Зачем крепости крылья: золотая эра стратегических бомбардировщиков

    В-24 Liberator наровне с F-17 составлял ядро стратегической авиации США во Второй мировой войны
    В-17 Flying Fortress — самый узнаваемый тяжелый бомбардировщик Второй мировой войны
    «Пе-8» — летающая крепость по-советски
    Английский Lancaster — гроза ночного неба над Рейхом

В собственных книгах (самой известной из них стал труд «Господство в воздухе») Дуэ развивал идея о том, что стратегические бомбардировщики смогут стать решающей силой будущих войн. Действительно, Дуэ нигде не писал, что вспоминал над событиями октября 1917 г. в Российской Федерации. Но всякий смысл его теории неопровержимо свидетельствует — да, вспоминал

Рождение теории

Первая мировая (в которой артиллерийский офицер Дуэ принял яркое участие) была непохожей на все прошлые войны человечества характером и масштабами военных действий. Было ясно, что совершенствование оружия сделает боевые действия еще более кровопролитными. Война преобразовывалась в трагедию, как для победителей, так и для побежденных.

А вероятно ли победить войну, не жертвуя миллионами судеб собственных солдат? Дуэ думал, что да — и оказать помощь в этом смогут стратегические бомбардировщики. Воздушная армия из сотен бомбардировщиков, талантливых уничтожать объекты на большом растоянии в глубине вражеской территории.

Цели — транспортные узлы, промышленные объекты, склады, места добычи сырья Но основное — внимание!Зачем крепости крылья: золотая эра стратегических бомбардировщиков — большие вражеские города. Нет, Дуэ был не за уничтожение мирного населения. Легко он считал, что неизбежные жертвы нескольких налетов в тылу неприятеля быстро сократят утраты на фронте с обеих сторон.

Из-за чего?

Дуэ не имел возможности не задуматься над тем, из-за чего сильная русский армия в Первой мировой практически развалилась. Так как Российская Федерация уже в 1916 г. совершила замечательное наступление в Австро-Венгерской империи, известный Брусиловский прорыв, вошедший во все книжки армейского мастерства! А в 1917-м готовьсяразвить успех и решить финал войны Вместо этого — внутренняя смута, одна революция, вторая и позорный Брестский мир, осуждённый коммунистами, каковые так и не смогли организовать «защиту революционного отечества».

Да и провал Германии был не чисто армейским событием. Поражения на фронтах усугубились тем, что кайзеровское правительство не смогло разобраться с внутренними неприятелями — и вынуждено было заключить унизительный Версальский контракт со государствами Антанты.

Дуэ обратил внимание на эту закономерность: при в полной мере боеспособной армии внутренние беспокойства означали неминуемое поражение страны. Он сделал вывод, что внутриполитические неприятности возможно вызывать и искусственно! Пара массированных налетов на столицу и другие большие города приводят к недовольству населения.

Народ осознаёт, что от войны не спрячешься, а правительство неспособно организовать отражение воздушной опасности. Увеличивается паника. Спасаясь от бомбежек, люди разбегаются из больших городов, предприятия останавливаются и поверженная бомбардировщиками страна вынуждена искать мира на любых условиях.

Война заканчивается в малейшие сроки, и долгих кровопролитных сражений удается избежать.

Два мира — две «крепости»

Дуэ дослужился до поста командующего ВВС Италии, но воплотить в судьбу собственную теорию так и не смог. По окончании смерти Джулио в первой половине 30-ых годов двадцатого века его имя оставалосьна устах, армейские спорили о том, возможно ли в принципе «выбомбить» страну-соперника из войны. Но осуществить строительство целой армии «воздушных линейных кораблей» имела возможность в 30-е годы лишь одна страна, которая ничего не жалела для собственной армии, — СССР.

Российская Федерация по большому счету была пионером в деле строительства тяжелых бомбардировщиков. Четырехмоторный «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского заслуживает звания самого совершенного самолета Первой Мировой. Индустриализация разрешила СССР производить цельнометаллические тяжелые самолеты.

А созданный Андреем Туполевым ТераБайт-3 был как раз таким бомбардировщиком, о котором грезил Дуэ! Вооруженный множеством пулеметов, способный нести многотонный бомбовый груз Действительно, скорость самолета для середины тридцатых уже была мала. Целый воздушный флот выпущенных ТераБайт-3 устарел, так и не повоевав.

Самолету была нужна замена. Временно эту нишу заполнял двухмоторный ДБ-3 Ильюшина.

Но уже подготовился к взлету четырехмоторный стратегический бомбардировщик нового поколения — ТераБайт-7 (потом по фамилии собственного создателя Петлякова взявший наименование Пе-8). Действительно, пионером эры «крепостей с крыльями» отечественный бомбардировщик не стал — летом 1935 года в Америке в атмосферу встал прототип будущего B-17.

Коммунистический и американский самолеты были весьма похожими по собственной схеме — четырехмоторные монопланы. Кроме того протяженность у них была фактически аналогичной — приблизительно 22,8 м. Сходство ясно — самолеты предназначались для ответа одних и тех же задач, в первую очередь бомбардировок в глубоком тылу. Действительно, американцы позиционировали собственный самолет как средство береговой обороны, талантливое обнаруживать суда либо подводные лодки соперника.

Но это была умная уловка армейских с целью одурачить общественность и конгресс. Генерал Уильям Митчелл, разрабатывавший программу развития военной авиации США и заказавший компании Boeing стратегический бомбардировщик, был ярым поклонником теории Дуэ.

Пе-8 возможно был лучше, чем B-17 — и данный вывод продиктован отнюдь не эмоцией патриотизма, а объективными данными. Но сложилось так, что B-17 выпускался во многих тысячах экземпляров и стал одним из самых известных бомбардировщиков Второй мировой войны. А самолеты Пе-8, которых выстроили меньше много, никакой значительной роли в войне не сыграли, не смотря на то, что в немногочисленных налетах советской авиации на Берлин принимали участие.

Разработка двух проектов началась фактически в один момент, в первой половине 30-ых годов XX века. Машина Петлякова также должна была строиться в начале 1935 года, но постройка много раз откладывалась: то из-за бумажной волокиты, то из-за недостатка дефицитных хромансилевых труб, то по причине того, что конструкторской бригаде безотлагательно поручили проанализировать трагедию самолета-гиганта «Максим Горький» и характер его разрушений В итоге опробования советского бомбардировщика были начаты лишь в конце 1936 года, в то время, когда американцы уже подготовили первый предсерийный самолет.

Конечно, в СССР опробования шли в обстановке строжайшей секретности, в то время как в Соединенных Штатах устроили презентацию нового самолета с приглашением обозревателей ведущих изданий и радиожурналистов. Огромные размеры новой автомобили и ее замечательное оружие поразили приглашенных. В репортажах восхищенных корреспондентов и показалось прозвище самолета — «Летающая крепость» (Flying Fortress), скоро ставшее его официальным заглавием.

Запретить бомбардировщики!

Отчего же создателям B-17 приходилось в случае если и не скрывать его подлинное назначение, то по крайней мере не заострять на нем внимание? Во второй половине тридцатых бомбардировщики считались «нечистым» оружием, а теория Дуэ — безжалостной (этому содействовало то, что Дуэ предлагал кроме фугасных и зажигательных бомб применять еще и начиненные отравляющими газами).

Интернациональные конференции на полном серьезе обсуждали полный запрет бомбардировщиков как безжалостного вида оружий! Конечно же, кроме того в демократических государствах никто действительно не планировал распространять собственный миролюбие так на большом растоянии. Но американские США не могли проигнорировать пожелания пацифистов, и пропагандист бомбардировочной авиации генерал Митчелл был уволен.

Но основное дело собственной жизни он успел сделать — Америка взяла стратегический бомбардировщик, готовый к серийному производству.

В СССР, напротив, за пацифизм возможно было свободно попасть во враги народа, но и тут не было единодушия по вопросу о тяжелых бомбардировщиках. Само собой разумеется, советских военных интересовала не моральная сторона дела, а боевая эффективность «крепостей». Гигант Петлякова казался машиной через чур большой и дорогой.

К тому же приверженцем «летающих линейных кораблей» был маршал Тухачевский, что по окончании его ареста никак не добавило теории популярности. Исходя из этого самолет то запускали в серию, то снимали с производства. Машина была не лишена недочётов, каковые во многом являлись результатом технологической отсталости советской индустрии.

Несложный пример. Дабы обеспечить действенную работу двигателей кроме того на высотах более 10 километров, на B-17 были установлены турбокомпрессоры. А в СССР их просто-напросто не было!

Исходя из этого, дабы четыре двигателя ТераБайт-7 не испытывали кислородного голодания, в фюзеляже автомобили был установлен пятый мотор, действовавший как централизованный механический нагнетатель-компрессор. Ответ остроумное, но «лишний» мотор перегружал машину и снижал ее летные качества.

Гражданская война в Испании дала массу предлогов для размышлений как пацифистам, так и армейским. Первых ужасала будущее уничтоженной Герники, которую разбомбили германские летчики из вести войну на стороне франкистов «добровольческого» легиона «Кондор». Вторые обращали внимание на то, что обороняемый республиканцами Мадрид не через чур стал жертвой бомбежек.

Собственную роль сыграла четко налаженная совокупность ПВО — за возникновением соперника следили посты оповещения, самые важные объекты прикрывались зенитчиками, по сигналу наблюдателей в атмосферу готовьсявстать истребители И-15 и И-16 с советскими и испанскими пилотами. Но уроки испанской войны не опровергали теории Дуэ — в распоряжении генерала Франко было через чур мало бомбардировщиков, дабы обеспечить по-настоящему массированные атаки.

Из-за чего Геринг не разбомбил Англию?

Первый опыт использования на практике теории Дуэ — известная воздушная «Битва за Англию». Она была проиграна Германией, пробовавшей бомбардировками принудить правительство Черчилля к мирным переговорам. Отчего же Люфтваффе уступили британским пилотам?

Во-первых, на протяжении битвы были поменяны объекты атак. Первоначально налеты проводились по большей части на промышленные предприятия и английские аэродромы. Позднее Гитлер приказал бомбить города, в первую очередь Лондон.

Английские ВВС скоро вернули собственную численность и смогли оказать действенное сопротивление.

Во-вторых, английская совокупность ПВО включала и радиолокационные установки (Дуэ не имел возможности предполагать, что покажется столь действенное средство обнаружения вражеских самолетов), и посты наблюдения практически в каждом населенном пункте. И в-третьих, у Гитлера просто не было стратегических бомбардировщиков!

Воздушная война с Англией с территории Германии по большому счету была бы неосуществима. Германские ВВС совершали собственные налеты, базируясь на аэропортах захваченных государств-членов Евросоюза — Франции, Бельгии, Голландии. Вместо предусмотренных Дуэ «воздушных линейных кораблей» Англию бомбили средние бомбардировщики He-111 и пикировщики Ju-87!

Само собой разумеется, и германские конструкторы разрабатывали а также строили собственные «крепости» — но они не обнаружили понимания у управления Люфтваффе, в первую очередь Геринга и Кессельринга.

Считалось, что в «быстрой войне» глубочайший тыл соперника имеет шансы за считанные семь дней стать прифронтовой полосой, а значит, и на большом растоянии летающие бомбовозы не необходимы. Начало Великой Отечественной продемонстрировало несостоятельность замыслов германского блицкрига. Война затягивалась, и вот тут-то Гитлеру и пригодился бомбардировщик, талантливый долететь до Урала.

Ближе к концу Второй мировой войны показался новый заказ — создать самолет, что долетит до Нью-Йорка и скинет бомбовый груз на небоскребы. В конструкторских бюро Германии было создано множество проектов стратегических бомбардировщиков (среди них и реактивных). Эти самолеты намного опережали существовавший в тот момент уровень развития авиации, но, к счастью, так и стались проектами.

На Берлин!

У Англии также не было собственного стратегического бомбардировщика. Претендовавшие на эту роль самолеты не владели нужными летными данными — по большей части из-за недостаточной мощности моторов. Но в то время, когда на двухмоторный бомбардировщик Avro Manchester установили четыре мотора Rolls-Royce Merlin мощностью по 1640 л.с., показался известный Lancaster, английский аналог B-17.

Но кроме того восьми пулеметов «Ланкастера» было мало, дабы британцы уверовали в неуязвимость собственной «крепости».

Исходя из этого английское Бомбардировочное руководство, в большинстве случаев, не отправляло собственных летчиков бомбить Германию днем.

Ночные налеты не были через чур действенными — найти цели в темноте было непросто. Но в лунные ночи и при наличии больших целей (к примеру, промышленных городов) английские «Ланкастеры» и «Галифаксы» наводили кошмар на Германию. В первый раз эффективность предсказанных Дуэ массированных налетов была показана организованным в первой половине 40-ых годов XX века рейдом «1000 бомбардировщиков», объектом которого стал Кельн.

В будущем более правильному бомбометанию содействовали созданные радионавигационные совокупности.

А вот американцы думали, что лучше выполнять один замечательный налет днем, чем пара ночью. Активность германских зениток и истребителей искупалась хорошей видимостью цели. Защититься от германских асов помогали истребители Mustang с громадным радиусом действия. К тому же и сами бомбардировщики в плотном строю были отнюдь не беспомощны.

Наименование Flying Fortress было бы лучше перевести на русский язык как «Летающий форт».

Так как крепость может обороняться самостоятельно, а отдельный B-17, не обращая внимания на собственный замечательное оружие, легко мог быть сбит. Форт — только отдельный узел обороны, что силен в коллективном отражении атаки. В то время, когда в небе над Германией оказались армады из сотен бомбардировщиков, к ним было нереально приблизиться на расстояние действенной атаки!

Любой показавшийся Messerschmitt либо Focke-Wulf вызывал сосредоточенный пламя бортовых стрелков с многих десятков самолетов!

А вдруг учесть, что на некоторых модификациях B-17 стояло до 13 пулеметов Browning (по большей части крупнокалиберныx), то возможно представить, какой свинцовый смерч устремлялся навстречу германским пилотам. Не от хорошей судьбы у немцев оказались экзотические проекты наподобие истребительных бомб, каковые предполагалось сбрасывать сверху на плотный строй бомбардировщиков. Эффективность совместной обороны была столь громадна, что американское руководство мирилось с этими неизбежными жертвами, как самолеты, столкнувшиеся в воздухе либо попавшие под бомбы своих друзей.

Дуэ был прав — массированный налет стратегических бомбардировщиков не было возможности остановить ни истребителями, ни зенитной артиллерией. Итальянский стратег ошибался в другом — сами по себе бомбардировки не могли привести к победе. Воздушные атаки не смогли вынудить сдаться ни Англию в первой половине 40-ых годов двадцатого века, ни Германию в 1944-м.

Войны выигрывались на земле.

Статья размещена в издании «Популярная механика» (№18, апрель 2004).

Ракетный корабль на воздушной подушке Самум.


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: