Восточный флот снова в деле

Весной 1942 года Королевский ВМФ Англии был разбит в Индийском океане: японские авианосцы фактически без всяких последствий атаковали Цейлон, нанесли важный урон английскому Восточному флоту и парализовали судоходство в Бенгальском заливе. Японские лётчики хвастливо заявляли, что топить британские суда несложнее, чем плавучие мишени. Но к началу 1944 года обстановка в корне изменилась.

Японцы лишились стратегической инициативы, а английская морская авиация купила боевой опыт, перевооружилась новыми самолётами и, что важно, взяла полезную помощь от американских союзников. Весной 1944 года британцы наконец смогли ударить возмездия в Индийском океане.

Ситуация в Индийском океане к началу 1944 года

В первой половине 40-ых годов XX века Англия столкнулась с необходимостью вести морскую войну на три фронта: против Германии, японии и Италии. Сил Королевского ВМФ критически не хватало, что разрешило японцам организовать наглый и результативный рейд авианосцев в Индийский океан. В апреле 1942 года английский Восточный флот утратил у Цейлона ветхий лёгкий авианосец Hermes, два тяжёлых крейсера, два эсминца, и пара судов и мелких кораблей.

В Бенгальском заливе японские рейдеры за пара дней потопили два десятка транспортов. Но, это поражение не стало полным разгромом британских сил в Индийском океане. Благодаря осторожности командующего флотом адмирала сэра Джеймса Сомервилла англичанам удалось сохранить самые ценные суда, в первую очередь — два новых тяжёлых авианосца.

По окончании разгрома у Мидуэя руководство японского Императорского ВМФ больше не стремилось вести активные боевые действия в Индийском океане. Со своей стороны, британцы остро нуждались в судах для противодействия Германиии Италией. Так, обе стороны начали разглядывать Индийский океан как периферийный театр боевых действий, и во второй половине 1942 года тут установилось относительное затишье.

Японцы с переменным успехом вели борьбу на английских коммуникациях силами подлодок (попытка применять надводные рейдеры окончилась полной неудачей). Британцы же ограничились защитой собственных конвоев — к счастью, активность соперника в Индийском океане не шла ни в какое сравнение с битвой за Атлантику.

Восточный флот снова в деле
Командующий английским Восточным флотом адмирал господин Джеймс Сомервилл на мостике флагманского линейного корабля Queen Elizabeth, 1944 год.
iwm.org.uk

Обстановка начала меняться во второй половине 1943 года. Капитуляция Италии разрешила высвободить часть сил Королевского ВМФ, а также авианесущие суда. Накапливался боевой опыт, что разрешило пересмотреть консервативные взоры британцев на роль палубной авиации.

Ответственным событием для английских моряков стала работа тяжёлого авианосца Victorious на Тихом океане летом 1943 года.

Корабль временно передали в состав ВМФ США для восполнения утрат, понесённых у Гуадалканала, и он действовал совместно с тяжёлым авианосцем Saratoga. Victorious модернизировали на американской верфи, его авиагруппу подготовили по стандартам американской морской авиации. лётчикам и Британским морякам не довелось принять активного участия в битвах с японцами, но они многому обучились у более умелых союзников.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века деятельно шло перевооружение английской морской авиации (FAA — Fleet Air Arm) новыми моделями самолётов, что разрешило значительно усилить боевую сокровище авианосцев Королевского ВМФ. Проблему палубных истребителей удалось решить поставками американских F4U Corsair (сами американцы до тех пор пока предпочитали применять их с береговых баз). Британцы по преимуществу оценили американский торпедоносец-бомбардировщик TBF Avenger (которым, например, вооружили авиагруппу Victorious на Тихом океане).

Но роль главного торпедоносца и палубного бомбардировщика, не обращая внимания на довольно скромные характеристики, игралась английская Barracuda. Пикирующие бомбардировщики в английском флоте так и не прижились.

«Корсары» на палубе тяжёлого авианосца Illiustrious. Видны характерные для Восточного флота опознавательные символы, с которых убран красный цвет.
iwm.org.uk

В начале 1944 года Англия стала планомерно усиливать собственный Восточный флот (с весны 1942 года им бессменно руководил адмирал Сомервилл). На Цейлон прибыли тяжёлый авианосец Illustrious, лёгкий авианосец Unicorn, эскортные авианосцы Ameer, Atheling, Battler, Begum, Shah. Тяжёлые артиллерийские суда были представлены линейными кораблями Queen Elizabeth и Valiant, и линейным крейсером Renown.

У британцев имелись важные предлоги для тревоги, поскольку большие силы соперника, включая авианосцы и линкоры, перебазировались в Сингапур. Это имело возможность означать попытку прорыва ударного соединения японцев в Индийский океан по аналогии с операцией, совершённой ими весной 1942 года.

В действительности 2-й и 3-й японские флоты под неспециализированным руководством адмирала Дзисабуро Одзавы (1 марта 1944 года формально объединённые в Мобильный флот) укрылись в довольно надёжной базе по окончании замечательных ударов американцев по атоллу Трук. Наступление Одзава не планировал, разглядывая только возможность рейда ограниченными силами. Британцы не знали о замыслах японского командующего и были вынуждены молить о помощи у американцев.

Главноком союзными силами в Юго-Восточной Азии адмирал лорд Луис Маунтбеттен договорился с руководством ВМФ США о переводе в Индийский океан тяжёлого авианосца Saratoga с полной авиагруппой.

«Сара» (так именовали корабль американские моряки) в Индийском океане, весна 1944 года.
iwm.org.uk
Операции «Diplomat» и «Cockpit»

1 марта 1944 года в Индийский океан вошли три японских тяжёлых крейсера (Aoba, Chikuma, Tone) под руководством адмирала Наомасы Сакондзю. Утром 9 марта рейдеры перехватили в центре океана английский транспорт Behar водоизмещением 6200 т, шедший из австралийского порта Фримантл в Бомбей с грузом цинка. Крейсер Tone скоро потопил судно артиллерийским огнём и принял на борт около сотни выживших.

Потому, что радист английского транспорта успел передать сигнал бедствия, адмирал Сакондзю приказал безотлагательно прервать операцию. Суда легли на обратный курс и 15 марта прибыли на Яву. В том месте по приказу начальника соединения большинство военнопленных была убита несколькими офицерами крейсера Tone.

За это военное правонарушение адмирала Сакондзю повесили во второй половине 40-ых годов XX века по решению суда английского военного суда.

Как стало известно позднее, адмирал Сомервилл не взял сигнала бедствия с Behar а также не определил о неудачном японском рейде. Только 19 марта основные силы Восточного флота вышли в море для встречи и учений с союзниками (операция «Diplomat»). 27 марта к югу от Кокосовых островов произошло рандеву с американской оперативной группой 58.5: тяжёлым авианосцем Saratoga и тремя эсминцами.

Помощник Сомервилла адмирал Клемент Муди перелетел с авианосца Illustrios на американский флагман для встречи с его начальником кэптеном Джоном Кассади. Данный визит вежливости родил превосходный образчик военно-морского юмора. В то время, когда британский торпедоносец Barracuda приземлился на палубе «Сары», один из американских офицеров, рассматривая неуклюжую машину, вскрикнул: «Господи, не так долго осталось ждать лайми начнут строить самолёты!»

Адмирал Муди на борту авианосца Saratoga, 27 марта 1944 года.
armouredcarriers.com

Не обращая внимания на подобные подшучивания, лётчики и моряки двух флотов весело приветствовали друг друга. 2 апреля американо-британское соединение авианосцев прибыло в базу Тринкомали на острове Цейлон, и знакомство продолжилось на суше. Начальник истребительной эскадрильи авианосца Saratoga коммандер Джозеф Клифтон вспоминал совместное времяпровождение с британскими авиаторами:

«В то время, когда мы были в Тринкомали, Illustrious пригласил отечественную авиагруппу на вечеринку. Я сообщил своим юношам: “Эти парни в обязательном порядке постараются напоить нас, и я не против, в случае если кто прибухнёт, лишь не желаю видеть, что вы валяетесь пьяные под столами”. Они нам ещё и подливали неизменно.

Ты стоишь с полупустым стаканом, оборачиваешься, дабы поболтать с кем-нибудь, и тебе тут же наливают до краёв. В то время, когда все закончилось, они заметили, что применяли через чур много рационов».

В разгар этих развлечений в Трикомали показался новейший французский линейный корабль Richelieu, перешедший из Европы и присоединившийся к Восточному флоту. Времени на совместные учения фактически не имелось, и уже 16 апреля союзники вышли в море, дабы нападать оккупированную японцами Индонезию. Планировалось, что удар по ответственной морской базе Сабанг на северной оконечности Суматры сможет отвлечь внимание соперника от американских десантных операций на Новой Гвинее и окажет косвенную помощь силам 14-й английской армии в Бирме. Адмиралу Сомервиллу предстояла наибольшая с 1942 года операция, и он с гордостью заявил: «Восточный флот опять в деле!»

В одном строю Восточного флота пребывали ветхий линейный корабль Valiant (головной), заставший ещё Первую мировую, и новейший линейный корабль Richelieu.
iwm.org.uk

В подчинении адмирала Сомервилла выяснилось неповторимое интернациональное соединение, складывавшееся из судов английского, американского, австралийского, новозеландского, голландского и французского флотов. С целью проведения операции «Cockpit» (такое наименование взял воздушный удар по Сабангу) Восточный флот разделился на две эскадры. Своевременное соединение 69 под руководством самого Сомервилла снабжало прикрытие — оно складывалось из линейных кораблей Queen Elizabeth (флагман), Valiant и Richelieu, трёх лёгких крейсеров и девяти эсминцев.

Ударной силой союзников было своевременное соединение 70 под руководством адмирала сэра Артура Пауэра: тяжёлые авианосцы Illustrious и Saratoga, линейный крейсер Renown (флагман), один тяжёлый и один лёгкий крейсер, шесть эсминцев. Помимо этого, английская подводная лодка Tactician снабжала спасение и разведку сбитых лётчиков. В распоряжении адмирала Клемента Муди, руководившего авианосцами, имелись следующие воздушные силы:

  • Illustrious: 28 истребителей Corsair II, 21 торпедоносец-бомбардировщик Barracuda II;
  • Saratoga: 36 истребителей F6F-3 Hellcat, 24 пикирующих бомбардировщика SBD-5 Dauntless, 18 торпедоносцев-бомбардировщиков TBF Avenger.

Утром 19 апреля 1944 года своевременное соединение 70 вышло на позицию в 180 милях к юго-западу от Сабанга. С английского авианосца взлетели 17 «барракуд», любая из которых несла по три бомбы: одну в 500 фунтов и две по 250 фунтов (бомбовую нагрузку снизили для повышения радиуса полёта). Эскорт снабжали 13 «Корсаров».

Saratoga подняла 11 «Эвенджеров» (часть из них была вооружена одной бомбой в 2000 фунтов, часть — комплектом из четырёх 500-фунтовых бомб) и 18 «Даунтлессов» (любой из них нёс одну 1000-фунтовую бомбу). 16 «Хеллкэтов» защищали бомбардировщики, ещё восемь истребителей должны были штурмовать японский аэропорт. Истребительный патруль авианосцев складывался из четырёх «Корсаров» и восьми «Хеллкэтов».

Бомбардировщик Barracuda над горящим Сабангом, 19 апреля 1944 года.
armouredcarriers.com

Около 7:00 союзные бомбардировщики показались над целью. Удар был совсем неожиданным для соперника, и союзники заявили о стремительном уничтожении 25 японских самолётов на земле. Три истребителя, вставшие в атмосферу, были сбиты.

В гавани бомбардировщики подожгли топливохранилище, серьёзно повредили портовые сооружения.

Помимо этого, был повреждён минный заградитель Hatsutaka, потоплены транспорты Haruno Maru (775 т) и Kunitsu Maru (2722 т). Союзники утратили один «Хеллкэт», пилота которого удалось спасти подводной лодке. Оценивая операцию, адмирал Сомервилл блеснул матросским остроумием, объявив, что «япошек поймали с задранными кимоно».

И однако он отказался от ранее запланированного обстрела гавани артиллерией линейных кораблей.

Обстоятельства для осторожности у английского адмирала имелись, поскольку японцы постарались нанести ответный удар, пускай и не сильный. Три торпедоносца G4M нашли союзные авианосцы, но были сбиты истребителями с Saratoga в двадцати милях от цели. Ни один из судов Восточного флота на протяжении операции не пострадал, 21 апреля союзники благополучно возвратились в Тринкомали.

Не обращая внимания на достаточно скромные результаты, английский флот в первый раз по окончании начала войны с Японией нанёс полноценный удар возмездия по территории, контролируемой неприятелем. К тому же лётчики Восточного флота взяли полезную боевую практику.

Saratoga, сфотографированная с борта Illustrious.
iwm.org.uk
Операция «Transom»

Практически сразу после прибытия авианосца Saratoga на Цейлон, в первых числах Апреля 1944 года, главноком ВМФ США адмирал Эрнст Кинг внес предложение адмиралу Сомервиллу атаковать город Сурабайя на острове Ява, где размешались японская морская база и большой нефтехимический завод. Реализация этого замысла настойчиво попросила своевременного ответа последовательности неприятностей.

Базировавшиеся на Illustrious «Барракуды» не доходили для атаки Явы по высотности и дальности полёта, почему их было нужно заменить на восемнадцать «Эвенджеров», снятых с эскортных авианосцев. Дабы обеспечить соединение авианосцев горючим на пути к Яве, пригодилось создать особый отряд танкеров, базировавшийся в Западной Австралии.

На протяжении проведения операции «Transom» Восточный флот был поделён на три своевременных соединения:

  • ОС 65: линейные корабли Queen Elizabeth (под флагом адмирала Сомервилла), Valiant, Richelieu; два лёгких крейсера; восемь эсминцев;
  • ОС 66: тяжёлые авианосцы Illustrious и Saratoga; линейный крейсер Renown (под флагом адмирала Пауэра); два тяжёлых и два лёгких крейсера; шесть эсминцев;
  • ОС 67: шесть танкеров и одно водоналивное судно; один лёгкий крейсер (ещё два тяжёлых крейсера сопровождали суда на переходе и присоединились к ОС 66).

Помимо этого, в море пребывали одна английская и семь американских подлодок, каковые должны были отслеживать вероятные перемещения японских кораблей ВМФ и при необходимости нападать их.

Торпедоносец-бомбардировщик Avenger взлетает с тяжёлого авианосца Illustrious для удара по Сурабайе.
iwm.org.uk

Своевременные соединения 65 и 66 вышли из Тринкомали 6 мая 1944 года. 15 мая произошло рандеву с ОС 67, вышедшим из Западной Австралии, суда приняли с танкеров горючее. Утром 17 мая ОС 66 пребывало на позиции в 180 милях к югу от Явы. С авианосцев встали две волны самолётов, которым поручили атаковать различные цели:

  • Несколько А забрала курс на нефтехимический завод Вонокормо. Она складывалась из 9 вооружённых бомбами английских «Эвенджеров» и 12 «Даунтлессов» под эскортом восьми «Корсаров».
  • Несколько Б должна была атаковать гавань Сурабайи: портовые сооружения, плавучий док и найденные морские цели. Эти задачи поручили 18 вооружённым бомбами «Эвенджерам» (6 английских и 12 американских) и 6 «Даунтлессам». Эскорт снабжали 8 «Корсаров» и 12 «Хеллкэтов».

Как и при с атакой Сабанга, удар был для японцев полной неожиданностью. Союзники заявили об уничтожении на земле 12 японских самолётов, ни один вражеский истребитель в атмосферу не встал. Нефтехимический завод очень сильно горел, портовые сооружения взяли много бомбовых попаданий.

Английские «Эвенджеры» потопили транспорт Shinrei Maru (информации о водоизмещении судна нет). Американские лётчики повредили один корабль и два вспомогательных охотника за подлодками, два транспорта и танкер. Кроме этого они нашли в гавани госпитальное судно, но не нападали его.

Утраты союзников составил один американский TBF Avenger, погибший вместе с экипажем.

Бомбардировка нефтехимического завода в Сурабайе, 17 мая 1944 года.
armouredcarriers.com

Разведка союзников заявила о том, что уничтожение портовых мощностей и нефтеперерабатывающего завода в Сурабайе временно лишило Японию десяти процентов приобретаемого высокооктанового бензина. Главноком ВМС США адмирал Эрнст Кинг, что и внес предложение совершить атаку, официально поздравил адмирала Сомервилла:

«Прошу передать мои поздравления командующему Восточным флотом и его штабу в связи с успешным исполнением задания, которое нанесло значительный урон неприятелю».

18 мая, на обратном пути, авианосец Saratoga и три сопровождавших его эсминца отделились от Восточного флота. К тому времени на Цейлон уже направились английские тяжёлые авианосцы Victorious и Indomitable, так что острой необходимости в «Саре» больше не имелось. Расставание сопровождалось праздничной церемонией: американский авианосец прошёл на протяжении строя английских и других союзных судов, на мачтах были подняты знамёна расцвечивания, команды выстроились на палубах.

Сомервилл и начальник американского авианосца кэптен Джон Кассади обменялись дружескими посланиями.

Saratoga передала британскому командующему:

«В связи с нашим расставанием я прошу передать матросу и каждому офицеру вашего флота наилучшие пожелания от матроса и каждого офицера Оперативной группы 58.5. Помогать с вами было не только наслаждением, но и честью. Мы честно глубокоуважаем вас и знаем, что вам предстоят великие дела.

Все мы хотим вам удачи, хорошей охоты, и да пребудет с вами Всевышний во всех ваших начинаниях, какими бы они ни были».

Флагманский линейный корабль Queen Elizabeth ответил:

«Ваше сообщение, которое будет передано всему флоту, принято с признательностью. Вы проделали хорошую работу вместе с нами, и расставание огорчает нас. Мы сохраняем надежду, что будущее опять сделает нас боевой товарищами .

Удачи, и да благословит вас Господь».

Saratoga прощается с Восточным флотом. 9-минутная кинохроника (без звука), включающая цветные кадры

19 мая Восточный флот дозаправился в одной из гаваней Западной Австралии, по окончании чего совершил переход в Тринкомали, куда прибыл 27 мая. Всего за время операции союзные суда прошли 7000 миль, что стало самым дальним рейдом авианосцев Восточного флота В первую очередь войны. Как и при с ударом по Сабангу, операция «Transom» не отразилась на неспециализированном ходе войны, но стала важным достижением морской авиации и британского флота.

Скоро купленный опыт понадобился Восточному флоту: во второй половине 1944 года британцы стали систематично нападать оккупированные японцами территории Юго-Восточной Азии.

литература и Источники:

  1. http://www.armouredcarriers.com.
  2. http://www.combinedfleet.com.
  3. http://www.iwm.org.uk (сайт Имперского военного музея Англии).
  4. http://www.wrecksite.eu.
  5. Eastern Fleet – War Diary http://www.naval-history.net/xDKWD-EF1943Dec-Apr1944.htm.
  6. Gray E. Operation Pacific. — London: Octopus Publishing Group, 1990.
  7. Interview of COMMANDER JOSEPH C. CLIFTON, USN Air Group 12. http://www.armouredcarriers.com/-document-1/.
  8. Hackett B., Kingsepp S. Imperial Japanese Navy Submarine, Air Base and Marine Oil Terminal at Sabang, Sumatra. http://www.combinedfleet.com/SabangOil.htm.
  9. Hobbs D. The British Pacific Fleet: The Royal Navy`s most powerful Strike Force. — Barnsley, Yorkshire: Seaforth Publishing, 2011.
  10. Operation Transom, Air Strike on Surabaya, Java. http://www.armouredcarriers.com/-liaison-report/.

В августе 44-го


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: