Восстание тайпинов: секта превращается в армию

В январе 1851 года на юге Китая вспыхнуло очередное крестьянское восстание, провозгласившее фаворита «христианской» секты новым императором, «Царём небесным». Полгода партизаны удерживали один из уездных центров, а после этого, прорвав окружение правительственных армий, двинулись в самые многолюдные провинции Китая. Тайпины несли тяжелые потери и терпели неудачи при штурме больших городов, но нищая китайская деревня давала десятки тысяч новых бунтовщиков…

Успех в равнине Янцзы

Во время острого военного кризиса, в то время, когда повстанцам «Царства небесного» было нужно с боями отступать к равнине реки Янцзы, фактическим начальником восстания стал Восточный правитель тайпинов – «Дун-Ван» – он же Ян Сюцин, разорившийся торговец хворостом. Возглавив армию, он приказал мобилизовать у местных жителей тысячи лодок и применять для перемещения бессчётные притоки Янцзы. Именно поэтому тайпины 13 декабря 1852 года стремительным броском заняли город Йочжоу не берегу великой китайской реки, где в их руки целёхонькими попали громадные арсеналы оружия, созданные ещё два века назад для собственной личной армии одним из китайских князей, вассальных маньчжурской династии.


Обычное оружие тайпинов на начальном этапевосстания — как раз такое захватили на складах в Йоджоу

Восстание тайпинов: секта превращается в армию

С учётом технического и тактического уровня цинских армий, этого оружия XVII века было вполне достаточно для развёртывания в пара дней многочисленной армии и начала главного наступления. В добавление к уже имеющимся лодкам, Ян Сюцин без промедления мобилизовал на Янцзы ещё более 5000 судов – от больших джонок до небольших древесных яликов – посадил на них собственные войска, создав пара флотилий, и неудержимым потоком двинулся вниз по Янцзы, на восток.

В многолюдной богатейшей равнине Янцзы отдельные маньчжурские гарнизоны и провинциальные части «армий зелёного знамени» не могли противостоять бессчётной, дисциплинированной и, по китайским меркам, хорошо вооружённой армии, столь скоро маневрировавшей по великой реке и её озёрам и многочисленным притокам. Удачам повстанцев содействовали и действия в городах тайных обществ из семейства «Триад».

12 января 1853 года тайпины заняли богатейшее трёхградье на Янцзы-Ухань – три города-спутника Учан, Ханькоу и Ханьян (цинские армии смогли удержать лишь цитадель Учана). Народ поддерживал тайпинов либо был нейтрален, чиновники и цинские офицеры разбегались, а правительство в Пекине лишало их за это званий и чинов.

Численность восставших достигла полумиллиона, а флот насчитывал 10 000 джонок. Последовательно захватывая города на Янцзы, тайпины за неполных три месяца преодолели почти тысячу километров по направлению течения реки, достигли численности в миллион человек, и 5 марта 1853 года вышли на подступы к старой столице Китая – Нанкину (в переводе: «Южная столица»). Маньчжурский император издал указ об аресте и смертной казни влиятельных госслужащих, не сумевших остановить продвижение «красноголовых».

Китайские джонки в устье Янцзы. Фото века и начала, но от времён тайпинов они ничем не отличаются

9 марта партизаны начали обстрел южных ворот Нанкина из катапульт и пушек, через три дня они замкнули кольцо окружения города и приступили к рытью подкопов. Нанкин был одним из наибольших городов Китая, с населением более миллиона человек. Его 40-километровые муниципальные стенки по праву считались самыми долгими муниципальными стенками в мире.

Их высота достигала 15–20 метров, ширина 30 метров.

Одни из ворот в крепостной стенке Нанкина, фото XIX века

19 марта 1853 года, утром, подорвав эту грозную стенке, тайпины начали главный штурм. Нескольким сотням тайпинского «отряд специального назначения» удалось прорваться через появившийся 7-метровый пролом. Не задерживаясь, они быстро пробрались в центральный район города, и, соединившись с заблаговременно подготовленной агентурой, нежданно атаковали ставку маньчжурского командующего.

Не смотря на то, что маньчжурским воинам удалось блокировать первый пролом в стенке, смерть командующего и разгром штаба парализовали их оборону, а новый взрыв открыл путь в Нанкин главным силам тайпинов.

Два дня шли резня и бои на улицах города, тайпины перебили 20 000 маньчжуров с семьями. В воззвании к обитателям южной столицы Китая они писали: «Все люди должны знать, кто имеется Папа Небесный, и повиноваться Небесному правителю. Нужно всем совместно овладеть страной и сообща пользоваться счастьем».

Карта похода тайпинов от первых районов восстания в равнину Янцзы и к Нанкину. Январь 1851 г. – март 1853 г.
Военный структура тайпинов

Нанкин на много лет стал центром новой страны, тайпины переименовали «южную столицу» в «небесную». Как раз тут они смогли приступить к реструкуризации собственной армии и социальным реформам, дабы устроить всеобщее счастье и справедливость, как они его воображали.

Практически сразу после закрепления в Нанкине была опубликована «Земельная совокупность Небесной семействе» – конституция, политическая программа и в один момент армейский устав тайпинов.

Низшей организационной ячейкой армии был «у» (пятёрка, отделение) – четверо рядовых-«цзу» и их начальник-«учжан». Любой рядовой воинов в пятёрке носил особенное звание, использовавшееся в качестве номера: «чжунфан» (атакующий), «бо-ди» (поражающий неприятеля), «цзицзин» (разящий) и «шенли» (победитель). Любой «у» кроме этого носил особые заглавия вместо номеров: «сильный», «храбрый», «смелый», «стойкий» и «агрессивный».

Пять отделений-«у» составляли взвод-«лян» во главе с начальником «сыма». Взводы назывались по сторонам света: северный, южный, западный и восточный. Четыре взвода составляли сотню либо роту-«цзу», в которой было 100 рядовых и 5 офицеров.

Пять рот формировали полк-«люй»: 500 солдат и 26 начальников, включая комполка – «люйшуай». Полки назывались: левофланговый, авангардный, центральный, правофланговый и арьергардный. Пять полков составляли дивизию-«ши», которую управлял дивизионный начальник-«шишуай».

В состав каждой дивизии не считая пехоты входила маленькая кавалерийская часть. Пять дивизий составляли корпус-«цзюнь»: 13 166 бойцов по штату, во главе с командующим-«цзюньшуай». «Шуай» – практически: вождь либо предводитель. Тут тайпинские «люйшуай», «шишуай» и «цзюньшуай» сходны с СС-овскими «штандартенфюрер», «бригадефюрер», «группенфюрер»…

Пара повстанческих корпусов, под руководством в большинстве случаев одного из тайпинских правителей-«ванов», составляли отдельную армию. Количество корпусов не было определённым и в годы громаднейшего успеха тайпинов доходило до 95.

Офицеры армии тайпинов, европейский рисунок XIX века

Современники думали, что тайпины воспроизводили военную совокупность легендарной древнекитайской империи Чжоу, созданную полководцем и императором У-ваном за тысячу лет до нэ. Примечательно, что европейские наблюдатели, современники тех событий, использовали в описании армии тайпинов древнеримскую военную терминологию: центурии, когорты, легионы…

Не считая полевых частей в армии тайпинов были созданы технические части: два корпуса сапёров по 12 500 человек в каждом, шесть корпусов плотников и кузнецов, имелись и другие вспомогательные войска. Речной флот тайпинов, в годы их наивысшего успеха, включал около 112 тысяч людей и делился на девять корпусов. В армии тайпинов действовали отдельные женские отряды, были и дамы на командных постах до дивизии включительно.

Из письменных источников тайпинов дошла кроме того правильная цифра общего числа их армий — 3 085 021 человек, в их числе около 100 тысяч дам-воинов. Цифра очевидно преувеличена — по-видимому, это списочный состав всех, кто побывал в рядах «регулярной» армии и кого смогла учесть новорождённая тайпинская бюрократия.

Крестьянская сущность Китая определяла и базу военной организации. Взвод объединял не только 25 солдат, но и 25 их семей, каковые совместно обрабатывали почву и совместно пользовались имуществом, продуктами, трофеями и деньгами. Эти семьи совместно трудились и молились, совместно кормили собственных солдат, нетрудоспособных, сирот и детей.

Так, взвод-«лян» составлял основу и общества и армии.

Комвзвода «сыма» был одновременно воинским главой, священником (политкомиссаром) и главой колхоза. Комкорп на собственной территории был в один момент главой гражданской власти и судьёй.

Кроме высших национальных чинов, правителей-«ванов», число которых со временем существенно увеличилось, в тайпинском стране-армии существовала развитая совокупность воинских званий и должностей. Ниже «ванов» находились «тяньхоу» — небесные князья. За ними шли должности «цзунчжи» и «чэнсяна» — по сути, штабных офицеров и начальника штаба при «ване» либо «тяньхоу».

Потом следовали должности военных инспекторов и ревизоров – «цзяньдянь», командующих группами корпусов – «чжихой».

Была и должность, по сути, начальника генштаба – «цзюньши», в обязанности которого входили доклады об обстановке в армии и на фронтах конкретно Царю небесному.

Золотой век английских торговцев оружием

Первоначально армия тайпинов формировалась из сторонников и добровольцев их учения, но достаточно не так долго осталось ждать они перешли к принудительным рекрутским комплектам. На начальной стадии гражданской войны начальники всех рангов избирались, и только высшие утверждались начальниками перемещения.

командиры и Солдаты армии тайпинов, в отличие от «восьмизнамённых» войск и маньчжурских гвардейцев «зелёного знамени», в большинстве случаев не получали финансового содержания, лишь продуктовый паёк. Риса давали поровну, а количество мяса зависело от воинского звания. В первые годы тайпинской революции никому, от Небесного правителя до рядового, не разрешалось обзаводиться личным имуществом – одежда, питание и другое снабжение шли из неспециализированного котла. Фактически ту же аскетичную совокупность советские армейские советники с некоторым удивлением найдут в середине XX века у китайских коммунистов – в НОАК, Народно-освободительной армии Китая…

Подобно всем повстанцам, тайпины начали войну с минимальным оружием, но в будущем сумели наладить кроме того собственное производство. Как писал в первой половине 30-ых годов двадцатого века один из первых советских исследователей армии тайпинов бригадный комиссар Андрей Скорпилёв:

«Горнорабочие сыграли в тайпинской армии приблизительно такую же роль, как уральские рабочие в Пугачёвском восстании. На примитивных бронзовых и чугунных фабриках юго-западного Китая горнорабочие отливали для тайпинов пушки, они же дали для армии кадры хороших артиллеристов. Помимо этого из горнорабочих же в основном были организованы сапёрно-подрывные отряды, создававшие взрыв и подкопы осаждаемых тайпинами городов.

плотники и Кузнецы мастерили для тайпинов луки и мечи».

Войдя с захватом Янцзы в соприкосновение с чужестранцами, тайпины стали приобретать оружие и у них. Чужестранцы (прежде всего британцы) были не против раскола Китая и гражданской войны на два страны, первоначально они придерживались нейтралитета а также направили в Нанкин к тайпинам собственных официальных дипломатических представителей.

Тайпины, будучи изначально благожелательно настроены к «братьям-варварам», не возражали против свободной торговли и соглашались с потенциальной возможностью строительства железных дорог и телеграфа. Безоговорочно запрещали они лишь торговлю опиумом.

Фитильные и кремневые ружья Китая, обычные для середины XIX века

Британцы же с наслаждением сбывали старое стрелковое оружие обеим сторонам. Причём первыми тут успели маньчжуры: они обратились к европейским представителям прося о покупке судов и оружия, в то время, когда тайпины ещё лишь двигались по Янцзы, а также успели применять в речных битвах с ними португальские галеры, спешно приобретённые в Макао – партизаны разгромили эту флотилию у Чжэньцзяна (города, что за десять лет до того брали штурмом англичане).

Тайпинское восстание стало золотым веком для британских торговцев оружием. В Европе тогда полным ходом шло перевооружение армий на нарезные ружья, и, беря на распродажах ветхие кремневые ружья, они сбывали их сторонам конфликта с наценкой в 1000–1200%.

Продолжение направляться

Литература:

  1. Позднеев Д. Тайпинское восстание в Китае. СПб., 1898.
  2. Шпильман Д. Крестьянская революция в Китае. Восстание Тайпинов. 1850–1864. М, 1925
  3. Харнский К. Китай с старейших времен до наших дней. Владивосток, 1927
  4. Скорпилев А. Доклад о тайпинской революции. Издание «Неприятности Китая», №1, 1929
  5. Скорпилев А. Армия тайпинской революции. Издание «Неприятности Китая», №4–5, 1930
  6. Кара- Мурза Г. Тайпины. Великая Тайпинское государство и крестьянская война в Китае 1850–1864. М., 1941
  7. Ефимов Г. Очерки по новой и новейшей истории Китая. М., 1951
  8. Хуа Ган. История революционной войны Тайпинского страны. М., 1952
  9. Фань Вэнь-Лань. Новая история Китая. Том I, 1840–1901 гг. М., 1955
  10. Скачков К. Пекин в дни тайпинского восстания: Из записок очевидца. М., 1958
  11. Тайпинское восстание 1850–1864. Сборник документов. М., 1960
  12. Илюшечкин В. Крестьянская война тайпинов. М., 1967

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: