Зарождение юридических лиц

Римские юристы не создали понятия юрлица как особенного субъекта, противопоставляемого лицу физическому, ввиду того, что отношения, на земле которых появляются юридические лица, в римской судьбы не были достаточно развиты. Однако уже в законах XII таблиц упоминались разные частные корпорации сакрального характера (collegia sodalicia), опытные объединения рмесленников и т.п. С течением времени количество корпораций (как публичного характера, так и частного) росло.

Наименование “юрлицо” римскому праву не было известно; новейшие изучения1 продемонстрировали, что в латинском языке кроме того ле было особого термина для обозначения учреждения2. Римскими юристами была создана и сущность этого явления. Они ограничиваются только признанием факта принадлежности прав разным организациям.

Они сравнивали эти организации с человеком, с лицом физическим, и говорили, что организация действует personaevice (вместо лица, в качестве лица), privatorum loco (вместо отдельных лиц, на положении отдельных лиц). В этом возможно видеть зародыш “теории фикции юрлица”, показавшейся в средние века и взявшей распространение в зарубежной теории права.Зарождение юридических лиц

Отдельные примеры для того чтобы рода субъектов, видящиеся в источниках: казна (республиканская — aerarium, императорская — fiscus), муниципии, разные альянсы лиц одной профессии (булочников, мясников, ремесленников и т.д.) decuriae apparitorum (альянс низших национальных служащих), благотворительные учреждения и др. Происхождение юрлиц. По законам XII таблиц допускалась практически полная свобода образования коллегий, ассоциаций и т.п.

Члены подобного рода объединений были вольны принять для собственной деятельности любое положение (устав), только бы в нем не было ничего нарушающего публичные законы 1. Данный порядок свободного образования коллегий, заимствованный, по словам Гая, из законодательства Солона, т.е. из греческого права, просуществовал до конца республики. С переходом к монархии свободное образование коллегий начало возбуждать подозрение со стороны принцепсов и выяснилось политически неприемлемым.

Еще Юлий Цезарь, воспользовавшись в качестве предлога некоторыми злоупотреблениями, имевшими место на земле свободного образования коллегий, запустил все корпорации, не считая появившихся в старейшую эру. Затем Август издал особый закон, по которому ни одна корпорация (не считая религиозных и некоторых привилегированных, к примеру похоронных товариществ) не имела возможности появиться (с юридическим ее признанием) без санкции императора и предварительного разрешения сената (так называемая разрешительная совокупность).

Прекращалось юрлицо с достижением цели его деятельности, распадением личного состава (хорошие юристы признавали в качестве предельного количества участников — три), и в случае если деятельность организации принимала противозаконный темперамент. Правоспособность юрлиц в Риме понималась пара необычно если сравнивать с современным ее пониманием.

К примеру, юрлицо признавалось талантливым иметь права патроната, носившие практически домашний темперамент, и не считалось (за немногими исключениями) талантливым приобретать имущество по наследству и т.п. Дела юрлица вели избиравшиеся для данной цели …та основании устава) физические лица (по современной терминологии — органы юрлица), к примеру в благотворительных учреждениях — oeconomus, в городах-общинах — actor (D.3.3.74) и т.д.

его виды и Брак.

Понятие брака. Семья образуется при помощи брака. Брак определяется римским юристом Модестином как “жены и союз мужа, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права” (D.23.

2. 1.).

Это идеалистическое определение брака не соответствовало настоящему положению: кроме того в хорошую эру, в то время, когда римское право достигло наивысшего развития, дама далеко не была равноправным товарищем супруга. Римское право различало (впредь до Юстиниана) matnmonium iustum.nnn matrimonium iuris civilis, законный римский брак (между лицами, имевшими ius conubii, см. выше, Разд. 111 § 2, п. 2), и matrimonium iuris gentium (брак между лицами, не имевшими ius conubii).

От брака отличается конкубинат, разрешённое законом постоянное (а не женщины) и случайное сожительство мужчины, но не отвечающее требованиям брака . Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти.

Не обращая внимания на моногамный темперамент римской семьи, для мужчины в республиканскую эру считалось допустимым наровне с matrimonium с одной дамой пребывать в икубинате с другой (наоборот, всякое сожительство дамы с другим мужчиной, не считая мужа, давало в древнереспубликанском праве мужу убить жену). В доюстиниановом праве различали брак cum manu mariti, т.е. брак с мужней властью, в силу которой супруга действовала под власть мужа (либо домовладыки, в случае если супруг сам был подвластным лицом), и брак sine manu, при котором супруга оставалась подвластной прошлому домовладыке или была независимым лицом. Брак sine manu по наружности был похож на конкубинат, но отличался от него особой affectio maritalis намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей (liberorum quaerendorum causa).

Удивительные статьи:

Похожие статьи, которые вам понравятся:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: