Зарождение и развитие почты

усложнение и Учащение контактов между отдельными коллективами людей потребовало совершенствование средств связи. Первоначально вестников отправляли лишь в экстренных случаях. В таковой роли имел возможность выступать любой человек.

В ходе перехода от родоплеменного строя к стране передача информации на расстояние получает регулярный, постоянный темперамент, а исполнение данной функции преобразовывается в профессию. Зарождается новый вид связи – почта.

Происхождение этого вида связи характеризовалось не только превращением обязанностей вестника в профессию. Как полагают аналитики, слово «почта» происходит от позднелатинского слова «posita», что когда-то означало остановку либо станцию[110]. Следовательно, под почтой первоначально осознавали передачу информации из рук в руки как эстафету.

Возможно принять на веру, что греческие гемеродромы передвигались со скоростью 10 км/ч. Но в случае если это и было так, то скорость их передвижения пребывала в обратно пропорциональной зависимости от расстояния, в противном случае говоря, чем большее расстояние им требовалось преодолеть, тем с меньшей скоростью они имели возможность передвигаться.

Дабы обеспечитьих передвижение с большой скоростью, нужно было поделить преодолеваемое ими расстояние на маленькие расстояния и организовать передачу информации от одного вестника к второму.Зарождение и развитие почты

Вследствие этого направляться обратить внимание на то, что в древности (к примеру, в Индии и Китае) одним из атрибутов вестников были бубенчики, т. е. маленькие колокольчики. Кое-какие авторы уверены в том, что с их помощью вестники давали знать о том, дабы им уступали дорогу. Но маловероятно, дабы в Старой Индии и в Старом Китае улицы были так запружены людьми, что существовала необходимость в аналогичной сигнализации.

Возможнее второе. Так, вестники информировали о собственном приближении к эстафетным либо почтовым станциям, дабы те, кому нужно было передать данные, к моменту их прибытия готовьсясразу же последовать дальше.

Нужно обратить внимание еще на одно событие. Слово «почта» свидетельствует не только учреждение связи, но и пересылаемую кор-респонденцию[111]. Исходя из этого формирование почты как средства связи завер-шается тогда, в то время, когда устная передача информации заменяется письменной, т. е. в то время, когда пересылка корреспонденции делается основной функцией почты.

Самые ранние сведения о существовании почты датируются финишем III тысячелетия до н. э. К этому времени относятся упоминания о существовании работы царских курьеров в Старом Египете.

«Около 2000 г. до н. э., – пишут П. Джеймс и Н. Торп, – египетские фараоны создали царскую работу курьеров, доставлявшую корреспон-денцию сперва по реке, а после этого и по суше», причем «примерно в 1900 г. до н. э. были установлены эстафетные станции»[112]. На протяжении раскопок в Эль-Амарне были обнаружены остатки архива середины XIV в. до н. э. Среди сохранившихся документов удалось прочесть письма к Тутанхамону[113].

Более ранние следы почтовой корреспонденции сохранились на территории турецкого города Культепе, где археологи раскопали около 16 тыс. глиняных табличек, относящихся к XIX в. до н. э. Одно из этих самых древних писем гласит: «Я взял твои указания и в тот же сутки, в то время, когда пришла табличка с твоим письмом, дал твоим агентам три мины серебра для приобретения свинца. Так что, если ты еще брат мне, отдай мои деньги с курьером»[114].

Не позднее 1000 г. до н. э. почта появилась в Китае. Наверное, первоначально она также была пешей. Не обращая внимания на это, Конфуций (551–479 гг. до н. э.) писал: «…Честные деяния распространяются стремительнее, чем императорские распоряжения, передаваемые по эстафете либо с курьером»[115].

Из этого явствует, что в середине I тысячелетия до н. э. в Китае также существовали эстафетные либо почтовые станции.

Как уже отмечалось, в то время, когда в 490 г. до н. э. грекам пригодилось сказать о разгроме персов в Марофонской равнине, они направили в Афины вестника. Это указывает, что в V в. до н. э. греки применяли пеших вестников кроме того для передачи экстренной информации.

Расширить скорость передвижения вестника имела возможность лишь лошадь. Дикая лошадь обитала в индоевропейских степях и была приручена приблизительно в IV–III тысячелетии до н. э.[116] Но самые ранние сведения о ее применении в упряжке относятся к XVI–XIV вв. до н. э., для верховой езды ее стали использовать не ранее XIV в. до н. э.[117].

Но «кроме того в конце II тысячелетия до н. э., – пишет В. А. Шнирельман, – такие индоевропейские народы как фракийцы, иллирийцы, ахейцы и дорийцы или по большому счету не знали верховой езды, или ездили на лошадях весьма редко»[118].

Верховая езда приобретает распространение только в I тысячелетии до н. э. Одним из тех народов, каковые первыми начали применять ее для почтовых целей, были персы[119].

Говоря о персидском правителе Дарии II, греческий историк Ксенофонт (430–355 гг. до н.э.) писал: «По окончании того, как он установил, какой путь может выполнить лошадь днем перед тем, как ее потребуется кормить, он устроил на соответствующих расстояниях особые станции, на которых пребывали лошади и конюхи. Кроме этого, он назначил на каждую из таких станций смотрителя, в обязанности которого входил дальнейшая отправка и приём писем, приют утомившихся людей и лошадей и отправка свежих. Говорят, что доставка не прерывалась кроме этого и ночью»[120].

«Ничто в мире не перемещается так скоро, как…персидские курь-еры, – писал второй греческий историк Геродот, живший в V в. до н.э., – нет ничего, что может сбить их скорости на дистанции, которую они должны пройти, – ни снег, ни ливень, ни жара, ни темнота. Первый наездник передает депешу второму, второй-третьему, и та потом, из рук в руки, по всей линии, подобно огню при греческом факельном беге»[121].

В следствии этого 1600-мильный путь от столицы Персидской империи города Сузы до побережья Эгейского моря они преодолевали за 9 дней. В случае если учесть, что древнегреческая миля была равна 1,4 км, получается, что скорость доставки персидской почты составляла около 250 км в день[122].

В то время, когда в 330 г. до н. э. Александр Македонский (356–323 гг. до н.э.) разгромил Персию, он сохранил ее почту. Через 7 лет Александр Македонский погиб, его империя распалась, и унаследованная от персов почта пришла в упадок[123].

Прошло время, в Средиземноморье появилась новая большая держава – Римская империя. Она превзошла по своим размерам Персидскую, а исходя из этого нуждалась в еще более идеальных средствах связи.

На Апеннинском полуострове сложилась так разветвленная транспортная совокупность, что появилась поговорка: «Все дороги ведут в Рим». По некоторым данным, во время расцвета Римской империи их общая длина превышала 100 тыс. км[124]. Упорядоченный темперамент поч-товая работа купила в правление императора Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.)[125].

При нем на дорогах показались почтовые станции, где возможно было отдохнуть и поменять лошадей. Это обеспечило доставку почты со скоростью 10–15 км/ч[126].

В VII в. в Передней Азии на обломках империи семейства Сасанидов, появилось новая страна, в котором взяли власть последователи пророка Мухаммеда – Арабский халифат. От столицы халифата Багдада в различные финиши империи протянулись дороги, на которых было открыто более 900 почтовых станций[127].

Халиф Абу Джафар Мансур утверждал: «Мой трон держится на четырех столбах и мое владычество на четырех лицах, в частности: безукоризненном кади (судье), энергичном управляющем полицией, честном министре финансов и преданном почтмейстере, осведомляющем меня обо всем»[128].

Существует вывод, что почтовая работа существовалаи

по окончании распада Арабского халифата в XI в., пока не была уничтожена в следствии завоевания Тимура 1400 г.[129]

К тому времени была создана вторая более разветвленная почтовая сообщение. В середине XIII в. появилась Монгольская империя, границы которой протянулись от Центральной Европы до Тихого океана. Посетивший ее во второй половине этого столетия, итальянец Марко Поло в собственных записках сравнил монгольскую почту с персидской и привел поражающие отечественное воображение цифры.

Если доверять ему, по всей империи было создано около 10 тыс. почто-вых станций, каковые обслуживало 200–300 тыс. лошадей. Среднее расстояние между почтовыми станциями составляло около 25 миль, 40 км. Это значит, что протяженность почтовых дорог достигала 400 тыс. км[130].

Факт, представляющийся немыслимым.

В XIV в. монгольская империя вступила во время раздробленности. Как следствие этого, распалась прошлая почтовая работа. Но не везде.

В Китае она существовалаи по окончании изгнания завоевателей.

В годы кризиса Римской империи III–V вв. ее почта пришла в упадок. Прекратили функционировать почтовые станции, травой заросли многие дороги.

Франкский король Хлодвиг I (465–511) постарался хотя бы частично сохранить римскую почту, но по окончании того как в IX в. созданная его потомками империя распалась, единая почта на ее территории совсем прекратила собственный существование[131].

С этого времени самой разветвленной делается папская почта, потому, что Ватикан поддерживал связи со всеми епархиями в Европе. Собственная почта существовала у рыцарских орденов и монастырей. Появляется и приобретает распространение почтовая связь между университетами[132].

В XII–III вв. по Западной Европе прокатилась волна муниципальных революций. Практически все более либо менее большие города взяли независимость от феодалов и создали самоуправление. Для общения между собой они создали собственную, городскую либо муниципальную почту[133].

Особенной подвижностью в средние века отличались скупщики скота, каковые пребывали в постоянных разъездах. Кое-какие жители стали использовать их для пересылки почтовой корреспонденции. Так появилась «почта мясников», просуществовавшая до XVII в.[134].

В XV в. во Франции была создана королевская почта. Она начала оказывать услуги частным лицам и с 1598 г. стала общедоступной[135]. Вследствие этого монастырская, рыцарская, муниципальная, почта мясников и «университетская почта» потеряли прошлое значение.

А в 1719 г. Людовиг XV ввел национальную монополию на почтовые услуги[136].

Самым широким западноевропейским национальным образо-ванием в течении всего средневековья была Священная Римская империя. Она включала в себя десятки больших и небольших стран Австрии, Венгрии, Германии, Нидерландов, Италии и Испании. Исходя из этого тут неприятность почтового сообщения имела значительно большее значение, чем в других частях Европы.

В конце XV – начале XVI вв. появилась почтовая компания «Турн и Таксис», которая просуществовала два с половиной века и неспешно связала между собой практически все страны, входившие в состав Священной Римской империи. Королевская власть в Пруссии выкупила у Таксисов их почтовую работу лишь в 1867 г. [137].

В Испании королевская власть забрала в собственные руки почтовую работу в начале XVIII в., в Голландии – в середине XVIII в., в Швейцарии – в конце XVIII в. В Северной Америке до революции почта подчинялась главному почтамту в Лондоне, по окончании происхождения США – федеральному правительству. В Англии продолжительное время почта принадлежала семейству Р. Аллана и его потомкам. В конце XVIII в. она также перешла в руки государства[138]

В средние века почта по большей части обслуживалась конными вестниками. И лишь в XV–XVI вв. их заменили особые почтовые кареты[139]. Слово карета случилось от слова «каруцци».

Так в римской Империи именовали крытые повозки[140].

Возрастание количества адресатов стало причиной появлению почтовых ящиков[141]. По некоторым данным, привилегия на устройство первых почтовых коробок была выдана во Франции в 1653 г. рэкетмейстеру либо сборщику податей Людовика XIV Ренуару де Виллайе[142]. В 1771 г. почтовые коробки показались в Вене, в 1776 г. – в Берлине, в 1829 г. – в Копенгагене, 1848 г. – в Петербурге и Москве, в 1855 г. – в Швеции[143].

Существует вывод, словно бы бы уже в середине XV в. во Франции скорость доставки корреспонденции достигала 150 км в день, а в Германии финиша XVII в. – 200 км[144]. Но, наверное, приведенные цифры характеризуют скорость экстренной доставки корреспонденции.

Наровне с конной почтой и пешей в древности появился еще один вид почтовой связи. Было увидено, что голуби в обязательном порядке возвращаются в собственные гнезда, куда бы их не занесли. К этому направляться добавить, что голубь способен развивать скорость до 60–70 км[145], что намного превосходит скорость передвижения не только пешего вестника, но и наездника.

Эти качества голубей человек начал использовать для передачи с их помощью экстренной корреспонденции[146]. самые ранние упоминания о прирученных голубях относятся приблизительно к 2000 г. до н. э. (шумеры), а первый известный факт применения почтовых голубей – к XII в. до н. э. (египтяне). Почтовых голубей применяли древние древние и греки римляне, арабы, китайцы, турки, китайцы и европейцы[147].

На протяжении Франко-Прусской войны (1870–1871) посредством голубей осажденный Париж поддерживал сообщение с внешним миром. Во время второй мировой Англия имела практически полмиллиона почтовых голубей[148]. Имеются сведения, что в экстренных случаях в Японии голубиная почта употреблялась кроме того в конце XX в.[149].

Когда показалась переписка, появилось рвение скрыть либо засекретить информируемую данные. «Уже в исторических документах древних цивилизаций – Индии, Египта, Месопотамии – пишет создатель книги «История шифровального дела в Российской Федерации» Т. Соболева, – имеются сведения о способах и системах составления шифровального письма»[150].

В 855 г. показалась первый знакомый нам труд, посвященной шифровальному мастерству – «Книга о громадном рвении человека разгадать загадки старой письменности»[151].

Кодируя либо же шифруя собственную корреспонденцию, государство начинает проявлять интерес к личной переписке. Так появилась перлюстрация. вскрытия чужих и Отдельные случаи перехвата писем имели место неизменно.

В XVII в. известный А. Ж. Ришелье создал во Франции первые «тёмные кабинеты», т. е. особые национальные учреждения, на каковые была возложена обязанность смотреть за личной перепиской[152].

У Франции это новшество заимствовали другие страны.

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: