Выдержка из преподобного исихия о борьбе со страстями

О мысленной брани по большому счету сейчас все уже Вам сообщено. Страстей большое количество, но, сколько бы их ни было, все они подходят продемонстрированным образом и все прогоняются и преодолеваются, как сообщено. Любая страсть, само собой разумеется, имеет собственные особенности, с которыми и возбуждается; бывает также премножество случайностей в образе их появления.

Но это не изменяет неспециализированных приемов брани с ними. Делайте, как сообщено, и удачно всякую прогонять станете страсть, с какою бы силою ни восстала она в Вас.

Дабы Вы лучше имели возможность запомнить все это и убедиться, что так, а не в противном случае нужно функционировать, делаю выписку из преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, книжку которого, помнится, я Вам отправил.

Вот что он говорит:

«Подвизающийся внутренне всякую 60 секунд должен иметь следующие четыре вещи: смирение, крайнее внимание, несоответствие (помыслам) и молитву. Смирение – поелику сопротивники его в брани сущность гордые демоны, – чтобы Христову помощь удержать рукою сердца, потому что Господь ненавидит гордых. Внимание – дабы не попускать сердцу иметь никакого помысла, хотя бы он и хорошим казался.

Несоответствие – чтобы, как не так долго осталось ждать усмотрит пришедший (помысл), в тот же час с бешенством отразить лукавого. Молитву – чтобы по окончании несоответствия в тот же час возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным. И тогда этот подвижник заметит неприятеля связанного либо гонимого поклоняемым именем Иисуса, как прах ветром, либо, как дым, исчезающего с мечтанием своим» (пункт 20).Выдержка из преподобного исихия о борьбе со страстями

Вот и еще подобное место:

«В мысленной брани должно функционировать так, как действуют на (обычной) войне. Во-первых, потребно внимание; во-вторых, в то время, когда увидим, что неприятель придвинул помысл, должно поразить его проклятием, с бешенством в сердце; в-третьих, надобно помолиться против него, призывая в сердце Иисуса Христа, чтобы демонский призрак в тот же час провалился сквозь землю, дабы ум не отправился за мечтанием, как дитя, прельщаемое каким-нибудь искусником (фокусником, фигляром)» (105).

«Если ты в сердце собственном постоянно обращаешься со смиренномудрием, с памятованием о смерти, с самоосуждением, с несоответствием помыслам и с призыванием имени Иисуса Христа и с сими оружиями каждый день продолжаешь трезвенно узкий, радостнотворный и приятный путь мысленный, то войдешь во святые созерцания святых и просветишься глубокими тайнами от Христа, в Котором сокрыты все ведения и сокровища премудрости, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 3, 9).

Потому что ты почувствуешь во Иисусе, что на душу твою нисшел Дух Святый, Что светит уму, дабы он имел возможность наблюдать откровенным лицом. Никто, говорит апостол, неимеетвозможности назвать Иисуса Господом, когда Духом Святым (1 Кор. 12, 3).

Само собой разумеется, сим он утверждает таинственно ищущего» (29).

В этих и других аналогичных местах по большому счету говорит преподобный Исихий о ходе мысленной брани. Больше же в его книжке говорится по частям о каждом из продемонстрированных приемов брани, и особенно о внимании к сердцу, нахождении в том месте и мысленном оттуда обращении к Господу с молитвою. Извольте просмотреть сейчас же всю ту книжку.

А я выпишу Вам пара о сем пунктов.

«Великий законодатель Моисей либо, лучше, Дух Святый устами его говорит: „Внимай себе; да не будет в сердце твоем тайного слова преступного“ (Втор. 15, 9). Тайным словом именует он одно мысленное представление чего-нибудь дистрофичного (страстного), ненавидимого Всевышним, – что кроме этого отцы именуют прилогом, наводимым на сердце от диавола, за которым, коль не так долго осталось ждать он есть уму, в тот же час устремляются отечественные мысли и страстно с ним сообщаются» (2).

«Внимание имеется постоянное сердечное от всякого помысла безмолвие, в котором душа Единым Иисусом Христом Сыном Божиим и Всевышним неизменно, непрерывно дышит и Его призывает; мужественно с Ним ополчается на неприятелей; Ему, имеющему власть отпущать грехи, исповедуется; довольно часто тайным призыванием объемлет Христа, Единого ведающего сердца» (5).

«Трезвение имеется жёсткое его стояние и водружение помысла у дверей сердца, так что он видит подкрадывающиеся помыслы и уразумевает, какой образ покушаются начертать и напечатлеть в уме демоны, чтобы прельстить им чрез воображение» (6).

«Идея, стоящая (в сердце) и призывающая Христа на неприятелей и прибегающая к Нему, подобна некоему зверю, окруженному множеством псов и защищающемуся в твердыне. Она издали умственно усматривает умственные засады невидимых неприятелей и, без конца моля против них миротворца Иисуса, пребывает невредимою от них» (8).

«Не имеющий молитвы, чистой от помыслов, не имеет оружия на брань. Молитву разумею я без конца совершаемую во внутренности души, чтобы скрытно ратующий неприятель призыванием Христа был поражаем и опаляем. Потому что ты обязан и острым и напряженным оком ума наблюдать, дабы выяснять входящих, определив же, в тот же час несоответствием сокрушать главу змия и одновременно с этим со стенанием взывать ко Христу – тогда опытом дознаешь Божию невидимую помощь, тогда светло заметишь правое состояние сердца» (21, 22).

«Итак, да дерзает душа о Христе, да призывает Его и да не страшится нисколько: она не одна сражается, но вместе с ужасным Царем, Иисусом Христом, Творцом всего сущего, телесного и бестелесного, видимого и невидимого» (40).

Ограничусь этими выписками, по причине того, что, если бы выписывать все ко мне относящееся, надлежало бы переписать половину книжки. И эти выписки сделал я чтобы обновить в Вашей памяти, что уже так в далеком прошлом толкую Вам о памяти Божией и внутренней брани со страстями. Ведайте, что в этом вся сущность труда над содеванием спасения.

Прочтя это, не сообщите в себе: да что же я – пустынница, дабы мне выполнять такие правила?! Не Вы одни, а весьма и весьма многие так говорят, лишь не из тех, каковые как должно принялись за труд содевания спасения. Взявшиеся за этот труд не смогут так сказать.

Так и Вы, в случае если желаете жить в духе, в чем и состоит содевание собственного спасения, должны неотложно поступать так, как прописано.

А вдруг желаете жить спустя рукава, то, само собой разумеется, все это к Вам не подходит. Я и начал писать об этом, поверив, что Ваше ответ Господу принадлежать было честно. Потому что у кого такое ответ честно, тому не миновать прописанного пути.

Он может большое количество трудиться и делать различные обходы, но, пока не нападет на эту тропу, толку не будет. Я и показываю Вам ее прямо, дабы Вам не плутать по сторонам. Беритесь усерднее – и не так долго осталось ждать заметите успех.

Но – все труд нужно; легко ничего не бывает.

Не допускайте же для того чтобы суемудрия. В пустыне кто живет либо в монастыре либо в миру содевает собственный спасение, всякому неотложный закон очистить сердце собственный от страстей; очистить же он его в противном случае неимеетвозможности, как обрисованным методом. Не отказывайтесь же и не упирайтесь ногами.

Благослови Вас, Господи!

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: