Задача отечественной науки содержится в том, дабы выстроить совокупность церковного права. Говоря словами епископа Никодима (Милаша), направляться продемонстрировать развитие и происхождение церковного права, указать, что образовывает его неизменное основание, дабы при помощи юридической логики и законов истории установить критерий для суждений о том, как что-либо существующее в церковном устройстве может, смотря по местным событиям, измениться [1].
Так, задача науки церковного права включает в себя; во-первых, восстановление исторического процесса формирования действующего церковного права в один момент с историей развития церковных университетов; во-вторых, изложение нормы права, в базу которого должны быть положены не абстрактные схемы, рационалистически выводимые из априорных правил, а та норма, та догма права, которая сходится с хорошим законодательством Старой Церкви — Правилами Апостолов, Соборов и Отцов; в-третьих, изложение действующего сейчас хорошего права отдельных поместных Церквей; и наконец, в-четвертых, критический анализ существующего церковного устройства, критерием для которого являются, с одной стороны, древние каноны, а с другой — настоящие потребности нашей жизни.
Что касается способа отечественной науки, то, как справедливо отмечал доктор наук А.С. Павлов, наилучшим должен быть признан способ историко-догматический… Мы должны восходить к неточным началам каждого церковно-юридического университета и позже смотреть за всеми фазисами его исторического развития, неизменно и совершенно верно отличая те местные, национальные, политические влияния, под действием которых он достиг настоящего собственного вида.
В этом генетическом ходе право Церкви предстанет перед нами как живое, в собственном жизненном росте, со своим собственным характером. Смотря за этим процессом, мы обязаны всегда иметь в виду сообщение церковного права с самым существом Церкви, с догматическими основаниями церковно-юридических университетов. Эти основания должны помогать пробою для хорошего права.
С позиций этих оснований раскрывается, что образовывает значительное зерно каждого церковно-юридического университета и что имеется лишь внешняя его оболочка, изменяющаяся со временем и не требующая постоянного и жёсткого вида. Таковой способ светло продемонстрирует нам, что направляться признавать в праве Церкви значительным и неизменным и что случайным и несущественным, и как на большом растоянии возможно идти в церковных преобразованиях, не касаясь существа Церкви и не колебля оснований ее права [2].
Будучи наукой церковной, каноническое право органически связано с совокупностью богословских дисциплин: с экзегетикой Священного Писания, с экклезиологией, с нравственным и пастырским богословием, с литургикой. В собственных исторических и источниковедческих изысканиях канонисты опираются на церковную историю и патрологию.
Как юридическая дисциплина церковное право входит в совокупность юридических наук, в особенности тесно соприкасаясь с римским правом, с простым правом славян, германцев и других христианских народов, с историей публичного и частного права, и с сейчас действующим правом тех стран, в которых имеется поместные Православные Церкви, и, наконец, с теорией права. В изучении церковно-правовых источников нельзя обойтись без запасных дисциплин: археологии, дипломатики, текстологии, палеографии.
Что касается совокупности церковного права, то в наши дни безнадежно устарели как заимствованная из Институций св. Юстиниана через чур абстрактная схема, по которой право разделяется на три отдела: лица (personae), предметы (res) и действия (actiones), так и предложенная в двенадцатом веке Бернардом Павийским предметная рубрикация: judex (судья) — учение о носителях церковной власти, judicium (суд) — о судопроизводстве, clerus (клир) — о обязанностях и правах духовенства, sponsalia (брак) и crimen (правонарушение) — учение о наказаниях и церковных преступлениях. В таковой рубрикации нет ни внутренней связи, ни настоящей совокупности.
Опираясь на совокупности церковного права, созданные в новое время, мы предлагаем следующий замысел курса:
1. источники канонического права;
2. церковное устройство (миряне и клир, монашество);
3. органы церковного управления (во Мировом и поместной Церквах, в епархии и на приходе);
4. виды церковной власти;
5. взаимоотношения Православной Церкви с инославными государствами и церквами.
1. Никодим, епископ Далматинский. Указ. соч. С. 16. ^
2. Павлов А.С. Указ. соч. С. 31. ^
Приемная кампания юридического института РУДН
Удивительные статьи:
- Знаки препинания при прямой речи и диалоге
- Тематика контрольных работ и методические указания
- Совокупность специальных слов различных областей науки и техники, функционирующих в сфере профессионального общения, — это
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Часть i. источники церковного права
Введение Церковь и право. Богочеловеческая природа Церкви Являя собой Царство Небесное на земле, Церковь с самого собственного рождения нашла собственную…
-
Что такое история? предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции
ИСТОРИЯ КАК НАУКА 1. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции. 2. Периодизация всемирный истории. 3. Главные…
-
I. историческая наука и её задачи
В.М. Дёмин От Ариев к Русичам (От Древней Арии до России) Этот концептуальный исторический очерк вступает в важный спор с официальной исторической наукой…
-
Изучение церковного права в россии и на балканах
В Киевской Руси церковное право в древности изучалось только с практической целью. Первые испытания его научного изучения восходят к началу XIX века….