«Воздушный контроль» в палестине

В случае если английские операции по осуществлению воздушного контроля в Ираке и на юге Аравии считаются успешными, то действия Королевских ВВС в подмандатной Палестине относят к числу неудач. Тут в межвоенный период был показан предел возможностей концепции поддержания правопорядка на территории силами авиации. В следствии англичане были вынуждены пойти на значительные уступки арабам, появлявшись не в состоянии погасить восстание армейскими средствами.

Новое владение

По итогам раздела азиатских владений бывшей Турции по окончании Первой Мировой Палестина досталась англичанам в форме полномочия Лиги Наций. На новых хозяев возлагались обязательства создать такие политические, административные и хозяйственные условия, каковые обеспечат установление иудейского национального дома в Палестине и развитие университетов самоуправления.

Карта мандатной Палестины

Весной 1921 года палестинский полномочие был поделён на две части по реке Иордан. Восточная часть стала эмиратом Трансиордания под английским протекторатом, западная должна была превратиться, как и провозглашали декларация Бальфура 1917 решения и года Лиги Наций, в национальный дом для иудейского народа. Резкий рост эмиграции иудеев в Палестину приводил к ухудшению взаимоотношений иудеев с местным арабским населением и рост арабского национализма.

Воздушный контроль в Палестине

В первой половине 20-ых годов двадцатого века в Палестине размещалось 7,5 тысяч английских солдатах: три пехотных батальона и три конных полка. Их содержание обходилось английской казне в 3,5 миллиона фунтов в год. Опять основной обстоятельством введения воздушного контроля стала денежная.

Защита Палестинского полномочия перешла к Королевским военно-воздушным силам (КВВС) в мае 1922 года. Первым командующим КВВС в полномочии был генерал Генри Тюдор, взявший временный патент вице-маршала авиации. Лишь в апреле 1924 года его поменял эйр-коммодор Алан Джерард, взявший Крест Виктории в Первой мировой.

К 1925 году наземные силы всецело покинули Палестину. Силы КВВС включали одну эскадрилью (14-ю с лёгкими бомбардировщиками DH.9A) и одну роту броневиков. Кроме этого ей подчинялись Трансиорданские пограничные силыотряды бедуинов под руководством английских офицеров.

Цена содержания английских сил на мандатной территории уменьшилась до 650 тысяч фунтов в 1925 году.

самолёты и Броневики КВВС в Трансиордании

Наряду с этим задача поддержания внутренней безопасности в Палестине возлагалась на местную полицию, функцией же авиации было сдерживание (как и на южных границах Ирака) набегов ихванов Ибн Сауда из Неджда. Соответственно, броневики и самолёты размещались в Трансиордании, штаб-квартира пребывала в Аммане.

Но к концу 1920-х годов неприятности появились, откуда их совсем не ожидали. Групп-капитан Патрик Плейфэйр, что руководил КВВС в полномочии во второй половине 20-ых годов XX века, позднее писал в своих мемуарах:

Никто в руководстве КВВС не имел возможности кроме того и поразмыслить, что неприятности появятся в Палестине, а тем болеев Иерусалиме Все отечественные мысли занимали арабские дела в Трансиордании.

1929 годпервый вызов

Конфликт около доступа к Стенке Плача в Иерусалиме стал причиной 23 августа 1929 года погромы против евреев в городе, ставшие для англичан полной неожиданностью.

Иерусалим во второй половине 20-ых годов XX века

Плэйфэйр сконцентрировал все собственные немногочисленные силы около яффы и Иерусалима, дабы защищать иудейских колонистов. Целый наземный персонал КВВС, не занятый в обеспечении лётной деятельности, направили в Иерусалим для усиления полиции. Главный комиссар Джон Чэнселор разрешил авиации обстреливать арабские толпы, направляющиеся к иудейским поселениям, но не дал бомбить населённые пункты чтобы не было жертв среди гражданского населения.

Было решено безотлагательно перебросить из Египта 1-й батальон полка Южноваллийских пограничников. Вечером 24 августа четыре военно-транспортных самолёта Виккерс эскадрильи 216-и Виктория перевезли два его авангардных взвода в Иерусалим, каковые срочно поспешили на помощь полиции.

Английские воины грузятся в Виккерс Виктория

Столь стремительное появление английских солдат на улицах Ветхого города имело, как позднее отмечали англичане, громадный моральный эффект. Другая часть батальона прибыла на следующий сутки по железной дороге.

Обстановку в Иерусалиме забрали под контроль в течение 48 часов, но на другой территории Палестины напряжённость сохранялась. Из Египта были переброшены ещё два батальона пехоты и одна эскадрилья КВВС (208-я с Бристоль Файтерами), а ещё подразделение флотской авиации. Самолёты вели активную разведку, обстреливали арабов, атакующих изолированные иудейские поселения, разбрасывали листовки.

Руководивший наземными подразделениями бригадир Добби отмечал действенное сотрудничество двух родов армий.

Бристоль Файтер 208-й эскадрильи в Палестине, 1929 год

Порядок вернули к концу первой семь дней сентября 1929 года. Но появился вопрос, что же делать дальше.

Перемены в Палестине

10 сентября 1929 года начальник штаба КВВС папа английской военной авиации Тренчард (уже подготавливавшийся к отставке: в январе 1930-го его поменял прославившийся в Ираке Джон Сэлмонд) направил вице-маршала авиации Хью Доудинга, управлявшего штаб Иракского руководства КВВС в 19241926 годах, в Палестину. Отличие местной обстановке от иракской кидалось в глаза: какая-либо разведка в Палестине отсутствовала, арабская полиция была ненадёжной и поразительно неэффективной.

В рапорте Тренчарду Доудинг указал и на основную обстоятельство нестабильности в Палестине:

еврейская политика возможно навязана Палестине лишь силой, и арабы ни при каких обстоятельствах с этим не смирятся.

Вот лишь какие-либо действия в этом главном вопросе пребывали далеко за рамками компетенции руководства КВВС.

Беспорядки в Яффе, 1933 год

По окончании событий 1929 года в Палестине всегда размещались два пехотных батальона, но неспециализированное руководство оставалось в руках КВВС. Руководство КВВС подготавливалось к будущему восстанию, в особенности по окончании беспорядков 1933-го. Была создана разведсеть с центрами в Хайфе и Иерусалиме.

В 1934-м, 1935-м и марте 1936 года проводились учения по действиям при мятежа во всей стране.

Руководство КВВС в Палестинском полномочии с 1933 года возглавлял Роберт Пирс, произведённый в феврале 1936 года в вице-маршалы авиации.

Новое восстание

В апреле 1936 года протесты арабов, направленные против иудейской иммиграции в Палестину, неспешно перерастают в вооружённое восстание, значительно более масштабное и прекрасно организованное, чем во второй половине 20-ых годов XX века. К началу восстания силы КВВС в Палестинском полномочии включали 14-ю эскадрилью, оснащённую Фэйри Гордонами и базирующуюся в трансиорданском Аммане, и одно крыло 6-й эскадрильи с Хоукер Харди конкретно в самой Палестине, в Рамле.

Фэйри Гордон в небе Палестины, 1931 год

По окончании начала восстания одно крыло 14-й эскадрильи перебазировалось на аэропорт Джиср-Меджаме на западе Трансиордании, ближе к Палестине, а чуть позднее два вторых крыла 6-й эскадрильи прибыли из Египта в Рамлу.

Устав КВВС не напрасно показывал, что колебания и промедления в применении силы неизменно страшны. Исходя из этого Пирс настаивал на немедленном применении силы впредь до проскрипционных бомбардировок, тогда как главный комиссар генерал Артур Уочоп сохранял надежду на переговоры и оттягивал просьбу о подкреплении.

Лишь 7 мая 1936 года Пирс убедил главного комиссара направить просьбу о подкреплении в размере 1 роты и батальона пехоты лёгких танков и двух секций броневиков КВВС из Ирака. Палестина была поделена на четыре военных округа. В середине мая Пирс взял второй дополнительный батальон пехоты из Египта и срочно направил его в Наблусцентр неприятностей.

Для поддержания работы железной дороги в Палестину прибыла полевая рота Королевских инженеров.

Палестина во второй половине 30-ых годов двадцатого века

23 мая главный комиссар Уочоп наконец сформулировал для авиации и наземных войск чёткие условия, в то время, когда им позволялось открывать пламя. Самолётам не запрещалось использовать лишь пулемёты. Возможно было стрелять только в вооружённых людей, светло демонстрирующих агрессивные намерения.

Причём делать это следовало в ответ на просьбы о помощи со стороны атакованных наземных частей и против конкретных целей в сёлах (ни за что не в городах), из которых обстреливались наземные части либо самолёты.

Лишь 25 июня с далека приказ, разрешающий бомбардировки. В преамбуле прямо отмечалось, что, потому, что Палестина есть Святой Почвой, бомбардировка допустима в крайних случаях и с массой ограничений. Допускалось применение только 20-фунтовых бомб, лишь с разрешения руководства, против больших банд при неэффективности пулемётного огня, не ближе, чем в 500 ярдах (457 метрах) от любых строений и населённых пунктов.

Очень оговаривалась недопустимость повреждения мечетей.

С середины июня все колонны и армейские патрули в обязательном порядке сопровождались автомобилями с радиостанциями. 6-я эскадрилья в Рамле и 14-я в Джиср-Меджаме пребывали в получасовой готовности, дабы при необходимости оказать помощь наземным силам. В каждом из четырёх военных округов один самолёт постоянно пребывал в воздухе, ещё три были на аэропорте в постоянной готовности ко взлёту по радиосигналу Дабл-Икс о срочной воздушной помощи.

Хоукер Харди готовится к взлёту на аэропорте в Рамле, 1936 год

На месте цели авиации указывались визуальными сигналами и дымовыми гранатами. Чтобы избежать огня по своим и добиться большой точности, самолёты действовали на малых высотах, что приводило к их уязвимости от ружейного огня. Пилоты приобретали ранения.

Не смотря на то, что смертельных случаев до сентября не было, обычно бойцы совершали вынужденные посадки.

Самолёты кроме этого вели фоторазведку, перебрасывали подкрепления, осуществляли снабжение удалённых блокпостов. За июнь на 980 сёл было скинуто 210 тысяч листовок.

Нерешительность администрации, не сумевшей обеспечить стремительное и адекватное наказание мятежников, содействовала расширению восстания,

прямо писал Пирс. В первых числах Июля он докладывал главному комиссару, что предстоящее задержка может привести к ужасающим последствиям:

На данный момент как раз время есть решающим, и активные армейские меры по восстановлению порядка должны быть приняты как возможно раньше.

57 июля КВВС совершили успешную операцию по разгрому базы повстанцев недалеко от Самарии, но множество жертв среди арабов стало причиной волны возмущения в прессе и новые ограничения со стороны Лондона.

Восстание разгорается

В июле 1936 года с прибытием ещё трёх батальонов из Египта наземные силы в Палестине достигли размера двух бригад. Из Египта кроме этого была переброшена 33-я эскадрилья КВВС. Но обстановка ухудшалась .

Партизаны, к каким прибывали добровольцы из вторых арабских государств, становились всё более организованными и опытными. Терроризм принимал угрожающие размеры со стороны как арабов, так и иудееви Пирс давал предупреждение о возможности свирепой вспышки гражданской войны.

Хоукер Харди над Хайфой, 1936 год

20 августа 1936 года Пирс направил рапорт в Лондон. Он извещал, что армейские сделали всё, что имели возможность, в помощи гражданским влияниям, нынешнюю политику продолжать потом нереально, и имеется лишь два выхода: важные политические уступки мятежникам или положение. Пирс предлагал перейти к полномасштабному применению всех средств воздушного контроля по примеру Адена и Ирака, впредь до проскрипционных бомбардировок арабских городов.

Наряду с этим, поскольку обстановка зашла довольно далеко, согласно его точке зрения, требовалось и наземное усилениеещё две бригады пехоты.

Кроме этого Пирс дал подчинённым использовать 112-фунтовые бомбы. В первый раз их 6 сентября применила 6-я эскадрилья при атаке базы боевиков на высоте 771 в окрестностях Наблуса. Налёт привёл к громадным утратам боевиков и сильно поразил горожан.

Финиш воздушного контроля

Но к тому моменту воздушный контроль в Палестине подошёл к концу. Ответ об этом приняли на совещании английского правительства 2 сентября 1936 года. Оно отвергло предложения Пирса, сделав выбор в пользу полномасштабной наземной операции силами дивизии.

Соответственно, руководство английскими армиями в Палестине передавалось от министерства авиации армейскому министерству, и в середине сентября Пирса в качестве командующего английскими силами поменял генерал Джон Дилл.

Дело борьбы с восстанием перешло в руки пехоты, авиация сейчас игралась лишь запасного роль. Руководивший армиями в Палестине в 19371938 годах генерал Уэйвелл был впечатлён скоростью, с которой КВВС реагировали на запросы наземных сил о воздушной помощи: иногда самолёты оказались через 15 мин. по окончании сигнала Даббл-Икс.

Бомбардировщики Виккерс Уэлсли 14-й эскадрильи над Палестиной, 1938 год

Летом 1938 года эскадрильи в Палестине перешли на новые самолёты, отличавшиеся большей огневой мощью,Виккерс Уэлсли и Глостер Гладиаторы. А скоро последовало ещё одно предложение применить воздушный контроль, в то время, когда в первых числах Сентября 1938 года в связи с Судетским кризисом солидную часть наземных армий из Палестины вернули в Египет.

Сейчас эйр-коммодор Артур Харрис, поменявший в июле 1938-го Родерика Хилла на должности командующего КВВС на мандатной территории, внес предложение при войны в Европе возобновить воздушный контроль в Палестине полностью. Планировалось применять кроме того проскрипционные бомбардировки городов наподобие Наблуса с активным применением 250- и 500-фунтовых бомббыло озвучено предложение скинуть по одной 250-фунтовой либо 500-фунтовой бомбе на каждую арабскую деревню. Арабы знают лишь язык силыэто убеждение Харрис вынес ещё со времён работы в Ираке в 1920-е годы.

Европейская война в осеннюю пору 1938 года не разразилась, но затем в Лондоне было издано постановление о важных политических уступках арабам, что и отразилось в Белой книге 1939 года по Палестине. Как раз они и стали причиной угасанию восстания к концу 1939 года.

18 марта 1940 года последний раз в небе Палестины раздался сигнал Дабл-Икс. Утраты Королевских ВВС за время восстания составили семь человек убитыми, один боец пропал без вести. Лётчиков наградили тремя орденами За выдающиеся заслуги и четырьмя крестами За выдающиеся лётные заслуги.

Литература:

  1. David E. Omissi. Air Power and Colonial Control: The Royal Air Force 19191939Manchester University Press, 1990.
  2. Hillel Cohen. Year Zero of the Arab-Israeli Conflict 1929Brandeis University Press, 2015.
  3. Sebastian Ritchie. The RAF, Small Wars and Insurgencies in the Middle East, 19191939Centre for Air Power Studies, 2011.
  4. Tom Segev. One Palestine, Complete: Jews and Arabs Under the British MandateAbacus, 2001.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: