За кулисами «оверлорда»

Самая большая десантная операция Второй мировой войны — «Оверлорд» — началась с высадки армий союзников на пляжи Нормандии 6 июня 1944 года. Закрепиться на берегу и отбросить немцев от Ла-Манша удалось не только благодаря снарядам и пулям. Инженерная техника поработала на пляжах Нормандии никак не хуже пехоты, танков либо флота.

Бульдозерные отвалы, штурмовые мосты, фашины и минные тралы проложили воинам дорогу с узкой полосы простреливаемого песка вглубь побережья.

А подводные трубопроводы и огромные плавучие гавани обеспечили войска союзников горючим, снарядами, лекарствами и многими вторыми нужными грузами.

Разглядим подробнее инженерные ответы союзников в Нормандской операции.

Металлические ассистенты высадки

Вместе с десантом на берег должны были сойти транспортёры, бульдозеры, мостоукладчики и вторая техника. Без них преодолеть заграждения, минные поля и проволоку на берегу было бы в разы тяжелее.

Редакция Warspot
/
«Зоопарк» генерала Хобарта
Необыкновенная военная техника, состоявшая на вооружении английской 79-й экспериментальной бронетанковой дивизии во время второй мировой

  • ВМВ
  • танки
  • Англия
  • военная техника

Бульдозеры пошли в дело практически сразу после начала высадки. Они были различными: начиная от простых, но с наваренными бронелистами, и заканчивая танковыми. Американцы применяли простые М4 «Шерман», на каковые навешивались гидравлическое оборудование и бульдозерные ножи для их опускания и подъёма.

Танки наряду с этим оставались всецело боеспособными.

Таких инженерно-боевых гибридов у армии США к моменту высадки было около сотни. Британцы же выстроили на базе танка «Кромвель» со снятой башней около двух с половиной сотен бульдозеров «Кентавр».

Работы хватало. Бульдозеры разрушали препятствия на берегу, сдвигали повреждённые амфибии и другую технику, расчищали дороги, засыпали воронки от бомб а также обезвреживали минные поля. Время от времени они расправлялись с вражескими бункерами, засыпая их.

На протяжении отлива бульдозеры готовили для следующих волн десанта более эргономичные территории высадки.

В первой половине 40-ых годов XX века, на протяжении провальной высадки в Дьеппе, важной преградой для танков были стенки у побережья. Британцы данный опыт учли, создав транспортёр Churchill ARC Mk I. С танка снимали башню, а на её место устанавливали две рампы. Задняя была дольше передней.

Танк должен был как возможно выше взобраться на стену и раскрыть рампы, снабжая простым автомобилям проезд поверх препятствия.

За кулисами «оверлорда»
Churchill Ark с полуразложенной рампой

Ещё одна машина, обширно использовавшаяся при высадке, кроме этого строилась на базе «Черчилля» — сапёрный танк AVRE. Часть из них вместо пушки была вооружена 290-мм надкалиберной (диаметр боеприпаса больше диаметра ствола) мортирой, стрелявшей 18-килограммовыми фугасными зарядами для разрушения упрочнений. Другие оснащались минными тралами, зарядами взрывчатки, штурмовыми мостами и другим сапёрным инструментом.

Увлекателен принцип комплектования экипажей AVRE: один человек брался из танкистов, остальные были сапёрами.

«Самый долгий сутки», как именуют на Западе 6 июня, закончился для союзников удачно. Но главная часть наступления была ещё в первых рядах.

Изобилие морской «Шелковицы»

Уже к вечеру первого дня операции на берегу пребывало полторы много тысяч людей, много танков и других автомобилей. Но это были не все силы, примененные в «Оверлорде», прибыть должно было многократно больше. Дабы доставить людей, технику и обеспечить их всем нужным, британские инженеры создали и выстроили два неповторимых сооружения — неестественные гавани «Малберри» (англ. — «шелковица»).

Цементные кессоны гавани «Малберри»

Эти огромные сооружения представляли собой целую совокупность волноломов, пирсов и дорог. Строительство гаваней шло в условиях строжайшей секретности с 1943 года. В сумме они состояли более чем из 200 огромных цементных кессонов-поплавков и семидесяти устаревших судов, каковые нагрузили балластом и перевоплотили в опоры-блокшивы.

Пирсы «Малберри» имели возможность опираться или на блокшивы и кессоны, или на личные опоры, каковые поднимались при буксировке и опускались на грунт в месте установки.

Для чего такие гавани были необходимы? Печальный опыт уже упоминавшейся высадки в Дьеппе продемонстрировал, что при захвате прекрасно защищённого порта неизбежны большие утраты. «Малберри» разрешали избежать лишних жертв. Помимо этого, на их развёртывание у берегов Нормандии пригодилось всего пара дней.

Для сравнения: на постройку простой гавани уходило пара лет — и это в мирное время.

Суда-блокшивы держат пирсы гавани «Малберри»

6 июня, в сутки высадки, буксиры, тянувшие блокшивы, попали под сильный вражеский обстрел. По счастливой случайности немцы потопили несколько судов именно там, где требовалось. Заграждение из блокшивов обеспечило защиту гаваней от морского беспокойства.

А уже на следующий сутки замечательными буксирами были доставлены многотонные кессоны, любой с командой из двух матросов и двух зенитчиков.

Они были расставлены около территорий высадки «Омаха» и «Голд», приблизительно в миле от берега. Любая из гаваней была длиной приблизительно в милю (1,8 км) и в зависимости от прилива возвышалась над уровнем моря на высоту от 3 до 9 метров.

Первой гавани, «Малберри А», не повезло: 19 июня на Ла-Манш налетел самый сильный шторм за последние 40 лет и вывел из строя солидную часть её кессонов. Оставшиеся разрешили войти на ремонт «Малберри Б». За пять месяцев работы благодаря этим двум гаваням на берег сошли более двух миллионов человек, полмиллиона автомобилей и были доставлены четыре миллиона тысячь киллограм грузов.

Это было настоящее инженерное чудо ХХ века. А согласно точки зрения командующего союзными армиями Дуайта Эйзенхауэра, постройка этих сооружений стала чуть ли не самым наглым элементом высадки в Нормандии.

Подводные вены нормандской операции

Горючего для «Оверлорда» требовалось если не море, то уж совершенно верно озеро. От Ливерпуля и Бристоля, удалённых от побережья Англии и довольно защищённых от авианалётов, к Ла-Маншу была скрытно протянута целая сеть трубопроводов. Их терминалы и перекачивающие станции замаскировали под гаражи, карьеры а также магазины мороженого.

Но как переправить горючее армиям через пролив?

Британцы создали замысел постройки трубопровода по дну Ла-Манша. Операция именовалась PLUTO (Pipeline Under The Ocean — «трубопровод под океаном»). К её реализации были привлечены ведущие инженеры Англо-Иранской нефтяной компании.

За базу они забрали отработанную разработку прокладки подводных кабелей — лишь без сердцевины.

Это была поразительно надёжная разработка. Кое-какие телеграфные кабели, уложенные в конце третьей четверти XIX века, исправно трудились до конца 50-х годов ХХ столетия.

Прокладка трубопровода по дну Ла-Манша

Существовали два проекта трубопровода — свинцовый и металлический.

В свинцовом употреблялась 5-сантиметровая труба, покрытая несколькими слоями узких металлических полос, усиленных металлической проволокой. Опробования 1942 года продемонстрировали, что в трубопроводе нужно поддерживать большое внутреннее давление, в противном случае трубу перекрутит либо порвёт. В итоге инженеры пришли к очень хитроумной конструкции.

Свинцовая труба была покрыта обмотками из бумаги, пропитанного битумом хлопка, джута и стальной проволоки.

Металлический вариант трубопровода был фактически таким же по устройству (разве что диаметр труб чуть побольше — около 7,5 см) и разрабатывался по причине того, что свинец в военное время был в недостатке. Внешнее давление было страшно для труб равно как и внутреннее. Исходя из этого на протяжении прокладки трубы заполнялись водой, дабы их не раздавило собственным весом.

Трубопроводы наматывались на огромные катушки, разматывающиеся при помощи паровых лебёдок. Одна катушка весила больше, чем два эсминца того времени. В прокладке принимали участие более тридцати судов.

Первый полноценный трубопровод через Ла-Манш был уложен 12 августа 1944 года, наряду с этим работы заняли менее десяти часов при его протяжённости более 130 километров. Количество трубопроводов всегда росло. К весне 45-го континент и Англию связали практически два десятка металлических и свинцовых вен.

До конца войны по ним успело пройти порядка 700 миллионов тысячь киллограм горючего.

Катушка для прокладки подводного трубопровода

Удачи боевых частей на Западном фронте держались на прочном фундаменте. Практически в любое время командиры и солдаты могли быть уверены, что новые танки, свежие подкрепления и автомобили придут вовремя, а топливные баки не окажутся сухими в самый важный момент.

Источники:

  1. Operation Pluto. http://d-dayrevisited.co.uk/planning/operation-pluto.html.
  2. http://liberationroute.com/great-britain/historical-location/dungeness.
  3. Mulberry Harbours. http://www.combinedops.com/Mulberry%20Harbours.htm.
  4. How bulldozers and heroic operators helped demolish Hitler’s Atlantic wall in the D-Day invasion. http://www.equipmentworld.com/how-bulldozers-and-heroic-operators-helped-demolish-hitlers-atlantic-wall-in-the-d-day-invasion-photos-video/#sthash.JsxIIVtQ.dpuf.
  5. Кларк А. Ч. Голос через океан. М., Сообщение, 1964.
  6. http://www.dday-overlord.com/eng/churchill_ark_tank.htm.
  7. Chamberlain, P., Ellis, C. British and American Tanks of World War II. Arco Publishing, 1969.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: