Высокое небо олега цоя

Если бы летчикам-испытателям присваивали звание Героя за любой подвиг в небе, возможно, все призы достались бы им. Самолеты компании Сухого известны в мире не меньше, чем автоматы Калашникова. Но поднимают их в атмосферу испытатели ОКБ Сухого. Как раз они первыми тестируют еще совсем «сырые» автомобили

Олег Цой пришел в ОКБ, имея за плечами настоящий боевой опыт. Сражался на Ближнем Востоке, где продемонстрировал себя блестящим летчиком-асом. В составе 135-го истребительного авиационного полка он на МиГ-21МФ совершил 42 боевых вылета, совершив два воздушных боя, причем в одном из боев ему удалось принудить к посадке израильский самолет-разведчик.

По словам самого летчика 7 августа 1970 года звено МиГов было поднято на перехват низколетящей малоскоростной цепи. Над Синаем ведущей паре удалось выйти на двухмоторный самолет-разведчик, «напоминающий отечественный Ил-14». В итоге недолгого маневрирования израильский экипаж был должен приземлиться в песок.

Собственную карьеру летчика-испытателя Цой, кореец по национальности, начинал с штурмовика Су-25, что готовили для боевых опробований. Кстати, он до сих пор влюблен в данный неказистый самолет, считая его лучшим штурмовиком всех времен и народов (ну, может, по окончании Ил-2). Вот только один эпизод, поведанный самим Олегом Григорьевичем: «Шли работы, которые связаны с установкой на штурмовик новой очень замечательной пушки.

Отдача у нее была четыре тонны, и при стрельбе самолет трясло так, что свободно сотрясение мозга возможно было получить. Делал стрельбу с пикирования. На высоте 800 метров и угле пикирования 30 градусов от данной тряски отвалился прицельный комплекс весом три с лишним килограмма.

Упал между ног, заклинил ручку управления.

Катапультироваться запрещено, самолет вывести из пике также. Полный финиш… Не знаю, каким чудесным образом мне удалось изогнуться, выбить левой рукой комплекс на себя и вытянуть ручку управления. До сих пор не забываю те травинки, каковые рассмотрел.

Самолет вышел из пике, возможно, в метре от почвы. Начальник полета, замечая мое «лихачество», практически изматерил всего по радио, приказ срочно возвратиться. Сел на аэропорт, ко мне первым подбежал инженер, нёсший ответственность за оружие. Любой думает о собственных проблемах, инженеру до воздушного «хулиганства» дела не было, он сходу задал вопрос, как пушка. Я отвечаю: «Нормально.

Так стреляла, что прицел следом за боеприпасами улетел».

Инженер посмотрел на то место, где комплекс крепится, а в том месте и в действительности пусто. Не поверите, но бедолага утратил сознание и упал в обморок прямо под фюзеляж. По большому счету та пушка нам большое количество хлопот доставила, я трижды из-за нее чуть не погиб.

Действительно, в итоге ее отработали практически до идеала, неприятностей уже не появлялось».

Но звание Героя РФ он взял за летные опробования другого суховского бомбардировщика – Су-24. Машина в высшей степени надежная, но мало кому как мы знаем, что у этого превосходного самолета был врожденный порок, что стоил судьбе сходу нескольким летчикам-испытателям. Разобраться с данной скрытой угрозой и помог случай с Олегом Цоем.

Шли достаточно простые полеты на Су-24, и внезапно при комплекте высоты заклинило рули управления. Самолет начал заваливаться, причем высота была маленькая, и катапультироваться вниз головой хватало страшно для экипажа. Цой неимоверными упрочнениями смог добиться угла крена в 40 градусов и дал приказ на катапультирование.

Второй пилот дернул ручку на себя и вылетел из кабины.

Должна была сработать автоматика, которая должна была выстрелить и начальника следом. Но этого не случилось, и Цой остался на своем месте. К тому времени самолет перевернулся брюхом вверх на высоте всего 420 метров.

Катапультироваться было уже запрещено, к тому же летчику заклинившей ручкой управления зажало ногу. По всем данным летчик-испытатель был обречен.

Как говорил сам Олег Григорьевич, он в одну секунду отыскал в памяти фамилии тех начальников Су-24, каковые также «не захотели» катапультироваться и погибли при невыясненных событиях. И снова каким-то неимоверным упрочнением (эксперты позже утверждали, что человек не в состоянии развить такую физическую мощь) Цою удалось выправить самолет. Удалось добраться и до ручки катапультирования, но автоматика села всецело.

Прекрасно, что имелась резервная совокупность сброса фонаря. И лишь затем сработал пороховой заряд, что выкинул летчика из обреченного самолета.

На протяжении катапультирования ручка управления оторвала из ноги кусок мяса. От неимоверных перегрузок и боли Цой утратил сознание и пришёл в сознание лишь на заснеженном поле. Подняться не смог и сознание снова помутилось – сохранившаяся нога был проткнута полностью острым колышком обрубленной кем-то елки…

Подробный отчет Цоя о собственных действиях помог создателям установить обстоятельство производственного недостатка, что был устранен, и так было спасено множество судеб летчиков.

При опробованиях нового истребителя Су-27 он в 1987–1988 годах установил сходу 9 мировых авиационных рекордов по скороподъёмности и грузоподъёмности.

С 1992 года полковник О. Г. Цой – в запасе. В 1997–2000 годах был помощником главы летной работы ОАО «ОКБ Сухого». Сейчас живет в городе Москва.

Высокое небо олега цоя
Летчик 135-го иап Цой О. Г. около собственного самолета в Египте, 1971 г. Источник: http://www.hubara-rus.ru/

Летчик-испытатель Цой О. Г. Источник: http://www.warheroes.ru/

На таком МиГ-21 МФ Цой летал в Египет. Источник: http://www.airwar.ru/

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: