Законы хаммурапи и вавилонское общество

Держава Хаммурапи была централизованной бюрократической империей, все нити управления ею пребывали в руках царя. Храмовые хозяйства были слиты с национальным. Законы действовали по всей стране.

Первостепенное значение купил царский суд – царь сам решал многие судебные дела, и во всех больших центрах сидели назначенные им чиновники-судьи, в ведение которых перешли многие вопросы, решавшиеся ранее общинным и храмовым судом.

Внутриполитические мероприятия Хаммурапи вправду отвечали заявленным им целям – «дабы сильный не притеснял не сильный» и «ублажена была плоть люда». административный аппарат и Элита состояли преимущественно из авилумов, но частью и из мушкенумов, возвысившихся на работе царя, и пребывали на национальном обеспечении – от прямой выплаты жалованья до предоставления больших земельных владений в условное держание либо пожалование (обрабатывали их в большинстве случаев арендаторы).

От налогов они, конечно, освобождались. Но такие большие частные владения были весьма редки.

Больших и свободных частных фондов движимости также практически не было: торговцы-тамкары были поголовно привлечены на стали и государственную службу правительственными торговыми агентами – через них государство вело внешнюю торговлю и устанавливало жёсткие, приемлемые для населения цены на внутреннем рынке.Законы хаммурапи и вавилонское общество Месопотамская пословица гласит: «Уехал из города тамкар, и цены опять стали свободными».

Тамкары имели возможность, кроме исполнения собственных служебных обязанностей, заниматься коммерческими операциями для собственной пользы, но большая свободная личная торговля была запрещена, как и купля-продажа почвы (не считая городских участков). Существовало национальное кредитование частных лиц с жёсткой процентной ставкой, избавлявшее людей от необходимости обращаться к частным ростовщикам.

Государство практиковало кроме того материальные выдачи неимущим либо предоставляло им надел царской почвы на условии исполнения разных обязанностей. Бедняков в державе Хаммурапи благодаря всем этим мерам было весьма мало.

Законы Хаммурапи купили в Месопотамии немыслимую славу: их переписывали как великий монумент мудрости следующие полторы тысячи лет! Это было связано не только с новизной содержания (кое-какие законы сходной направленности, призванные ограничивать личную эксплуатацию, принимали и другие цари, не смотря на то, что и не в таком масштабе), какое количество с тем, что Хаммурапи имел силу и волю совершить их в судьбу, к тому же распространить на всю Месопотамию.

Неспециализированным духом этих законов есть регламентирование и ограничение личной эксплуатации и частнособственнических взаимоотношений по большому счету, утверждение национального контроля над всей хозяйственной судьбой. Законы твердо регулировали цены и тарифы, а также аренды и условия найма, правила земле– и возмещения и водопользования долга.

Ростовщикам запрещалось взимать через чур большой процент, а долговому рабству был установлен предельный срок в три года, по окончании которых долговые рабы приобретали свободу. Свободнорожденного человека по большому счету не было возможности сделать рабом по каким бы то ни было обстоятельствам больше, чем на 3 года. В покрытие долга запрещалось отбирать не только почву, но и урожай; вводилось право на отсрочку уплаты долга при определенных событиях.

Вдобавок каждые 10–15 лет Хаммурапи и его преемники издавали так именуемые указы справедливости (по ним аннулировались долговые обязательства, существовавшие в то время, и люди, оказавшиеся в кабале, освобождались от нее, а недвижимость, данная за долги либо под залог, возвращалась к ним).

Законы Хаммурапи закрепили сословную структуру общества: ущерб, нанесенный личности мушкенума (тем более вардума), карался не так строго, как правонарушение против личности авилума, но покушение на имущество мушкенумов каралось, напротив, строже, чем покушение на имущество авилума – так как имущество мушкенума входило в госфонд. Разрешались межсословные браки, причем дети наследовали статус того из своих родителей, у которого он был выше (к примеру, женщины и сын раба из сословия авилумов считался авилумом).

За правонарушение, идеальное рабом против чужого человека (т. е. не его хозяина либо участника хозяйской семьи), его не было возможности наказать без судебного слушания. Раб имел возможность оспаривать в суде собственную вину. Кроме этого он имел возможность обосновывать, что его поработили незаконно.

В случае если приобретённый на чужбине раб был по происхождению обитателем Вавилонии, то по прибытии в нее он отпускался на свободу без выкупа.

В базе совокупности наказаний, закрепленной в Законах, лежит старое представление о справедливости как о воздаянии равным за равное по принципу талиона — «око за око, зуб за зуб». В Законах Хаммурапи кроме того имеется статьи на эту тему: за повреждение чужого глаза виновный должен был лишиться собственного глаза, выбивший чужой зуб должен был утратить собственный. Тот же принцип использовался при наказании за лживый донос: за необоснованное обвинение назначалась та кара, которая надеялась бы за правонарушение, ложно приписанное доносчиком оклеветанному[30].

Но за многие правонарушения, включая разные виды воровства, наказывали смертью, и в этом отношении нравы Месопотамии были значительно жёстче, чем, к примеру, в Египте, где в большинстве случаев казнили лишь за покушение на царя либо мятеж. Одновременно с этим Законы Хаммурапи учитывают наличие не добрый воли: так, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. В Законах нет наказаний финансовыми штрафами, обширно использовавшихся при III династии Ура.

Разумеется, Хаммурапи и его подданные думали, что подобная практика несправедлива, поскольку практически дает богачам возможность откупаться от наказания.

Примечательно, что самые простые уголовные правонарушения, в частности убийство и обычное воровство, в Законах не упоминаются вовсе, потому, что такие дела решались по уже существующим обычаям, и Хаммурапи не планировал вносить тут ничего нового. Но необыкновенное внимание уделяется домашнему праву. Тут Хаммурапи также пробовал проводить честную политику и ограждать законные интересы людей, как их тогда осознавали, учитывая конкретные события.

К примеру, прелюбодеяние каралось в том случае, если в него была вовлечена замужняя дама, но решение суда зависел от обиженного мужа, которому предоставлялось выбирать одно из двух ответов: или предать смерти и неверную жену, и ее соблазнителя, или забыть обиду обоих. Иными словами, в случае если потерпевший не желал портить жену, он должен был отказаться и от мести обидчику, поскольку они оба равняется были виноваты в случившемся. Папа не имел права лишать сыновей наследства, в случае если те не совершили правонарушения.

Иначе, некоторыми собственными законами Хаммурапи стремился не наказывать правонарушение, а хитроумно предотвращать его. Так, армейским колонистам – «царским людям», приобретавшим от царя маленькие участки национальной почвы на условии воинской работы, не разрещалось реализовывать эти участки – так как они принадлежали стране и только предоставлялись в пользование.

Дабы на деле добиться исполнения этого запрета, Законы Хаммурапи определяли: в случае если кто-то приобретёт надел для того чтобы солдата, последнему достаточно заявить об этом, и почва возвратится к нему, а деньги, полученные за нее, он может не возвращать. Казалось бы, закон нелогичен: виновный не только не наказан, но кроме того остался с прибылью. Но так исключалась сама возможность аналогичного правонарушения, поскольку никто не захочет брать у военного колониста его служебный надел, зная, что на этом легко возможно утратить личные деньги, а почву так и не взять.

Хаммурапи очень гордился собственными законами, вычислял их главным достижением собственной жизни и призывал всех будущих царей направляться их образцу и духу, многозначительно прибавляя: «Мои законы отменны, мои установления не имеют равных! Лишь для неразумного они – безлюдное, но умному они созданы для соблюдения». Более того, он запретил преемникам уничтожать их либо заменять в том месте его имя их собственными именами на грани самых ужасных проклятий такому правителю и всей его стране.

Не нужно думать, что Хаммурапи желал так окончательно обязать всех жить по созданным им законам: он потребовал только, дабы их текст не искажали и не приписывали второму правителю – т. е. не уничтожали память об этом труде Хаммурапи, – а не того, дабы по ним всегда делали выводы! Это требование царя месопотамцы, очень уважительно относившиеся к его памяти, неукоснительно выполняли и большое количество столетий спустя, сохраняя и переписывая текст Законов Хаммурапи без всяких искажений. До нас дошло около 40 их поздних копий – это больше, чем количество копий любого другого клинописного текста, не смотря на то, что позднее в стране делали выводы, само собой разумеется, уже по совсем иным законам.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: