняли непонятных проповедников, позже стали сажать в колонию и освобождать за взятки. Через семь лет новое учение охватило большие веса, а секта превратилась в разветвлённую подпольную организацию, с лета 1850 года начавшую подготовку к открытому восстанию.

«Царство небесное» и его ополченцы

11 января 1851 года в деревне Цзиньтянь уезда Гуйпин округа Синьчжоуфу провинции Гуанси рабочие-угольщики взбунтовались против произвола местного маньчжурского государственного служащего. Бунт стал знаком к громадному восстанию. 25 сентября партизаны захватывают первый громадный город – уездный центр Юнъань, где создают собственное правительство и провозглашают новая страна.

Оно именовалось Царство Небесное Величайшего Счастья – «Тай-Пин Тянь-Го» – и восставших нарекли «тайпинами».

Восставшие тайпины, «хунтоу»-красноголовые. Современный китайский рисунок. Повстанец в центре, вероятнее, на плече несёт примитивный бамбуковый огнемёт – о нём ещё будет рассказ в будущем

С XIX века «Тайпин Тяньго» по традиции переводят как «Небесное Государство Великого Благоденствия». Но потому, что вожди тайпинов применяли как раз библейскую терминологию, то ближайшим русским аналогом «Тянь-Го» будет прекрасно привычное и сейчас всем христианам «Царство небесное». Конечно, что в десятнадцатом веке в Российской Федерации не могли так именовать государство китайских инсургентов.

Что же касается термина «Благоденствие», то он был уместен в позапрошлом столетии (к примеру, «Альянсом благоденствия» именовалось одно из первых тайных обществ декабристов), но в двадцать первом веке переводить терминологию китайских революционеров при помощи лингвистического анахронизма совсем не обязательно. «Царство Небесное Величайшего Счастья» куда правильнее отражает стилистику тайпинов.

Фаворит восставших сектантов Хун Сюцюань получил титул «Тянь-ван» – Небесный правитель (ближайший русский религиозный аналог – «царь небесный»). По сути, он стал императором, антиподом только что вступившего в Пекине на «драконий трон» маньчжурского богдыхана Сяньфэна.

Самопровозглашённый «Царь небесный», Тянь-ван, претендовал на верховную власть во всём мире – таковой тайпинский вариант всемирный революции. Исходя из этого его сподвижники взяли вспомогательные титулы по сторонам света – Восточный, Западный, Южный и Северный правители, соответственно: «Дун-ван», «Си-ван», «Нань-ван» и «Бэй-ван». Был ещё Вспомогательный (либо Фланговый) правитель, «И-ван».

Провозгласив «Царство Небесное Величайшего Счастья», по сути, тайпины, без обиняков декларировали создание рая на Земле… Они носили красные повязки на голове, а в знак неповиновения маньчжурам прекратили брить волосы над лбом и заплетать необходимые косы, за что получили от неприятелей прозвище «хунтоу» и «чанмао» – красноголовые и длинноволосые.

Прекрасно видна необходимая мужская причёска в империи Цин – выбритый спереди лоб и долгая коса позади. Фото XIX века

В будущем, на протяжении затянувшейся гражданской войны, в то время, когда районы и отдельные города неоднократно переходили из рук в руки, очень умные и конформистские обыватели умудрялись, отрастив волосы, сохранять и косу, скрывая её под головными уборами от тайпинов, дабы при возвращения маньчжуров, быстренько сбрив лишнее, предъявить данный символ верноподданности маньчжурской семействе.

Кроме кос, тайпины отменили и классический для конфуцианского Китая обычай бинтования женских ног. По большому счету, дамы у тайпинов приобрели равный социальный статус и на начальной стадии перемещения в их армии существовали кроме того особенные женские отряды.

Тот самый обычай перебинтованных женских ног – «лотосовые ножки» средневекового Китая. Это было доведённое до апофеоза использование на практике лозунга «красота требует жертв». Китайским девочкам с 7 лет и в течение всей жизни туго бинтовали ступни, дабы они оставались миниатюрными.

С ростом ребёнка пальцы и ступня ног деформировались, получая нужную форму. На покалеченных ногах средневековым китайским красивым женщинам было сложно ходить. Их миниатюрные ножки в мелких расшитых туфельках и раскачивающаяся походка с напряжёнными ягодицами – всё это было главным объектом эротических восхищений и переживаний кавалеров средневекового Китая.

Но, тут была не только эстетическая обстоятельство – утверждают, что следовавшее из-за изюминок походки смещение женских половых органов кроме этого доставляло мужчинам особенное удовольствие при половом акте. Кстати, маньчжуры, стремясь различаться от китайцев, запрещали своим дамам бинтование ног, отчего маньчжурские красивые женщины весьма страдали и ощущали себя неполноценными. У китайцев не бинтовали ноги только дамы низших классов, поскольку на покалеченных ногах они не имели возможность трудиться

Перемещение тайпинов – возможно кроме того сказать о тайпинской революции – было весьма сложным явлением. Это была и классическая крестьянская война против правящей бюрократии (социальный взрыв, включавший и войну кланов), и классическое же национально-освободительное перемещение против иноземной семейства.

Это была религиозная война нового «христианского» мировоззрения против классического китайского (особенно против конфуцианства в самых его костных формах) — и одновременно с этим война за восстановление старейших китайских совершенств, восходящих к эре Чжоу, завершившейся за три века до Христа. Тайпины сочетали классический китайский национализм, с его осознанием превосходства над окружающими народами, и искренний интерес к западному христианскому миру — к «братьям-варварам», как говорили они.

Эти особенности перемещения и перевоплотили восстание тайпинов в сложную и продолжительную гражданскую войну – выродившуюся семейство Цин с их разложившимся военно-бюрократическим аппаратом от китайских революционеров спасли китайские же традиционалисты, уверенные конфуцианцы, вступившие в шаткий альянс с последними маньчжуро-монгольскими пассионариями.

Не просто так главным неприятелем тайпинских «ванов» на поле боя стал фаворит хорошей поэтической школы Китая, мастер «поэзии сунского стиля» Цзэн Гофань. У него было всё в порядке с чиновничьей карьерой и экзаменами. Быть может, он бы ещё принял лозунг «Фань Цин, фу Мин!» – но «христианский коммунизм» тайпинов был ему глубоко неприятен.

Вдохновенный традиционалист и одновременно с этим уверенный новатор (реформировал всё – от придворного и армии этикета до конфуцианской философии), он сыграл решающую роль в разгроме тайпинов.

Как раз Цзэн Гофань и его соратник и ученик по гражданской войне Ли Хунчжан на протяжении борьбы с тайпинами положат начало новой, уже не средневековой китайской армии, которая спасет семейство Цин чтобы в начале XX века скинуть её с трона, а к середине столетия провалиться сквозь землю под ударами наследников тайпинов – китайских коммунистов, каковые со своей стороны создадут новую армию, одну из наибольших в отечественном XXI веке.

Но покинем историческую диалектику и возвратимся к тайпинам.

неудачи Царства и Первые «потери небесного»

Восставшие сектанты удерживали город Юнъань полгода. Сорок тысяч провинциальных армий «зелёного знамени» блокировали захваченный тайпинами район, но так и не смогли приступить к штурму муниципальных стен, наткнувшись на активную оборону – отряды восставших всегда маневрировали и контратаковали соперника в окрестностях Юнъани, умело сочетая эти действия с партизанской войной.

В апреле 1852 года, в то время, когда в контролируемом ими районе иссякли запасы продовольствия, тайпины прорвали линию блокады и двинулись на север. При прорыве в упорных битвах были убиты четыре маньчжурских генерала, а тайпины утратили попавшим в плен собственного первого военного начальника, главу союзных «триад» Хун Дацюаня.

На протяжении прорыва партизаны атаковали столицу провинции Гуанси, город Гуйлинь, но пушки и фитильные ружья на городских стенках отразили все атаки. В одной из них под огнём маньчжурских пушек погиб «Нань-ван», Южный правитель тайпинов – он, кстати, первенствовал , кого власти пара лет назад арестовывали за отрицание и странную проповедь Конфуция.

Не втягиваясь в продолжительную осаду, тайпины двинулись дальше на северо-восток в соседнюю провинцию Хунань. По пути к ним присоединилось 50–60 тысяч людей, а также пара тысяч работников шахт. Из них был создан отдельный сапёрный отряд, предназначенный для подкопов под муниципальные стенки.

Два месяца тайпины осаждали и штурмовали город Чанша, столицу Хунани.

Как раз тут в первый раз проявился основной в скором времени неприятель тайпинов – 40-летний влиятельный госслужащий в отставке и конфуцианский поэт Цзэн Гофань, а объединённые местные отряды самообороны – «миньтуани», наровне с пушками, сыграли ключевую роль в защите города. Под огнём пушек у стенку Чанша погиб Западный правитель тайпинов, «Си-ван», из нищих крестьян, бывший охранник купеческих караванов.

Отойдя от Чанша, тайпины двинулись к великой китайской реке Янцзы, по пути присоединяя к себе всё новые толпы восставших. Спустя 80 лет совершенно верно так же нужно будет действовать китайским коммунистам – потерпев неудачу в штурме больших муниципальных центров, их «советские районы» много лет будут кочевать по пространствам сельского Китая, прорывая блокады правительственных армий, неизменно теряя в битвах ветхих и с тем же постоянством собирая по пути новых повстанцев, которых весами рождала нищая китайская деревня.

Фаворит тайпинского восстания, «младший брат Иисуса Христа» Хун Сюцюань. Рисунок XIX века.
Но, кое-какие китайские историки уверены в том, что тут изображён второй главарь восстания – фаворит «триад» Хун Дацюань

Классическое для всех тайных обществ подчинение авторитетам помогло тайпинам в начале перемещения организовать хороший армейский костяк с металлической дисциплиной, преданностью и храбростью, основанными на религиозном (а по сути политическом) фанатизме. Среди фаворитов тайпинов было много образованных людей, привычных с древнекитайскими армейскими трактатами, одновременно с этим они не были скованны присущей цинским армейским госслужащим стереотипами и косностью.

Вот как обрисовывал собственные «университеты» седьмой отец-основатель перемещения, Хун Дацюань, фаворит одного из ответвлений более классической «Триады», не уверовавший во Христа, но сначала ставший союзником тайпинов и погибший в первых битвах:

«С малых лет я просматривал книги и писал произведения, пара раз держал экзамены на учёную степень, но чиновники-экзаменаторы, не вникнув в мои произведения, не признавали моих талантов, и тогда я стал монахом. Возвратившись в мир, я ещё раз держал экзамены, но снова не взял степени, тогда я страшно разгневался, но после этого увлёкся книгами по армейскому делу, хотя совершить великие дела. Все армейские стратегия и законы с старейших времён завлекали моё внимание. Вся карта Китая была у меня в голове, как на ладони…»

Подробное изложение истории тайпинов, сути их хода и учения 15-летней гражданской войны весьма сложно из-за обилия китайских имен, географических названий и терминов, тяжёлых для русскоязычного читателя. Исходя из этого предстоящее повествование будет только неспециализированным и фрагментарным описанием войны тайпинского «Царства Небесного» против Поднебесной империи.

Продолжение направляться

Литература:

  1. Позднеев Д. Тайпинское восстание в Китае. СПб., 1898.
  2. Шпильман Д. Крестьянская революция в Китае. Восстание Тайпинов. 1850–1864. М, 1925
  3. Харнский К. Китай с старейших времен до наших дней. Владивосток, 1927
  4. Скорпилев А. Доклад о тайпинской революции. Издание «Неприятности Китая», №1, 1929
  5. Скорпилев А. Армия тайпинской революции. Издание «Неприятности Китая», №4–5, 1930
  6. Кара-Мурза Г. Тайпины. Великая Тайпинское государство и крестьянская война в Китае 1850–1864. М., 1941
  7. Ефимов Г. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1951
  8. Хуа Ган. История революционной войны Тайпинского страны. М., 1952
  9. Фань Вэнь-Лань. Новая история Китая. Том I, 1840–1901 гг. М., 1955
  10. Скачков К. Пекин в дни тайпинского восстания: Из записок очевидца. М., 1958
  11. Тайпинское восстание 1850–1864. Сборник документов. М., 1960
  12. Илюшечкин В. Крестьянская война тайпинов. М., 1967

Худ.Фильм. Царство небесное. Выдающийся фильм Ридли Скотта.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: