Заключительная. междисциплинарная кооперация сознания в изучении массового и индивидуального сознания

Сложность перехода с одного уровня исторического анализа на другой в историческом изучении. Понятие модели среднего уровня. Современные приемы изучения и междисциплинарного синтеза различных состояний и проявлений массового, коллективного и личного сознания. 2 часа

ВОПРОСЫ К СПЕЦКУРСУ

1. термины и Какие понятия применяет А.Г. Тартаковский для чёрта исторического сознания в работах «Русская мемуаристика 18-го – первой половины 19-го в.» и «Отечественная война 1812 г. и русская мемуаристика»?

2. термины и Какие понятия применяет А.И. Миллер для чёрта национального сознания в работе «Украинский вопрос в русском и политике властей публичном мнении (Вторая добрая половина 19-го в.)»?

3. Какие конкретно явления массового и опытного сознания имеют в виду исследователи, пишущие о ментальных картах историка?

4. Как А.Г. Тартаковский воображает эволюцию мемуарного жанра?

5. Как А.Г. Тартаковский характеризует тягу к мемуарному творчеству в культуре России 18-го в.?

6. Как А.Г. Тартаковский характеризует влияние публично-литературных стилей и политических тенденций на развитие мемуарного жанра в Российской Федерации 19-го в.?

7. Как А.Г. Тартаковский характеризует место мемуарного творчества в развитии массовых форм публичного сознания в Российской Федерации?Заключительная. междисциплинарная кооперация сознания в изучении массового и индивидуального сознания

8. развития источников и Этапы становления личного происхождения в русском культуре конца 17-и – конца 20-го вв.

9. задачи и Каковы цели источниковедческого изучения мемуаров в историко-психологических изучениях?

10.Как возможно охарактеризовать сообщение мемуарного творчества с трансформациями в культуре и сознании в Российской Федерации.

11.социологи и Историки о субъективной природе как видовом свойстве источников мемуарного характера.

12.Историки о связи акварелей живописца финиша 18-го И.А. Ерменева «Нищие» с идеями и настроениями просветительской культуры его времени.

13.В.А. Плугин о связи икон торжественного цикла с сознанием и культурой Рублевского времени (финиш 14-го – начало 15-го вв.).

14.Сообщение способов построения образов современников с чертами психологии окружения мемуаристов.

15.Как возможно реконструировать черты психологии известных русских поэтов последней трети 18-го – первой трети 19-го вв. Г.Р. Державина и И.И.

Дмитриева?

16.Функции исторического портрета в исторических изучениях.

17.Как в мемуарных источниках отражаются механизмы и уровни групповой сплоченности различных уровней?

18.Особенности обозначения идентичности в мемуарах чиновного дворянства последней трети 18-го – первой трети 19-го вв.

19.Как возможно применять источниковый вид для изучения сознания создателей источников?

20.идентификации отражения и Особенности идентичности в изобразительных (портреты русских самодержцев) и повествовательных (мемуарная литература) источниках?

21.Как «петербургский период» активизации украинского национального перемещения связан с культурой Кубани и историей сознания?

22.Какое место занимал «украинский вопрос» в культуре и российской политике второй трети 19-го в.?

23.Понятие комплексности в источниковедении истории культуры.

24.Дайте конкретно-историческую и типологическую чёрта такому явлению политической и культурной истории России второй трети 19-го в. как «украинский вопрос».

25.В.О. Ключевский об изучении истории культуры и исторической социологии («Историографии»).

26.Й.Хейзинга и Л.П. Карсавин об изюминках понятия «развитие» в исторических и историко-культурных изучениях.

27.И.Ю. Николаева об изюминках междисциплинарного подхода к изучению бессознательного в истории.

28.Природа междисциплинарного синтеза в социогуманитаристике.

29.Системный способ в современных историко-культурных и культурологических изучениях.

30.Особенности междисциплинарного синтеза в современных исторических изучениях.

31.Какие конкретно исследовательские разработки именуются полидисциплинарными?

32.О системной природе понятия «религиозность» в историко-культурных работах Л.П. Карсавина.

ГЛОССАРИЙ

Аксиолoгия (от греч. axia – сокровище) – учение о сокровищах.

Архетuп (от греч. arche — начало + typos — образ) — 1) прообраз, первичная форма; 2) в работах К.Юнга врожденные психологические структуры, каковые результат развития человечества и существуют на уровне коллективного бессознательного.

Дискyрс (от лат. discursus — рассуждение) — слова и единство смысла, значения и его словесного выражения, которое получает суть только в пространстве культуры. Первоначально термин употреблялся в филологии. М. Фуко придал понятию общекультурный философский и конкретно-исторический суть.

Идентuчность — психотерапевтическая категория, харакитеризующая представление коллективного либо личного субъекта о себе и собственном месте в окружающем мире.

Инкультурaция – процесс приобщения к культуре.

Компаративuстика – сравнительное изучение.

Культyра (от лат. Cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества, способностей человека и творческих сил, выраженный в типах мышления и жизнедеятельности людей.

Культyрогенез – процесс постоянного обновления культуры.

Культyрология – наука о истории и теории культуры.

Морфолoгия (от греч. morphe – строение) культуры – культуры и форма формы.

Нарратuв– текст, повествование.

Нелинeйные представлeния о прогрeссе – представления о том, что историческая эволюция культуры возможно разнонаправленной, а накопление новых знаний, разработка новых разработок смогут вести не только к улучшению судьбы, но и к упадку нравственности, смерти природы, разрушению людской личности.

Неспециализированная теoрия систeм – общенаучный способ изучения системного строения изучаемых объектов. Базируется на понятии «изоморфизм» (структурное сходство объектов, складывающихся из различного материала) и подчеркивает единство природных и социокультурных объектов).

Онтогенeз (от греч. ?? – сущее) – совокупность преобразований организма от зарождения до самой смерти.

Парадuгма(от греч. Paradeigma – пример, пример) – базисные концептуальные представления, необычная совокупность координат, организующая картину мира.

Парадигмaтика – комплект парадигм (базисных концептуальных представлений), определяющих стиль мышления эры.

Постмодeрн (то, что по окончании модерна) – термин введен Лиотаром в 1950-х гг., свидетельствует 1) историческую эру, наступившую по окончании модерна; 2) совокупность научных и художественных практик, разрешающих современному сознанию преодолеть инерцию менталитета просветительского типа.

Прагматuзм(от греч. Pragma – дело, воздействие) — тип мышления, направленный на получение немедленного практического результата.

Релятивuзм (от лат. relativus – относительный) – методологический принцип, подчеркивающий относительность изучаемых явлений либо знаний. Лежит в базе типологического изучения культур.

Ресентимeнт (от фр. Ressentiment — негодование, возмущение; чувство обиды; зависть) — в философской антропологии одно из психотерапевтических проявлений острого кризиса идентичности, которое связано с его желаний способностями и несовпадением субъекта их удовлетворить.

Символuзм (фр. symbolism) – художественное направление в искусстве и литературе, сложившееся в 1880-е гг. в эстетическую совокупность и достаточно скоро превратившееся в особенное восприятие картины мира, подчинившее философию, религию, мифологию и конкретно-научное знание. Термин в первый раз ввел в оборот французский поэт Ж. Мореас.

Синергeтика – наука о процессах самоорганизации в обществе и природе, раздел теории динамических совокупностей (упорядоченных хаосов).

Синкретизм (от греч. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность начального состояния чего-либо.

Систeмные дисциплuны – дисциплины, владеющие повышенной свойством к обобщению, основанные на системном способе как результате применения междисциплинарного синтеза.

Системообразyющие представлeния – представления, организующие человеческое мышление в стройную картину.

Социализaция – процесс включения человека в общество; в психологии и педагогике в большинстве случаев подчеркивается подростковая (социализация и возрастная) детская; в культурологии речь заходит о том, что человек обязан приспосабливаться к судьбе в обществе в течении всей собственной жизни.

Тoпика культуры – неизменные компоненты, снабжающие единство культуры при наличии в ней больших исторических изменений.

Телеолoгия (от греч. telos – цель) – наука о всеобщности целепологания.

Теoория на данный момент развuтия – представление об изучаемом объекте как о целостном живом организме. Предтеча современных системных теорий.

Тополoгия (от греч. topos — место) – раздел математики, изучающий свойства предметов в многомерном пространстве.

Трансцендeнтый – запредельный по отношению к какой- или сфере, миру в целом.

Тринитарuзм ( от англ. Trinity – Троица) – в христианстве учение о троичной природе Всевышнего.

Хронотoп (с греч. дословно «время-пространство» — термин введен в психологии Ухтомским, в литературоведении М.М. Бахтиным (он писал о пространствовремени); обозначает единство пространственных и временных параметров, организующих смысловое единство текста.

Эпoха модeрна (от англ. Modern – современный) – исторический период с XVII до конца ХIХ в. Термин стал популярным во второй половине ХХ в. в связи с распространением теории модернизации (технологий и такого развития науки, которое делает неизбежными демократические преобразования в обществе). Включает в себя раннее Новое время (ранний модерн), зрелый модерн, поздний модерн.

С конца XIX – начала ХХ в. наступает эра постмодернизма (та, что по окончании модерна).

Эстетuческая систeма (от греч. aesthethikos – относящийся к чувственному восприятию) – учение о красивом.

Фронтир – понятие, введенное в научный оборот американскими культурными антропологами. Подчеркивает специфику положения приграничной территории как области преимущественного социокультурного взаимовлияния и стремительных социокультурных изменений..

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Главная

Барахов В.С. Литературный портрет (истоки, поэтика, жанр). Л., 1985.

Вагнер Г.К. стиль и Канон в древнерусском мастерстве. М., 1987.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество финиша X — начала XII в. становление и Византийское наследие независимой традиции. М., 1987.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. на данный момент., 1994.

Миллер А.И. Украинский вопрос в политической публичной мысли (вторая добрая половина XIX в.). СПб., 2000.

Минц С.С. российское дворянство и Мемуары: источниковедческий нюанс историко-психологического изучения. СПб., 1998.

Николаева И.Ю. Неприятности верификации и методологического синтеза в свете современных концепций бессознательного. Томск, 2005.

От Нестора до Фонвизина: Новые способы определения авторства / Под ред. Л.В. Милова. М., 1994.

Паперный В. Культура Два. М., 1996.

Плугин В.А. Андрей Рублев и культура его времени. М., 1974.

Савинов А.М. И.А. Ерменев. М., 1987.

Тартаковский А.Г. Отечественная война 1812 г. и русская мемуаристика. М., 1981.

на данный момент А.Г. Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX в. М., 1991.

Чайковская О. «Как интересный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII. М., 1990.

Тёмная Л.И. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени: Философско-антропологический анализ русской культуры XVII – века и первой половины. М., 1999.

Эриксон Э. Юный Лютер. Опыт исторического психоаналитического изучения. М., 1997.

The Culture of Autobiography. Constructions of Self-Representation. Ed. By R. Folkenflik. Cal.: Stanford, Cal.: StanfordUniversity Press, 1993.

Дополнительная

Pro et Contra. 2007. № 3(37).

Агеев, В.С. Межгрупповое сотрудничество: социально-психотерапевтические неприятности. М., 1990

Антология изучений культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

Асмолов А.Г. Культурная психология и конструирование миров. М.: Университет практической психологии.

Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Асмолов А.Г. Психология личности: правила общепсихологического анализа. М.: Суть, ИЦ «Академия», 2002.

Асмолов, А.Г. Личность как предмет психотерапевтического изучения. М.: Издательство МГУ, 1984.

Барг М.Н. идеи и Эпохи: Становление историзма. М., 1987.

Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-пределах и исторических основаниях личного самосознания. М., 2000.

Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1997.

Бердяев Н.А. Русская мысль. Будущее России. М., 1997.

Бердяев Н.А. Царство Духа и царствоКесаря. М., 1995.

Библер В. культура и Цивилизация. М., 1993.

Болингброк. Письма об пользе и изучении истории. М., 1978.

Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

Буркхардт Я. Культура Восстановления в Италии: Опыт Изучения. М., 1996.

Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994.

Вехи. Интеллигенция в Российской Федерации. М., 1984.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории . М., 1977.

Гозмащ, Л. Идентичность, культурное самосознание / Л. Гозмащ, А. Эткинд // http:// www.ovsem.com.info@.ovsem.com

Гуревич А.Я. школа Анналов и Исторический синтез. М., 1997.

национальная идентичность и Диалог культур: Российская Федерация – Запад // http:// www.iriss.ru/attach_download?object_id=000150073740attach_id=000550.

Ермаков И.А. Ислам в культуре России в образах и очерках. М., 2001.

Жеребкина, Т. «Прочти мое желание…» Постмоденизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000.

Зеньковский В.В. Русские Европа и мыслители. М., 1997.

Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994.

Иконникова С.Н. История культурологии. судьбы и Идеи. СПб., 1996.

История романтизма в русской литературе: В 2 ч. М., 1979.

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1998.

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1998.

Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1992.

Колосов Н.Е. Как думают историки. М., 2001. С.216-308.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

Кондаков И.В. Русская культура: теории и Краткий очерк истории. М., 1999.

Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М.1987.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

Легойда В.Р. Гражданская религия: PRO et contra \\ www.religiare.ru.2003.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Лотман Ю.М. Избранные статьи по истории и семиотике культуры: В 3 т. Таллин, 1992.

Лотман Ю. М. Очерки по истории русской культуры XVIII–начала XIX века // Из истории русской культуры, том IV (XVIII – начало XIX века). М., 1996.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: традиции и Быт русского дворянства (XVIII – начало XIXвека). СПб., 1994.

Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992.

Люббе, Г. Историческая идентичность // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 108 – 113.

Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001.

Минц С.С, Слуцкий А.И. Об изюминках изучения культуры Кубани финиша XVIII — первой половине XIX в. // Новейшие изучения по социально-экономической и культурной истории дореволюционной
Кубани. Краснодар, 1989.

Минц С.С. Об эволюции источников мемуарного характера // История СССР, 1979. № 6.

Минц С.С. методология и Теория истории: Тексты лекций. Краснодар, 2007. С. 5–52.

Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ в. Вып. I–II. Томск, 2001–2003.

Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000.

Нисбет Р. Возвращение священного //В том месте же. С.65-71.1996.

Павлова, О.Н. Идентичность: история формирования взоров и её структурные изюминки // http:// www.pavolga.narod.ru/identity. html.

Паперный В. Культура Два. М., 1996.

Поршнев Б. Ф. Мелье. М., 1964.

Поршнев Б.Ф. история и Социальная психология. М., 1979.
10.Неприятности сознания личности в современной западной психологии. М.,

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

культура и Психоанализ: Избр. Труды Карен Хорни и Эриха Фрома. М., 1995.

Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М., 2006. С. 206–282.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М., 1995.

Руткевич Е.Д. Социологическая концепция Р. Нисбета //Социологический издание. 1999. №1-2. с.43-49.

Самошкина, И.С. Социальная идентичность как объяснительный принцип и понятие социальной психологии // http:// www. conf2001.dem.ru/samosh.html.

Социальная идентификация личности / Под ред. В. Ядова. М., 1993.

Социальная идентичность: методы концептуализации и измерения // Человек. Сообщество. У правление. 2003. №2-3.

Тишков В.А. политика и Этнология. М., 2001.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1994.

Трельч Э. его проблемы и Историзм. М., 1994.

Февр Л. Битвы за историю. М., 1997.

Франк С.Л. По левого и ту сторону правого // Новый мир. 1990. № 4.

Франк С.Л. человек и Реальность. М., 1997.

Фридлендер Г. М. историзм и История в век Просвещения // ХVIII век: Сб. 13. Неприятности историзма в русской литературе.

начало и—Конец ХIХ в. Л., 1981.

Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Хейзинга Й. Осень средневековья: Изучение форм форм мышления и жизненного уклада в XIV и XV столетиях во Нидерландах и Франции. М., 1988.

Человек в отыскивании идентичности: Неприятность социальных параметров // http: // levada.ru/levadabook/25.doc.

Шелер М. Ресентимент в структуре моралей // Социологический издание. 1997. № 4. С. 79–115.

Шкуратов В.А. Историческая психология М., 1994.

Шнейдер, Л.Б. Опытная идентичность. М., 2000.

Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии всемирный истории: В 2 т. М., 1993-2003.

Эйдельман Н.Я. «Возможно, за хребтом Кавказа…»: Русская общественная мысль и литература первой половины XIX в. Кавказский контекст. М., 1990.

Эриксон, Э. Идентичность: кризис и юность. М., 1996..

Эткинд А.М. Эрос неосуществимого: История психоанализма в СССР. М.,1996.

Ясперс К. постижение и Смысл истории. М., 1997.

Лекция: Казахско-джунгарские войны


Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: