Выборгский сектор: эвакуация

Повествование первой части статьи о действиях Балтфлота в августе 1941 года под Выборгом остановилось на том моменте, в то время, когда 27 августа Сводный полк моряков Выборгского усиленного сектора (ВУС) береговой обороны пробовал пробиться к частям 23-й армии. Моряки Шхерного отряда одвременно с этим приложив все возможные усилия обороняли собственную базу в Трангзунде. В будущем смелые упрочнения балтийских моряков разрешили эвакуировать большую часть сил 23-й армии, окруженных финнами.

Тяжелая обстановка

28 августа попыткам прорыва Сводного полка навстречу окруженным частям 23-й армии была поставлена точка. Штаб Выборгского сектора думал, что численный перевес соперника да и то, что он постоянно мог обойти советские части с флангов, поставили Сводный полк в только тяжелое положение. Полк был не в состоянии скинуть соперника в воду.

Сами окруженные армии 23-й армии совершалиотчаянные попытки выйти из окружения.


Наступление финских армий на Карельском перешейке в первой половине 40-ых годов двадцатого века

Из советских источников как мы знаем, что к 15 часам 28 августа правый фланг Сводного полка был обойден соперником. Финны вышли в тыл Сводному полку в районе Роккала, перебили его тылы и санитарную часть. В 16 часов руководство полка решило выходить из окружения в направлении Роккала.Выборгский сектор: эвакуация

Все средства связи огнем соперника были выведены из строя, у руководства полка контакта со собственными подразделениями и со штабом сектора не было. Утраты личного состава полка доходили до 50 %, наряду с этим часть раненных было нужно выносить на руках.

К финалу дня 28 августа подразделения полка с ожесточенными боями вышли из окружения, отбили захваченный финнами 120 мм миномет, две 45-мм пушки (из трех имевшихся), но утратили до двенадцати 50-мм минометов и шесть станковых пулеметов. Понесший тяжелые потери, Сводный полк все же смог отойти к реке Роккалан-йоки (Гороховой), на рубеже которой занял оборону.

Действительно, и финны оценили действия собственной 8-й пехотной дивизии как не через чур успешные.

Так, оставшиеся в окружении части 23-й армии имели возможность рассчитывать лишь на себя. А 29 августа обстановка стала еще более напряженной.

Ключом к Выборгскому заливу был остров Тейкарсаари, расположенный так, что с него просматривались, а вдруг нужно, то и простреливались все главные фарватеры, ведущие в залив и из него.

Бой за остров Тейкарсаари 29 августа

Финал борьбы за окончательное господство над Выборгским заливом решался в сражении за данный остров. В начале утра 29 августа 2-й финский батальон береговой обороны в составе 425 человек высадился на остров Тейкарсари. На острове, не считая личного состава Выборгского сектора, обслуживавшего связи службы и пост наблюдения (СНИС), пребывало 40 бойцов 1-й заставы 103-го погранотряда под руководством лейтенанта Девятых.

Из четырех имевшихся сначала 45-мм орудий сейчас на острове осталось лишь два.

В последовавшем бою финны полностью уничтожили гарнизон Тейкарсари. Смогли спастись только пара человек, один из которых вплавь добрался до острова Туппурансаари. Шхерный отряд не смог помешать финскому десанту.

Финские утраты при штурме острова были минимальными – 6 человек убитыми и 16 – ранеными.

Среди любителей военной истории обширно распространено вывод, что остров Тейкарсари был захвачен финами еще 25 августа 1941 года. Оно основано на дате, упомянутой в сборнике документов о действиях пограничников в первой половине 40-ых годов двадцатого века. Но во всех остальных документах, а также отчете Выборгского сектора о битвах 1941 года, советских изданиях военных действий, финском отчете о захвате острова, в качестве даты захвата острова приводится как раз 29 августа.

Вероятнее, составители чёрта военных действий Койвисткого погранотряда допустили неточность.

Затем успеха финнов Шхерному отряду осталось лишь эвакуировать Трангзунд. В ночь с 29 на 30 августа защищавший его персональный состав на кораблях и катерах перешел в Койвисто. Выборгский залив стал всецело финским.

Бой Сводного окружение и полка частей 23-й армии южнее Выборга. Источник Jatkosodan Historia.

Vol. 2. 1989

Сводный полк смог удержать оборону на рубеже по реке Роккалан-йоки. В то же самое время часть сил 23-й армии, наконец, пробилась из окружения. Более-менее организованно в район Койвисто вышли части 115-й стрелковой дивизии В.Ф.

Конькова.

Это были довольно боеспособные части, чего не было возможности сообщить о вышедших из окружения остатках 43-й стрелковой дивизии.

Однако, самыми боеспособными подразделениями в районе Койвисто так же, как и прежде оставалисьморские. На армейцев было тяжело положиться, люди были деморализованы тяжелым поражением, окружением и отступлением.

В этих условиях потребовал немедленного ответа важный вопрос – что делать дальше? Удержать Койвисто было нереально, а финны уже пребывали на большом растоянии на юге Карельского перешейка. Разумеется, что единственным разумным выходом из ситуациибыла эвакуация, которую следовало совершить как возможно стремительнее.

Эвакуация

В ночь с 31 августа на 1 сентября руководство Северо-западного направления приказало эвакуировать части 23-й армии. Прикрыть эвакуацию должны были части Выборгского усиленного сектора береговой обороны. Возглавить процесс эвакуации поручалось начальнику штаба Краснознаменного Балтфлота (КБФ) адмиралу Ю. А. Пантелееву.

Командующий Балтийским флотом В.Ф.

Трибуц в собственных мемуарах приписал идею эвакуации конкретно себе.

Снабжать эвакуацию должен был Сводный полк моряков ВУС и артиллерийские батареи. Позднее бойцов береговой обороны предполагалось вывезти на остров Бьерке, где Выборгский сектор должен был продолжить собственную деятельность.

Транспорт «Барта». Фотография из коллекции Олега Балашова

В отечественной литературе упоминается, что с целью проведения эвакуации был создан особый отряд в составе канонерских лодок «Волга» и «Кама», бронекатеров № 213 и 214, отряда десантных барж, транспортов Балтийского пароходства «Отто Шмидт» (капитан Н. А. Фафурин), «Мееро» (капитан В. А. Цибулькин) и «Барта» (капитан М. А. Фармаковский). Это не совсем соответствует действительности.

Ю.А. Пантелеев прибыл Койвисто рано утром 1 сентября. Ему было нужно организовывать целый процесс фактически с нуля.

И одно из первого, что он сделал – наладил организацию вывоза раненных.

1 сентября на прибывший примерно в одинадцать часов утра транспорт «Аурания» удалось загрузить и вывести более 1800 человек. Вышеупомянутая канонерская лодка «Волга» прибыла в район Койвисто уже по просьбе Ю.А. Пантелеева.

И лишь в то время, когда он смог обрисовать ситуацию , в Кронштадте создали отряд транспортов, которому и предстояло вывезти людей из Койвисто.

Транспорт «Аурания». Фотография из коллекции Олега Балашова

Более чем 2400 человек вывез транспорт «Тиина». На шхуну «Нева» загрузили 400 человек. Канонерская лодка «Волга» ушла в Ленинград, имея на борту практически 1000 человек.

Людей грузили на минные заградители, на имевшиеся в наличии мотоботы.

Последние самостоятельно ушли в Ленинград в начале утра 2 сентября.

До тех пор пока шла погрузка на все имеющиеся в наличии средства, транспорты так и не пришли. Исходя из этого Ю.А. Пантелеев приказал грузить людей и на канонерскую лодку «Кама», и на баржу СБ-2.

В итоге на барже выяснилось до 2000 человек, и она также вышла в Ленинград.

А с транспортами вышла заминка.

Из оставшихся на берегу практически 3000 человек часть было решено перебросить на Бьерке. Люди начали грузиться на канонерскую лодку «Кама». На ней смогли расположиться практически 1000 командиров и бойцов. В то время, когда один транспорт все же подошел, на него удалось за весьма маленькое время загрузить большую часть оставшихся людей.

При эвакуации погиб транспорт «Мееро», что считался подорвавшимся на мине.

Потом поступила информация, что он был потоплен финским торпедным катером.

Подсчеты спасенных

В литературе видятся различные сведения о том, кто и какое количество вывез из Койвисто людей. По различным оценкам, было эвакуировано от 6000 до 13 804 человек личного состава. Но, возможно отыскать в памяти и мемуары адмирала Трибуца, где говорится о более чем 27 000 человек.

Но последняя цифра, ставшая на время практически канонической, не выдерживает сопоставления с известными сейчас источниками.

Сам Ю.А. Пантелеев в собственном докладе об эвакуации привел эти, что вместо первоначально предполагаемой перевозки 7000–8000 человек, из Койвисто в Ленинград было перевезено 13 800 человек. Из них раненных – 1710, боеспособных солдат – 11 940 человек, гражданских – 150 человек.

Помимо этого, на остров Бьерке из Койвисто было перевезено еще 2000 человек личного состав Выборгского сектора, 500 человек из состава военных подразделений (в частности, из состава 101-го гаубичного артполка) и 100 гражданских. В итоге общее число перевезенных силами КБФ образовывает 16 400 человек.

Транспорт «Мееро». Фотография из коллекции Олега Балашова

Среди эвакуированных частей были управление Выборгского сектора береговой обороны, истребительный отряд города Койвисто, 103-й погранотряд, прокуратура, трибунал, Сводный полк (около 2 тысяч людей). Части сектора были перевезены на остров Бьерке. В следствии Выборгский сектор береговой обороны был в тылу соперника.

Согласно данным из мемуаров В. Ф. Трибуца, на протяжении эвакуации было утрачено два бронекатера, баржа с материальной частью 32-го артдивизиона, два ЖД артиллерийских транспортера и торпедный катер. без сомнений, готовя текст собственных книг, бывший командующий флотом применял часть дешёвых ему документов. Но тут он в буквальном смысле свалил в кучу утраты частей сектора и Шхерного отряда не только за пара дней августа, но за более продолжительный период.

Упомянутые ЖД транспортеры, к примеру, были из состава 12-й отдельной ЖД батареи. Позиция для них подготовилась на Карельском перешейке. Руководил орудиями лейтенантЩукин.

Они не смогли выйти из окружения при отходе на юг, и произошло это не под Выборгом, а значительно южнее.

Выводы

Что касается самих бойцов береговой обороны, то Выборгский сектор был на островах Бьерке вплоть до конца октября 1941 года. После этого его подразделения были эвакуированы. Главная часть личного состава сектора влилась в только что созданную Приморскую оперативную группу Ленинградского фронта на Ораниенбаумском плацдарме.

Воссоздан Выборгский сектор будет лишь летом 1944 года.

В военных действиях лета-осени 1941 года к северу от Ленинграда четко проявились все недочёты советской подготовки к отражению вражеской агрессии. Полностью это возможно сообщить и про действия сил флота. Наряду с этим, но, части Выборгского сектора с его скромными силами сделали в последних числахАвгуста 1941 года все, что было в их силах для спасения сухопутных частей.

Не обращая внимания на последовательность досадных неточностей, таких, как неудачная артиллерийская «помощь» со стороны двух эсминцев либо утрата двух ЖД транспортеров, моряки хотя бы частично смогли спасти обстановку.

Транспорт «Отто Шмидт». Фотография из коллекции Олега Балашова

Не обращая внимания на тяжелые потери, второпях созданный Сводный полк Выборгского сектора сохранил боеготовность и был костяком обороны Койвисто. Благодаря его действиям стала вероятной одна из самых успешных операций по эвакуации личного состава всего начального периода войны. Причем вывезены тысячи советских матросов и солдат были практически из-под носа у соперника.

Возможно ли было не допустить форсирование Выборгского залива финнами? Ответ на данный вопрос будет, скорее, отрицательным. С имеющимися средствами и силами и в сложившейся к середине августа 1941 года обстановке ни флот, ни армия этого сделать не могли.

Создатель благодарит за помощь в работе Вячеслава Никитина и Олега Балашова.

литература и Источники:

  • Документы Центрального Военно-морского архива.
  • Козунено Д. А. 1941 год: Хроника боев на Карельском перешейке. СПб., 2014.
  • Левченко Б.П. В кильватере, без огней… Л., 1981.
  • Пантелеев Ю.А. Морской фронт. М., 1965.
  • Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. М., 1985.

Эвакуация (Extraction) 2013


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: